Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здорового питания" 3- 4 классы
календарно-тематическое планирование на тему

Власова Галина Фёдоровна

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта в области здорового питания населения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_zdorovogo_pitaniya.docx50.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Культура здорового питания» 3 - 4 классы

 

Пояснительная записка

Статус документа – адаптированная

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта в области здорового питания населения; дает распределение учебных часов по разделам кружка и рекомендуемую последовательность изучения разделов культуры здорового питания с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся.

Общая характеристика

В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. А правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет, фаст-фуда) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме.

Данная программа сориентирована на изучение наиболее важных проблем, связанных с организацией рационального питания.

Программа  «Культура здорового питания» реализует общее интеллектуальное направление  внеурочной деятельности в 3- 4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: здорового образа жизни;
  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации по формированию здорового образа жизни);
  • практическая отработка умений и навыков культуры здорового питания, с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на формировании культуры здорового питания.

Новизна: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами здорового образа жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Основные цели: воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.

Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание здорового питания, настольные, ролевые, дидактические игры.

Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта здорового образа жизни, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Структура урока

  • Вводная часть. Разминка и актуализация имеющегося опыта и знаний, обсуждение домашнего задания;
  • Основная часть. Образовательная часть: объяснение нового материала. Включает в себя упражнения, игры, техники и приемы, направленные на решение основных задач программы. Практическая часть: формирование нового опыта (отработка умений и навыков), анкетирование, опрос, тестирование;
  • Заключительная часть: итог урока, рефлексия, обобщение пройденного материала. Тренировка навыков и применение знаний и умений, полученных в программе, на практике.

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает:

  • формирование умения искать и пользоваться необходимой информацией (осуществлять поиск и обработку социальной информации в том числе);
  • формирование  личностного и социально – значимого опыта здорового питания;
  • формирование навыков самооценки, самоанализа своего поведения в рамках здорового питания;
  • развитие мотивации к культуре здорового питания;

Приоритеты занятий «Культура здорового питания»:

  • Создать условия для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни;
  • Формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание важности здорового питания.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Методы обучения:

  • метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон логического мышления;
  •  метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;
  • исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения нестандартных ситуаций.

Средства обучения (технологии):

  • педтехнологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;
  • активизации и интенсификации деятельности учащихся;

Требования к уровню подготовки учащихся 3 –4 - х классов:  

Основные виды деятельности учащихся:

  • Разбор ситуаций на занятиях вместе с учителем;
  • Самостоятельная отработка аналогичных ситуаций по данной теме;
  • Самостоятельное составление алгоритма решения новой ситуации;

Нормы контроля за         формированием базовых компетенций:

Цель проведения тематического тестирования:

Развитие способностей учащихся, для последующего применения полученных знаний и умений в практической жизни и в процессе последующего обучения.

Оценка знаний:

Как установлено исследованиями психологов, приобретенные знания и умения по какому-либо учебному предмету в основном успешно применяются на практике и пополняются при последующем обучении, если учащийся овладевает более чем 70% содержания материала данного предмета. Поэтому за нижнюю границу для оценки «зачтено» при выполнении тематического теста может быть принято примерно 70% успешно выполненных заданий.  

Если же в итоговый тест еще включаются задания, ориентированные на проверку способностей самостоятельно анализировать и решать проблемы в нестандартных ситуациях, то обязательными для аттестации можно считать только задания первого типа. При достаточном уровне успешности выполнения обязательных заданий в 70% и, например, при доле 70% таких заданий в общем объеме теста нижняя граница успешного выполнения всего теста получается равной примерно 50%      

При подготовке сообщения  

«Зачет» ставится в следующем случае:

- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
- владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания.

УМК  «Культура здорового питания» в 3 –4 х классах

1. Бакуменко О.Е., Васнева И.К., Доронин А.Ф. Образ жизни и питание учащихся: монография. – М.: Издательский комплекс МГУПП, 2010. – 100 с.

2. Безруких М. М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания (Методическое пособие)

3. Доронин А.Ф., Бакуменко О.Е., Панфилова С.Н. Конспект лекций по дисциплине «Технология продуктов детского питания» - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2010. – 70 с.

4. Еделев Д.А., Бутова С.Н., Биохимические процессы обмена веществ в жизнедеятельности живого организма – М., 2012 – 463 с.

5. Ипатова Л.Г., Кочеткова А.А., Нечаев А.П., Тутельян В.А., Жировые продукты для здорового питания. Современный взгляд. - М.:ДеЛипринт, 2009. – 396 с. 5. Конышев В.А. «Ты то, что ты ешь: азбука питания» - М.: Эксмо, 2011. – 384с.

6. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08. г. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. – М., 2008.

7. Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н., Позняковский В.М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. Наука и технология. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. – 548 с.

8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.2408-10 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Дополнения и изменения № 22 к СанПиН 2.3.2.1078-01.

9. Спиричев В.Б. «Что могут и чего не могут витамины» - М.: «Миклош», 2003. – 300с.

Содержание тем учебного курса

Содержание 3 класс

I Я и моё здоровье! - 8 часов

        Развитие у учащихся представления о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей.

        Формирование представления о роли человека в сохранении и укреплении собственного здоровья.

         Обобщение имеющихся у учащихся знаний о роли правильного питания для здоровья человека, развитие представления о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни.

         Развитие умения оценивать характер своего питания, его соответствие понятию «рациональное», «здоровое».

        Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни, привычки, характер, поведение, правильное питание.

        Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, дискуссия, обсуждение; мини-проект.

II Продукты разные нужны, продукты разные важны! - 12 часов

        Расширение осведомленности учащихся о различных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах), их роли и значении для организма, а также роли витаминов и минеральных веществ. Развитие представлений учащихся о продуктах — основных источниках белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ. Развитие представления о важности разнообразия в рационе питания человека.

        Формирование готовности и умения анализировать свой рацион питания с точки зрения его соответствия принципам правильного питания.

        Основные понятия: пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион.

        Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, ситуационные игры, мини-проекты, мини-лекция.

III Энергия пищи - 6 часов

        Формирование представления о пище как источнике энергии для организма, знакомство учащихся с понятием «энергетическая ценность» пищи.

        Формирование представления об энергетической ценности различных продуктов питания.

         Развитие представления об адекватности питания, его соответствия весу, росту, возрасту, образу жизни человека.

         Расширение представления о том, как питание может повлиять на внешность

человека.

        Основные понятия: калория, калорийность, энергия пищи, высококалорийные и низкокалорийные продукты.

        Формы реализации темы: мини-лекция, самостоятельная работа, работа в группах, мини-проект.

IV Где и как мы едим - 16 часов

        Развитие знаний учащихся о правилах гигиены питания, формирование готовности соблюдать правила гигиены во время еды вне дома.

        Развитие представления о структуре общественного питания.

         Расширение представления о преимуществах полноценного питания и вреде питания «всухомятку».

         Формирование готовности соблюдать осторожность при использовании в пищу незнакомых продуктов, а также продуктов, которые могут быть испорчены.

        Основные понятия: сфера общественного питания, гигиена питания, режим питания.

        Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, ролевая и ситуационная игра, работа в группах, мини-проект.

V Режим питания - 16 часов

        Знакомство учащихся с различными вариантами организации режима питания.

         Формирование готовности соблюдать режим питания, формирование умения планировать свой день с учетом требований к режиму питания.

        Основные понятия: режим питания, варианты режима питания, регулярность, «пищевая тарелка».

        Формы реализации темы: самостоятельная работа, работа в группах, мини-проект, мини-лекция.

VI Ты- покупатель! - 8 часов

        Расширение представлений учащихся о видах торговых предприятий, где могут быть приобретены продукты питания.

         Формирование знаний о правах и обязанностях покупателя, поведении в сложных ситуациях, возникающих при совершении покупки.

         Формирование умения читать и использовать информацию, приведенную на упаковке продукта.

        Основные понятия: покупатель, потребитель, торговля, права, обязанности.

        Формы реализации темы: самостоятельная работа, работа в группах, ролевая игра.

VII Подведение итогов - 4 часа

        Закрепление полученных знаний курса "Культура здорового питания"

        Формы реализации темы: мини - проект

Тематическое планирование учебного материала «Культура здорового питания» в 3 «А»  классе

Уровень изучения учебного предмета  - базовый

Учитель : Власова Галина Федоровна, педагогический стаж 5,6 лет

Количество учебных недель: 35 недель за год

Количество уроков: всего – 70, в неделю – 2

урока п/п

дата по плану

дата фактически проведенного урока

Тема урока, проводимого учителем

Я и моё здоровье!

1

Путешествие по улице правильного питания

2

Путешествие по улице правильного питания

3

Правила здорового образа жизни

4

Правила здорового образа жизни

5

Я и моё здоровье

6

Я и моё здоровье        

7

Практическая работа "Здоровый образ жизни"

8

Практическая работа "Здоровый образ жизни"

Корректировка:

Продукты разные нужны, продукты разные важны!

9

Продукты разные нужны, продукты разные важны

10

Вкусно или полезно?

11

Любимые продукты и блюда

12

Полезные продукты

13

Практическая работа "Выбор полезных продуктов"

14

Практическая работа "Выбор полезных продуктов"

15

Из чего состоит наша пища

16

Значение витаминов в жизни человека

17

Белки, жиры, углеводы

18

Белки, жиры, углеводы

19

Изготовление книжки «Витаминная азбука»

20

Изготовление книжки «Витаминная азбука»

Корректировка:

Энергия пищи

21

Энергия пищи

22

Калорийность пищи

23

Влияние калорийности пищи на телосложение

24

Влияние калорийности пищи на телосложение

25

Исследовательская работа «Вкусная математика»

26

Исследовательская работа «Вкусная математика»

Корректировка:

Где и как мы едим

27

Где и как мы едим

28

Что такое перекусы, их влияние на здоровье

29

Мини – проект «Мы не дружим с сухомяткой»

30

Мини – проект «Мы не дружим с сухомяткой»

31

Путешествие и поход

32

Собираем рюкзак

33

Плох тот обед, если хлеба нет

34

Практическая работа «Приготовление бутерброда»

35

Что такое перекусы, их влияние на здоровье

36

Поговорим о фаст-фудах

37

Мини-проект «Правильное питание и здоровье человека»

38

Мини-проект «Правильное питание и здоровье человека»

39

Правила поведения в кафе.

40

Ролевая игра «Кафе»

41

Составление формулы правильного питания

42

Составление формулы правильного питания

Корректировка:

Режим питания

43

Питание в семье

44

Режим питания

45

Мой режим питания

46

Игра "Составляем режим питания"

47

Разнообразие каш для завтрака

48

Каша-матушка, хлеб-батюшка

49

Игра – рассказ «Щи да каша – пища наша»

50

Секреты обеда

51

Мясо и мясные блюда

52

Рыба и рыбные блюда

53

Время есть булочки

54

Игра "Путешествие по Хлебной дороге»

55

Молоко и молочные продукты

56

Игра "Весёлый молочник"

57

Ужин

58

Составление меню для ужина

Корректировка:

Ты- покупатель!

59

Где можно сделать покупку

60

Права и обязанности покупателя

61

Читаем информацию на упаковке продукта

62

Срок хранения продуктов

63

Упаковка продуктов

64

Сложные ситуации при покупке товара

65

Ролевая игра «Покупатель»

66

Ролевая игра «Покупатель»

Корректировка:

Подведение итогов

67

Творческий проект «Необычное путешествие»

68

Творческий проект «Необычное путешествие»

69

Праздник «Необычное путешествие»

70

Праздник «Необычное путешествие»

Корректировка:

Содержание 4 класс

I Здоровье - это здорово! - 10 часов

        На основе ранее полученных знаний познакомить детей с элементарными анатомо-физиологическими особенностями организма человека, дать первоначальные представления об органах чувств, коже, опорно-двигательном аппарате. Вызвать у детей интерес, желание познавать свой организм. Дать знания об охране здоровья органов, воспитывать стремление беречь свой организм, формировать гигиеническую культуру, обучать способам укрепления своего здоровья. Учить валеологической оценке собственного здоровья и его коррекции.

II Ты готовишь себе и друзьям - 8 часов

Формирование готовности помогать старшим при приготовлении пищи дома, освоение практических навыков, связанных с приготовлением пищи.

         Знакомство с правилами безопасного поведения на кухне.

         Развитие представления о правилах этикета, обязанностях гостя и хозяина.

        Дальнейшее освоение навыков сервировки стола.

        Основные понятия: бытовая техника, кулинария, гостеприимство, сервировка, этикет.

        Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, ролевая игра, ситуационная игра, викторина, мини-лекция.

III Кухня разных народов - 8 часов

        Знакомство учащихся с факторами, которые влияют на особенности национальных кухонь.

        Формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.

        Развитие представления о том, как связаны национальные кулинарные традиции и культура народа.

        Формирование чувства уважения и интереса к истории и культуре других народов.

        Основные понятия: кулинарные традиции и обычаи, история кулинарии, культура.

        Формы реализации: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, проектная деятельность, мини-лекция.

IV "Кулинарная история" - 10 часов

Формирование представления об истории кулинарии как части истории культуры человечества.

         Расширение представления о традициях и культуре питания.

         Развитие кругозора учащихся, их интереса к изучению истории.

         Развитие умения самостоятельно находить необходимую информацию, связанную с историческими событиями.

        Основные понятия: история, культура, кулинария.

        Основные формы реализации: самостоятельная работа, творческий проект, викторина.

V «Как питались на Руси и в России»14 часов

        Расширение знаний школьников об истории кулинарии, обычаях и традициях своей страны.

         Развитие представления о традициях и обычаях питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

         Формирование чувства гордости и уважения к истории и культуре своей страны, пробуждение интереса к ее изучению.

         Развитие интереса к самостоятельной работе с информационными источниками.

        Основные понятия: кулинария, кулинарные обычаи и традиции, культура, история.

        Формы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, творческий проект, работа в группах.

VI  Необычное кулинарное путешествие - 20 часов

        Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека.

         Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека.

         Развитие культурного кругозора учащихся, формирование интереса к различным видам искусства.

         Пробуждение интереса к творческой деятельности, чтению.

        Основные понятия: кулинария, искусство, живопись, литература, музыка.

        Основные формы реализации: самостоятельная работа учащихся, экскурсия, работа в группах, творческий проект, викторина.

Тематическое планирование учебного материала «Культура здорового питания» в 4 – х классах

Уровень изучения учебного предмета  - базовый

Учитель : Власова Галина Федоровна, педагогический стаж 5,6 лет

Количество учебных недель: 35 недель за год

Количество уроков: всего – 70, в неделю – 2

урока п/п

дата по плану

дата фактически проведенного урока

Тема урока, проводимого учителем

Здоровье - это здорово!

1

Путешествие в страну правильного питания

2

Путешествие в страну правильного питания

3

Я и моё здоровье

4

Я и моё здоровье        

5

Культура питания

6

Гигиена питания и приготовление пищи

7

Мой образ жизни

8

Мой образ жизни

9

Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ»

10

Конкурс плакатов « Мы за ЗОЖ»

Корректировка:

Ты готовишь себе и друзьям

11

Знакомство с правилами этикета, обязанностями гостя и хозяина

12

Знакомство с правилами этикета, обязанностями гостя и хозяина

13

Кулинарные секреты

14

Кулинарные секреты

15

Мини-проект «Помощники на кухне»

16

Мини-проект «Помощники на кухне»

17

Сервировка стола

18

Игра «Конкурс кулинаров»

Корректировка:

Кухня разных народов

19

Национальная кухня»

20

Национальная кухня

21

Кулинарное путешествие

22

Кулинарное путешествие

23

Проект «Кулинарные праздники»

24

Проект «Кулинарные праздники»

25

Конкурс эмблем «Кулинарные праздники»

26

Конкурс эмблем «Кулинарные праздники»

Корректировка:

«Кулинарная история»

27

Традиции и культура питания

28

Традиции и культура питания

29

Творческий проект. Первобытная кулинария

30

Творческий проект. Первобытная кулинария

31

Творческий проект. Кулинария в средние века

32

Творческий проект. Кулинария в средние века

33

Современная кулинария

34

Современная кулинария

35

Кроссворд «Кулинария»

36

Конкурс кроссвордов «Кулинария»

Корректировка:

«Как питались на Руси и в России»

37

История кулинарии в России

38

История посуды в русской кухне

39

Самовар-символ русского стола

40

Традиционные блюда русской кухни

41

Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями

42

Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями

43

Каша-матушка, хлеб-батюшка

44

Русская кухня и религия

45

Польза меда

46

Корочанский район - яблочная страна

47

Праздник русской картошки

48

Игра "Кладовая народной мудрости"

49

Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки»

50

Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки»

Корректировка:

Необычное кулинарное путешествие

51

Мировые Музеи питания

52

Посещение Музея воды

53

Праздник чая

54

Праздник чая

55

Кулинария в живописи

56

Кулинария в музыке

57

Кулинария в танце

58

Кулинария в литературе

59

Кроссворд «Необычное кулинарное путешествие»

60

Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие»

61

Творческий проект «Вкусная картина

62

Творческий проект «Вкусная картина

63

Необычное кулинарное путешествие

64

Викторина «Необычное кулинарное путешествие»

65

Уникальные блюда стран мира

66

Уникальные блюда стран мира

67

Творческий проект "Необычное кулинарное путешествие"

68

Творческий проект "Необычное кулинарное путешествие"

69

Творческий проект "Необычное кулинарное путешествие"

70

Творческий проект "Необычное кулинарное путешествие"

Корректировка:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

         Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности здоровье сбережения «Мы выбираем спорт»

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привития навыков здорового о...