Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
материал на тему

Сюгина Елена Александровна

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Не секрет, что нынешние подростки отличаются от тех, какими они были ещё несколько лет назад. Эти ребята не теряются в мощном информационном потоке современной жизни, а напротив, купаются в нём. Их лексикон порядком обновился, а увлечения непонятны. Подростки сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они всё время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание.

Всё это связано с тем, что на ребенка в современной ситуации его жизнедеятельности и взросления оказывает влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода, связанный с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у ребенка. Результатом данного процесса часто является неадекватное поведение подростка, которое проявляется в различных формах. Подростки находятся в очень трудной социально-психологической ситуации. Они утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков. Находясь под воздействием непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, они не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует развитию девиантного поведения.

Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому на учителей возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально - активной позицией, формирование у обучающихся умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям.

Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

 --Кодекс РФ об административно-правовых

-Федеральный закон от г 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

-Конституция РФ;

-Гражданский кодекс РФ51-ФЗ

Семейный кодекс РФ 223-ФЗ от г.;

Основы законодательства РФ об охране здоровья от г.;

Федеральный закон РФ «Об образовании» от г.

Федеральный закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования»

Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»159- ФЗ от г.;

 Федеральный закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» 98-ФЗ от г.;

 Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних  

 Международный документ «Декларация прав ребенка»; Международный документ «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребенка » от г.; Международный документ «Конвенция о правах ребенка»

Основная задача соц. педагога по профилактике правонарушений и законопослушного поведения несовершеннолетних заключается в раннем выявлении причин, способствующих отклонению от нормы; создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей; своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся.

Проблемы в поведении учащихся:

 1. Уклонение от учебы вследствие:

  •  неуспеваемости по большинству предметов;
  •  отставания в интеллектуальном развитии;
  •  ориентации  на другие виды деятельности;
  •  отсутствия познавательных интересов.

 2. Низкая общественно-трудовая активность:

  •  отказ от общественных поручений;
  •  пренебрежительное отношение к делам класса;
  •  демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
  •  пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

 3. Негативные проявления:

  •  употребление спиртных напитков;
  •  употребление психотропных и токсических веществ;
  •  тяга к азартным играм;
  •  курение;
  •  нездоровые сексуальные проявления.

 4. Негативизм в оценке действительности.

 5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

  •  грубость;
  •  драки;
  •  прогулы;
  •  пропуски занятий;
  •  недисциплинированность на уроках;
  •  избиение слабых, младших;
  •  вымогательство;
  •  жестокое отношение к животным;
  •  воровство;
  •  нарушение общественного порядка;
  •  немотивированные поступки.

 6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

  •  равнодушное;
  •  скептическое;
  •  негативное;
  •  ожесточенное 

Основными формами работы соц. педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения являются:

– изучение особенностей личности обучающихся, занятия по коррекции их

поведения, обучения навыкам общения;

–организация внеурочной работы, занятости в каникулярное время;

– социально - педагогическое консультирование участников образовательного

процесса: обучающихся, родителей, учителей;

– индивидуальные и групповые профилактические беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями);

– вовлечении обучающихся в социально значимую деятельность через

реализацию проектов, занятость их в спортивных секциях, кружках, участия в школьных мероприятиях.

Для реализации цели и задач по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении соц. педагог осуществляет следующую деятельность:

  1. Диагностика – выявление проблем эмоционального, поведенческого, личностного характера у несовершеннолетних, которые могут свидетельствовать о проблемах в поведении и обучении.

А) Наблюдение (классный руководитель, социальный педагог).

Б) Опросники, беседы с ребенком.

В) Анкетирование.

Г) Беседы с учителями, родителями несовершеннолетних.

Таким образом, мы выявляем несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении и группу риска и проводим с нимидополнительные диагностические методики. Например, такие как: (тест “Незаконченные предложения”,проективные тесты: «Дом-Дерево-Человек», “Рисунок человека”, методика «Цветовой тест отношений» (для младшего возраста), социометрия, диагностика профессиональной направленности (для старшеклассников). На основании проведенной диагностической работы составляется банк данных о несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении, и нуждающихся в повышенном социально - педагогическом внимании. На каждого ребенка данной категории заведен дневник социально-педагогического сопровождения, а также составлен индивидуальный план работы. Создана база нормативно - правовых документов, регламентирующих деятельность социально - педагогической службы по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения обучающихся школы.

2. Профилактика и просвещение

Профилактика в отношении несовершеннолетних, прежде всего, связана с ранним выявлением детей, имеющих отклонения в поведении, а также с просвещением учителей, родителей и самих несовершеннолетних. 

Несовершеннолетние с отклонениями в поведении должны включаются в общие мероприятия, которые проводятся, и которые направлены на сплочение детских коллективов, на адаптацию детей в социуме, на профессиональное самоопределение. Различные игровые тренинги, практикумы, тематические акции, мероприятия профориентационного характера для старшеклассников. Все эти формы работы носят профилактический характер и направлены на формирование законопослушного поведения.

 Профилактической мерой является также привлечение несовершеннолетних с отклонениями в поведении к трудовой деятельности в свободное от учебы время. Во время летних каникул организуется лагерь с дневным пребыванием детей, в которых отдыхают дети от 7 до 16 лет. Именно в таком лагере у них формируются навыки общения в небольшом коллективе, умение действовать не только в соответствии со своими желаниями и потребностями, но и с потребностями других людей. Большое внимание уделяется организации досуга в лагере. Проводятся разнообразные спортивные игры, соревнования по волейболу, футболу, праздник Нептуна, «В поисках сладкого приза» и т.д.Все это способствует сближению ребят, их социальной адаптации. С целью пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, профилактики правонарушений и безнадзорности проводятся занятия на выработку активной жизненной позиции и формирования нравственных ценностей – «Жизненные ценности», «Подросток в мире вредных привычек», «Мои права и обязанности». Проводится анкетирование – «Круг моих интересов» и др.

Проводится работа по профориентации. Для изучения профессиональной направленности используются различные диагностические методики: «Профессиональные намерения», «Будь готов», анкетирование.

3. Предупреждение факторов девиантного поведения обучающихся:

  • контроль за посещаемостью занятий, поведением обучающихся;
  • малые педагогические советы по успеваемости и посещаемости;
  • диагностика с целью выявлений обучающихся, склонных к девиантному поведению;
  • определение причин отклонения в поведении;
  • индивидуальная работа с подростками;
  • ведение учета обучающихся, требующих особого педагогического внимания, детей-сирот, детей из неблагополучных семей;
  • заседание Совета профилактики;
  • определение учащихся на летний период, трудоустройство.

4. Пропаганда здорового образа жизни:

  • лекции, беседы, классные часы с обучающимися, учителями, родителями (законными представителями) по вопросам здорового образа жизни;
  • первичная профилактика девиантного поведения обучающихся;
  • проведение оздоровительных мероприятий для обучающихся (дни Здоровья, неделя безопасности жизнедеятельности, туристический слет, акция, приуроченная ко Всемирному дню борьбы со СПИДом и другие)
  • организация выставок, размещение информации на стендах по вопросам здорового образа жизни;
  • участие в спортивных соревнованиях.

5. Правовое просвещение обучающихся:

  • проведение декады правовых знаний;
  • проведение недели профилактики;
  • встречи обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) с представителями правоохранительных органов;
  • оформление уголка правовых знаний;

7.Досуговая деятельность. 

Для организации досуга несовершеннолетних с отклонениями в поведении и имеющими пробелы в обучении организована работа кружков и секций, факультативных занятий, элективных курсов.

8. Работа Совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

http://www.sibvido.ru/old/01-07/48_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Программа законопослушного поведения несовершеннолетних...

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Я – законопослушный гражданин»

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.          Воспитание п...

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних граждан "Отражение"

Данная программа включает в себя задачи, формы, методы  и приемы профилактической работы, прогнозируемый результат, план основных мероприятий....

Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска".  С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы...

Опыт работы социального педагога по профилактике правонарушений и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Основные направления работы социального педагога по профилактике законопослушного поведения несовершеннолетних в школе....