Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Куянова Валентина Викторовна

Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в качестве методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы.26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.

Возбудите в человеке искренний интерес

ко всему новому, полезному и нравственному,

и вы можете быть спокойны,

что он сохранит человеческое достоинство.

К.Д. Ушинский.

        За души людей всегда шла и продолжает идти борьба между добром и злом. В контексте темы нашего семинара-это борьба за детей между школой и организованными преступными группировками. Какой же вклад может внести педагог-психолог в победу добра в душах детей.

Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели.

Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни.

При такой постановке вопроса на первый план образовательного процесса выходит не интеллектуально-когнитивная или операционально-профессиональная подготовка, а формирование человека, способного глубоко осмысливать происходящее, видеть позитивные пути решения жизненных проблем, находить силы воплощать их в собственной жизни и жизни окружающих.
Сегодня как никогда актуальны:

  • создание психологических основ духовно-нравственного развития и воспитания молодежи,
  • выявление условий их эффективности,
  • разработка программ оптимального психологического сопровождения этого процесса.

Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».

Духовность- это состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

Понятие «духовность» во многом перекликаются с понятием «нравственность».

«Нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Понятия «нравственность» и «мораль» различаются тем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Главными психологическими условиями оптимального духовно-нравственного становления и развития личности являются:

  • формирование адекватного отношения к людям,
  • формирование здоровой личностной самооценки,
  • достижение необходимого уровня трансцендентности–ориентации личности на высшие общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

Педагог-психолог в школе осуществляет психологическое сопровождение учебно- воспитательного процесса, а, следовательно, и такой его составляющей, как духовно-нравственное воспитание. Общим итогом работы по психологическому сопровождению духовно-нравственного развития является личностная зрелость.

Известно, что некоторые упущения развития в определенном возрасте не наверстываются впоследствии, это относится и к душевной жизни человека. Упущения в этой сфере более значимы, чем в сфере формирования умений. Педагогу-психологу ОО приходится в развитии и коррекции ребенка наверстывать эти упущения.

Для формирования духовно-нравственного, порядочного, совестливого человека ребенку необходимо в возрасте до 3-х лет регулярно получать любовь матери, необходимо так называемое «запечатление любви». До трех лет ребенок очень сильно связан с матерью, и не случайно матери дана Богом такая удивительная и уникальная способность любить своего ребенка.

Анализ поведения детей, с рождения живущих в детских домах, и лишенных сокровища материнской любви, выявил, что дети первого года жизни слабо интересуется окружающими, не могут найти себе увлекательное занятие, мало радуются, молчаливы и пассивны. Даже капризничая, они выражают не столько протест, сколько отчаяние.

К сожалению, дети, у которых не состоялось «запечатление любви» до 3-х лет, это не только сироты в детском доме, а, в силу разных причин, достаточно часто и дети в семьях.

Результатом запечатления любви является выработка базового доверия к миру, которое в свою очередь является базовым в формировании отношения к людям.

Школа принимает участие в формировании личности детей, в том числе и девочек, поэтому не следует забывать о формировании такого важного качества, как способность любить, являющегося основой материнства. Задача школы в формировании у девочек материнской любви, ответственности за своего ребенка наиболее полно осуществлялась в процессе преподавания таких курсов, как «Этика и психология семейной жизни», «Современная семья» и курса ОБЖ для девочек в 11 классе.

На данном этапе во многих школах нет этих курсов, поэтому формирование этой значимой составляющей личности девочек в школе полностью ложится на воспитательный процесс урока и внеклассную деятельность. Педагог-психолог осуществляет это в процессе психологического просвещения, психологического консультирования, психологической коррекции и развития, в групповой тренинговой работе.

Школе также приходится более или менее успешно корректировать сформированное базовое доверие-недоверие к миру. Если у ребенка до трех лет сформировано, что мир враждебен, то это проявляется в детской агрессивности, обидчивости, недоверии, в том числе и к учителю.

Значимым показателем нравственности человека является его потребность в труде, осознанная необходимость труда в жизни человека, значение труда для каждого человека и общества в целом, милосердие в форме труда для других.

Оптимально и наиболее эффективно это формируется в дошкольном детстве (от 3 до 6 лет). Главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия. Это понимается как воспитание привычки к труду ради других. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться не только по нужде, т.е. не для себя, а и для других.

Именно в 3-6-летнем возрасте дети проявляют инициативу, пытаясь помочь взрослым в их трудах. Если же инициатива не будет поддержана, она практически никогда уже не повторится.

Сформулированная главная задача этого возраста соответствует формированию второго базового основания личности – ценностной ориентации. Если в этом возрасте родители не оттолкнули помощь ребенка, если он с взрослым делал нужные дела и для кого-то трудился, это дает ему должную ценностную ориентацию, определяет главный вектор-служить или потреблять.

Если все это в дошкольном детстве не состоялось, то мы можем в школе наблюдать детей, которые категорически не хотят что-то делать для общего блага или для другого человека. Более того у некоторых из этих детей сформировалось пренебрежительное восприятие людей, которые трудятся. Это может проявляться как в разговорах, так и в поступках. Например, ребенок может намеренно на перемене пролить ведро технического работника, моющего пол.

В профессиональном самоопределении эти дети долго не могут сделать выбор. Они не рассматривают варианты труда, который недостаточно хорошо оплачивается, требует усилий. Впоследствии это может проявиться в тунеядстве, ожидании некой идеальной работы, которая сама свалится на голову. Но даже если чудо происходит, человек, находит то, что, казалось бы искал, как правило он эту работу теряет из-за нежелания прикладывать усилия.

Поколение современных школьников, к сожалению, могут дома наблюдать тунеядство в поведении своих родителей. Не лучшим примером будет и стяжательство родителей, богатство, нажитое путем обмана, злоупотребления своим служебным положением и откровенного воровства.

Пренебрежительное отношение к труду, нежелание трудиться, но при этом желание потреблять сродни воровской идеологии. Как это ни грустно, но такие дети могут попасть в ОПГ.

Что- либо корректировать всегда сложнее, чем развивать, но тем не менее педагогу-психологу приходиться корректировать, развивать правильное отношение человека к труду, формировать потребность в милосердии-труде для других, в том числе и бескорыстном.

Эту работу мы можем проводить как непосредственно с учащимися, так и с их родителями. Хорошую возможность для такой работы с учащимися дает преподавание курса «Основы профессионального самоопределения».

Ведущей деятельностью в дошкольном детстве становится игра. Игра позволяет в доступной для детей форме освоить сложный мир человеческих отношений. И вот итогом этого сложнейшего освоения должно стать осознание своего места, своей направленности. Большую информацию о детях дает наблюдение за их игрой. И большое поле деятельности для педагога-психолога. С появлением большого количества компьютерных игр игра остается значимой деятельностью не только в дошкольном детстве. Попросите младшего школьника или подростка рассказать о своих играх, и вы снова многое узнаете о нем.

С этого времени у ребенка начинается идентификация себя. Большая ответственность в процессе идентификации ложится на окружающих ребенка взрослых. Чтобы дать детям нужную ценностную ориентацию, важно самим соответствовать, а также наполнять мир ребенка персонажами с соответствующими нравственными качествами. С каким героем они себя отождествят, с кем из взрослых, окружающих ребенка, во многом зависит именно от этих взрослых. Впитанная в этом возрасте направленность жизни становится источником активности в деятельности ребенка. 

В младшем школьном возрасте (7-10 лет) главной задачей духовного развития является ученичество. Ученичество в дальнейшей жизни должно развернуться в способ общения с людьми: мы должны быть готовы учиться у каждого встреченного нами человека, ведь каждый человек несет в себе какое-то уникальное, свойственное лишь ему качество и знание.

Ученичество соответствует формированию третьего базового основания личности – творческой способности личности. Настоящее ученичество дает первый опыт сотворчества.  И тут очень многое зависит от учителя. Для ребенка естественно учиться в этом возрасте, а в своей глубинной сущности учение и есть изменение себя самого. Это желание может быть поддержано учителем, если учитель радуется каждому достижению ученика и верит в то, что все, что пока не получается, может быть осилено потом. А может быть и задавлено.

Задавливает учительский ярлык неспособности, способных могут задавить учительские похвалы и оценки (в таких случаях ребенок от ученичества, от творчества может перейти к поискам похвал и наград). Очень многое значит способность учителя определить ту область, в которой ученик, действительно, талантлив.

Если ребенку удалось научиться учиться в начальной школе, если он получает радость от этого процесса, то у него не будет стоять вопрос, чем себя занять. Жизнь такого ребенка заполнена творческой позитивной деятельностью, причем часто даже не ради результата, а в силу увлекательности процесса, в ней нет места для участия в ОПГ. Усвоенное ученичество дает ребенку творческое отношение к жизни.

Подростковый возраст (примерно с 11 до 15-16 лет) принято считать трудным. Задача окружающих ребенка взрослых помочь преодолеть подростку эти трудности. Детям в этом возрасте необходимо реализовать свою потребность в общении, в единении на основе каких-то общих интересов, какого-то братства себе подобных. Подросткам необходимо объединение. И там, где нет объединения вокруг светлого дела, подростки объединяются в банды, в шайки, в дворовые компании, попадают в организованные преступные группировки. Подросток нуждается в деятельности «вместе», и можно сказать, что главной задачей этого возраста является опытное познание общности всех людей.

В здоровом объединении взрослый становится не авторитетом, а лидером. Между этими понятиями существует тонкая грань. Лидер обладает авторитетом, но не в силу своего положения, а в силу личностных качеств. Он - тот, кто разделяет жизнь подростков, кто придумает, чем заниматься, у кого самый тяжелый рюкзак, с которым интересно, и на которого можно положиться.

Осознание общности всех людей формирует четвертое базовое основания личности – чувство долга. До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом: родителями, педагогами. Подросток в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Впервые появляется чувство долга, как осознание собственной ответственности за других.

Психологическим критерием перехода к подростковому возрасту является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Осознание личной ответственности, напрямую связанной с чувством долга – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка.  «Если ты не маленький, отвечай за всю ту сферу, в которой считаешь себя взрослым».

В школе чувство общности, принадлежности дает сплоченный классный коллектив, детская организация с интересной деятельностью. Педагог-психолог изучает социометрическую картину классных коллективов, определяет уровень сформированности классного коллектива. С учащимися, не получившими выборов в классе, проводится коррекционно-развивающая работа, консультируются классные руководители по вопросам сплочения всего классного коллектива, по работе с данной категорией детей с целью включения их в структуру общения класса.

Очень хорошо, если в этом возрасте у ребенка есть возможность участвовать в тренинговой работе, например, пройти тренинг личностного роста, поучаствовать в коммуникативном тренинге. Он получит опыт позитивного взаимодействия, будет услышано его мнение, осознает собственную ценность и ценность других, поговорит о смысле жизни. Разберется со своим ценностным ориентиром.

 Заканчивается в основных чертах становление личности в юности, примерными границами которой можно указать возраст с 15-16 до 20 лет. Для быстро развивающихся детей в 15-16, для других позже наступает период сомнения в существующих нравственных ценностях. Это время– время перехода подростка в свою новую пору, пору юности. Подросток вдруг отвергает все и сомневается во всем, отвергает, чтобы сделать свой собственный уникальный выбор системы ценностной иерархии.

Можно сказать, что главная задача этого возраста – выбор пути. Все многообразие выборов в этот период делится на два основных направления. Первый путь- это путь добра, служения людям, путь созидания, творчества, свободы, сопряженной с ответственностью. Второй путь- это путь разрушения, потребления, стремления к материальным благам любой ценой, приобщения к идеологии зла. Остаться между этими двумя путями практически невозможно, неизбежно будет перевес в какую-то сторону. Сделанный выбор определяет мировоззрение человека, которое можно назвать еще одним основанием личности.

В современных условиях формирование мировоззрения- непростая задача по многим причинам. Нет единого направления и четких критериев, на мировоззрение ребенка влияет СМИ далеко не лучшим образом, ребенка стараются вовлечь в преступные группировки, религиозные секты, неформальные молодежные организации, несущие различные молодежные культуры, часто далекие от духовности и нравственности.

Как и на всех предыдущих возрастных этапах здесь определяющую роль играет личность значимого взрослого, что накладывает еще большую ответственность на педагогов за свое мировоззрение, за уровень развития своей личности, ведь личность может формировать только личность.

Главным средством формирования духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является система духовно-нравственного воспитания, в которую, конечно же, входит школа.

В чем состоит участие педагога-психолога в духовно-нравственным воспитании школьников. Педагог-психолог включается в процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Диагностические возможности в отслеживании результатов духовно-нравственного развития учащихся достаточно большие. Важно, чтобы диагностика не осталась только ради диагностики, чтобы она имела продолжение в другой деятельности. Скажем, провели диагностику ценностных ориентаций личности, проведите потом диспут по этому вопросу. Ответили ваши ученики на вопросы: Кто Я? Какой я? Что я хочу? Что Я могу? Что я делаю? Вы получили информацию об идентификации, самооценке, целях и путях их реализации ребенка, группы детей, проведите сразу же коррекцию в варианте тренингового занятия.

Что касается вопросов веры, то не каждый взрослый берет на себя ответственность в этом очень сложном взаимодействии с ребенком. Нужно очень хорошо знать ребенка, семью, отношение к религии, семейные ценности и иметь право на такое общение. Но тем не менее есть моменты, которые безболезненно можно включать в свою работу. Например, в рамках курса «Основы профессионального самоопределения», обсуждая вопросы профессионализма, ответственности, долга, бескорыстного служения, милосердия, можно детям порекомендовать почитать о святом Луке Крымском, святом нашего времени, враче, священнике. Я думаю, что детям будет полезно прочитать, как этот человек по дороге в ссылку делал операции нуждающимся в помощи людям.

Можно рекомендовать детям чтение православной художественной литературы для детей. Например, у православной писательницы Юлии Вознесенской есть произведения, достойные того, чтобы их прочитать. Скажем, «Юлиана, или Игра в киднеппинг». В ней есть очень хорошая мысль о том, что Ангел Хранитель не может приблизится в силу своей чистоты к своему подопечному, если тот творит зло. Он стоит недалеко, плачет, но помочь не может. Человек, творящий зло оставляет себя без защиты.

Очень хороший результат в духовно-нравственном становлении человека дает работа педагога-психолога с ребенком с использованием притч. Например, короткая и красивая притча про счастье:

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошел к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушел счастливый. Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья. Третий брат наклонился над ямой:

 — Что тебе нужно? – спросило Счастье

— А тебе что нужно? – спросил брат.

 — Вытащи меня отсюда, – попросило Счастье.

Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошел прочь. А Счастье пошло за ним следом.

Так или иначе, у педагога-психолога достаточно возможностей по формированию духовно-нравственной составляющей личности ребенка, располагаем мы и активными формами работы, способными противостоять тому, что могут предложить детям организованные преступные группировки. Давайте бороться с силами зла за детей.

Существует Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности, а также пакет федеральных законов, направленных на улучшение нравственной ситуации в обществе, особенно среди детей.

В результате реализации Концепции ожидается снижение остроты духовно-нравственного кризиса среди несовершеннолетних и в российском обществе в целом, которое должно проявиться в следующих ожидаемых результатах:

1. Снижение уровня преступности несовершеннолетних и насилия в среде несовершеннолетних, включая снижение уровня насилия в школах и средних специальных учебных заведениях, по крайне мере, до уровня 1986 года.

2. Снижение количества абортов среди несовершеннолетних.

3. Снижение количества разводов в семьях с супругами в возрасте до 30 лет.

4. Уменьшение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-«отказников».

5. Снижение числа заболеваний, передающихся половым путем, среди лиц младше 30 лет.

6. Существенное снижение уровня потребления несовершеннолетними наркотиков, алкогольных напитков, пива и табака; уровня смертности несовершеннолетних от передозировок, самоубийств и количества несчастных случаев, связанных с потреблением психоактивных веществ; снижение количества преступлений и других правонарушений, связанных с наркоманией.

7. Снижение частоты употребления несовершеннолетними нецензурной и культурно пониженной лексики.

8. Воссоздание традиционной для России нравственной детской игровой среды и существенное улучшение ситуации в области детского книгоиздания.

9. Снижение количества преступлений и других правонарушений, связанных с проституцией, в том числе несовершеннолетних.

10. Снижение числа подростковых и молодежных экстремистских объединений и численности их участников.

11. Изъятие из образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях учебных пособий и программ, наносящих ущерб духовно-нравственному и психологическому здоровью и развитию несовершеннолетних обучающихся.

12. Существенное снижение (вплоть до полного исключения) вероятности появления в открытой продаже детских игрушек, форма или содержание которых может нанести вред физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и развитию ребенка.

13. Существенное снижение возможностей доступа несовершеннолетних к интернет-ресурсам порнографического, экстремистского или пропагандирующего жесткость, насилие и совершение противоправных деяний содержания.

14. Существенное снижение (вплоть до полного исключения) возможностей доступа детей к видеоиграм, компьютерным играм, включая он-лайн игры в Интернете, играм на игровых консолях и играм для мобильных телефонов и смартфонов, которые по своему содержанию не соответствуют их возрасту или могут нанести вред физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и развитию детей (с учетом их возрастных особенностей).

15. численности несовершеннолетних, подверженных зависимостям от видеоигр, компьютерных игр, включая он-лайн игр в Интернете, игр на игровых консолях и игр для мобильных телефонов и смартфонов.

16. Ликвидация существующей практики открытой торговли эротической продукцией в местах, доступных детям.

Вот тот ориентир, к которому мы все должны стремиться. Школа, как государственная структура формирования личности человека, должна принять активное участие в достижении всего этого. Ничего нового для нас здесь нет, все это мы всегда пропагандировали и формировали у наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"

Духовно-нравственное воспитание  - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности....

статья на тему духовно-нравственного воспитания детей

Роль педагога в нравственном воспитании детей...

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности".

Данная статья рассказывает о моем педагогическом опыте духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности....

Статья на тему "Духовно - нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС"

Моя публикация на участие во Всероссийской научно - практической конференции...

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка в 5-7 классах"

Духовно-нравственное воспитание на урокахлитературы и русского языка в 5-7 классах Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Николай...

Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...