Портфолио по теме "Методика и технология работы социального педагога"
методическая разработка на тему

Алёна Алексеевна Ганкевич

В портфолио представлены различные материалы, необходимые для работы социального редагога: акты обследования бытовых условий, карты обследования семей, карты обследования несовершеннолетних, социальный паспорт семьи, опросники, анкеты и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика и технология работы социального педагога

ПОРТФОЛИО

СОЦИАЛЬНЫЙ  ПАСПОРТ  СЕМЬИ

Адрес:  ____________________________________________тел.__________________

                                                            (улица, дом, корпус, квартира)

Отец: __________________________________________________________________________

                                                            (Ф.И.О. ,  ДАТА РОЖДЕНИЯ )

             ___________________________________________________________________________________________________

Мать: __________________________________________________________________________

                                                            (Ф.И.О. ,  ДАТА РОЖДЕНИЯ )

              __________________________________________________________________________

Ф.И.О. детей,  даты рождения:

  1. _____________________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________

Категория многодетной семьи:  полная семья,  неполная семья  (нужное подчеркнуть)

а) воспитывает одна мать

б) воспитывает один отец

в) воспитывает бабушка, дедушка или кто-то из родственников

г) семья, воспитывающая ребенка-инвалида

д) семья с детьми, находящимися под опекой, попечительством

Образование отца________________________________________________________________

Образование матери______________________________________________________________

Место работы и должность отца____________________________________________________

Место работы и должность матери__________________________________________________

Трудовой стаж отца____________________       Трудовой стаж матери____________________

Где учатся (работают) дети_________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Есть ли в семье подростки до 18 лет, которые не работают и не учатся_____________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Доход семьи_____________________________________________________________________

Наличие приусадебного участка_____________________________________________________

Наличие подсобного хозяйства______________________________________________________

Жилищные условия (нуждается в жилье или нет, ветхое жилье, требуется капитальный ремонт, частичный ремонт, переоборудование, расширение жилплощади)_________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Характеристика бытовых и материальных условий в семье (относится ли семья к категории малоимущих)____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние здоровья членов семьи (взрослые инвалиды, дети-инвалиды, хронические заболевания)_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение родителей к воспитанию семьи____________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Характер поведения детей, их отношение к учебе______________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Основные проблемы семьи_________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ

 _____________________________________________________________________________  Проживающей по адресу:________________ ул. ________________дом ______ кв_____

  1. Категория семьи (подчеркнуть)

полная, неполная  (с отцом, матерью), многодетная, опекунская.

  1. Сведения о родителях (подчеркнуть)

Родители умерли (мать, отец), брак не регистрировался, родители лишены родительских прав, уклонение родителей (обоих, отца, матери) от исполнения родительских обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка, тюремное заключение, местонахождение неизвестно, находится в больнице на длительном лечении.

  1. Состав семьи:

Мать (ФИО, родная, неродная, приемная)______________________________________ Возраст______________ семейное  положение___________________________________ образование _______________________________________________________________ где и кем работает___________________________________________________________ физическое здоровье___________________ психическое здоровье__________________ (инвалид)__________ состоит ли на учете в диспансере___________________________ употребление  алкоголя ______________ наркотиков_____________________________ привлекалась ли к уголовной ответственности___________________________________  лишение родительских прав__________________________________________________

Отец  (ФИО, родной, неродной, приемный)_____________________________________ Возраст______________ семейное  положение___________________________________ образование _______________________________________________________________ где и кем работает___________________________________________________________ физическое здоровье___________________ психическое здоровье__________________ (инвалид)__________ состоит ли на учете в диспансере___________________________ употребление  алкоголя ______________ наркотиков_____________________________ привлекался ли к уголовной ответственности___________________________________  лишение родительских прав__________________________________________________

  1. Дети:

1._________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________

  1. Другие члены семьи (родство с ребенком, возраст, здоровье, алкоголизм, особенности проведения) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Жилищно-бытовые условия
  • свой дом
  • отдельная квартира
  • отдельная приватизированная квартира
  • комната в общежитии
  • жилая площадь родственников

санитарное состояние___________________________________________________

  1. Отдаленность жилья от социальных учреждений_____________________________
  2. Имеет ли ребенок условия для занятия и досуга_______________________________

__________________________________________________________________________

  1. Материальное положение (на примере прошлого месяца)

зарплата __________________________________________________________________

пособие на ребенка_________________________________________________________

пенсия____________________________________________________________________

пособие на детей____________________________________________________________

другие доходы______________________________________________________________

  1. Какими льготами пользуется семья:

  1. Какая помощь нужна семье от социальной службы:
  • консультационная  (по социальным льготам и оформлению, разъяснение законов)
  • психологическая (беседа  со специалистам)
  • материальная (денежная, натуральная: обувь, одежда, продукты питания)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ

Наличие пьянок, скандалов______________________________________________________

Характер отношений родителей между собой______________________________________

____________________________________________________________________________

к  детям__________________________ к данному ребенку____________________________ физическое наказание детей ________________________________, пренебрежение (плохо кормят, одевают, не обращаются к врачу, не пускают в школу)_______________________ сексуальное насилие _______________________ другое_____________________________

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА

Что посещает (№ школы, какой класс)________________________________________  успеваемость ___________________________________

Состоит ли на учете в милиции ___________________________(по какому поводу, с какого возраста)_______________________________________________________________

Побеги из дома, бродяжничество (как часто, когда в последний раз)___________________

Как часто болеет _____________________________________________________________

Дополнительные сведения_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ОЦЕНКА СТРЕСС-ФАКТОРОВ В СЕМЬЕ

(подчеркнуть или вписать дополнительно)

Социальные

Со стороны родителей

Со стороны ребенка

Безработица

Плохое жилье

Неплохая семья

Многодетная семья

Религиозность

Соц. Изоляция

Психические  заболевания

Алкоголизм обоих, одного

Наркомания обоих, одного

Проблемы брака

Трудности воспитания

Отсутствие любви к ребенку

Психические заболевания

Инвалидность

Врожденные заболевания

Хронические заболевания

Трудный ребенок

Отклонения в поведении

Другие сведения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«_____»____________________200__ год

Социальный педагог, воспитатель


КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Общие характеристики условий воспитания

  1.  Фамилия, имя, отчество___________________________________________

2.  Год рождения____________________________________________________

3. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология (2), хронические болезни (1).

4. Характер занятости (подчеркнуть нужное): учеба в общеобразовательной школе, ПТУ, негосударственных учебных заведениях, колледжах, гимназиях.

Работа: в государственном учреждении, предприятии, в сфере обслуживания, в частных учреждениях, других местах.

  1.  Поведение в школе или другом заведении: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в милиции (1).
  2.  Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (1).
  3.  Отношение к учебе: заинтересованное (5), избирательно-заинтересованное (4), равнодушное (3), отрицательное (2), крайне отрицательное (1).
  4.  Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец (4), мать и отчим, мачеха и отец (3), одна мать, один отец (2), нет родителей — бабушка, дедушка, другие родственники (1).

9. Количество детей в семье_____________________________________________

10. Образование родителей: высшее (5), незаконченное высшее (4), среднее специальное (3), общее среднее (2), неполное среднее (1).

11. Характеристика отношений в семье:

  • семья ведет здоровый образ жизни (5);
  • один из родителей склонен к выпивкам, скандалам (4);
  • у родителей эпизодические запои, семейные скандалы (3);
  • частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей (2);
  • повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей (10).

12. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:

  • семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей (5)
  • духовные потребности недооцениваются (4);
  • для семьи характерна духовная, идейная индифферентность (3);
  • преобладают стяжательские настроения (2);
  • в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей (1).

13. Характер эмоциональных отношений в семье:

  • атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки (5);
  • отношения ровные, но без эмоциональной близости (4);
  • эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность (3);
  • эмоционально-холодные, отчужденные отношения (2);
  • напряженно-конфликтные отношения (1).

14. Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:

  • на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом, коллекционирования, др. (5);
  • досуговые группы с совместными формами отдыха и общения (4);
  • общение на основе пустого времяпрепровождения (3);
  • асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство (2);

криминогенные группы, состоящие на учете в милиции за различные правонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество, др. (1).


КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

  1. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец (4), мать и отчим, либо мачеха и отец (3), одна мать или один отец (2), нет родителей (1).
  2. Количество детей в семье:

-пять и более (5);

-четверо (4);

-трое (3);

-двое (2);

-один (1).

  1. Образ жизни и психологический климат семьи:

-здоровый образ жизни, атмосфера дружбы, взаимопонимания, эмоциональной близости (5);

-здоровый образ жизни, отношения ровные, но без эмоциональной близости (4);

-отношения в семье напряженно-конфликтные, характеризуются отчужденностью между ее членами (3);

-допускается жестокое обращение с детьми, другими членами семьи (2).

  1. Здоровье родителей:

-отец и мать практически здоровы (5);

-один из родителей отличается ослабленным здоровьем (4);

-отец и мать с ослабленным здоровьем (3);

-один из родителей инвалид либо пенсионер по возрасту (2);

-отец и мать инвалиды либо пенсионеры по возрасту (1)

  1. Образование родителей:

-оба (либо один) имеют высшее образование (5);

-оба (либо один) имеют незаконченное высшее образование, среднее специальное образование (4);

-оба (либо один) имеют общее среднее образование (3);

-оба (либо один) имеют неполное среднее образование (2);

-оба (либо один) имеют начальное образование (1)

  1. Наличие в семье детей ясельного возраста (до 3 лет):

-нет (5);

-один (4);

-двое (3);

-трое (2);

-четверо и более (1)

  1. Использование ясельных учреждений:

-ребенок посещает частные ясли (5);

-ребенок находится дома под присмотром няни (4);

-ребенок находится под присмотром неработающей матери (3);

-ребенок находится под присмотром неработающей бабушки (2);

-ребенок посещает государственные или ведомственные ясли (1)

  1. Наличие в семье детей дошкольного возраста (4-6 лет):

-нет (5);

-один (4);

-двое (3);

-трое (2);

-четверо и более (1)

  1. Посещение дошкольником детского сада:

-ребенок посещает частный детский садик (5);

-ребенок воспитывается няней дома (4);

-ребенок воспитывается дома неработающей матерью (3);

-ребенок воспитывается дома неработающей бабушкой (2);

-ребенок посещает государственные или ведомственные ясли (1)

  1. Нуждаемость семьи в дошкольном учреждении:

-семья не нуждается в дошкольном учреждении (5);

-семья нуждается в садике (4);

-семья нуждается в яслях (3);

-семья нуждается в садике и яслях (2);

-семья не доверяет воспитание детей дошкольным учреждениям (1)

  1. Наличие детей школьного возраста (7-17 лет):

-четверо и больше (5);

-трое (4);

-трое (3);

-один (2);

-нет (1)

  1. Место учебы, работы детей школьного возраста:

-учеба в негосударственных школах и гимназиях (5);

-учеба в общеобразовательной школе (4);

-учеба в среднем специальном заведении (3);

-работа (2);

-без определенных занятий (1)

  1. Внешкольные занятия детей школьного возраста:

-посещение музыкальной школы, художественной студии, кружков (5);

-посещение технической студии, кружков (4);

-посещение спортивной школы (3);

-посещение клуба по месту жительства и других внешкольных учреждений по интересам (2);

-не занятость во внеурочное время (1)

  1. Характеристика здоровья и психосоматического развития детей:

-ребенок практически здоров (5);

-ребенок при нормальном психологическом развитии недостаточно развит физически (4);

-тяжелые хронические заболевания, инвалидность (3);

-отставание в умственном развитии (2);

-нервно-психические заболевания (1)

  1. Наличие социальных отклонений у детей подросткового возраста:

-уход из дома, бродяжничество (5);

-употребление наркотиков, токсических веществ (4);

-алкоголизация (3);

-без определенных занятий (2)

-правонарушения (1)


СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ЛИЧНОСТИ

  1. Общие данные:
  1. Ф.И.О., адрес, дата и место рождения, семейное положение, национальность.
  2. Родители: И.О., дата рождения или смерти, место проживания.
  3. Братья и сестры: И.О., дата рождения или смерти, место проживания.
  4. Дети: И.О., дата рождения, место проживания.
  5. Образование.
  6. Где работает (учится).
  7. Психическое и физическое здоровье.
  8. Место в семье, соседские связи.
  1. Потребности и проблемы:
  1. Причины, приведшие к работе с данной личностью.
  2. История проблемы и ее состояние на нынешнем этапе.
  3. Способность выполнять жизненные роли.
  4. Стадия психического и умственного развития.
  5. Выполнение личностного долга перед семьей, группой, общиной.
  1. Позитивные и негативные факторы, оказывающие влияние на помощь клиенту:
  1. Внутренние ресурсы личности к изменению.
  2. Какие факторы могут повлиять на оказание помощи.
  3. Реалистичны ли ожидания к изменению личности.

ПАСПОРТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МИКРОРАЙОНА

Базовый документ, дающий общее представление о социальных особенностях территории, на которой действует данный социальный работник. Заполняется один раз, в начале работы. При изменении каких-либо характеристик, включенных в паспорт, впоследствии в него вносятся соответствующие коррективы и исправления.

Паспорт микрорайона содержит информацию, позволяющую социальному работнику принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне.

С помощью паспорта характер деятельности социального работника приобретает четко спланированный, системный характер, так как она базируется на комплексе факторов, где в равной мере учитываются характеристики природной и материальной среды микрорайона, а также социальные особенности населения, в нем проживающего.

Пункт 1. Карта – схема микрорайона. Имеется в местных администрациях.

В случае ее отсутствия составляется социальным работником.

Пункт 2. описание природной среды. Данные имеются в соответствующих отделах местных администраций. Уровень экологического загрязнения (высокий, средний, низкий) определяется исходя из существующих нормативов, где средний уровень отождествляется с нормой. Таким же образом определяются показатели по другим характеристикам паспорта (радиологическая обстановка, насыщенность маршрутами общественного транспорта и т.д.)

Пункт 3. описание материальной среды. Часть данных может быть получена в местных администрациях. Более конкретные показатели, например число детских спортивных площадок во дворах, уточняются чрез ЖЭК и ДЭЗы.

Пункт 4. характеристика населения. Информация более общего плана содержится в отдельных документах, например, нетрадиционные формы занятости населения, число несовершеннолетних на учете в милиции и т.п. отдельные характеристики следует выявить конкретно в ЖЭКах, домоуправлениях и вносить в паспорт после суммирования (например, число одиноких, число семей судимыми членами). При отсутствии информации по отдельным позициям, заполнение этих граф производится после уточнения статистических данных непосредственно социальным работником.

Пункт 5. характеристика семей, молодых семей и характеристика молодежи и несовершеннолетних составляются из результатов обследования населения, документов ЖЭКов, учебных и трудовых коллективов.

  1. Карта – схема м/р (жилые дома, торговые точки, другие объекты).
  2. Описание природной среды:
  • характеристика зеленых насаждений, кв.м;
  • характеристика водной площади;
  • уровень экологического загрязнения воздуха, воды, земли химическими элементами (высокое, среднее, низкое);
  • радиологическая обстановка (благополучная, неустойчивая, неблагополучная);
  • наличие предприятий с вредными производственными технологиями;
  • уровень очистных сооружений жилого (высокий, средний, низкий) и производственного (высокий, средний, низкий) фондов.
  1. Описание материальной среды:
  • наличие и характер предприятий в районе (с производственным циклом химического, топливно-энергетического, машиностроительного и т.п. характера);
  • наличие градообразующих предприятий, формирующих социальную инфраструктуру;
  • научные учреждения, другие организации;
  • детские учебно-воспитательные учреждения (дошкольные, школы, ПТУ, техникумы, внешкольные, другие);
  • учреждения культуры (число мест);
  • спортивные учреждения (число мест);
  • детские спортивные площадки во дворах (число);
  • учреждения службы быта, торгового, медицинского и жилищного обслуживания, обеспеченность в сравнении с нормативами;
  • наличие учреждений социального обслуживания;
  • центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социально-педагогической реабилитации;
  • социальные приюты для детей-сирот;
  • дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
  • центры медико-социальной реабилитации;
  • центры социальной поддержки молодежи;
  • центры планирования семьи;
  • психолого-медико-педагогические консультации;
  • подростковые клубы и центры работы по месту жительства;
  • наличие культовых учреждений (церкви, мечети, синагоги, монастыри, молельные дома и т.д.);
  • другие учреждения.

Характеристика жилого фонда, % проживающих:

  • в отдельных квартирах;
  • в общежитиях;
  • в коммунальных квартирах;
  • в частных домах;
  • в других жилищных условиях;
  • число нуждающихся в улучшении жилой площади.

Насыщенность маршрутами общественного транспорта в м/р:

  • достаточная;
  • удовлетворительная;
  • низкая.

Степень удаленности м/р от центра города:

  • до 20 минут езды;
  • 25-40 минут;
  • свыше 40 минут.

Обеспеченность населения местами в дошкольных учреждениях.

  1. Характеристика населения:
  • число жителей_____________ человек, в том числе детей:
  • до 7 лет;
  • от 7 до 11 лет;
  • от 11 до 14 лет;
  • от 14 до 18 лет.
  • количество людей пенсионного возраста:
  • средний возраст взрослого населения____________________________________
  • соотношение взрослого населения по полу, %:
  • женщин;
  • мужчин.

Специфика профессионального состава:

  • рабочие, служащие государственных учреждений и предприятий;
  • негосударственных и частных предприятий;
  • учащиеся, студенты;
  • интеллигенция;
  • доля лиц трудоспособного возраста, %;
  • для взрослого населения, работающего в районе проживания, в %;
  • национальный состав м/р (если есть специфика);
  • миграционные движения в м/р, соотношение постоянного населения и приезжих;
  • жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из них:
  • % жителей, проживающих в коммунальных квартирах, общежитиях, аварийном жилье, в перенаселенных квартирах;
  • для взрослого населения, проживающего одиноко, %, из них:
  • престарелые;
  • инвалиды.
  1. Характеристика семей.

Количество семей

Из них:

  • многодетные семьи (4 и более детей);
  • неполные семьи (одна мать, один отец);
  • молодые семьи (супружеская жизнь до 3 лет);
  • число опекунских семей;
  • число семей с разведенными родителями, проживающими в одной квартире;
  • число семей с родителями-инвалидами;
  • число семей, ведущих аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания, проституция, жестокое обращение с детьми и женщинами), условия которые угрожают здоровью и жизни детей;
  • число семей, стоящих на учете в правоохранительных органах;
  • число семей, лишенных родительских прав;
  • число семей с престарелыми родителями;
  • число семей с несовершеннолетними родителями.
  1. Характеристика молодых семей (супружеский стаж до 3 лет):
  • количество молодых семей, из них, %:
  • проживающих самостоятельно в своих квартирах и частных домах;
  • проживающих с родителями;
  • проживающих в студенческих общежитиях;
  • проживающих на частных квартирах;
  • количество молодых семей, имеющих детей, из них:
  • нуждающихся в детском дошкольном учреждении;
  • количество молодых семей, имеющих доход на уровне и ниже прожиточного;
  • количество молодых семей со смешанными национальными браками;
  • количество молодых студенческих семей;
  • количество молодых семей с несовершеннолетними родителями;
  • количество несовершеннолетних одиноких матерей, из них, %:
  • оставивших детей;
  • проживающих в родительских семьях;
  • проживающих отдельно;
  • количество молодых одиноких матерей (до 25 лет), их них, %:
  • оставивших детей;
  • проживающих с детьми в родительской семье;
  • проживающих с детьми самостоятельно.
  1. Характеристика несовершеннолетних и молодежи (до 25 лет).

Количество несовершеннолетних (14 – 17 лет).

Из них учатся:

  • в школе;
  • в ПТУ;
  • в других образовательных учреждениях;
  • работают;
  • без определенных занятий;

Количество молодежи (18 – 25 лет):

  • % учащейся молодежи;
  • % работающей молодежи.
  1. Характеристика молодежи и несовершеннолетних с асоциальным поведением:
  • количество несовершеннолетних, стоящих на учете в милиции;
  • количество несовершеннолетних, вернувшихся из спецшкол, спецПТУ;
  • количество несовершеннолетних, вернувшихся из ВТК;
  • количество несовершеннолетних, условно осужденных;
  • количество молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы;
  • количество условно осужденной молодежи (18 – 25 лет).
  1. Характеристика жилищных условий и семейного положения несовершеннолетних и молодежи.

Количество проживающих в семьях:

  • молодежи;
  • несовершеннолетних.

Количество проживающих в студенческих общежитиях:

  • молодежи;
  • несовершеннолетних.

Количество проживающих на частных квартирах:

  • молодежи;
  • несовершеннолетних.

Количество проживающих самостоятельно в своих домах и квартирах:

  • молодежи;
  • несовершеннолетних.


СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ ГРУППЫ РИСКА

Общие сведения (фамилии членов семьи, число членов семьи):_______________________________________________________________________

Ф.И.О. отца__________________________________________________________________

Адрес________________________________________________________________________

Год рождения_________________________________________________________________

Образование__________________________________________________________________

Место работы, специальность____________________________________________________

Состояние здоровья____________________________________________________________

Ф.И.О. матери________________________________________________________________

Адрес________________________________________________________________________

Год рождения_________________________________________________________________

Образование__________________________________________________________________

Место работы, специальность____________________________________________________

Состояние здоровья____________________________________________________________

Дети (сведения заполняются на каждого ребенка)

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Место учебы__________________________________________________________________

Состояние здоровья____________________________________________________________

Характеристика условий в семье:

бытовые______________________________________________________________________

материальные_________________________________________________________________

жилищные___________________________________________________________________

санитарные___________________________________________________________________

Где состоит на учете____________________________________________________________

По чьей инициативе____________________________________________________________

Факторы, обслуживающие вхождение в группу риска:

Социально-демографический фактор:

многодетная семья;

неполная семья;

с приемными, опекаемыми детьми;

с недееспособными родителями;

с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные).

Социально-педагогический фактор:

родители не справляются с социальной ситуацией;

конфликтные семьи;

семьи, где дети самовольно уходят из дома.

Социально-криминогенный фактор:

семьи, где имеется угроза жизни детей;

деградация родителей.

Экономический прогноз_________________________________________________________

Прожиточный минимум_________________________________________________________

Реальный доход________________________________________________________________

Доход на одного человека_______________________________________________________

Рекомендации:

необходимо встать на учет в _____________________________________________________

нуждаются в срочной помощи____________________________________________________

Другое:

Потребность в реабилитации: решение социального консилиума от _________________г. по социальной помощи.

Специалист по социальной работе_____________________________________________________

                                                                        (подпись)


ПАСПОРТ НЕФОРМАЛЬНОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ

  1. Количество человек (постоянный и эпизодический состав)____________________________________________________________________
  2. С какого времени существует_________________________________________________
  3. Возраст, место работы, учебы ее членов________________________________________
  4. Принцип включения в группу (по месту жительства, общие цели, землячество и т.д.)_______________________________________________________________________
  5. Основные места сбора_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Средняя периодичность сборов________________________________________________
  2. Наиболее предпочитаемые совместные занятия (проранжировать): выпивки, игра в карты, подвижные игры, хождение по улицам, посещение кино, пение под гитару, употребление наркотиков и т.д.________________________________________________________________
  3. Наиболее излюбленные темы бесед и обсуждений (проранжировать) (обсуждение различных затруднений в учебе, работе, конфликтов с родителями, учителями, обсуждение прочитанного, обсуждение кино- и телефильмов, обсуждение совместных действий, обсуждение жизненных планов, отношений с девушками, рассказы о взаимосвязях взрослых мужчин и женщин, рассказы о местах заключения, о воровских обычаях, обсуждение способов добычи средств для развлечений, выпивки, наркотиков и т.д.)____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Жаргонные словечки, используемые в группе___________________________________
  2. Клички членов группы_______________________________________________________
  3. Лидер группы и его характеристика___________________________________________
  4. На чем держится авторитет лидера (нужное подчеркнуть):

на страхе перед физической силой; на уважении к интеллекту; на умении найти общий язык с ребятами; на опытности, бывалости.

  1. Как часто и по поводу чего бывают конфликты__________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Как обычно разрешаются конфликты (мирно, дракой, благодаря вмешательству лидера, компромиссом части ребят)_______________________________________________________
  2. Как часто возникают конфликты, драки с другими группировками и по поводу чего_______________________________________________________________________
  3. Поддерживается ли связь со взрослыми преступниками, с лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы (да, нет, эпизодично)________________________________________________________________
  4. Какое влияние они оказывают на ребят (предостерегают от возможности преступления; подстрекают к преступлению; заражают ложной романтикой; передают воровской жаргон, песни, обычаи).
  5. Какие качества характера и поступки больше всего осуждаются и какие меры воздействия со стороны группы оказываются на провинившегося____________________________________________________________
  6. Возможен ли добровольный выход из группы? Переход в другую? Бывали ли такие случаи, по какой причине и какова реакция на это?_______________________________________________________________________
  7. Как относятся взрослые к группировкам ребят:
  • родители (доброжелательно, не препятствуют встречам на квартирах, нейтрально, не обращают внимания, враждебно, запрещают общение, запрещают встречи у себя дома)___________________________________________________________________
  • учителя_________________________________________________________________
  • соседи__________________________________________________________________
  1. Состоит ли кто-нибудь из ребят на учете в милиции и каковы меры воздействия на группу____________________________________________________________________
  2. Занимается ли кто-нибудь из ребят в кружках, секциях, клубе? Как влияет на других ребят и как к этим занятиям относятся в группе?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструкция

Паспорт неформальной подростковой группы заполняется путем анализа бесед с членами подростковых групп, путем сопоставления информации, полученной от разных подростков, в результате чего проводятся как взаимодополнение, так и исключение ложной информации, возможны методы включенного наблюдения, предполагающие, чтобы исследователь по возрасту и характеру поведения особо не выделялся среди членов неформальной группы.


КАРТА ЛИЧНОСТИ

  1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется школьным врачом или с его слов):
  1. Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты).
  2. Признаки повышенной нервозности (отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки).
  3. Патологические влечения:
  • курит (не курит, курит эпизодически, систематически);
  • употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически);
  • употребляет токсико-наркотические вещества (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически).
  1. Состоят на диспансерном учете, по поводу чего_____________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Психологическая атмосфера в семье:
  1. Данные о родителях (отец, мать, лица их заменяющие):

образование _______________________________________________________________

профессия, место работы ____________________________________________________

  1. Другие члены семьи __________________________________________________
  2. Тип семьи:
  • благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурной воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная);
  • неблагополучная, в том числе:

педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы);

нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

  1. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:
  • семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
  • чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
  • попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка);
  • сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.п.).
  1. Организация режима труда и отдыха:
  • какие обязанности выполняет в семье____________________________________
  • соблюдает ли режим дня_______________________________________________
  • кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания ____________________________________________________________________
  • как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей____________________________________________________
  1. Особенности учебной деятельности:
  1. Успеваемость учащегося____________________________________
  2. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.
  3. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие.
  4. Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников.
  1. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:
  1. Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый (изолированный).
  2. С кем из класса наиболее близок; характер взаимного влияния.
  3. Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.
  4. Манера, стиль общения с окружающими:
  • доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
  • недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
  • экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
  • интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
  1. Отношение к общественному мнению:
  • активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять и т.п.);
  • пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
  • безразличное не реагирует на критику, не меняет поведения);
  • негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
  1. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:
  1. Отношение к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается.
  2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.
  3. Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.
  4. Отношение к физическому труду:
  • положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки);
  • равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);
  • отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно).
  1. отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, относится равнодушно, относится демонстративно, пренебрежительно вплоть до умышленной порчи имущества.
  1. Направленность интересов:
  1. К какой деятельности проявляет интерес (физический труд, умственный труд, техническая, общественно-политическая, организаторская, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая и т.п.), спортивная деятельность).
  2. В каких кружках (секциях) состоит (состоял)_____________________________________________________________
  3. Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки ____________________________________________ каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).
  1. Особенности сферы свободного общения учащегося:
  1. Сколько времени уделяется уличному общению в течение недели? Часы вечернего прихода домой?
  2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося?
  3. Постоянное или предпочитаемое место уличного общения (клуб, двор, подъезд и т.п.).
  4. Содержание уличного общения (работа с техникой, автомототехникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, курение, азартные игры и др.).
  1. Уровень самооценки личности:
  • адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
  • завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
  • заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
  1. Особенности поведения:
  1. Положительные поступки учащегося; как часто они совершаются._______________________________________________ Возможные мотивы их совершения_____________________________________________________
  2. Отрицательные поступки (проступки), их появление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках).
  3. Правонарушения учащегося (воровство, вымогательство у младших и слабых, избиение младших и слабых, попытки к насилию, жестокое обращение с животными, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство) и т.п.).
  4. Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.
  5. Как относится к педагогическим взаимодействиям: с ожесточение, равнодушно, понимает и старается выполнить требования.

Состоит на учете внутри школы_______________________________ в КДН_____________________________________________________ в КДН и ЗП___________________________________________________________________________


КАРТОЧКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И УЧЕТА ПОДРОСТКА (МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИ ПОСТАНОВКЕ НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ)

Постановка_________________________Снятие_________________________

Повторная__________________________Снятие_________________________

  1. Ф.И.О.
  2. Домашний адрес и телефон.
  3. Оставлен ли на второй год.
  4. С какого времени учится в данной школе.
  5. Сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, где и кем работает)

мать__________________________________________________________________

отец___________________________________________________________________

  1. Черты характера подростка, явные и скрытые слабости.
  2. Интересы и увлечения, склонности подростка.
  3. Характеристика домашних условий (состав семьи, отношение родителей к воспитанию, к школе, условия для занятий).
  4. Отношение к учебе, посещаемость занятий.
  5. Участие в общественной жизни класса.
  6. Участие в кружках, клубах, секциях.
  7. Участие в общеполезном труде.
  8. С кем дружит в школе.

По месту жительства.

  1. Кого считает авторитетом и почему?
  2. Шеф подростка (Ф.И.О., где работает, адрес, телефон).
  3. Характер отношений с товарищами (подчеркнуть): равенство, зависимость, руководящее положение.
  4. Состоит ли на учете в ПДН и за что?
  5. Состоит ли на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав?
  6. Место и время совершения проступка.
  7. Мера наказания.
  8. Планируемые основные направления работы с подростком.
  9. Успеваемость в текущем году.

«Утверждаю»

Руководитель учреждения образования

________________________                                ______________________

        (подпись)                                                                (Ф.И.О.)

М.П.


КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕБЕНКА

  1. Ф.И.О. ребенка.
  2. Дата рождения ребенка (число, месяц, год).
  3. Место рождения (город, село, область) и его экологическая характеристика (природные условия и их сохранность, наличие разрушающих природу источников, экологически грязных и вредных производств, общественный транспорт, удаленность дома от большого скопления техники и людей).
  4. Географический характер места постоянного проживания.
  5. Жилищно-бытовые условия (отдельный дом, квартира, наличие детской комнаты, двора, где ребенок может быть без присмотра взрослых).
  6. Физическое развитие ребенка (полностью здоров, хронически болен (чем именно), часто болеет).
  7. Культурно-бытовые условия домашней жизни: наличие специального учебного уголка, комнаты-мастерской для занятий по интересам; книг, спортивного инвентаря, музыкальных инструментов; бытовой техники, с которой ребенок постоянно имеет дело дома; собственного уголка природы, животных, птиц, растений, за которыми он постоянно ухаживает.
  8. Культурно-гигиенические условия дома и двора (наличие детской площадки, специальных предметов и инвентаря, предназначенного для физического развития ребенка).
  9. Отношение взрослых к внеучебным занятиям ребенка дома (поощрительное, заинтересованное, контролирующее, равнодушное, отрицательное).
  10. Отношение семьи к учебным делам ребенка (постоянно заинтересованное, жестко контролирующее, поддерживающее, непоследовательное, постоянно конфликтное из-за отметок).
  11. Наказывают ли дома за школьные успехи и неудачи (практически нет, довольно часто, нет, никогда).
  12. Обычное проведение времени ребенком дома (самостоятельное, под контролем взрослых, при участии взрослых в его делах, при его участии в делах взрослых, бесконтрольное, ребенок сам контролирует свое время, контролирует и свое время, и занятия младших членов семьи).
  13. Часто ли ребенок конфликтует с членами семьи (родителями, старшими, младшими).
  14. Любимые досуговые занятия (труд, общение, чтение, просмотр телепередач, занятия музыкой, искусством, увлечение техникой, уходом за животными, растениями, спорт, поделки и т.п.).
  15. Отношение взрослых к общению и друзьям ребенка (заинтересованное, равнодушное, негативное).
  16. Основные внеучебные занятия ребенка в школе после уроков (игры со сверстниками, самоподготовка к занятиям, физический труд, спортивные занятия, занятия в кружках, занятия по спецпрограмме, компьютерные игры и т.д.).
  17. Посещение ребенком учреждений дополнительного образования (посещает библиотеку (еженедельно, время от времени, никогда, поблизости библиотеки нет); ходит на занятия клубных кружков, объединений, секций, ходит в клуб на познавательно-развлекательные программы, не ходит в клуб, клуба нет; занимается по индивидуальной программе в УДО).
  18. Участвует ли в полезном труде по благоустройству своего дома (да, изредка, нет), двора (да, нет), школы (да, нет).
  19. Трудится ли вместе с родителями на приусадебном участке, даче (постоянно и охотно, только по просьбе взрослых, участвует периодически (весной, летом, осенью), не участвует, приусадебного участка нет).
  20. Поощряется ли самостоятельное зарабатывание денег (да, еще мал, нет).

АКТ

обследования жилищно-бытовых условий

_____________________________________________________________________________

по адресу_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

от «____»________________г.

Мною, социальным педагогом средней школы №____________________________________________________________________________

проведено обследование жилищно-бытовых условий________________________________

_____________________________________________________________________________

в связи с __________________________________________________________________________

В ходе обследования установлено, что по указанному адресу в ______комнатной квартире /частном доме жилой площадью_______________проживают:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Санитарное состояние__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общий доход семьи____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Взаимоотношения в семье_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соседями характеризуются______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Из беседы выяснилось, что______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая характеристика несовершеннолетнего_____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Успеваемость________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние здоровья____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расходование средств на содержание подопечного__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На основании вышесказанного считаю, что_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог

                                                 _____________________


МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОБЩЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ

Показатели семьи

Балл

1.

Состав семьи

Мать, отец, дедушка, бабушка

5

Только мать и отец

4

Мать и отчим, отец и мачеха

3

Одна мать, один отец

2

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

2.

Санитарно-жилищные условия семьи

Благоустроенная отдельная квартира

5

Квартира с родителями супруга(и)

4

Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

Квартира в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

2

Комната в общежитии, бараке, без удобств

1

3.

Доход семьи

Могут практически ни в чем себе не отказывать

5

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг

4

На повседневные расходы денег хватает, но приобретение одежды вызывает трудности

3

Живут от зарплаты до зарплаты

2

Денег до зарплаты не хватает

1

4.

Педагогический стиль семьи

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

Слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

4

Первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

5

Уровень социального здоровья семьи

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви.

5

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски.

4

В семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке.

3

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

2

Состоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение.

1

6.

Ценность детей в семье

Дети – главная ценность в семье

5

Дети – равнозначимая ценность наряду с супружеством

4

Дети дополняют супружеские отношения

3

Дети – элемент социального статуса: «как у всех»

2

Дети – обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства

1

7.

Отношение семьи со школой

Высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка

5

Обращение к педагогам за помощью, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

4

Интерес к школьной жизни односторонний: только у матери или отца

3

Критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний.

2

Отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещения ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам)

1

Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания.

Общая сумма баллов – 105.

При анализе конкретной семьи сумма баллов:

  • ниже 21 – характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск),
  • от 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы,
  • более 31 балла – характеризует благополучные семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).


МЕТОДИКА КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ

(ПО Л.Б. ФИЛОНОВУ)

Контактное взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования и изучения и коррекции личности подопечного.

Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Взаимодействие социального педагога с воспитанником, нуждающимся в коррекционной работе, разворачивается поэтапно. На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия, и решаются конкретные задачи.¶


Опросник родительского отношения  (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал:

  1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
  2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
  3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

  • Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  • Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  • Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.
  • "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: - отвержение, - социальная желательность, - симбиоз, - гиперсоциализация, - инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

1 шкала: "принятие-отвержение"

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентильный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

"сырой балл"

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Процентильный ранг

31,01

53,79

68,35

77,21

84,17

88,60

90,50

92,40

93,67

"сырой балл"

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Процентильный ранг

94,30

95,50

97,46

98,10

98,73

98,73

99,36

100

100

"сырой балл"

27

28

29

30

31

32

 

 

 

Процентильный ранг

100

100

100

100

100

100

 

 

 

2 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентильный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,93

3 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65

4 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

Процентильный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,76

5 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

99,37

100,0


АКТ первичного обследования условий жизни и воспитания подопечного

1. Дата обследования. «______»__________________ 200___г.

2. Ф.И.О. социального педагога, производящего обследования ________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ф.И.О. несовершеннолетнего __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Возраст несовершеннолетнего (указать год, месяц, число рождения), место его рождения. ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Адрес, телефон (если подросток проживает по данному адресу временно, то указать, откуда он прибыл и адрес постоянного места его жительства, а также сведения о лицах, оставшихся проживать по месту постоянной прописки несовершеннолетнего).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сведения о родителях (когда умерли, осуждены, лишены родительских прав, где находятся или проживают, работают и т.д.).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сведения о родственниках (братьях, сестрах, других близких родственниках, их Ф.И.О., место жительства и род занятий). ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Занятия несовершеннолетнего (посещает д/с, школу, ПУ и т.д., работает, указать где и кем, ничем не занят): __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Успеваемость подопечного ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организация досуга подопечного (работа в кружках, участие в худ. самодеятельности, спортивных секциях)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Материальное положение несовершеннолетнего (стипендия, размер пенсии, пособия, алиментов, выплачиваемых на содержание подростка) _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общий доход семьи, в которой проживает подопечный _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Сведения об имуществе (есть, нет). При наличии имущества составить его опись, при наличии денег, акций указать сумму и место хранения. ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является нанимателем жилья, количество членов семьи, проживающих на данной площади, размер и благоустройство помещения). __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Санитарное состояние помещения

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

12. Есть ли жалобы на состояние здоровья _________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Данные о лице, изъявившем желание стать опекуном (попечителем) или усыновителем ребенка. ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. В какой помощи (социальной, правовой, педагогической, материальной) нуждается несовершеннолетний.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Выводы и мотивированное заключение о наиболее целесообразной форме устройства несовершеннолетнего __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог

_________________________ __________________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)


«Взаимоотношения в семье»

Анкета

1. Как вы считаете взаимоотношения в вашей семье: 

1) очень хорошими;

2) хорошими;

3) не очень хорошими;

4) плохими;

5) не очень плохими;

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?

1) да;

2) не совсем;

3) нет;

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?_____________________

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

1) ежедневно;

2) по выходным дням;

3) редко;

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

1) решает сообща жилищные проблемы;

2) занимается семейно-бытовым трудом;

3) работает на приусадебном участке;

4) вместе проводит досуг, смотрит телепередачи;

5) обсуждает вопросы учёбы детей;

6) делится впечатлениями о прожитом дне;

7) каждый занимается своим делом;

8) допишите________

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1) да;

2) часто;

3) иногда;

4) редко;

5) не бывают;

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты? 

1) непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

4 ) разногласием в вопросах воспитания детей;

5) злоупотреблением алкоголем;

6) другое__________________________________

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

1)примирение;

2)обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

3)прекращение конфликтов на некоторое время;

4)обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям и др.);

5)конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер;


9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1) да;

2) нет;

3) иногда;

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

1) переживают, плачут;¶

2) становятся на сторону одного из родителей;

3) пытаются помирить;

4) уходят из дома;

5) замыкаются в себе;

6) относятся безразлично;

7) становятся обозлёнными, неуправляемыми;

8) пытаются найти поддержку в других людях;¶

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?


Карточка допроса №________

Район, округ_______________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога____________________________________________________________________

Ф.И.О. допрашиваемого_____________________________________________________________

Год рождения________________,  адрес________________________________________________

Тел.________________________,  процесс, статус________________________________________

Основные педагогические проблемы __________________________________________________

Ставился ли вопрос об изменении меры пресечения и как был решен_______________________

__________________________________________________________________________________

Выявлено ли применение насилия в отношении подростка (физическое, психологическое, иное, в чем проявилось) и  чье стороны______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Какие меры педагогической поддержки необходимо осуществить после допроса?____________

__________________________________________________________________________________

Какие меры осуществлены? (заполняется в течение года после допроса подростка)___________

__________________________________________________________________________________

По чьей инициативе педагог привлечен к допросу (Ф.И.О., тел.)___________________________

__________________________________________________________________________________

Есть ли у ребенка контакт с родителями________________________________________________

Необходимость вступления в контакт с родителями, социальными работниками, педагогами, психологами в интересах подростка___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Отметки о таком контакте____________________________________________________________

Необходимость оказания подростку медицинской и психиатрической помощи_______________

__________________________________________________________________________________

Отметки об оказании помощи________________________________________________________

Замечания и просьбы со стороны подростка____________________________________________

Замечания со стороны педагога_______________________________________________________

Были ли ходатайства и вопросы педагога отмечены лицом, ведущим допрос, если да, то какие?_____________________________________________________________________________

Участие в допросе адвоката__________________________________________________________

Участие в допросе законного представителя, замечания с его стороны___________________________________________________________________________

Иные замечания____________________________________________________________________

Дата_____________________________________ Подпись_________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...