Интерактивные подходы в работе социального педагога с обучающимися по формированию здорового образа жизни
методическая разработка на тему

Давыдова Наталья Евгеньевна

Мастер-класс будет интересен социальным педагогам, в нем представлена практическая информация об использовании социальным педагогом интерактивных подходов на занятиях с обучающимися по формированию здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_podhody.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  для педагогов «Интерактивные подходы в работе социального педагога с обучающимися по формированию здорового образа жизни»

Цель занятия: повысить компетентность педагогов в области использования социальным педагогом интерактивных подходов на занятиях с обучающимися по формированию здорового образа жизни.

План занятия.

1. Приветственное слово.

2. Введение в проблему.

3. Теоретическая часть.

4. Практическая работа мастер-класса.

5. Итог занятия.

6. Рефлексия

Приветственное слово социального педагога.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Под музыку

Придумано кем то: просто и умно!

При встрече здороваться: доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

Какие это прекрасные слова: доброе утро, добрый день, добрый вечер. Когда их слышишь, да и ещё при этом замечаешь улыбку на лице говорящего, то на душе сразу становится радостно. Давайте подарим свои улыбки друг другу!

Для настроя на совместную работу, я предлагаю вам поиграть в детскую игру. Если вы согласны с моим высказыванием, то скажите «да», в противном случае – «нет».

Скажите громко и хором, друзья,

Детей своих все вы, любите? (Да)

С работы пришли, сил совсем уже нет,

Вам хочется лекции слушать? (нет)

Я вас понимаю: как быть нам тогда?

Проблемы здоровья детей решать нужно нам? (да)

Дайте скорей мне ответ:

Помочь не откажитесь мне? (нет)

Последнее, что спрошу я у вас:

Активными будете все? (да)

Тема моего мастер - класса «Интерактивные подходы социального педагога с обучающимися по формированию … ». Чего?, вы скажите, ответив на мой вопрос: что для вас является основной ценностью жизни?

Посмотрите сколько мнений у нас. Скажите, пожалуйста, всего этого нельзя достичь без чего? Итак, тема моего мастер- класса «Интерактивные подходы в работе социального педагога с обучающимися по формированию здорового образа жизни».

Актуальность темы

Здоровье, ни с чем не сравнимая, - ценность. Такую оценку дали наши обучающиеся в анкетировании «Мои ценности в жизни». Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Девизом моей работы по формированию ЗОЖ стали слова известного английского публициста, историка и философа 19 века Томаса Карлейля, «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы».

Согласно государственным стандартам образования нового поколения успешность современного человека определяет ориентированность на активную, самостоятельную и инициативную позицию в жизни.

Для формирования такого типа человека в стандартах предлагается системно – деятельностный подход. Деятельность – это всегда целеустремлённая система, нацеленная на результат.

Одним из ведущих направлений моей деятельности является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у обучающихся. В рамках данного направления мною разработана система внеклассных мероприятий с применением интерактивного подхода через включение методов и форм работы, которые сегодня вам представлю.

Интерактивные методы и формы работы (inter» – «взаимный, между» и «actio» – действие) позволяют решать следующие задачи:

 Активное включение каждого обучающегося в процесс

 Повышение познавательной мотивации

 Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)

 Воспитание лидерских качеств

 Умение работать с командой и в команде

 Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Интерактивные методы характерезуются:

это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;

это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

Сегодня мы будем рассматривать применение интерактивных методов через проведение занятия, тему которого мы сформулируем, когда выполним задание. Применяя метод Кроссенс. Немного о сути данного метода.

Метод «Кроссенс»

Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Метод кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.

Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5.

Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Применение кроссенса на занятии:

при изучении выведении темы занятия; установка проблемной ситуации;

при подведении итогов занятия;

Перейдем от теории к практике

Посмотрите на слайд, на нем изображены картинки, которые взаимосвязаны между собой. Отгадайте какое слово спрятано.

Верно! Это слово здоровье. Сегодня мы будем рассматривать применение интерактивных методов через проведение занятия «Здорово быть здоровым!»

Метод «Кластер»

Я предлагаю вам сейчас подумать и сказать, какие составляющие здорового образа жизни вам известны.

 (например: ЗОЖ-спорт, закаливание, генетика, движение, питание, экология)

Посмотрите, сколько составляющих влияет на ЗОЖ.

Вашему вниманию представлен интерактивный метод «Кластер».

Этот метод широко используется учителями, мной в частности.

Используется на различных этапах занятия. Он позволяет систематизировать знания, позволяет выстроить их в определённой последовательности. Ребята очень любят с ним работать. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Метод «Алфавит».

-Уважаемые коллеги, перед вами слово ЗДОРОВЬЕ.

-Ваша задача, к каждой букве этого слова подобрать одно, которое бы в себе несло тот фактор, который влияет на сохранение здоровья человека.

-З- (закаливание, зарядка, задор)

-Д-(движение)

-(особое питание, образ жизни, отпуск)

-Р-(радость, режим)

-О-

-(воздух, веселье)

-Ь-

-(еда)

Вашему вниманию представлен интерактивный метод «Алфавит».

Игра «Вредно, полезно»

Инструкция: Ребята я буду произносить какое-либо действие. Ваша задача, в зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, хлопать в ладоши , если хорошо влияет, топать ногами- если плохо влияет.

Примеры фраз:

Надо трудиться

Соблюдать чистоту

Закаляться

Делать зарядку

Весело жить

Смеяться

Заниматься спортом

Гулять побольше

Слушать родителей

Одеваться по погоде

Мыть руки

Специфика игровой деятельности в системе социально-педагогической работы заключается в профилактической, превентивной направленности игры как средства организации содержательного досуга, предотвращения асоциального поведения детей и подростков. Целью таких игр может быть как непосредственное развитие качеств личности, так и демонстрация творческого состояния участников, их позиций и возможных перспектив развития .Проигрывание ситуаций, привлечение участников игры к ситуации выбора является реальным путем развития творческой личности. Применяю игры на всех трех ступенях обучения. В начальных классах дети любят игру «Вредно, полезно», в среднем звене использую различные квест- игры, в старших классах (дописать)

Лениться

Мало двигаться

Ходить зимой без шапки

Грустить

Простужаться

Унывать

Ссориться с друзьями

Есть много сладкого

Есть много мороженого

Есть чипсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и семьи по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Для того,чтобы наслаждаться сокровищами природы ,человек должен быть здоровым,сильным,умным. (И. Павлов)...

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

Анкеты для среднего и старшего звена, позволяющие определить отношение обучающихся к формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль жизни.

Анкеты предназначены для учащихся, участников воспитательного процесса, медицинского работника, родителей. Проводятся при наличии согласия респондентов на анкетирование, соблюдении конфиденциальности....

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....