Мероприятие по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Мы в ответе".
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Попова Ирина Евгеньевна

Мероприятие по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних с использованием социального театра. Цель:профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_v_otvete_ns.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних  «Мы в ответе».

Возрастная группа: обучающиеся 5 классов.

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с разными аспектами последствий правонарушений с точки зрения закона.

2.  Способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

3. Воспитать чувство ответственности за свои поступки.

5. Ознакомить с понятиями проступок, правонарушение, преступление.

6. Ознакомить с ответственностью несовершеннолетних.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование: экран, проектор, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия.

1. Вступление.

Социальный педагог.

Тема нашего мероприятия называется « Мы в ответе». Я вас познакомлю с такими понятиями, как проступок, правонарушение и преступление. А также с ответственностью несовершеннолетних за свои поступки.

Каждый человек хочет, чтобы его права никто не нарушал и чувствовать себя в безопасности. Нам хочется верить, что большинство людей в мире, в нашей стране, в нашем городе – добропорядочные граждане, которые руководствуются принципами морали и нравственности, поступают по совести, учитывают мнения других людей, не нарушают их права, соблюдают закон. Если бы каждый человек так жил и вёл себя, то не нужны были бы ни полиция, ни суды, ни тюрьмы. Но, к сожалению, эта картина далека от реальности. В мире постоянно совершаются различные преступления и правонарушения.

По данным полиции нашего города, правонарушения и преступления за 2016 год совершили   56     подростков, из них на учете в подразделении по делам несовершеннолетних состоит 5 учеников из нашей школы. Самому младшему из них на момент преступления было 7 лет.

Получается так, что школьники не всегда осознают, что совершают правонарушение. Но незнание закона – это не оправдание.

Сегодня мы с вами вооружимся необходимыми знаниями для того, чтобы всех этих опасностей избежать, и если уж что-то произойдет, то вы будете знать, как правильно поступить, как нужно себя вести. Я не буду вам читать никаких лекций и нравоучений, нужные выводы вы легко можете сделать сами.

2.Социальный театр.

Социальный педагог: В этой работе мне помогут ребята из социального театра. Сейчас они покажут несколько сценок из школьной жизни. Ваша задача определить, были ли совершены какие-нибудь поступки, которые незаконны.

Итак, приглашаем наших артистов.

Звучит музыка из фильма «Джентельмены удачи».

Сценка №1. В магазине. Двое учеников встретились после уроков.

1 ученик: Привет!

2 ученик : Привет! Как дела?

1 ученик : Да нормально все. Наконец-то кончились уроки!

2 ученик : Это точно. Такая скука сидеть 5 уроков! Надоело, все учат, учат!

1 ученик: Еще бы. Да нам за такие мучения мороженое нужно выдавать. Бесплатно!

2 ученик: Ну вот зачем ты заговорил о мороженом? Я так хочу мороженого, пирожного, шоколада, чипсов и…

1 ученик: И газировки…

2 ученик: Слушай, у тебя деньги есть?

1 ученик: Есть. Ау тебя?

2 ученик: У меня тоже.

1 ученик: Пошли в магазин! Купим чего-нибудь вкусненького!

2 ученик: Пошли.

1 ученик: Только тут у меня такая идея возникла…

2 ученик: Какая?

1 ученик: Ну зачем мы будем тратить свои деньги? Мы их лучше тратить не будем, скопим, и чего-нибудь купим. Например, наушники крутые!

2 ученик: А как же мы пойдем в магазин, ведь без денег мы не сможем ничего купить?

1 ученик: А тут ты не права, подруга! Я знаю одну волшебную хитрость!

2 ученик: Ничего себе! Какую?

1 ученик: Ну, смотри, это же магазин самообслуживания.

2 ученик: Ну…

1 ученик: Мы такие заходим, ходим по рядам, как –будто что-нибудь выбираем…

2 ученик: И что дальше?

1 ученик: Ходим, ходим. А сами потихонечку так, незаметненько так берем что-нибудь и прячем в карман.

2 ученик: А вдруг заметят?

1 ученик: Да  ты что? Ну как они заметят? Мы же потихонечку. Пойдем?

2 ученик: А вдруг мама узнает?

1 ученик: Да об этом никто не узнает! Вот увидишь! Ну что, пойдем!

2 ученик: Ну пойдем, попробуем…

1 ученик: Главное, делай умный вид!

2 ученик: Если получится…

Звучит музыка из фильма «Подозрительный».

Подруги заходят в магазин. Ходят по торговым рядам. Незаметно крадут по шоколадке и прячут в карман. С серьезными лицами проходят мимо кассы. Но тут их останавливает продавщица.

Продавщица: Ребята, остановитесь, пожалуйста!

Ребята: Зачем?

Продавщица: Мне показалось, что вы забыли заплатить за покупки,

1 ученик: За какие таки покупки?

2 ученик: Мы ничего не покупали!

Продавщица: Вы уверены? А те шоколадки, которые вы положили в карманы?

1 ученик: Какие шоколадки?

2 ученик: Вот эти что - ли? (вынимает шоколад из кармана)

Продавщица: Эти самые! Знаете, ребята, воровать нехорошо. Я вынуждена вызвать ваших родителей и полицию. ( Вызывает по телефону полицию)

Продавщица их выводит.

Обсуждение сценки.

Социальный педагог задает вопросы детям:

- Ребята, как вы думаете, что совершили ребята?

-Что значит воровать?

-Какого человека называют вором?

- Как вы думаете, почему ребята из нашей сценки решили пойти на воровство?

-Нужно ли наказывать за воровство?

-Можно ли в магазине взять что-нибудь, и, не заплатив, идти домой?

-Можно ли брать чужую вещь у одноклассников, если она тебе понравилась? Почему вы так считаете?

-Если ребенок домой приносит чужую вещь (игрушку, книгу), можно ли назвать его вором?

- Итак, какой вывод можно сделать:

1. Брать чужие вещи без разрешения нельзя.

2. В магазинах ничего нельзя брать, не расплатившись за товар, иначе это будет воровством, за которое нужно отвечать.

Социальный педагог: Основной вид преступлений, который совершают дети – это воровство в магазинах. Уже начиная с 1 класса дети начинают воровать. Они воруют не из-за того, что им нечего есть, а ради интереса и жадности, им просто хочется получить желаемое бесплатно. Дети не вспоминают о том, что воровство наказывается по закону.

А теперь предлагаю вашему вниманию следующую сценку.

Сценка №2 . В раздевалке.

Звучит музыка из фильма «Джентельмены удачи».

Школьный звонок.

На сцене имитация школьной раздевалки. Два ученика шарятся по карманам чужих курток. Находят деньги и берут их себе. Вдруг слышат, что к раздевалке кто-то подходит. Учительница ведет ученика после уроков в раздевалку.

Учитель: Ну что мне с тобой делать, Петров?

Ученик: Не знаю, Марья Ивановна, впрямь не знаю.

Учитель: Ты уже вторую неделю не можешь сдать зачет по биологии!

Ученик: Сдам, Марья Ивановна, сдам. Четверть ведь еще не кончилась.

Учитель: Сдаст он. Сегодня после уроков целый час сидел, и ничего. Ладно, иди в раздевалку, одевайся и домой, учить!

Ученик: До свидания, Марья Ивановна.

Учительница уходит. Ученик кладет телефон, одевается и уходит, оставив телефон.

В это время спрятавшиеся ученики вылезают из-под парты.

1 ученик: Фу, наконец-то ушли.

2 ученик: Ладно хоть нас не застукали, а то такое бы началось!

1 ученик: Посмотри, сегодня улов у нас неплохой, не то, что вчера.

2 ученик: Давай сосчитаем.

Садятся на парту и считают деньги.

1 ученик: Триста рублей!!!

2 ученик: Здорово!!!

1 ученик: Ладно, давай, пошли быстрей отсюда, пока нас не поймали.

2 ученик: Смотри, этот лопух телефон оставил.

1 ученик: Ну ты смотри, как нам сегодня повезло! И денег раздобыли, и телефон нашли.

2 ученик: Класс!

Звучит музыка из фильма «Подозрительный».

Оглядываясь, оба ученика на цыпочках уходят из раздевалки.

Социальный педагог.

-Как вы думаете, какие незаконные поступки совершили  эти ребята?

- А можно ли оставлять ценные вещи, телефоны, деньги в раздевалке?

-Как вы думаете, если ребята телефон не вытащили из кармана, а просто нашли и взяли его себе, это является воровством?

-Какой вывод мы можем сделать в этой ситуации?

Вывод:

- В раздевалке в карманах своей одежды  нельзя оставлять ценные вещи ( деньги, телефоны и.п.)

-Запомните, если вы нашли какую-нибудь вещь, оставленную кем-то (телефон, деньги, фотоаппарат т.п.), то нельзя брать это себе. Это будет являться воровством ( вы ведь никому ничего не сказали, а просто присвоили чужую вещь).

- Любые чужие вещи брать нельзя!

- Чужую вещь можно взять только с разрешения хозяина.

-Если случилось так, что вы взяли без спроса что-нибудь, нужно честно признаться в этом и извиниться. Тогда вас никто не будет считать вором.

- Чтобы не было неприятных ситуаций, не оставляйте свои вещи без присмотра. Будьте внимательны, не забывайте свои телефоны ( или что-то другое) в раздевалках, на подоконниках, в столовой, буфете и т.п.

Помните, кража чужого имущества - это уже преступление. Уголовная ответственность наступает с 14 лет. Уголовная ответственность – это наказание, подростка могут поместить в ЦВСНП (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, который находится в Йошкар-Оле), либо в Специальное исправительное учреждение закрытого типа ( до 3 лет). В худшем случае возможно лишение свободы.

Сценка №3. Дело было вечером.

Родители девочек работают в ночную смену, поэтому они остались с бабушкой.

На сцену выходит бабушка кого-то ищет.

Бабушка: Это что же мне теперь делать-то, а? И куда это они запропастились? Время уже 10 вечера, а их нет! О-о-ой, что ж я родителям-то скажу, когда они придут с работы? ( зовет по именам). В полицию может позвонить, может случилось с ними что-нибудь). (Уходит со сцены).

Выходят две девочки.

1 девочка: Здорово мы с тобой сегодня нагулялись!

2 девочка: Точно. Как ты думаешь, бабушка нас еще не потеряла?

1 девочка: А чего нас терять, мы тут. А бабушка наверно отдыхает от нас, она ведь сама говорила, что покоя от нас нет, отдохнуть-то ей некогда. А тут видишь, мы ей дали ц-е-е-е-лый вечер отдыха. Как бы не устала отдыхать…

2 девочка: Нет, я думаю, что она точно волнуется. Время-то уж 10 вечера прошло.

1 девочка: Ну и что, что 10. Мы ведь уже не маленькие. Мы уже пятиклассницы!!!

2 девочка: Ты так думаешь?

1 девочка: Конечно! И вообще, ты природу любишь?

2 девочка: Люблю…

1 девочка: А пошли на дамбу, полюбуемся ночной Волгой. Ты видела ночную Волгу?

2 девочка: Нет, не видела…

Появляется полицейский, идет по направлению к девочкам: Здравствуйте, девочки! Старший лейтенант Кириллов!

Девочки: Здравствуйте…

Полицейский: Это, наверное, вас разыскивает вся полиция города?

1 девочка: Нет, не нас…

2 девочка: А зачем нас искать, мы же потерялись.

1 девочка: Мы просто гуляем…

Полицейский: А который час, вы знаете? Детям можно находиться на улице без сопровождения взрослых до 10 вечера! А вы одни или со взрослыми?

Девочки: Одни

Полицейский: Ваша бабушка уже с ног сбилась, обзвонила все больницы! И даже морг! Ваших родителей вызвали с ночной смены на работе! А теперь, прошу за мной проследовать  в отделение полиции. А у нас закон такой- скоро 22 -спеши домой! ( Уводит девочек).

Обсуждение. Социальный педагог:

-Какое правонарушение, по вашему мнению, совершили девочки?

-Как вы думаете, какие могут быть последствия?

Социальный педагог: Девочки совершили в данном случае правонарушение – нахождение в общественных местах без сопровождения взрослых после 22 часов. Ответственность за это нарушение требований Закона возлагается на родителей. На родителей составляется протокол по ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего), так как они  допустили, что их дети  самостоятельно находились в ночное время в общественных местах. Получается, что тем самым родители не исполняют обязанности по  воспитанию. Родители и ребенок будут вызваны в администрацию города на заседание Комиссии по делам несовершеннолетних, где будет определено соответствующее наказание.

Вывод: Знайте, запрещено находиться несовершеннолетним на улице в ночное время без сопровождения взрослых которые несут за вас ответственность. В зимний период нельзя появляться на улице после 22 часов ( с 1 ноября до конца марта) без взрослых, а в летний период с 1 апреля до конца октября, нельзя появляться на улице без взрослых после 23 часов.

Социальный педагог: Теперь нашему вниманию представляется еще одна сценка.

Сценка №4. Ложное сообщение об акте терроризма.

Школьники  собираются на урок. Приходит Вася.

Вася: Ну чего, собрались? Давайте быстрее, а то опоздаем.

1 ученик: Ну и подумаешь, опоздаем. Чего такого-то?

2 ученик: А вы не забыли, что сегодня первым уроком математика?

Вася: Такое не забудешь!

2 ученик: А вы помните, что будут контрольная по итогам всей четверти?

Все вместе: Точно!

1 ученик: Мне двойка обеспечена.

2 ученик. И мне…

Вася: И мне…

1 ученик: Да меня родители точно накажут. И телефон не купят. Потому что у нас уговор: если я получу двойку по математике, никаких телефонов.

2 ученик: А меня из-за двойки гулять не пустят, да к тому же заставят заниматься этой математикой дополнительно.

Вася: Ребята! Идея!

1 и  2 ученики вместе: Какая?

Вася: Давайте сорвем контрольную! Сейчас позвоним в школу и скажем, что там заложена бомба, тогда всех из школы выгонят, будут искать бомбу. Ну и контрольной не будет…

1 ученик: Это ты здорово придумал!

2 ученик: Голова!

Вася берет телефон, звонит в школу,  и изменив голос, говорит: « Алло! В вашей школе заложена бомба! Через 5 минут она взорвется. Время пошло!»

Все вместе радуются этой выходке. Вдруг звучит сообщение об эвакуации

Обсуждение. Социальный педагог:

-Ребята, скажите, совершили ли ребята что-то незаконное?

-. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка, чтобы сорвать контрольную?

- Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан.

- Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона?

- За это с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб . Так как в случае сообщения об акте терроризма на место происшествия приезжают все службы города: полиция, МЧС, пожарные, скорая помощь, кинологи с собаками.  А если вызов ложный, тогда виновник этого должен возместить ущерб за вызванных специалистов без серьезной причины. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

Вывод: Эта статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Имейте в виду, что баловство с пожарной сигнализацией тоже недопустимо. Если по ложному вызову о пожаре приедет пожарная машина, тоже придется возмещать ущерб. А то и в нашей школе часты случаи, когда дети ради забавы нажимают на пожарную сигнализацию.

3. Подведение итогов.

Социальный педагог:

Сегодня мы с вами увидели несколько противозаконных поступков, которые совершили наши герои. Это кража, нахождение на улице в позднее время суток без сопровождения взрослых и заведомо ложное сообщение об акте терроризма.  Вообще подобные нарушения разделены по закону на три части.

Проступок.                        Правонарушение.             Преступление

Правонарушение – общественно опасное деяние или бездействие, приносящее вред, человеку, обществу, государству.

Проступок – это нарушение правил поведения, менее опасное деяние или бездействие, приносящее вред человеку, обществу и государству, за которое наступает юридическая ответственность.

Преступление – особо опасное деяние или бездействие, приносящее вред человеку, обществу и государству, это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Запомните, уголовная ответственность наступает с 14 лет за следующие преступления: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, кража, грабеж, разбой, вымогательство, терроризм, вандализм, хищение наркотических средств. За остальные преступления ответственность наступает с 16 лет.

Социальный педагог. Я думаю, что это мероприятие было для вас полезным. Мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы будете совершать только хорошие поступки. В завершение давайте проведем воображаемый эксперимент. Представьте, что я и каждый из вас взял в руку по спичке и зажег эту спичку на несколько секунд. А потом задул ее. Представьте, если я скажу сейчас своей потушено спичке: « Стань такой, как прежде, целой, как будто и не горела». Но спичка не сможет заменить свою обугленную часть. Что сгорело, то сгорело. Возможно,  я сожалею теперь, что вообще ее подожгла. Мне хотелось бы вернуть все на свои места, но спичка от этого не станет целой.

Точно также случается и в нашей жизни. Прожитый день не вернуть. Если ты сожалеешь о допущенных ошибках, то пусть они станут для тебя уроком. Время не идет вспять, исправить или стереть, как с листа бумаги, ошибки жизни невозможно. Всегда думай, прежде чем что-то делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»

Классный час направлен на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних...

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»

Цели проведения:      *профилактика правонарушений несовершеннолетних;      *пропаганда правовых знаний;       *формиров...

План мероприятий по профилактике правонарушений среди обучающихся школы

План мероприятий месячника по профилактике правонарушений среди обучающихся МБОУ СОШ пгт. Вахрушев....

Методическая разработка беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Мы в ответе за свои поступки»

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетнихЗадачи:- пропаганда правовых знаний;-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;- развитие умения работать в группе, выра...

Мероприятие по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Моя ответственность» для обучающихся 7-8 классов.

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихсяЗадачи:- познакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с то...

Внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПОДРОСТОК»

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.Задачи:защита прав и законных интересов подростков;снижение подростковой преступн...