Рабочая программа "День за днем" по формированию навыков самообслуживания, 20 часов.
рабочая программа на тему

Эта прогамма апробирована и реализуется в Цетре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга. Рассчитана на 20 занятий с детьми с умствеными нарушениями от 3 до 7 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания населения

 «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов

Калининского района Санкт-Петербурга»

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

СПБ ГБУСОН «ЦСРИиДИ

Калининского района»

Протокол № _____

от «____»_______________201___г.

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом № ______

от «_____»_____________201____г.

по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ

Калининского района»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                     Галиевой Э.А, педагога дополнительного образования

к общеразвивающей программе дополнительного образования

для детей-инвалидов с нарушением умственного развития

«День за днем»  

Возраст обучающихся:  3-10  лет

Модуль 1. Навыки самообслуживания и личной гигиены.

Срок реализации: 20 часов

                                               

Санкт-Петербург

2016

Оглавление

№ стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты

3

3

Диагностика

3

4

Учебно-тематический план

4

5

Содержание программного материала

5

6

Материально-техническое обеспечение Программы

6

7

Перечень литературных источников

6

8

Приложение 1

8

  1. Пояснительная записка

            Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования детей-инвалидов с нарушением умственного развития «День за днем»:

  • ориентирована на детей-инвалидов 3-10 лет с нарушением умственного развития.
  • реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания без учета каникулярного времени.
  • рассчитана на 20 часов (занятий).

Цель рабочей программы – формирование основных базовых жизненных компетентностей у детей-инвалидов.

Задачи рабочей программы:

  • расширение представлений об окружающем мире;
  • развитие познавательной активности;
  • достижение максимальной самостоятельности в освоении социально значимых навыков детьми-инвалидами;
  • формирование мотивации  родителей к обучению социально значимым умениям и навыкам у их детей.

        Форма и режим занятий:

        Занятия проводятся индивидуально и малыми группами (2-4 чел.).

        Продолжительность занятий составляет 15-30 минут, в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка-инвалида.

        Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

2. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемый результат освоения программы в целом – это освоение социально значимыми компетенциями детьми-инвалидами, имеющими интеллектуальные нарушения развития.

Модуль 1. Самообслуживание и гигиена.

Ребенок должен научиться:

  • засучивать рукава без закатывания;
  • мыть руки с мылом: правильно пользоваться мылом, намыливать руки круговыми движениями, самостоятельно смывать мыло, вытирать руки насухо, разворачивая полотенце;
  • самостоятельно причесываться;
  • вытирать рот и руки салфеткой;
  • самостоятельно снимать и надевать одежду, шапку, обувь.

3. Диагностика

                     

Цель диагностики – обеспечение оптимальных условий реализации потенциала каждого ребенка.

           

Задачи диагностики:

  • определение уровня сформированности умений и навыков повседневной жизни
    у детей-инвалидов;
  • выявление причин несформированности у детей-инвалидов умений и навыков повседневной жизни (характер нарушений в развитии ребенка, особенности воспитания в семье, сформированность (или отсутствие) мотивации к самообслуживанию и т.п.);
  • определение модуля обучения по образовательной программе;
  • анализ динамики развития ребенка-инвалида;
  • анализ коррекционно-развивающей работы специалиста в процессе формирования умений и навыков повседневной жизни у ребенка-инвалида;
  • разработка рекомендаций для родителей с целью закрепления сформированных умений и навыков повседневной жизни в домашних условиях.

           Основные методы диагностики: беседа с родителями, игра, наблюдение за ребенком.

           

        Диагностические показатели заносятся в определенный бланк (Приложение 1 в ОПДО). Критериями сформированных умений и навыков повседневной жизни  являются четыре степени выраженности:

  • несформированность;
  • недостаточная сформированность, требуется значительная помощь специалиста;
  • недостаточная сформированность, требуется незначительная помощь специалиста;
  • сформированность.

           Диагностика проводится три раза в год и разделена на следующие этапы: первичная, промежуточная, итоговая.

4. Учебно-тематический план

Тематика

Количество часов

     Самообслуживание и гигиена

Теория

Практика

Всего

20

1

Знакомство. Правила поведения

0,5

0,5

1

2

Части тела

1

1

2

3

Предметы и средства личной гигиены

0,5

0,5

1

4

Уход за руками (умывание и вытирание)

0,5

1,5

2

5

Уход за лицом (умывание и вытирание)

0,3

0,7

1

6

Обобщение пройденного материала

0,5

0,5

1

7

Одежда, ее назначение

1,5

0,5

2

8

Одежда, порядок раздевания и надевания

1

1

2

9

Расстегивание и застегивание пуговиц, молний, кнопок, ремней и т.п.

1

3

4

Головные уборы, их назначение

0,5

0,5

1

1

Обувь, ее назначение

0,5

0,5

1

Обувь, порядок снимания и надевания

0,5

0,5

1

1

Обобщение пройденного материала

0,5

0,5

1

5. Содержание программного материала

Программа предусматривает работу в двух направлениях:

  1. Работа с родителями – формирование заинтересованности у родителей:

  • обсуждение с родителями результатов диагностики социально значимых навыков и познавательной сферы ребенка-инвалида;
  • беседы о необходимости формирования у детей навыков самообслуживания;
  • практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка новому навыку;
  • обсуждение необходимости специальной работы над социально значимыми навыками;
  • обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на различных этапах обучения;
  • определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка, инструктирование по отработке дома данного шага.

  1. Работа с ребенком-инвалидом.

Этот этап предусматривает несколько уровней помощи педагога:

  • совместное действие, осуществляемое "рука в руке" с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
  • частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
  • помощь педагога в начале действия (продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого);
  • частично самостоятельное осуществление действия ребенком от начала до конца с опорой на пошаговую речевую инструкцию педагога;
  • самостоятельное осуществление ребенком действий.

1. Модуль - Самообслуживание и гигиена

Задачи:

  • учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти). Формировать понятия: верх-низ, право-лево;
  • формировать представление у детей о том, что быть чистым — красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям;
  • знакомить с названиями и назначениями санитарно-гигиенических средств ухода: полотенце, мыло, расческа, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ;
  • учить мыть руки, лицо; пользоваться расческой;  формировать умения различать
    и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли, сапоги и т.д.), показывать и называть одежду (на себе, в гардеробе); определять порядок и непорядок в одежде; соотносить одежду по различным признакам (одежда для сна, обувь для дома и т.п.);
  • знакомить с названием головных уборов и их применением; смотреть на себя в зеркало, друг на друга;
  • знакомить детей с выполнением различных способов застегивания и расстёгивания одежды - пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками.  Учить раздеваться и одеваться, разуваться и обуваться.

Содержание и формы  работы:

  1. Предварительное рассматривание с ребенком сюжетных картинок, где изображены: предметы, необходимые для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой), действия детей с этими предметами: девочка (мальчик) умывается;
  2. Практический курс –  показ на собственном примере всех этапов умывания рук, совместное мытье рук вместе с ребенком, предложение выполнения самостоятельного действия.

Практический курс направлен на то, чтобы сформировать четкую схему действия умывания. При необходимости используются пиктограммы. На первых этапах –  показ и объяснение самых простых действий (засучивание рукава, смачивание рук водой, потирание ладоней). Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения – усложнение требований — учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно – формирование навыка умывания, вытирания, причесывания.

Приобщая ребенка к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями, проводить дидактические игры с игровым персонажем. После формирования положительного отношения к навыку умывания – совместная работа с родителями по  закреплению данного навыка в режимных моментах дома (мытьё руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета).

На занятиях особое внимание уделяется определенному порядку раздевания и одевания в процессе игры в куклы (расстёгивать и застёгивать различные застёжки на одежде и обуви (пуговицы, молнии, ремни и т.п.), шнуровать ботинки, развязывать и завязывать шнурки на узел и бант).

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания. Разуваться и обуваться лучше начинать учить  с тапок. Различать обувь для правой и левой ноги. Позднее применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), молний, кнопок, липучек. Также важным является формирование умения  шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки.

После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Научить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать на себе одежду.  Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить пользоваться носовым платком. Для упражнений на развитие мелкой моторики используем различные игры и пособия: рамки с застежками, игры со шнуровкой,  прищепки, бусы, и т. д.

6. Материально-техническое обеспечение

Занятия проходят в кабинете, оборудованным удобной мебелью, дидактическими играми, модулями Монтессори, демонстрационной доской,  натуральными предметами обихода или их образцами ( мыло, полотенце, щетки. салфетки), наборами кукольной одежды, куклами, образцами застежек одежды на рамках, канцелярскими принадлежностями;  игрушечной бытовой техникой, наборами детской игрушечной посуды, детским уборочным инвентарем ( ведра, тазы, губки, швабры ).

7. Перечень литературных источников

  1. Баряева Л.Б. Диагностика-развитие-коррекция. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб, 2012.
  2. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. – СПб, 2010.
  3. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М.: 1997.
  4. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: кн. для работников дошк. учреждений/ сост. В. И. Теленчи.- М.: Просвещение, 1987.
  5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.  Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М. Просвещение, 2005
  6. Из опыта Центра Лечебной Педагогики г. Москва - составитель Моржина Е.В.    
  7. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с. 17-23.
  8. Опыт реабилитационного Центра г. Березняки «Обучение навыкам самообслуживания, поведения, ориентации в ближайшем социуме, общению»
  9. Паунова С. Гигиенические навыки с малых лет// Дошкольное воспитание.- 1993.-№11.-с. 67-69.
  10. Пикулева Н. В. Слово на ладошке: [Воспитание культуры поведения в игровой форме].- М.: Новая шк., 1994.
  11. Программы вспомогательной школы. Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание. 1-4 классы. – Минск: Национальный институт образования, 2003.
  12. Скворцова В.О.  Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М. Владос Пресс, 2006.
  13. Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1973.
  14.  Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.
  15. Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков [у дошкольников]// Дошкольное воспитание.-1991.-№5.-с. 11-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.

Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...

программа "Формирование навыков самообслуживания"

Программа "Формирование навыков самообслуживания"...

Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд и формирование навыков самообслуживания"

Программа предназначена для учащихся СКШ 8 вида с умеренной и выраженной умственной отсталостью...

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....