Конфликтные семейные ситуации
методическая разработка (7 класс)

Раткина Светлана Владимировна

Тематическое родительское собрание, помогающее родителям и детям лучше понять друг друга и избежать конфликтных ситуаций, наиболее часто возникающих между детьми-подростками и их родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начни с себя!

                                                Семья - это крохотная страна.

                                                И радости наши произрастают,

                                                Когда в подготовленный грунт бросают

                                                Лишь самые добрые семена!

Э. Асадов.

         

        Современная семья, к сожалению, не столько живет и развивается, сколько выживает в условиях рынка, где абсолютно все продается и покупается. Обесценивается сам институт брака, обесценивается авторитет родителей, забота о детях порой сводится к обеспечению их пропитанием, одеждой-обувью и другими необходимыми принадлежностями. На то, чтобы просто поговорить с ребенком, вникнуть в его проблемы, научить бороться с ними, научить преодолевать трудности, порой просто не остается времени и сил. Поэтому курс «Семьеведение», введенный в школах  десять лет назад, играет, на мой взгляд, огромную роль в формировании не только адекватного отношения к семье у современных подростков, но и в подготовке их к большой жизни в полном смысле этого слова.

        Я веду этот элективный курс с 2007 года и могу определенно заявить, что подростки с удовольствием его посещают, причем это дети как из   благополучных семей, так и из неблагополучных. И как выясняется, проблемы у них очень похожие.

        Когда мы обсуждали тему конфликтных семейных ситуаций, я предложила им самим составить список вопросов, которые они хотели бы обсудить. Оказалось, практически у всех есть проблемы с родителями. Вот их список (в порядке убывания):

  1. Родители излишне опекают, контролируют каждый шаг, не дают самостоятельности.
  2. Родители постоянно критикуют круг общения детей.
  3. Родители требуют от детей того, чего сами не делают (в частности, запрещают делать то, что сами делают).
  4. Родители часто упрекают в неблагодарности.
  5. Родителям не воспринимают всерьез проблем детей, если они не касаются школы.

Одно из занятий, отведенных для обсуждения конфликтов в семье, мы посвятили анализу четырех самых часто возникающих ситуаций, представив их в виде инсценировок. Так, например, смоделировали довольно распространенную ситуацию, когда ребенок возвращается домой позже положенного срока. Здесь, как мы видим, со стороны родителей ярко выражены манипуляция (мама плачет, принимает успокоительные препараты), что давит на ребенка и заставляет его оправдываться.  С другой стороны, обвинения и угрозы в неблагодарности, безответственности и т.д. заставляют подростка обороняться, чем конфликт только усугубляется. Каково же решение, которое устроило бы всех?

Дети предлагают несколько решений конфликта, начиная с его предотвращения (можно было бы найти способ предупредить родителей) и заканчивая решением уже сложившейся ситуации путем искреннего раскаяния уже с порога.

Другая ситуация: папа обнаружил у сына пачку сигарет, устроил скандал, но при этом у него самого из кармана выпадают сигареты, и сын находит повод для ответных обвинений: мол, сам куришь, а мне запрещаешь!

Что нужно сделать отцу?

        В этом случае дети моделируют возможное поведение отца (как развитие агрессии, так и примирительное поведение). Но идеальным дети признали вариант, когда отец признает свой негативный пример и предлагает сыну отказаться от табака вместе.

        Третья ситуация, которую дети сами предложили обыграть состоит в том, что мать критикует внешний вид и поведение дочери, навязывает ей свою позицию, чем доводит дочь до слез. Казалось бы, ситуацией полностью владеет мать, и тут разрешение ее во многом зависит от нее, по крайней мере, больше, чем от дочери. Но подростки предложили неожиданное решение: дочь предложить матери объяснить, какой она хочет видеть любимое чадо , а также должна объяснить свой выбор, помочь матери тем самым понять ее. И все стоит делать спокойно, без агрессии и слез.

        Четвертая ситуация тоже весьма распространенная: родители не принимают всерьез проблемы сына. Он поссорился с девушкой, которая ему нравится, а папа говорит, что это все пустяки, об учебе надо думать, об экзаменах. Мама же, пытаясь успокоить сына, начинает перечислять недостатки девушки, чем ранит его еще больше.

        Осознавая, что мы не имеем возможности на своих занятиях влиять на родителей и их поведение, мы моделируем ситуации так, чтобы предупредить реакцию родителей, так сказать, направить ее в нужное русло. И дети думают о том, как это сделать. Например, в вышеописанной ситуации подросток может изначально мотивировать родителей на нужную ему реакцию следующим образом: начать разговор с просьбы о помощи. У него проблема, он не может с ней справиться самостоятельно и поэтому обращается к самым близким людям. Это само по себе уже не позволит родителям отмахнуться от того, что мучит их сына или перенаправить его мысли в нужное им русло.

        Пятая ситуация, с которой хотели бы разобраться уже родители, это неблагодарное поведение детей. Они не знают никаких забот по дому, не хотят обслуживать себя сами, воспринимают родителей порой как прислугу. Конечно, во многом эту проблему спровоцировали сами родители, ограждая детей от хозяйственных дел, считая, что лучше сделать самому, чем переделывать за ребенком. Или мотивируя свое поведение тем, что ждали, будто однажды дитя «прозреет» и поймет, что пора бы часть забот по дому взять на себя. Однако «недогадливость» детей затягивается, родители нервничают, в итоге ссоры, а подростки, даже понимая справедливость упреков, предпочитают свалить вину с себя. Поэтому на таких занятиях мы и говорим, что родители нуждаются в любви и заботе не меньше, чем дети.

        В заключении хочется отметить, что самое главное, чему учатся подростки – это уважать друг друга, уважать своих родителей, стараться думать не только о себе, осознавать, что ответственность за мир в семье лежит в равной степени на плечах каждого ее члена. «Хочешь изменить ситуацию – начни с себя!» - под этим девизом мы и работаем.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начни с себя! Профилактика конфликтных ситуаций между родителями и детьми на занятиях элективного курса « Семьеведение » в МОУ СОШ №1 г. Белинского Пензенской области

Слайд 2

Типичные «проблемы с родителями» Родители излишне опекают, контролируют каждый шаг, не дают самостоятельности. Родители постоянно критикуют круг общения детей, их поведение и увлечения. Родители требуют от детей того, чего сами не делают (или запрещают делать то, что сами делают). Родители часто упрекают в неблагодарности. Родителям не воспринимают всерьез проблем детей, если они не касаются школы.

Слайд 3

Борьба за независимость против борьбы за власть и контроль

Слайд 4

Предлагаемые меры профилактики Сообщать родителям заблаговременно о времени возвращения домой или о возможных задержках. Заранее обговорить часы, отведенные на проведение времени с друзьями вне дома. Не нарушать обещаний, данных родителям.

Слайд 5

Не требуй от других того, чего не делаешь сам

Слайд 6

Критика порождает протест

Слайд 7

Разрешение конфликта Матери следует: Всякую критику начинать с похвалы; Всегда давать понять ребенку, что он любим Дочери следует: Не воспринимать «в штыки» каждое родительское замечание; Объяснять родителям свой выбор спокойно

Слайд 8

Взаимопонимание Главное между родителями и детьми во взаимопонимании

Слайд 9

Пустяки или нет? Как часто бывает, проблемы подростка кажутся родителями незначительными, и они попросту отмахиваются от них…

Слайд 10

«вам все равно!» В результате ребенок может решить, что с родителями вообще не стоит ничем делиться. Доверие подорвано…

Слайд 11

А надо просто поговорить по душам…

Слайд 12

Забота должна быть взаимной

Слайд 13

К каким выводам пришли Большинство конфликтов можно не допустить силами самих детей. Родители вправе ждать взаимных чувств от детей. Агрессия порождает ответную агрессию. Родители нуждаются в заботе не меньше детей Обо всем и всегда можно договориться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."

Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

Типы конфликтов и приемы разрешения конфликтных ситуаций

Материал помогает разобраться в типах  конфликтов и дает рекомендации по их разрешению....

Доклад на тему "Конфликтно - стрессовые ситуации у подростков"

Причины возникновения конфликтных ситуаций у подростков. Классификация конфликтов. Стратегия поведения в условиях конфликта....

Конфликтные педагогические ситуации детей с ОВЗ и способы их решения

Презентация  "Конфликтные педагогические ситуации детей с ОВЗи способы их решения"...

Рекомендации родителям для сохранения и повышения учебной мотивации в семейной ситуации

Обучение детей  для каждого родителя является одним из самых важных и значительных показателей развития ребенка....