Формирование социально активной творческой личности в колледжах Москвы
материал (9, 10, 11 класс) на тему

Безина Елена Давыдовна

 Исследовательская работа по теме "Становление и развитие системы профессионального образования Москвы" .

К великому сожалению, презентация категорически не помещается в рамки 3 МБ. Её размер 64МБ. Поээтому для всех желающих получить какие-то материалы, указанные, но не поместившиеся на этом сайте оставляю арес своей почты: beze197@mail.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Описание работы103 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально значимой личности.

Слайд 1

   Для современного развития России характерно стремление к социальной реконструкции общества: усилению государственности, демократизации, переходу к рыночной экономике. Изменения в социальной жизни общества предъявляют новые требования как к выпускнику общеобразовательной школы, так и к самой школе. Учащиеся должны не только овладеть современной системой знаний, но и адаптироваться к постоянно меняющимся социальным условиям. Процесс социализации сопровождается включением индивида в новые социальные отношения, усвоением индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Меняются не только социально значимые ценности, но и механизмы их освоения.

Слайд 2
   
Существенно изменились требования к уровню и характеру подготов-ленности учащихся, осмысленному выбору профессии и осознанию своего соответствия ей, самостоятельной познавательной деятельности, профессиональному образованию, личной жизни, общению с другими людьми, общественно-политической жизни, разумной организации своего досуга. Это основные параметры формирующегося социального типа молодого человека на этапе завершения профессионального образования.

Слайд 3

     Площадка по ул. Полбина, д.72 в составе Технологического колледжа № 28 вот уже много лет осуществляет подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных  в условиях рыночной экономики рабочих, специалистов, служащих для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли, гостиничного хозяйства и системы управления. Производственное обучение проводится на лучших мясоперерабатывающих предприятиях, в ведущих супермаркетах, в ресторанах, пекарнях и гостиницах Москвы.

 Слайд 4

     Высокие показатели уровня подготовки выпускников колледжа гарантированы не только качественной системой образования, при которой не на словах, а на деле широко применяется индивидуальный подход к обучающимся, учитывающий способности, интересы, материальные и физические возможности студентов, но и системой воспитания, опирающейся на всё тот же индивидуальный (психологический) подход к студентам; системой, в которой принимают активнейшее участие не только завучи, но и все преподаватели и мастера производственного обучения. Это терпеливая, кропотливая работа по исправлению душ, покалеченных семьёй, школой, равнодушием или даже откровенной агрессией окружающих людей.

     Основной контингент ежегодного набора первокурсников составляют так называемые «трудные подростки», недостаточно или неправильно любимые родителями, дети с целым букетом буйно цветущих социальных и психологических проблем. Все эти проблемы произошли от того, что таких детей вовремя не услышали, не заметили или, наоборот, испугались и отодвинули в сторону и не дали им раскрыться, реализовать свои таланты, возможности, не дали почувствовать себя нужными, незаменимыми.

Слайд 5

     Практика разработки примерного социального портрета выпускника показала, что современная школа довольно успешно реализует свою дидактическую функцию, давая детям необходимые знания. В то же время школа недостаточно учит детей критически мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно думать и решать проблемные ситуации, активно и творчески использовать полученную информацию на практике, рационально трудиться. Ученик остается и по сей день весьма пассивным объектом педагогических воздействий. Тем самым школа не в полной мере выполняет важнейшую функцию, традиционно возлагаемую на нее обществом и связанную с социализацией учащихся.

     В школах основной упор, как ни оправдывайся, делается на детей с примерным и хорошим поведением, имеющих отличные и хорошие оценки за знания. Отчасти это объясняется объёмной программой и направленностью на подготовку детей в ВУЗы (успешная сдача ЕГЭ). При таком подходе наибольший интерес представляют дети с адекватным поведением, предсказуемые и управляемые. Нетрудно представить, что  при таком подходе к процессу образования и воспитания формирование социально значимой личности будет узконаправленным: набор необходимых знаний, подтверждённый результатами ЕГЭ, для поступления в тот или иной ВУЗ. Всё! Попробуйте почувствовать себя состоявшейся, гармонично развитой личностью, если вы не вписались в эти узкие рамки, в этот стандарт! А таких детей более 50 % в каждой школе.

Слайд 6

     В колледже (в частности,  нашем) задача перед педагогическим составом стоит прямо противоположная: дать не просто образование, а запустить процесс социализации личности каждого подростка, а именно: всю воспитательную и образовательную работу направить на становление личности ребёнка, постепенное усвоение  подростком требований общества, приобретение им социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношения с обществом. Иными словами – получить не только профессию и знания, но и почувствовать себя нужным человеком, уважающим и уважаемым.

Слайд 7

   Социальное становление молодежи, которому должны способствовать вос-
питание и обучение, - процесс исключительно сложный, многофакторный. Тем не менее, для самостоятельной жизни и трудовой деятельности в реформированном обществе у выпускников общеобразовательной школы должны быть сформированы такие личностные качества, как самостоятельность, эмпатичность, ассертивность, а также в достаточной мере развиты адекватная самооценка, коммуникативные и организаторские способности.
Психолого-педагогические исследования Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, А.К. Марковой, А.К. Осницкого, С.Л. Рубинштейна, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других ученых показали, что именно эти качества и способности личности являются приоритетными. На их основе могут быть сформированы способность к социальной адаптации, уверенность в себе, критическое мышление.

      Преподаватели и мастера колледжа  правильно понимают, что нужно сделать, чтобы успешно реализовать задачу формирования социально значимой личности студента. Вот некоторые высказывания наших преподавателей на эту тему. На вопрос, что нужно подростку для того, чтобы он почувствовал себя социально значимой личностью, Надежда Анатольевна Куция, например, ответила: «Дайте человеку почувствовать вкус своей профессии»; Нина Владимировна Серова сказала: «В каждом человеке есть что-то хорошее, надо это найти и показать самому ребёнку»;

Слайд 8

Светлана Сергеевна Орловская считает, что человеку нужно помочь раскрыться, а Тамара Алексеевна Буторова делает основной упор на труд: «На производстве сразу будет видно, кто чего стоит»,

Слайд 9

     Елена Александровна Ковылина высказала мнение, общее для всех: «Да любить их надо. Любить! Они во всех нас мамку ищут». И все они правы, потому что только чистосердечная любовь и безграничная вера наставника в силы своего ученика способны вдохновить последнего на подвиг самосовершенствования. Главная же сфера становления человека – его трудовая деятельность. Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности. Кроме того, на формирование личности оказывают влияние общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развёртывания самостоятельности, инициативы, творчества. А труд бывает не только на производственной практике. Учение – это тоже большой труд. Общественная деятельность и работа над собой – титанический труд.

     И нет никакого чуда в том, что результатом огромного ( хотя и не всегда видного со стороны ) труда людей, умеющих любить детей настоящей (умной) любовью, становятся выпускники, представляющие собой сформированные, гармонично развитые личности, способные как успешно самостоятельно развиваться в области знаний выбранной профессии, так и бесконфликтно, толерантно строить отношения с обществом.

    Вот несколько довольно ярких примеров развития нестандартных подростков в стенах нашего подразделения.

    Слайд 10

     Мы знаем, что в процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики, что произошло со следующими студентами.

     В 2006 году в экспериментальную  12 группу СПО пришли учиться две девочки: Козлова Катя и Федоренко Настя.

     Катя – жутко зажатый в поведении подросток, настороженный и при первой же опасности готовый огрызаться зверёк. Хитрость, изворотливость – вот её козыри. В школе открыто на конфликты не шла, тихо мстила, а в глазах учителей была милой девочкой. Семья социально благополучная.

     Настя – полная противоположность Кати: минимум знаний, открытый протест, смелость, решительность даже наглость. Но при этом - готовность идти на компромисс со взрослыми. Семья социально благополучная.

     Девочек поняли и помогли найти применение своим талантам. Катя и Настя стали принимать активное участие в общественной жизни  группы и колледжа, испробовали свои силы и умения практически во всех видах деятельности: танцы, инсценировки, пение, экскурсии, оказание посильной  помощи раненым из горячих точек страны, поздравление ветеранов. В результате из Кати «ушла» зажатость и настороженность. Настя научилась ровно и доброжелательно решать спорные вопросы. Девушки нашли себя в своей профессии.

     Сейчас Катя и Настя работают менеджерами. Катя -  по дизайну и рекламе в частной фирме ИП Юдин, которая занимается оформлением банкетов, свадеб и других праздничных мероприятий. А Настя – по работе с клиентами в фирме «Радиус-М».

Слайд 11 

     Современная система образования призвана создавать более эффективную педагогическою среду, в которой присутствовали бы разнообразные подходы к обучению и воспитанию, соответствующие личным запросам учащихся, способствующие формированию социально значимых качеств. Современная педагогика указывает на необходимость перевода учащихся в режим развития и саморазвития с учётом их природных задатков и способностей. Это возможно в личностно-ориентированном обучении, которое успешно применяется на нашей площадке. Примером может послужить успешное становление личности выпускника колледжа Тихонова Дмитрия. Это был ещё один вид «трудного» подростка. «Шут», - так называют учителя подростков с неуёмным характером, живых, непоседливых, скучающих на монотонных лекциях и развлекающих всю аудиторию. Тихонов Дмитрий был переведён с площадки на Верхних полях сюда, на Полбина 72. Чуть ли не единственным плюсом в характере этого подростка стала такая черта, как предельная внимательность к тому, что наверняка пригодится в будущем. Мастера и преподаватели в дальнейшем обучении и воспитании этого подростка сделали акцент именно на эту черту характера, а для самовыражения живости и непоседливости постарались найти поле деятельности. В результате человек нашёл себя в профессии менеджера по кадрам и работает сейчас в гипермаркете «Ашан» со студенческими отрядами. Дмитрий знает все секции и помнит до мелочей особенности всей продукции, расположенной на этих секциях, чему успешно обучает теперь уже своих студентов. А живой неугомонный характер помогает ему быстрее сдружиться со студентами.

Слайд 12

    Успешность социализации учащихся в определенной мере определяется гармонизацией социального взаимодействия со значимыми другими, не только с родителями, но и одноклассниками. Существует весьма популярное направление социализации - это педоцентристское направление. Ориентация педагогического процесса в данном случае обращена на внутреннюю мотивацию наряду с установкой на сочувственное понимание внутреннего мира учеников — на эмпатию (умение сочувствовать), на всемерное содействие процессу естественного саморазвития. Подобная педагогическая философия заложена в модели гуманистической школы Ф. Шлехти и соответственно модели гуманистической социализации, акцентирующей внимание на необходимости решения проблем корректного межличностного общения. Необходимо направить «социализирующие» усилия на положительные индивидуально-психологические изменения в мироощущении, самосознании, эмоциональной жизни ребенка. Это необходимое условие его успешного учения и продуктивной самореализации.

     Не следует думать, что в колледж приходят только подростки с ярко выраженным агрессивным самоутверждением. Есть среди новичков и так называемые «тихони» - ребята с сильно заниженной самооценкой, робкие, застенчивые.

     Среди таких ребят была и Кондусова Лена. Она приехала из Воронежа, а в колледж её буквально за руку привела мама. Лена из многодетной семьи: у неё есть младшие братья. По этой причине мама осталась в Воронеже, а Лена жила в Москве на съёмной квартире самостоятельно и старалась учиться. Классный руководитель, Надежда Анатольевна Куция, вместе с остальными педагогами колледжа помогла Лене не только получить профессию, но и поверить в свои силы, стать решительной и независимой. Сейчас Лена работает бухгалтером в фирме «Радиус М+» и помогает маме и братьям.

Слайд 13.

     В настоящее время в 22 группе учится замечательный парнишка Алейнов Гриша. Мальчик пришёл в колледж с сильно развитым комплексом неполноценности. И есть от чего. Гриша мал ростом и горбат. Его классный руководитель Нина Владимировна, испытывая невыразимую жалость к ребёнку, тем не менее, с первого момента знакомства сразу же стала относиться к Грише как ко взрослому ответственному человеку, не выказав никакого внимания к его физическим недостаткам. Доброе, ласковое и дружеское отношение классного руководителя, ребят в колледже и всего педсостава дали подростку возможность самому забыть про свой недуг и почувствовать себя раскрепощённым человеком. Конечно, всё удалось не сразу. Во время проведения открытого урока Гриша так и не смог перебороть свою робость и выйти на сцену, хотя тщательно готовился к выступлению. Но уже через полгода во время проведения «Масленицы» он, не стесняясь ребят и взрослых, лихо отплясывал в вестибюле колледжа. Человек смог забыть о своём физическом недостатке потому, что для преподавателей и студентов колледжа главное – это внутренние качества человека. Однокурсники Гриши на вопрос, не мешает ли им Гришин горб общаться с юношей, отвечали, что они его (горб) просто не замечают. Сейчас Григорий полностью преодолел свой комплекс неполноценности и стал не только улыбаться, но и подшучивать над однокурсниками.

Слайд 14

     В этой же группе учится девочка с очень длинной фамилией и такой же большой замкнутостью. Маша Обухова-Денисова. Милый добрый и совершенно безобидный человек, она всегда придёт на помощь и никогда не откажет в поддержке, … если только её об этом попросят. Ей очень неуютно, когда на неё обращают внимание сразу много людей. Маша краснеет, бледнеет, теряется и говорит всё тише и тише, пока не замолкает вовсе. Однако она с удовольствием, как за мамой, всюду ездит за Ниной Владимировной: экскурсии, театры, походы… Во время таких путешествий хитрая Нина Владимировна притворяется беспомощной, непонятливой и каждый раз просит Машу что-либо сделать или узнать, то есть, пообщаться с людьми. В результате Маша стала громче и увереннее говорить; её улыбка из застенчивой превратилась в открытую.

     
Слайд 15

    В процессе  социализации  принимает участие всё, окружающее подростка: соседи, сверстники и их родители, учителя в школе, средства массовой информации.  Но основным органом первичной социализации считается семья, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.

     Многие ребята приходят из социально неблагополучных семей, но скрывают это, не желая быть изгоями, так как в прошлом достаточно наслушались в свой адрес высказываний взрослых,  типа: «Не дружи с ним, сыночка, он на тебя плохо повлияет: у него мать пьёт, а отца в тюрьму посадили» или «Что с неё взять: матери нет, а отец алкаш».

     Таково положение у Афанасьева Евгения из 24 группы. Когда ему исполнилось 11 лет, посадили отца, а мать запила так, что совершенно не интересовалась, где ребёнок, сыт ли он, во что одет, с кем находится… На вопрос, как же ты жил, Женя ответил: «Нормально». И рассказал, как о само собой разумеющемся, о своей жизни в тот период: «Я знаю, где можно найти неплохую сумму денег… Под стенками овощных палаток. Ну, таких, целлофановых. Покупают же в основном женщины. Они же толстые. Ну, то есть, полные. И у них вечно много сумок. У них мелочь падает и закатывается под стенки, а им наклоняться неохота. А я потом собирал… Нет, не гоняли, я же ничего не крал… Хватало. На хлеб, иногда даже на молоко. Нормально, жить можно было… Сам стирал. И гладил. А чего там сложного?» С ним запрещали дружить, как только узнавали о его родителях. Мамы друзей с улыбкой здоровались с ним, а сами раздражённо шептали своим детям: «Сколько можно приводить его к нам домой на обед?» Женя всё слышал и больше туда не приходил. Так он научился не доверять людям. Обида тихо переросла в ненависть. Его оружием были нецензурная брань и резкие вспышки агрессии. А в глазах жила тоска. Он нашёл понимание и поддержку в первый же год обучения в нашем колледже. Наелся. И оттаял душой, видя понимание и желание помочь со стороны педколлектива. В ответ помогает женскому составу педагогов, чем может: настраивает и ремонтирует персональные компьютеры. «В той яме, что я сижу, вы лучик света в неё», - сказал он как-то одной из преподавателей. Конечно, поверил Женя в искренность взрослых людей не сразу. По его личному признанию, первое, что он с ненавистью увидел в педагогах, - полнота женщин: «Сытые, блин…». Да и, спустя много месяцев, когда казалось, что недоверие этого подростка прошло окончательно, он неожиданно спросил: «…извините, что спрашиваю, а вы выпиваете?». Это говорит о том, что за нами, педагогами, постоянно наблюдают глаза наших подопечных. Наблюдают и сравнивают со своим опытом. Значит, идёт процесс познания жизни, пересмотра своих ценностей, процесс становления личности. «Насчёт слов, я правдо очень стораюсь. Заметили, я смс пишу без мата и пытаюсь соблюдать грамматику, просто невсегда получается, просто я с мамой только на таком языке общаюсь», - писал Женя в СМСках (грамматика письма сохранена). У Жени неоднократно появлялась мысль уйти из дома: он не выносит пьяных женщин, и на этой почве у него постоянно возникают столкновения с матерью. « Её больше нет для меня …Я не хочу её больше видеть. Хочу, чтобы она сдохла!!! Я не должен так жить. Мне не нужна эта квартира. Я хочу покоя. Надо валить из дома…». Стоило больших трудов остановить процесс развития ненависти сына к матери. Постепенно мальчик успокоился, стал понимать и принимать людей, не осуждая их за недостатки. Это отразилось на его отношении к учёбе: Женя стал выполнять письменные работы с большей тщательностью. Его рефераты, сообщения и доклады стали ставить в пример остальным.

Слайд 16.

      А ведь Женя совершенно осознанно выбрал профессию повара. Он –потомственный кулинар, повар в третьем поколении.  Женя принимал участие в конкурсе поваров, проводимом в колледже, в конкурсе творческих работ, посвящённом 65-летию Победы.  Часто с мастером Ириной Петровной ходит в театры и на выставки. Закончил этот год без троек. А о месте, где проходит  производственную практику, сказал: «Просто отпад! Это, наверное, самое лучшее место из всех, что я видел». Женя – человек целеустремлённый. Ему нужно только, чтобы в него верили. «Я не стану алкоголиком, я не такой дурак. Я спортом занимаюсь. И в тюрьму, как папка, тоже не сяду. Я буду классным поваром. Елена Давыдовна, Вы, правда, верите, что из меня получится хороший повар?»

Верю!

Слайд 17

     Иногда в жизни бывает так, что семья нормальная, благополучная, а понимания между родителями и подростками нет, отношения не сложились.  И снова на помощь приходят кураторы, классные руководители и мастера.

Знакомьтесь, Кабилов Эрик. Группа 22 (Гостиничный сервис). Классный руководитель Серова Нина Владимировна признавалась, что иногда наступали такие моменты, когда опускались руки и хотелось плакать от усталости и бессилия. Сколько раз она начинала всю работу с нуля, когда Эрик в очередной раз сомневался в людях и собирался бросать колледж. Отец Эрика – человек суровый, прошёл Афганистан, с сыном взаимопонимания найти не может. В прошлом Эрик уходил из дома, резал вены. А при встрече с Ниной Владимировной долго не мог ей поверить. И однажды спросил: «Вы, правда, меня любите?»

     Как она добилась успеха? Начала Нина Владимировна с того, что вытащила живого подвижного Эрика на сцену: «Ты попробуй! Если тебе не понравится, никто заставлять не будет, - говорила она ему и добавляла, - Нужно же нам найти тебе занятие по душе!»  «Я учусь ради Нины Владимировны», - говорил Эрик и принимал участие в неделе английского языка (группа заняла 1-е место), в «Дне против вредных привычек». На День учителя в постановке играл роль в паре с самой своенравной девушкой на Полбина 72 – Савичевой Соней, сумев найти с ней общий язык. Ездил на экскурсию в Тулу. А на соревнованиях «А ну-ка, парни!» команда, благодаря Эрику, заняла 1-е место.

Слайд 18

 Три встречи в жизни этого подростка помогли ему лучше понять своего сурового отца и найти с ним общий язык.  Первая – встреча с солдатами в госпитале им. Бурденко. Вторая – с ветеранами Великой Отечественной войны. И третья – с детьми-инвалидами. Ребята ездили к ним с концертом. Приехали в слезах, посерьёзневшие, что-то понявшие, каждый для себя.

Слайд 19

     Связь колледжа с родителями играет огромную роль в воспитании подростков. Родители не в состоянии увидеть ту взрослую жизнь, которую ведут их дети за стенами родного дома. И потому тесное общение родителей с классным руководителем и преподавателями колледжа может помочь вернуть доверие сына или дочери.

     Юля Кириенко. Она пришла с неровным поведением: бурное веселье могло за секунду смениться слезами. Девочка активная, она стремилась, во что бы то ни стало, стать лидером. Училась плохо, выделялась внезапной агрессивностью поведения. Причина выяснилась нечаянно: однажды в сердцах Юля выдала: «Мать у меня – никто!» Классный руководитель сразу же вызвал на разговор маму Юли. Выяснилось, что маленький ребёнок стал причиной большой ревности Юли. Девочка не успела стать взрослой, а маме было просто некогда уделять так много внимания взрослой дочери. Она его уделяла малышу. Мама пообщалась с классным руководителем, преподавателями, однокурсниками Юли. А Юля тем временем успела побывать в детском доме. И в колледже пообщалась с ребятами из детских домов. Не сразу, но всё же девочка поняла мать. А мама, в свою очередь, стала принимать активное участие в жизни группы, в которой учится её дочь: шьёт костюмы, мастерит декорации и знает всех Юлиных друзей.

Слайд 20.

     Есть в нашем колледже и ребята, которые пришли к нам с отличными оценками из школ. Одна из причин – нестандартность ребёнка, нежелание быть похожими на всех, мириться со слепой школьной уравниловкой. Таких детей в школах не любят, потому что у них есть свой взгляд и своё отношение на происходящие вокруг них события и они смело высказываются по этому поводу. В одном из учебников литературы есть удивительно точные слова из характеристики Аксиньи («Тихий Дон» М. Шолохова): «Красота не терпит равенства». Так вот, красота ума также не терпит равенства, тем более с посредственностью. Умные дети прекрасно видят, что они на голову выше большинства своих сверстников, и требуют к себе соответствующего отношения.

     Знакомьтесь, Малькова Ольга. Девочка не только умная, но и прекрасно видящая людей. При более близком знакомстве с этим малолетним уникумом выяснилось, что дар психолога у неё от рождения. Девочка с блеском описывала не только сложнейшие жизненные ситуации героев произведений и реальных людей, но и показывала доступные способы выхода из этих ситуаций. И не мудрено: ребёнок в неполные 16 лет владеет философией на таком уровне, на котором возможно не только соглашаться, но и  оспаривать постулаты Ницше (любимый философ). Много ли вы видели подростков, читающих Шекспира на английском, чтобы услышать непереводимое звучание английского стиха? Или самостоятельно изучающих японский язык для того, чтобы почувствовать истинный смысл японских трёхстиший? Трудно быть ребёнком с головой взрослого. Это ясно каждому. Вот только в школе почему-то этого не поняли. Затравили. Девочка пришла настороженным зверьком. Было заметно, что она каждую минуту готова молча уйти в себя. Так ребёнок спасался от несправедливости взрослых. Первые несколько недель она недоверчиво слушала и следила за преподавателями колледжа. А потом начала раскрываться. Не стесняясь и не смущаясь, участвовала в олимпиадах и соревнованиях как внутри, так и за пределами колледжа. Сейчас поступила в …

Слайд 21

     Ещё один уникальный материал нашей площадки - Таня и Марина Шипиловы. Отличницы, девочки с большими дарованиями и музыкальным образованием, они пришли в Технологический колледж, не пожелав продолжить обучение в школе! Почему? По словам мамы, Шипиловой Галины Романовны, завуча по учебной части, наши преподаватели знают свой предмет едва ли не лучше школьных учителей, так что знаниями Таня с Мариной обделены не будут. Кроме того, колледж, помимо знаний, даёт профессию в руки. А многостороннее развитие ещё никому не помешало. Любительница пообщаться, Таня сказала, что ей понравилась специальность «Гостиничный сервис», потому что с её помощью можно общаться с множеством интересных людей, с которыми в обычной жизни пообщаться не так-то просто. «А ещё тут меньше домашнего задания, потому что занятия здесь проходят не уроками, а парами», - добавила Марина. Таня немного подумала, а потом серьёзно сказала: «Знаете, вот я смотрю часто на старшеклассников в школе. Там такой детский сад!».

    Думаю, есть ещё одна причина, по которой Таня и Марина пришли учиться в мамин колледж, - это преемственность. Они перенимают мамин опыт работы с людьми. Это ещё раз говорит о том, что социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей.

Слайд 22

     Таня и Марина активно включились в работу группы и колледжа: ездят на экскурсии, помогают организовывать концерты и вечера. Девочки играют на аккордеоне и не раз уже в городских конкурсах самодеятельности завоёвывали призовые места. Их ансамбль называется «Гармония». Живые и инициативные, Таня и Марина создали из группы дружный коллектив, являются активными членами студенческого совета и кружка интернациональной дружбы. Вот неполный список мероприятий, в которых Марина с Таней принимали участие.

Слайд 23

     Лучшее выступление с ансамблем и мини-постановкой на концерте ко Дню учителя,

Слайд 24

     экскурсия по местам В.В. Талалихина, городская конкурсная работа на тему «Толерантность» (1 место),

 

Слайд 25

   Экскурсия в Оружейную палату, концерт для детей-инвалидов в ЦСЗН р-на Марьино ко Дню матери, открытый урок по борьбе с наркотиками «Ты сам выбираешь свой путь»,

Слайд 26

«Новогодний серпантин» (1 место),  новогодний концерт (лучшее выступление), Масленица в колледже, ещё один концерт для детей-инвалидов,

Слайд 27

поздравление ветеранов ВОВ, участие в конкурсе «Хлеб людям» (1 и 2 места),

Слайд 28

конкурс творческих работ «Путь к успеху» (1 место), участие в  1-й студенческой научно-практической конференции «Серебряный век русской поэзии» (лучшее выступление),

Слайд 29

Всероссийский конкурс исследовательских работ на тему «Расшифровка образных словесных характеристик, данных Гоголем своим героям…» (1 место по России с публикацией)… Вот далеко не полный перечень мероприятий, в которых с блеском принимают участие девочки. «Мы так выросли!», - сказала Марина в конце первого года учёбы. «Да, мы очень сильно повзрослели, - подтвердила слова сестры Таня и добавила, -  в школе такого бы роста не было. Это точно».

Слайд 30

      Ещё одним подтверждением  правильного (душевного, толерантного) подхода наших педагогов к процессу воспитания и образования студентов служит следующий факт: есть у нас такие студенты, которые не хотят покидать наш колледж и остаются у нас работать мастерами производственного обучения, секретарями приёмной комиссии, помощниками завуча-организатора…

     Например, Хушвактова Леночка – умничка, общительная девочка, задорная, талантливая. Была командиром группы. Сейчас командует в отделении приёмной комиссии.

     

Слайд 31

     Липков Илья – ещё один представитель студентов, для которых понятие преемственность профессии – далеко не пустой звук. Илья пришёл в колледж самостоятельно, но… профессию выбрал, по его выражению, «наобум». Записался в группу операторов процессов колбасного производства. Однако опытные педагоги вскоре увидели в Илье организаторские способности и вовремя переориентировали мальчика на более подходящую его характеру и способностям профессию – «Коммерция». Уже на последнем курсе колледжа Илья сделал свой выбор. Сейчас он – помощник завуча по воспитанию, Тимофеевой Надежды Ивановны, принимает активное участие в творческой жизни колледжа.

 Слайд 32

     С творческой сменой от Департамента образования г.Москвы Илья отстаивал честь колледжа в детском оздоровительном лагере «Бригантина» на Украине.

Слайд 33

     В 2008 году Илья занял 2 место в номинации «Эстрадная песня» 1-го этапа Московского фестиваля художественного творчества, посвящённого Году семьи и Году равных возможностей. В 2009 году – 1 место в конкурсе «Моя профессия в фотографии».

     У Ильи много грамот и благодарственных писем за помощь в организации и проведении конкурсов внутриколледжного и городского порядка. Например, за помощь в проведении конкурса чтецов «Поэты серебряного века», посвящённого Дню памяти жертв политических репрессий.

Слайд 34

     А также за помощь в организации лучшего выступления наших студентов – Шипиловой Тани и Злобина Саши – на 1-й городской студенческой научно-практической конференции «Серебряный век русской поэзии: истоки, направления, персоналии, традиции».

Слайд 35

      Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными, т. е., с коллективом своей группы и колледжа. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата, является личность руководителя или лидера группы, а также формы обращения друг с другом всех членов группы. Радует, что в колледже у ребят  практически нет прозвищ (кличек). Этот факт ещё раз доказывает, что у большинства студентов колледжа более взрослое и уважительное отношение друг к другу, чем в школе. Да и члены педагогического коллектива колледжа не остаются равнодушными, когда слышат, что кого-то дразнят. У нас существует хорошая практика, которую за собой сами преподаватели уже и не замечают, - это просьба о помощи. То и дело слышится: «Саш, помоги, сынок, …»,  «Ребята, кто может помочь сделать…?»… И дети, видя сердечное, доброе отношение к себе со стороны преподавателей, сами стараются помогать друг другу. Так Кабилов Эрик помогает Борисовой Кристине не заблудиться в Москве. Кристина сирота. Она всю жизнь прожила в небольшом городке  Климовске. Громадная и шумная Москва её пугает. Кристина пока боится ездить одна, а Эрик её буквально водит из колледжа домой и из дома – в колледж.

Слайд 36

     Липкову Илье очень понравилась первокурсница Миншина Рамиля – хрупкое, но гордое создание, девочка умная и справедливая, которой поначалу нелегко было установить правильные приоритеты в группе (Рамиля – староста). Илья взял шефство над Рамилей, а заодно и над всей группой. На данный момент это группа, отличающаяся наиболее уравновешенным  и уважительным отношением студентов друг к другу.

Слайд 37

     Шипиловы Таня и Марина взяли шефство над братьями Злобиными – Сашей и Женей, которые приехали в Москву с  Юга и оказались в затруднительном положении, не успев поменять свои приоритеты с восточного на западный (европейский). Поначалу мальчикам было очень сложно наладить отношения с девочками в группе: сказывалась разница во взглядах на культуру и воспитание. Плохие отношения мешали сосредоточиться на занятиях, к неприятностям в отношениях добавились неприятности с оценками. Таня и Марина помогли уладить разногласия, нервозность прекратилась, а Саша и Женя теперь любимцы группы.

Слайд 38

Мальчики принимают активное участие в жизни группы и колледжа: ездят на экскурсии,

Слайд 39

участвуют в конкурсах, концертах,

Слайд 40

сами ходят на концерты,

Слайд 41

завоёвывают призовые места на конкурсах, защищают честь колледжа на студенческих конференциях. Женя полюбил книги («Таня как-то находит интересные!») и стал больше общаться.

Слайд 42

     Формирование социально значимой личности не может не затронуть вопрос толерантности взаимоотношений. Как правильно научить и научиться уважать людей и самому быть уважаемым?  Преподаватели, мастера и завучи многое делают для решения этого вопроса. Строят отношения со студентами на взаимном уважении, проводят большую разъяснительную и воспитательную работу, участвуют в российских и международных конкурсах. В колледже всё большей популярностью пользуются интегрированные уроки, такие, например, как «Столицы русской славы» (история, обществознание, литература), проведённый преподавателями Иваненковой Н.Н., Орловской С.С. и Безиной Е.Д.

Слайд 43

 А интегрированный классный час по проблемам толерантности и ксенофобии «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила», подготовленный и проведённый Орловской С.С. и Безиной Е.Д., занял 3 место по России и вышел на международный конкурс.

Слайд 44

     Реферат на тему «Если ты не такой, как все, должны ли мы поссориться?» выпускницы группы 35 Шишловой Регины вошёл в пятёрку лучших по России и вместе с работами других финалистов был напечатан в специальной книге.     

     Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Личность формирует такие отношения, которых нет, и не будет в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому общайтесь с детьми как с личностями, воспитывайте в них стремление стать личностями, и вы получите прекрасных граждан общества и просто хороших людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"

В этом материале я обобщила свой педагогический опыт по теме "Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"...

Формирование социально активной личности школьника через развитие его индивидуальности.

Результаты и эффективность воспитания ребенка в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценност...

Статья "Формирование социально активной личности посредством развития её индивидуальности"

Результаты и эффективность воспитания в у словиях социального обновления общества определются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социально...

Коммуникативная компетентность - одно из условий формирования социально-активной личности.

Актуальность темы в том, что перед педагогами стоит задача формировать социально-активную, свободную, творческую личность, способную быть конкурентноспособной в современном мире. Коммуникативная компе...

Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО.

Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО....