«Развитие успешности школьника в образовательном процессе»
статья

Анна Горшкова

В данной статье с помощью данных проведенного исследования подтверждается предположение о том, что наибольшими возможностями в развитии успешности обучающегося обладает система неформального (дополнительного) образования, т.к. важные для ребёнка факторы социальной адаптации, психолого-педагогической поддержки, продуктивной организации свободного времени, «ситуации успеха» и многого другогов полной мере предоставляет именно система дополнительного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_uspeshnosti.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие успешности школьника в образовательном процессе»

Актуальность данной темы в современных условиях развития образования не вызывает сомнений. Современное общество нуждается в активных, инициативных, самостоятельных людях. При этом ощущение успешности – одно из ведущих условий формирования таких важных для человека качеств, как уверенность в своих силах, высокая самооценка, достоинство, нравственная устойчивость. Ощущение успешности важно для каждого человека, а для ребенка и подростка особенно, т.к. оно во многом определяет его отношение к себе и к миру, и свое положение в нем.То, насколько подросток будет ощущать себя успешным человеком, во многом зависит от школы, от позиции учителя и самого школьника в образовательном процессе. Мы считаем, что каждый подросток должен научиться проявлять себя в школе как можно в больших видах деятельности (спорте, творчестве, труде), самоутвердиться как в собственных глазах, так и в глазах окружающих его людей.

Заинтересовавшись данной проблемой,  мы решили изучить тему развития успешности ученика в образовательном процессе современной школы. Задачи, поставленные нами в начале работы, вы можете увидеть на слайде.

         Данное исследование состояло из нескольких этапов. На первом, теоретическом, мы ознакомились с различными определениями термина "успех" и "успешность". Согласно словарям Ушакова и Большого толкового словаря русского языка под ред. С. А. Кузнецова, успех — это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. С социально-психологической точки зрения, его можно рассматривать как оптимальный баланс между ожиданиями других людей, личности и эффективности ее деятельности.

В начале исследования мы предположили, что наибольшими возможностями в развитии успешности обучающегося обладает система неформального (дополнительного) образования. По данным современных исследований дополнительного образования, важные для ребёнка факторы социальной адаптации, психолого-педагогической поддержки, продуктивной организации свободного времени, «ситуации успеха» и многого другогов полной мере предоставляет система неформального (дополнительного) образования детей.

Чтобы практически доказать выше сказанное, мы провели  эмпирическое исследование, а именно опрос среди 6-7 классов школы №334 Невского района г.Санкт-Петербурга. Предлагаемая школьникам анкета состояла из 7 вопросов.

Как оказалось, многие из ребят понимают под словом "успех" состояние, "когда тебя все получается", «когда тебя хвалят», «отличие во всем», «достижение цели», «достижение чего-то, важного лично для тебя». В то же время многие подростки связывают это с хорошей успеваемостью в школе. Для кого-то успех оказался связан и с таким ёмким понятием, как "счастье" или "хорошая дружба" - согласитесь, ответ, который не может нас сегодня не радовать! Анализ ответов подростков на этот вопрос показывает, что для современных школьников успех вовсе не ограничивается хорошей успеваемостью. Напротив, он связан скорее с личными достижениями, с ощущением собственной значимости.

К сожалению, каждый третий учащийся признался в том, что не считает себя успешным человеком. И здесь особый интерес представляют ответы ребят на вопрос "когда ты себя чувствуешь неуверенным". При том, что понятие успех для подростков наполнено разными смыслами (не только учебная успешность), среди причин, вызывающих ощущение неуспешности и неуверенности многие шестиклассники отметили вариант «когда у меня плохие оценки» (46% из общего числа опрошенных). Объяснить это можно тем, что учеба занимает большую часть времени подростка, влияет на его самооценку и самосознание. Это подчёркивает тот факт, что часто школьные неудачи отражаются на личных качествах подростка – чувстве уверенности, вере в свои способности и т.д.

Следующий результат помог разобраться в том, влияет ли неформальное образование на успешность школьников. Обработав результаты, мы выяснили, что те дети, которые ранее ответили, что не считают себя успешными (треть опрошенных), не посещают дополнительные занятия (кружки, секции, музыкальную/художественную школу и т.д.). Изучения же учебных предметов оказывается недостаточно для формированияполноценного опыта решения коммуникативных, организационных, нравственных и даже познавательных проблем. В итоге школьники не приобретают опыта решения личностно значимых, жизненных проблем, который может быть использован за рамками образовательного процесса, в различных ситуациях реальной жизни.

Поинтересовавшись у подростков, что привлекает их в дополнительных занятиях, мы подтвердили свою гипотезу. Неформальное образование имеет все условия для создания атмосферы самоопределения подростков, их самореализации ("нравится участвовать в конкурсах, выступать", "хочу стать спортсменом", "занимаюсь любимым делом", "развиваю свои способности"), создаёт пространство для коммуникации ("общаюсь там с друзьями", "нахожу новых друзей", "хожу из-за людей, которые посещают кружок вместе со мной" - 16%), помогает приобретению способности в решении задач, возникающих в реальной жизни ("чтобы узнавать новое, чему-то учиться", "развиваю интеллект"). Также в представлении подростков неформальное образование помогает развить индивидуальные, присущие только им способности и больше - подчеркнуть собственную уникальность, о чем свидетельствует ответ «хочу быть с изюминкой».

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Успех сегодня – успешность на всю жизнь. успешный ученик- это успешный, интересный человек.

Чтобы достичь успеха, необходимо ставить реальные цели и достигать их, активно включаться в творческую деятельность, развивать  способности к успешному взаимодействию с другими людьми, учиться получать удовлетворение не только в моменты достижения результатов, но и  в процессе работы, преодолевая трудности. Все эти условия для развития разносторонне развитой личности ребёнка сегодня и может предложить нам в полной мере неформальное (дополнительное образование). И нам, педагогам, независимо от того, в какой системе образования мы работаем, необходимо помнить, что ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности. Именно воспитывая в детях эти качества, мы будем воспитывать успешных людей!

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....

«Актуальность единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности школьников в образовательном процессе».

Как работать над созданием такой воспитательной системы, которая была бы способна воспитывать и развивать ребенка в единстве урочной, внеклассной и внешкольной деятельности? Об этом  выступление...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов успешности организации здоровьесберегающего образовательного процесса во внутрибольничной школе.

Создание  комфортных  психолого-педагогических условий на уроках, как один из факторов  успешности  организации  здоровьесберегающего образовательного процесса во внутри...

Методы и приемы, используемые педагогом, способствующие успешной адаптации в образовательном процессе детей с множественными нарушениями развития

Используя термин "адаптация" применительно к образовательному процессу, чаще всего подразумевают временной период поступления детей в первый класс образовательного учреждения, который несомн...