Воспитание этикетного поведения у детей.
методическая разработка (5 класс) на тему

тихонова людмила викторовна

. Одним из важнейших путей решения поставленной задачи является обучение детей культуре поведения, хорошим манерам. Воспитатель должен расширить и скорректировать детское знание о поведении, привести это знание в систему, выработанную обществом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_etiket_i_vezhlivost.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Воспитание этикетного поведения у детей.

            Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми, стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничего не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеру. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие, расширяет его внутренний мир.

     Современное общество ставит перед воспитателем, педагогом, родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения. Одним из важнейших путей решения поставленной задачи является обучение детей культуре поведения, хорошим манерам. Воспитатель должен расширить и скорректировать детское знание о поведении, привести это знание в систему, выработанную обществом.

       Изучение установленного, принятого порядка поведения, развитие коммуникативных способностей является одной из актуальных проблем воспитательной работы с детьми. Результаты психологической диагностики и наблюдения показывают, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не владеют навыками речевого этикета, испытывают эмоциональную нестабильность, неадекватно реагируют на обычные просьбы и обращения, недостаточно знают правила поведения внутри семьи и в общественных местах, а если и знают, то не соблюдают их. Данную проблему можно решить путем обучения этой категории детей правилам современного этикета, воспитания у них вежливости,  скромности, чуткости, общительности.  

      Этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения и в жизни общества играет важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Благодаря этикету, мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими людьми. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, что оказывает влияние на эстетическое развитие общества. Этикет создает условия благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному, культурному уровню.                                                                                                                                       Известно, что культура – это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношениях. Основой всякой культуры является уважение к личности человека, нравственные законы и принципы. Естественно, что культурность человека и его поведение взаимосвязаны. Но эта взаимная связь может быть качественно различной. Мы иногда говорим: «культурное поведение человека», иногда – «поведение культурного человека». Это не одно и то же.

       Культурное поведение – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают: как правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, уметь держать себя в обществе, понимать, что прилично и что неприлично делать в данной обстановке. Но культурное поведение человека – это только часть решения проблемы взаимоотношения людей. Главное, чтобы в этих взаимоотношениях встречались  культурные люди. Только в таком случае можно говорить о поведении культурного человека. Здесь акцент делается на человеке – каков он? Культурный человек – это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Он поступает так не потому что знает, как поступить, а потому, что не может поступить иначе. Культурный, воспитанный человек ориентируется, прежде всего, не на необходимость соблюдать внешние правила, а на свою совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающим людьми и обществом.

         Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы ознакомить детей с нормами этикета и научить их соблюдать, он должен также научить детей понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений.

        Обучение детей правилам современного этикета помогает процессу социализации, то есть адаптации детей к окружающему миру. Вхождение ребенка в современный мир, взаимодействие с ним и усилия  по его преобразованию будут тем успешнее, чем лучше он усвоит поведенческую культуру общества.

          В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности воспитанника, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Обращаться к детям надо по имени, их же приучать по имени и отчеству. Испытывая радость от общения с воспитателем, дети всегда ожидают встречи с ним, верят в правоту его слов. Необходимый настрой создает выработанный совместными усилиями порядок поведения в группе, на занятии, в котором основными правилами являются следующие: сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над другими.

Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила поведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежит принцип гуманизма. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? Это вежливость, деликатность, тактичность и чуткость, скромность, общительность, дисциплинированность.

     К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми воспитаннику приходится встречаться в детском саду, школе, в доме, где живет, в общественных местах. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

     Формирование культуры поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания ребенка в целом. Между внутренней культурой и внешними формами ее проявления существует тесная связь. Если от детей требуют внешне приличных форм поведения, то этим непременно влияют на их внутренний мир. Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. Однако, естественно, что сильнее влияют на его привычки и только что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди – члены его семьи.
    Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Этикет - это условный язык, с помощью которого можно многое понять. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах.
    Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
Культурные люди подчиняются дисциплине, т.е. самоконтролю и самокритике. Важно, чтобы дети поняли, что, следуя принципу: "Я хочу и буду делать то, что хочу, не считаясь ни с кем", они никогда не узнают, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. Такие личности никому не в радость. С честными, благородными, верными данному слову, уважающими других, радушными и гостеприимными людьми нам всегда хочется общаться, это доставляет нам истинную радость, обогащает нас духовно. Культурные люди держат под контролем свои эмоции, управляют ими. Они никогда не опустятся до оскорблений или крика, потому что унизят этим, прежде всего себя.

     С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в школе, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество нужно начинать с дошкольного возраста. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь. Дети постоянно находятся под присмотром воспитателя, поэтому у воспитателя появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке положительных привычек. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.        

Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует встречи в течение дня с врачом, директором, музыкальным руководителем,  поваром и т.д.   Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «здравствуйте» или «доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим.

     Любой из моментов режима дня  содержит огромные воспитательные возможности.

     Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для них нормой поведения.

     Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

     Культура деятельности  проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.                        

      Культура общения  предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

     В нашем учреждении  изучение правил речевого этикета проходит на основе уже известного воспитаннику. Например, он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, обязательно говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «извините».  Мы расширяем и углубляем возможности детей в использовании этих знаний, добавляя, например, знание о том, кого и как приветствовать, какие существуют еще вежливые слова,  и почему они помогают установлению добрых отношений. Культурно-речевое воспитание детей проходит и на занятиях по поведенческому воспитанию детей, так как речь и поведение взаимосвязаны. Освоение правил  речевого этикета проходит не только на занятиях по этикету.  Например, утром дети приветствуют воспитателя, вечером прощаются, в течение дня обращаются к нему и к товарищам, употребляя необходимые в общении слова. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни воспитанника много раз в день в центре и за его пределами. Отсюда велика важность совместной работы воспитателя и других близких воспитаннику людей, чтобы то, что он узнал в Центре, использовалось, закреплялось, становилось его потребностью.

     При обучении детей культуре речи особое внимание уделяем развитию интонационных оттенков разговорной речи, выражающих уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость, неудовольствие, доброжелательность. Этому способствуют чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, выразительная речь окружающих, как образец для младших воспитанников. Большое внимание уделяем речевой сдержанности детей (умению молчать и выслушивать других, вникая в смысл сказанного), ведь речевая сдержанность – это один из признаков культуры общения. Дети учатся не только правильно говорить, но и внимательно выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо (на занятиях, во время экскурсии, в кинотеатре, учреждениях, если спят младшие воспитанники и т.п.). Ведется работа с детьми по формированию умения обозначать мысль словом, общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

     Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины. Ведь мерный говор – это свидетельство нормального общения детей, при котором воспитатель слышит каждого ребенка. А дети в свою очередь, не прерывая своих игр и занятий, общаются с воспитателем. В спокойной обстановке воспитатель имеет возможность поговорить с каждым воспитанником, обучая своим примером речевого общения.

     Следует отметить, что своевременное и уместное речевое проявление (речевой этикет) – это неотъемлемый компонент вежливости. Присущая воспитаннику вежливость оценивается окружающими как его положительное качество. Но вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Нельзя считать воспитанника вежливым только потому, что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола или уступает место старшему, произнося обязательное «пожалуйста». К обычным проявлениям вежливости (умению здороваться, прощаться, благодарить) не следует подходить формально. Ведь благодарить можно по-разному: угрюмо, сухо, по обязанности, небрежно, а можно тепло, приветливо, с чувством признательности. Поэтому важно, чтобы любое проявление вежливости стало для воспитанника хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.

     Занятия по ознакомлению с правилами поведения явились эффективным способом развития, как коммуникативных умений детей, так и развития их интеллекта, совершенствования их психики. Усвоение «азбучных» истин этикета в качестве первых шагов предполагало простейшее ознакомление воспитанников с этическим знаниями на примерах подражательности по образцу «делай, как я», их последовательным освоением и осознанием. Дети знакомятся с примерами, достойными закрепления, вспоминая и анализируя близкие им поступки сказочных героев персонажей известных мультфильмов. Занятия строятся на подключении памяти воспитанников. Таким образом, у детей появляется интерес к внутреннему миру человека, дети задумываются о нравственной сущности собственных поступков, о своем поведении.

     Следует отметить, что обучение детей правилам современного этикета проходит  не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах нашего учреждения: приветствие детей друг друга утром в момент пробуждения, поведение за столом, прогулка, встреча с гостями нашего Центра, праздничное веселье, игры на свежем воздухе и в группе, участие в любых занятиях. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами поведения, и от того, насколько правильно он себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение с взрослыми и сверстниками, успешность его деятельности.                                      

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры поведения у детей

Методическая разработка...

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

В помощь родителям по воспитанию у детей культуры поведения....

Доклад на тему "Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Актуальность проблемы. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных ...

Советы родителям по воспитанию культуры поведения у детей.

Полезные советы родителям по воспитанию детей....

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей...

Доклад на родительском собрании по теме "Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка".

Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателяАнтона Семёновича Макаренко,   который говорил родителям:  «Правильное   воспитани...

Консультация для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Консультация  для  родителей по  воспитанию  культуры  поведения  у детей...