Социализация и социальная адаптация воспитанников "Клуб "Моя семья"
рабочая программа

Буянова Алёна Михайловна

Программа "Клуб "Моя семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ “Починковская школа-интернат”

Рассмотрена на

заседании МО

№____ от «___»____2018г.

Утверждена

протоколом педсовета

№____от «____»____2018г.

Программа внеурочной деятельности

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Клуб «Моя семья»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

на 2018-2019 учебный год

Разработчик:

Буянова Алена Михайловна,

Социальный педагог


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Клуб «Моя семья»  составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2015 г.
  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказа Минобрнауки России от 8.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31.03.2014 г. № 253».
  • Приказа Минобрнауки России от 28.12.2015 г. № 1529 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
  • Приказа Минобрнауки России от 26.01.2016 г. № 38 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
  • Приказа Минобрнауки России от 21.04.2016 г. № 459 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
  • Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат»  на 2018/19 учебный год.
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
  • С учётом авторской учебной программы программы  под редакцией В.В. Воронковой, 5-9 классов, Москва «Просвещение» 2013 г.
  • Требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

      К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений исследователи относят  трудности социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью.
      Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни.  В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации личности.
      Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны взрослого — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать поведение.
Ребенок, воспитывающийся в семье, естественно, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, с одной стороны, а с другой, — имея возможность соучаствовать в сложной и разнообразной деятельности взрослого (готовить с бабушкой обед, осуществлять вместе со взрослыми членами семьи генеральную уборку квартиры, ремонтировать с отцом водопроводный кран и пр.), учится не только выполнять отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования.
      Исследования последних лет по социальной адаптации и социализации воспитанников школ-интернатов выявили ряд проблем и трудностей с которыми выпускникам приходится сталкиваться в самостоятельной жизни.        

     Проблемы здоровья, ранний отрицательный социальный опыт, провалы в эмоционально-психическом развитии, нереализованные потребности, низкие способности к самоопределению, самостоятельности, безынициативность.

      Традиционная система интернатного воспитания усугубляет эти проблемы и добавляет новые: потребительство и иждивенчество, безответственность, неспособность к самостоятельным действиям, к освоению и расширению пространства жизнедеятельности, выстраиванию гармоничных взаимоотношений.

    Как следствие, до 60% выпускников испытывают серьезные морально-эстетические, социально-бытовые трудности: неумение распределить семейные обязанности,  бюджет семьи, составить элементарное меню на день, неделю, месяц, секреты вкусных и простых блюд.

    Отмечаются частые конфликтные взаимоотношения в семье, отсутствие элементарных знаний о необходимости соблюдать режим дня,  планировании семейного досуга, семейных традициях.

  Выпускники имеют пробелы  в знаниях и умениях обустройства быта, пользовании электро-бытовой техникой.

   Часто теряются в государственных системах обслуживания, также при получении денег, совершении покупок.

    Учтя все проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их потребности и интересы, особенности развития, в СОГБОУ «Починковская  школа-интернат»  организован «Клуб «Моя семья».

    Цель программы: подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к семейной жизни, формирование социальных знаний, умений, навыков.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

-Формирование четких  знаний о роли семьи в обществе и в жизни каждого человека, о настоящей женственности и мужественности;

-Формирование уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим;

-Формирование представления о семейных ценностях, традициях;

-Формирование знаний  о правах и обязанностях супругов;

-Формирование навыков ЗОЖ;

-Формирование навыков противостояния разрушительным для здоровья формам поведения;

-Повышение уровня инициативы, собственного поиска информации, познания себя и других;

-Повышение культуры поведения за столом, в общественных местах, в разных сферах жизни при разных социальных ролях;

-Овладение социальными навыками.

     Содержание программы разрабатывалось на основе принципов: гуманистической направленности (отношение к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития); учета индивидуальных особенностей развития ребенка (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения); эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально- бытовых знаний, умений и навыков).

Программа по социальной адаптации и социализации детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  рассчитана на 68 часов.

 Занятие  включает в себя теоретическую и практическую часть и предполагает совместные партнерские занятия учителя СБО, педагога – психолога, социального педагога. На занятиях организовывается совместная деятельность воспитанников и взрослых.

Планируемые результаты освоения программы по социальной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

 По завершению программы «Клуб «Моя семья» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны достигнуть следующих результатов:

Личностные результаты:

1.Повышение уровня знаний о роли семьи в обществе и в жизни каждого человека, о настоящей женственности и мужественности;

2. Сформированность знаний  о правах и обязанностях супругов;

3.Умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения

4. Повышение уровня инициативы, собственного поиска информации, познания себя и других

5. Повышение культуры поведения за столом, в общественных местах, в разных сферах жизни при разных социальных ролях

6. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

7.Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

8.Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;  

9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11.Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13. Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Результатами работы по программе «Клуб «Моя семья» является сформированность социальных знаний, умений и навыков:

1.Сформированность знаний об основных правилах взаимоотношения в семье,

2.Сформированность знаний о правах и обязанностях членов семьи;

3.Знание семейных традиций;

4.Знание основных правил ЗОЖ;

5. Умение рассчитать бюджет семьи, доход, расход;

6. Умение составить меню на день, неделю, месяц;

7.Правильно сервировать стол;

8.Правильно использовать столовые приборы;

9.Правильно заварить чай, резать хлеб, овощи, самостоятельно делать простые блюда;

10.Пользоваться электро - бытовыми приборами;

11.Встречать гостей;

12.Организовать домашний праздник;

13.Умение изготовить сувенир, оформить подарок;

Использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  безболезненной интеграции в современное общество

Содержание программы

        Содержание программы по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляют  семь  разделов: «Семейные секреты», «Здоровая семья», «Поведение в экстренных  ситуациях», «Традиции семьи», «Правила ведения домашнего хозяйства», «Правила взаимоотношений», «Экономика семьи».

Календарно-тематическое планирование работы «Клуб «Моя семья»

(подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни)

Разд.

Тема и содержание занятий

Привлечение

специалистов

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

2.

       I.Семейные секреты

Беседа что такое семья (состав семьи, родственные отношения, дальние и близкие родственники)

Проективный рисунок «Моя будущая семья»

Соц. педагог

Учитель СБО

2

06.09

3.

4.

Беседа-диалог «Правила поведения в семье. Распределение обязанностей в семье»

Сюжетно-ролевая игра «Мои права и обязанности в семье»

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

13.09

5.

6.

Беседа «Ежедневные домашние дела»

Практическая работа по приготовлению завтрака для семьи.

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

20.09

7.

8.

Беседа «Личная гигиена и ее значение для здоровья и жизни человека»

Практическая работа (стирка личных вещей)

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

27.09

9.

10.

Беседа «Взаимоотношения мальчиков и девочек»

Чаепитие «Дружная семья»

Соц. Педагог

Мед. Персонал

Учитель СБО

2

04.10

11.

12.

II.Здоровая семья

Беседа «Правильное питание-залог здоровья»

Практическое занятие по приготовлению витаминного салата

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

11.10

13.

14.

Вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека

Конкурс рисунков «Я выбираю здоровье»

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

18.10

15.

16.

Вредные привычки и их влияние на взаимоотношения в семье

Беседа «Азартные игры и их влияние на семейную жизнь»

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

25.10

17.

18.

Беседа «В доме больной. Как ему помочь?»

Практическая работа по приготовлению витаминизированного напитка

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

15.11

19.

20.

Виды медицинской помощи, амбулаторный прием, госпитализация

Ролевая игра «Вызов скорой помощи»

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

22.11

21.

22.

III.Поведение в экстренных ситуациях

Беседа «Основные средства связи и их назначение»

Ролевая игра «Поведение в экстренных ситуациях»

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

29.11

23.

24.

Беседа «Виды экстренной помощи»

Практическая работа по составлению памяток «Экстренная помощь»

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

06.12

25.

26.

Беседа «Домашняя аптечка»

Основные правила хранения и приема лекарственных средств

Соц. Педагог

Учитель СБО

Мед работник

2

13.12

27.

28.

IV. Традиции семьи

Беседа «Семейные праздники и традиции»

Чаепитие «Семейные посиделки»

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

20.12

29.

30.

Подготовка к Новому году

Практическое занятие по изготовлению новогодних сувениров.

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

27.12

31.

32.

Беседа «Организация досуга и отдыха в семье»

Практическая работа по сервировке праздничного стола. День именинника

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

17.01

33.

34.

V. Правила ведения «домашнего хозяйства»

Беседа «Гигиенические требования к жилому помещению»

Практическая работа «Ежедневная уборка комнаты. Чистота и уют»

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

24.01

35.

36.

Что такое дизайн помещения?

Практическая работа по оформлению интерьера

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

31.01

37.

38.

Правила эффективного ведения домашнего хозяйства

Учимся составлять меню (на день, неделю, месяц)

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

11.04

39.

40.

Беседа «Домашние питомцы»

Правила содержания домашних животных

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

07.02

41.

42.

Одежда и обувь по сезону. Правила хранения личных вещей и правила ухода.

Практическая работа по подготовке вещей к сезонному хранению

Социальный педагог

Учитель СБО

2

43.

44.

Беседа «Правила проживания в общежитии, коммунальной квартире»

Ролевая игра «Я и соседи»

Социальный педагог

Уитель СБО

2

45.

46.

VI. Правила взаимоотношений

Домашние хлопоты. Готовимся к празднику 23 февраля

Практическая работа по изготовлению сувениров мальчикам

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

14.02

47.

48.

Беседа «Искусство поздравления»

Праздничное чаепитие и поздравление мальчиков

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

21.02

49.

50.

Домашние хлопоты. Готовимся к празднику 8 марта

Практическая работа по изготовлению сувениров девочкам

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

28.02

51.

52.

Беседа «Искусство поздравления»

Праздничное чаепитие и поздравление девочек

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

07.03

53.

54.

VII. Экономика семьи

Беседа «домашняя экономика и бюджет семьи»

Практическая работа по планированию семейного бюджета

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

14.03

55.

56.

Расходы семьи. Планирование расходов.

Практическая работа по распределению денег на определенный период времени

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

21.03

57.

58.

Экономия времени и сил: электро - бытовая техника (виды и назначение)

Скорая помощь в быту -микроволновая печь.

Практическое занятие по  приготовлению пищи в микроволновой печи

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

18.04

59.

60.

Экономия времени и сил: электро - бытовая техника

Практическая работа по использованию миксера

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

25.04

 

61.

62.

Экономия времени и сил: электро - бытовая техника

Практическое занятие по приготовлению пищи в мультиварке

Социальный педагог

Учитель СБО

2

63.

64.

 

Правила посещения магазина. Интернет магазины.

Ролевая игра «Поход в магазин»

Соц. Педагог

Учитель СБО

2

16.05

65.

66.

67.

68.

Подведение итогов.

Практические задания для оценки уровня социальных знаний, умений, навыков воспитанников

Соц. Педагог

Учитель СБО

4

23.05

30.05

Итого: 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».

Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида  – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...

Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ на уроках швейного дела.

Социальная адаптация умственно отсталого ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения осуществл...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в контексте проблемы их социализации и социальной адаптации в общеобразовательной среде

В выступлении рассматриваются понятия интеграция и инклюзия, классификация психического дизонтогенеза, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ....

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в контексте проблемы их социализации и социальной адаптации в общеобразовательной среде»

28.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».

Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...