Тренинг для педагогов "Развитие коммуникативной компетентности"
учебно-методический материал

Даренкова Надежда Сергеевна

Формирование у педагогов умений ,являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности. в целях создания безопасной образовательной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов 

«Развитие коммуникативной компетентности»

Целевая группа: педагоги образовательных учреждений (10-12 человек).

Цель тренинга: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности,  в целях создания безопасной образовательной среды. 

Задачи тренинга:

  • мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;
  • способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством тренинговых упражнений.

Структура тренинга:

Занятие № 1 «Коммуникативная компетентность»:

  • Вводная игра на создание рабочего настроя;
  • Информационный модуль – определение коммуникативной компетенции, условия эффективной коммуникации;
  • Тренинговые упражнения.

Занятие № 2 «Приемы активного и пассивного слушания»:

  • Вводная игра на создание рабочего настроя;
  • Информационный модуль – виды слушания, определение понятия «дискуссия»;
  • Тренинговые упражнения.

Занятие № 3 «Невербальная коммуникация»:

  • Вводная игра на создание рабочего настроя;
  • Информационный модуль – роль невербальных средств в передаче информации;
  • Тренинговые упражнения.

Занятие № 1 «Коммуникативная компетентность»

Цели: формирование представлений о коммуникативной компетентности; рассмотрение условий эффективной коммуникации; развитие навыков эффективной самопрезентации.

Ход занятия:

Социальный педагог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами приступим к обучающему тренингу по развитию педагогической компетентности, которая необходима каждому из нас при построении эффективного взаимодействия с обучающимися при построении безопасной образовательной среды, и проведем первое наше занятие. Готовы к взаимодействию и сотрудничеству? Отлично! Тогда давайте сядем в круг и будем  передавать по очереди  мяч друг другу, и на первую букву своего имени называть прилагательное, отражающее какое-либо качество своего характера. Затем надо будет завершить фразу: «Никто не знает, что я…».                                                                                                              Социальный педагог: Как Ваше настроение? Большое спасибо. А теперь немного теории.

Информационно-теоретический блок.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать                           и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.                                    Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.                                                      Признаки коммуникативной компетентности:

  • быстрая и точная ориентировка во взаимодействии;
  • стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации;
  • установка в контакте не только на дело, но и на партнёра;
  • уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию;
  • владение ситуацией, готовность проявить инициативу;
  • большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;
  • умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях.

Коммуникативная компетентность включает в себя:

  • языковой компонент (формирование лексических и грамматических навыков);
  • речевой компонент (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт);
  •  учебно-познавательный компонент (умение работать                                   с информацией);
  • социокультурный компонент (культура коммуникации в условиях сотрудничества, умение выслушать партнёра, встать на его позицию и сформулировать её);
  • этикетный и общекультурный компонент.

Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

  • Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
  • Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
  • Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
  • Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
  • Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
  • Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
  • Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
  • Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
  • Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания

Социальный педагог: А теперь перейдем к выполнению упражнений.

Игровое упражнение № 1 «Фотография». 

Участникам выдаются фотографии незнакомых людей.

Социальный педагог: Всмотритесь в эти лица, обратите внимание на взгляд, позу, одежду. Попробуйте определить характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни, семейное положение и др. Попробуйте понять, смогли бы вы дружить с этим человеком. Если нет, то какие отношения могли бы сложиться между вами? Могли бы вы быть соседями по лестничной площадке, коллегами по работе, иметь интимные отношения? Почему? Постарайтесь понять и объяснить.

Участники работают две минуты, затем высказываются.

Упражнение № 2 «Самомониторинг».

Социальный педагог: Начертите шкалу. Определите, насколько вы стремитесь быть таким, каким вас хотят видеть другие люди, и отметьте на шкале. Чем больше вы стремитесь соответствовать желаниям окружающих, тем выше поставьте крестик на шкале. Крайне высокий показатель означает, что вы действуете как социальный хамелеон, то есть приспосабливаете свое поведение к внешней ситуации. В этом есть плюс — это помогает вам адаптироваться к новой работе, роли и взаимоотношениям. Крайне низкий показатель означает, что вас мало заботит то, что о вас думают другие, и действуете вы так, как чувствуете себя на самом деле.

Упражнение № 3 «Старайтесь делать вид, что все всегда знаете».

СИТУАЦИЯ: во время урока один из учеников задает учителю сложный вопрос. Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя.                             Он не может дать на него правильный ответ.                                                                        Участники делятся на три подгруппы и получают карточки с тремя вариантами поведения. Им необходимо объяснить, какими убеждениями руководствовался учитель, и предложить другие варианты поведения, более эффективные.

ВАРИАНТ 1. Учитель своим агрессивным поведением по отношению к спрашивающему пытается уйти от ответа. («Мне нельзя показать свою некомпетентность в этом вопросе — это признание моего невежества».)

ВАРИАНТ 2. Учитель игнорирует вопрос. («Признаться, что ты, учитель, чего-то не знаешь, — это значит расписаться в своей педагогической несостоятельности и безграмотности».)

ВАРИАНТ 3. Учитель пускается в рассуждения, пытаясь уйти от прямого ответа. («Учитель должен быть всегда готовым ответить на любой вопрос».)

Упражнение № 4 «Объявление о знакомстве».

Социальный педагог: Давайте вспомним сказку про крокодила Гену                       и Чебурашку,  и про то, как крокодил искал себе друзей. Он написал объявление о знакомстве, где рассказал о себе, самопрезентовался примерно так: «Молодой воспитанный крокодил ищет себе друзей». Составьте текст объявления для поиска друга, в котором нужно прежде всего указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком много внимания своим физическим данным. Обратите внимание на характер, привычки, особенности общения с людьми и отношение к ним. Опишите свои любимые занятия, которыми вы можете заинтересовать другого человека. Не следует писать о наличии квартиры, дачи, машины, гаража. Если это все есть, можно порадоваться за вас. Пишем о себе, а не о своем богатстве. Главное условие — презентовать свою привлекательность, в первую очередь — внутреннюю. (3–5 предложений.)

Упражнение № 5 «Комплимент».

Социальный педагог: В парах сначала одному соседу сделать комплимент, затем другому. Каждый должен отблагодарить за сделанный комплимент таким образом, чтобы обоим было приятно.

4. Рефлексия

Заключительная игра № 6 «Солнышко».

Участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, не считая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками (один лучик рассчитан на одного участника). Листы передаются до тех пор, пока ни пройдут весь круг и не вернутся к своему хозяину. Эта игра предназначена для того, чтобы вызвать у участников положительные эмоции, оставить приятные воспоминания о работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.

Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....

Занятие с элементами тренинга "Коммуникативная компетентность педагога"

Занятие с элементами тренинга проводится с педагогами школы с целью повышения коммуникативной компетентности. Педагоги занимаются самопознанием личности, изучают личностные особенности, влияющие ...

Развитие коммуникативной компетентности на базе использования коммуникативно- информационных технологий внутри ШМО учителей математики

Выступение - презентация построена на анализе возможности использованиякоммуникативно-информационных технологий для развития коммуникативнойкомпетентности учащихся на уроках математики. Приведены приё...

Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....

Формирование коммуникативной компетентности через создание высказываний разной коммуникативной направленности

Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. В связи с этим коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – ф...

Планы коррекционно-развивающих занятий с элементами тренинга коммуникативной компетентности для подростков

Общение - ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. При этом многие подростки не владеют элементарными навыками продуктивного общения. Особенно это заметно при общении одноклассников разного п...

Программа тренинга по развитию коммуникативной компетентности подростков

Программа тренинга по развитию коммуникативной компетентности подростков...