Как не допустить суицид у подростка
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Суицид  – это лишение себя жизни на добровольной основе, без участия других людей. Причины самоубийства могут быть абсолютно разными, человек принимает такое решение на основании определенных жизненных трудностей психологического и социального характера.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский СУИЦИД трагедия российского масштаба

Слайд 2

Детский суицид – желание умереть или «игра на публику » Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков: 1.Переживание обиды,одиночества , отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей. 3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия. 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания. 7. Любовные неудачи, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста. 9. Желание привлечь к себе внимание. 10. Чувство безнадежности. 11. Множественные проблемы, все глобальные и неразрешимые. 12. Желание наказать обидчика. 13. Депрессивные состояния, которые выражаются в потере энергии, нарушении сна, изменении аппетита, страхе неудачи, замкнутости, отгороженности от сверстников, чувстве неполноценности, чрезмерной самокритичности). Основные причины суицидального поведения детей и подростков: 1. Нарушение детско-родительских отношений. 2. Конфликты с друзьями или педагогами.(как последняя капля, толкнувшая к суициду, но основная причина №1) 3. Прессинг успеха.( страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех). 4. Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.( самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение) 5. Самоубийство фанатов после смерти кумира. (имеют часто массовый характер)

Слайд 3

Характерные черты детского суицида суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный , вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.; суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»; суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета; средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Слайд 4

Признаки, указывающие на готовность ребенка к суициду Снижение повседневной активности. Резкое сужение круга прежних интересов и увлечений, или их полная утрата. Снижение или утрата способности радоваться, получать удовольствия от чего-либо. Стойкое снижение настроения. Нарушения сна (повышенная сонливость, либо трудное засыпание, ранние пробуждения). Снижение объема или уход от контактов с родителями и друзьями. Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены. Появление несвойственных ранее реакций в виде прогулов школьных занятий, уходов из дома, бродяжничества, употребления алкоголя или наркотиков. Резкое увеличение количества времени, проводимого в Интернете. Повышенный интерес к просмотру сайтов, касающихся тем смерти, несчастий, самоубийств. Появившееся предпочтение к прослушиванию минорной музыки. Появление в разговорах тем бессмысленности жизни, отсутствии перспектив, смерти. Прямые высказывания, а также оговорки или незавершенные мысли, отражающие суицидальные тенденции. Замедленность темпа речи, заполнение речевых пауз глубокими вздохами, монотонность интонаций.

Слайд 5

Если ребенок задумал самоубийство, то обычно об этом можно догадаться по ряду признаков : 1. Словесные признаки: прямо говорить о смерти( я не могу так дальше жить); косвенно намекать о свих намерениях (я больше не буду для вас проблемой); много шутить на тему самоубийства; проявлять нездоровую заинтересованность вопросами о смерти. 2. Поведенческие признаки: раздавать другим вещи, имеющие большую личностную значимость; Окончательно приводить в порядок дела; - мириться с давними врагами; демонстрировать радикальные перемены в поведении ( еда,сон , внешний вид, привычки); замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Слайд 6

ежегодно в России происходит 4 тысячи попыток самоубийства среди детей, из которых 1,5 тыс. оканчиваются смертью. факт остается фактом: у многих детей, кто предпринимает попытку суицида, медики выявляют те или иные нарушения психического здоровья

Слайд 7

ДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА У РЕБЕНКА 1. Будьте внимательны к симптомам депрессии и стресса у ребенка. 2. Не считайте, что ребенок не способен решиться на самоубийство. 3. Установите заботливые отношения (не морализируйте, предложите ребенку поговорить) 4. Будьте внимательным слушателем (больше должен говорить ребенок). 5. Не предлагайте неоправданных утешений (у многих такие проблемы). 6. Предложите конструктивные подходы (найти, что позитивно значимо для человека, и способы решения проблемы). 7. Установите заботливые отношения как на вербальном , так и не вербальном уровне). 8. Не спорьте с ребенком. 9. Вселяйте надежду. 10. Оцените степень риска самоубийства. 11. Не оставляйте человека одного. 12. Обратиться за помощью к специалистам

Слайд 8

Организации, оказывающие экстренную психологическую помощь: ■ МУ ЦСППМ «Юность» 8(4967)64-57-99 ■ Московский НИИ психиатрии: +7 (495) 940-71-64. ■ Детская психиатрическая больница № 6: +7 (495) 954-36-53 . ■ Детский телефон доверия при Департаменте образования: 8-800-2000-122. ■ Телефон доверия при отделе неотложной психиатрии и помощи Государственного научного центра им. Сербского: 637-70-70. ■ Антисуицидный сайт Pobedish.ru

Слайд 9

Суицид – геройство или слабость, или в нервном потрясенье срыв? Есть, скажите у кого-то храбрость вскрыть его причинности нарыв? Можно долго рассуждать о многом, осуждать, оправдывать, корить, Но не высказать высоким слогом, что порвало тоненькую нить? Отнесись внимательнее к детям, Ты послушай и поговори, Может быть тогда в прекрасном свете, Он переоценит эту жизнь!



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА

                   

                                                                     

                                                   

         Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
  • Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

  • Опасные ситуации, на которые надо обратить  особое внимание
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

        Что делать родителям, если они обнаружили опасность

  • Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
  • Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

      Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

        Для этого:

        - расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.  

        - придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

        - помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

  • Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
  • Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
  • Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни  – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.  
  • Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
  • Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка.  Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
  • Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в  помощи и руководстве.
  • Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИДА У ПОДРОСТКОВ

Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи. В связи с этим, проблема суицидов стала предметом из...

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА.

Памятка для классных руководителей: как не допустиь суицид у подростка....

Памятка для родителей Как не допустить суицид у подростка

Памятка для родителей Как не допустить суицид у подростка...

Памятка для воспитателей Как не допустить суицид среди подростков

Памятка для воспитателей Как не допустить суицид среди подростков...

Как не допустить суицид у подростка. Памятка для родителей.

В памятке рассматриваются такие вопросы как: - что в поведении подростка должно насторожить родителя;- опасные ситуации, на которые необходимо обратить внимание;- что может сделать родитель, чтоб...