Практикум «Защити свои права»
материал на тему

Гладкова Надежда Валерьевна

 

Цель практикума

 сформировать у учащихся представление о практическом решении проблем защиты прав человека, дать им соответствующий эмоциональный опыт; продолжить ознакомление с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека в Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум «Защити свои права»

Цель практикума 

 сформировать у учащихся представление о практическом решении проблем защиты прав человека, дать им соответствующий эмоциональный опыт; продолжить ознакомление с нормативными документами, регулирующими защиту прав человека в Российской Федерации, с организациями, защищающими права человека и права граждан; подготовить ребят к изучению систем защиты прав человека.

Предварительная подготовка.

Подготовить карточки с заданиями; необходимые таблички-вывески («директор школы», «управление образования», «органы опеки и попечительства», «милиция», «прокуратура», «суд», «правозащитная организация», «Уполномоченный по правам ребенка» и др.); выдержки из документов (Конвенции о правах ребенка, Конституции России, Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.).

Введение в проблему.

Учитель актуализирует знания учащихся о различных государственных и негосударственных организациях, занимающихся защитой прав человека. На листе (доске) можно записать их перечень с краткой характеристикой функций.

Деление на группы.

Класс делится на две части: «граждане, чьи права были нарушены» и «работники различных организаций». Деление может быть по желанию учащихся либо по усмотрению учителя (например, менее решительным, застенчивым ученикам можно предложить роли представителей различных организаций, более активным — роли«пострадавших»; в следующий раз при проведении подобного практикума роли необходимо поменять). Учитель каждой группе дает вводную инструкцию отдельно, для этого «пострадавшие» выходят из класса.

Вводная инструкция для «работников организаций»:

«Сейчас к вам на прием придут граждане с жалобами. Ваша задача выслушать проблему посетителя и дать ему консультацию, оказать помощь в разрешении проблемы. Но если жалоба касается интересов вашего ведомства, постарайтесь либо урегулировать конфликт и не давать ему дальнейшего развития, либо дать «туманную» консультацию. Свои консультации вы будете записывать на листе консультаций гражданина».

Вводная инструкция для «пострадавших»

«Внимательно прочитайте карточку с проблемой, которую вам нужно решить. Ваши права нарушены, и вам нужно добиться справедливого решения в свою пользу. Попробуйте определить стратегию защиты: в какую организацию вы обратитесь, что делать дальше, если получите в ней отказ или будете не удовлетворены принятым решением. Помните, что время приема граждан ограничено. Ответы должностных лиц должны быть записаны на листе консультаций».

Варианты игровых ситуаций[1]

1. На уроке литературы учащимся было задано сочинение на тему«Иисус Христос — спаситель мира». Один из ребят, воспитывающийся в атеистической семье, отказался писать сочинение, мотивируя свой поступок тем, что не верит в Бога. Учитель поставил «2» и на уроке, анализируя сочинения, в грубой форме высмеял ученика, заставил переписывать сочинение и не оригинальничать.

2. В школе работает очень принципиальный учитель, который ставит оценки справедливо. Но в выпускном классе учащиеся потребовали от него ставить более высокие оценки. Учитель отказался. Тогда школьники написали жалобу, в которой оклеветали учителя, а ему самому пригрозили физической расправой. Родители учащихся также пытались оказать на него давление, но учитель остался тверд и требуемых оценок не поставил.

3. В классе учится девочка — «чистый гуманитарий». У нее единственная «3» — по математике. Родители ругали дочь за эту «тройку»,лишали ее прогулок, развлечений, поощрений. Девочка стала нервничать, «выплакивать» оценки у учителя, оспаривать их. Однажды ей попал в руки журнал, и она решилась на подделку оценок. Об этом вскоре стало известно, в школу вызвали родителей. После беседы в школе они начали игнорировать дочь, ее объяснений не принимали, перестали с ней разговаривать, а если и говорили, то только об этом проступке. На уроке литературы учительница, разбирая повесть «Капитанская дочка», рассуждала о благородстве главного героя, в конце же перевела разговор на то, что не все способны поступать благородно, и прямо указала на девочку.

4. В течение года классная руководительница демонстративно и изощренно третировала ребенка, причем делала это не только «в сердцах», но и проводя заранее спланированные акции. Так, однажды она предложила всем учащимся класса написать заявления на имя директора школы и в них назвать все плохие поступки этого ученика. Дети послушно стали писать о том, что он кого-то толкнул, с кем-то поссорился, с кем-то что-то не поделил. Сам ребенок был поставлен перед классом, плакал и просил учительницу, чтобы она не отдавала заявления директору.

5. Ученик-сирота стал плохо учиться, пропускать уроки, драться с одноклассниками, грубить учителям. Однажды он пришел в класс с серьгой в ухе. Классный руководитель подозвала его к себе и стала отчитывать за серьгу, затем схватила с силой за ухо и потянула. От обиды и боли мальчик закричал, вырвался и обругал учительницу. Учитель потребовал исключения ребенка из школы.

6. Ученик из многодетной семьи. В классе, где он учится, практиковались обеды в долг. К концу четверти долг необходимо было погасить, но семья не смогла этого сделать. Учительница забрала у ребенка портфель и сказала, что не отдаст его, пока долг не будет погашен.Все это объявлялось ребенку в присутствии класса, сопровождалось комментариям и: «Что я теперь, должна платить за всех многодетных? Не рожали бы столько, если нет денег обеды оплачивать. А ты зачем ел, если знал, что у родителей в кармане шаром покати?»

7. Первокурсницу школы бизнеса (16 лет), обучающуюся по специальности «повар-кондитер», послали в столовую на производственную практику. Практика состояла в том, чтобы перед приходом проверки «отдраить» столовую до блеска. Девушке велели вымыть электро-мясорубку, которая не была отключена от сети. В момент, когда она промывала внутренний винт, электро-мясорубка автоматически включилась, и девушка лишилась пальцев руки.

8. Выпускнику школы было отказано в приеме в 10 класс его школы из-за большого количества «троек» в аттестате о получении основного общего образования. После обращения в органы управления образованием ребенок был принят в школу условно, до результатов полугодия, а после первого полугодия отчислен в связи с не аттестацией по нескольким предметам.

9. Ученик 11 класса написал заявление о том, что не может изучать военные параграфы курса ОБЖ в их практической части(требовалось собирать/разбирать автомат, стрелять из оружия, метать гранаты и т. п.), поскольку это противоречит его убеждениям. При этом теоретическая часть была им изучена на «отлично». Директор школы принял решение не вписывать в аттестат ученика о получении среднего (полного) образования ОБЖ как не изучавшийся предмет.

10. В конце учебного года администрация школы потребовала внести средства на нужды школы в размере 200 рублей. Деньги необходимо было сдать классному руководителю, только после этого он выдавал ведомость с итоговыми оценками за год. Часть детей из малоимущих семей деньги не сдали, на летние каникулы ушли, так и не получив ведомости с оценками.

Игровая часть.

Учитель объявляет начало «приема» граждан. «Пострадавшие» вступают во взаимодействие с «организациями». Учитель наблюдает за работой, при этом желательно никаких дополнительных

советов не давать. «Прием» заканчивается либо после установленного времени (например, 20 минут), либо после того, как большинство «посетителей» разрешат свои проблемы.

Рефлексия.

Учитель спрашивает, как чувствовали себя учащиеся в своих ролях; менялось ли их настроение на протяжении игры, как оно менялось; какие чувства испытывали ребята друг к другу, находясь в разных ролях; довольны ли своей работой «сотрудники организаций»; удовлетворены ли консультациями «посетители» и т. д.

Затем обсуждаются варианты проблемных ситуаций, консультации, полученные по ним, иные возможные варианты решения проблем.

В конце занятия можно предложить учащимся самостоятельно составить схему (алгоритм) защиты нарушенных прав, включив в них всевозможные организации: государственные, общественные, как национальные, так и международные.

Беседа.

Углублению понимания правозащитных методик и технологий будет способствовать общение с Уполномоченным по правам ребенка. При ознакомлении с правозащитными методиками и технологиями следует остановиться на самих этих понятиях.

Начать разговор можно с постановки проблемных вопросов: «Следует ли человеку каждый раз самостоятельно искать решение задачи, если другие люди не раз уже с такими задачами сталкивались и решали их?», «Следует ли каждому математику искать доказательства уже доказанных ранее теорем или лучше воспользоваться накопленным опытом?», «Следует ли каждому несправедливо уволенному самостоятельно изучать все трудовое и процессуальное законодательство для того, чтобы защитить свои права, или есть возможность учесть опыт людей, попадавших в такую же ситуацию?».

Ребята сами сделают выводы, что нарушение прав человека — явление, достаточно часто повторяющееся, несмотря на обилие юридических гарантий, что самостоятельный поиск правильного пути отстаивания своих прав в каждом конкретном случае малоэффективен(потраченное время и возможные ошибки вследствие юридической неопытности), поэтому хорошо бы иметь четкие инструкции, составленные знающими людьми, как действовать в каждом конкретном случае.

Теперь можно разъяснить школьникам, что подобные инструкции, охватывающие типичные нарушения прав человека, описывающие алгоритмы поведения в той или иной ситуации, уже созданы правозащитниками. Их называют правозащитными методиками и технологиями. Хотя и существует разнобой в определении этих терминов, обычно под «правозащитными методиками» понимают рекомендации по защите прав человека в каком-то конкретном случае, а под «правозащитными технологиями» — рекомендации по защите прав человека в какой-либо сфере общественной жизни, объединяющие целый комплекс правозащитных методик.

Следует коротко ознакомить учащихся с примерами правозащитных методик и технологий:

• защита права на неприкосновенность личной жизни;

• защита прав и свобод в отношениях с государственными органами и должностными лицами;

• защита от жестокого обращения со стороны правоохранительных органов;

• защита права на неприкосновенность жилища;

• защита прав несовершеннолетних в органах милиции.

Необходимо обратить  внимание учащихся на то, что правозащитные методики и технологии очень подробно описывают, как правильно действовать, защищая свои права, в той или иной ситуации, зачастую содержат рекомендации о последовательности действий шаг за шагом, предусматривают описания типичных вариантов развития событий, включают в себя выдержки из соответствующих законодательных актов и образцы заявлений, обращений и тому подобных документов, которые предстоит писать тому, чьи права ущемлены.

Учащимся необходимо разъяснить какую помощь они могут получить при обращении к Уполномоченному по правам ребенка, желательно раздать буклеты, визитки с адресом приемной Уполномоченного.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса экономической направленности 9 класс "Как защитить свои права покупая товары"

Данная программа создана для расширения знаний учащихся о основах российского законодательства, в частности Закона РФ «О защите прав потребителя»...

Как защитить свои права?

Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню правовой помощи (20 ноября)...

Проект "Потребитель, защити свои права!"

Проект "Потребитель, защити свом права!" направлен на формирование у учащихся знаний о правах потребителей....

Методическая разработка Урок – игра « Защити свои права» 8-9 класс.

Методическая разработка  Урок – игра « Защити свои права» 8-9 класс....

ПРАВОВОЙ НАВИГАТОР: ЗАЩИТИ СВОИ ПРАВА В ИНТЕРНЕТЕ_буклет_общероссийского_профсоюза _образования

ПРАВИЛАРАСПРОСТРАНЕНИЯИНФОРМАЦИИ В СЕТИВ сети «Интернет» граждане обязаны соблюдать следующие, установлен-ные законодательством, общие требования и ограничения на распростра-нение ин...

"Способы защита своих прав"

Презентация по обществознанию на тему: "Способы защита своих прав"...