«Взаимоотношения взрослых с подростками в семье»
статья

Александра Тарасевич
Проблема во взаимоотношениях подростков со взрослыми актуальна в современном обществе. А.М. Семеновской и Б.Б. Акимовым была обнаружена высокая проблемная нагруженность у подростков в отношениях с родительским домом. Как отмечают авторы,отношения с родителями – это не такая острая проблема для подростков. Источники возникновения проблем во взаимоотношениях родителей и подростков в нашей культуре исследовал В.Е. Каган. Один из выводов, к которым он пришел, состоит в том, что в тоталитарном обществеотношение родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере ребенок выполняет социальные нормы. По мнению П.А. Велижаниной и С.С. Матросова, родителей, как правило, не интересуют проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощники в решении этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного поведения, родители сами становятся источником проблем. При таких установках родители и подростки оказываются в состоянии противостояния

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ПРАРОДИТЕЛЯМИ

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст в научной литературе классифицируют с довольно раннего периода.

Врачи и юристы различают несколько категорий подростков:

1. Младший подросток – 12-13 лет

2. Средний подростковый возраст – 13-16 лет

3. Старший подростковый возраст – 16-17 лет.

Как отмечают Г.Н. Егорова и М.И. Мытнянская, родителям иногда очень трудно справиться с сыном или дочкой, которые в этом возрасте становятся неуправляемыми. У них нет достаточного воспитательного опыта: из послушного маленького ребенка вырастает конфликтная и агрессивная личность, которая имеет свою точку зрения и уверенное мнение о том, что он умнее родителей,  бабушек и дедушек [16, с. 11].

Ю.А. Тарновская, Р.А. Перепелкина и М.А. Венедиктова считают, что взрослым нужно понять, что это продиктовано не испортившимся характером сына или дочки, а подростковыми особенностями, которые редко кого обходят стороной[48, с. 69].

Е.А. Коноваленко и И.М. Смирницкая задаются вопросом: чем объясняются трудности подросткового возраста, который – хочется того или нет – всегда самый сложный в отношениях родителей и ребенка. Прежде всего, этот возраст характеризуется гормональными бурями, из-за которых идут изменения в поведении и психике ребенка[25, с. 71].

По мнению И.И. Рыбиной и С.А. Галаниной, избыточное производство одних гормонов и недостаток других, смена их соотношений может сделать из ребенка настоящего «тирана» или наоборот –«истеричку». Этот период родителям нужно пережить, потому что он временный. 3-5 лет терпеливого отношения и разумных требований к сыну или дочке – это физиологическая особенность возраста. [39, с. 46].

Конечно, как отмечает М.И. Синицына, гормоны – не единственнаяпроблема в понимании старшего и младшего поколения. Ребенок бурно растет, развивается, он хочет чувствовать себя взрослым, но социально и психологически он к этому не готов[45, с. 63].

Поэтому, как полагают М.М. Демиденко, П.А. Красовицкая и П.Ю. Грибоедова, родителям стоит уяснить, что конфликты ребенка с ними или с учителями в школе, а также друг с другом – это, прежде всего, конфликт подростка с самим собой[15, с. 33].

В.И. Левковская и М.Т. Панина выделяют основные черты подросткового возраста[28, с. 102]:

1. Постоянное или периодическое чувство беспокойства, суетливости, тревожности

2. Завышенная или заниженная самооценка.

3. Повышенная возбудимость, ночные эротические фантазии, повышенный интерес к противоположному полу.

4. Резкие перепады настроения – от веселого до мрачно-депрессивного.

5. Постоянное недовольство родителями или другими людьми.

6. Обостренное чувство справедливости.

М.И. Белохвостова указывает, что у ребенка в это время происходит постоянная борьба с самим собой. С одной стороны, он уже взрослый, у него есть все половые признаки взрослого человека (особенно в старшем подростковом возрасте)[6, с. 96].

С другой стороны, как отмечают И.М. Рыжковская и П.А. Самокатова, подросток еще не может социально себя реализовать, он просит деньги у мамы и папы на булочки и кофе, и ему это стыдно[40, с. 64].

К тому же, по мнению И.И. Юсуповой и Р.А. Гробовской, подросток склонен в этом возрасте приписывать себе много заслуг, которые взрослые почему-то не признают. Самая большая его претензия к миру в этот период – подростку как будто бы не дают права на свободу и во всем ограничивают[57, с. 80].

Реакции подростков в этом возрасте А.В. Николаенко и С.А. Винниковаделит на 4 больших группы. Родителям важно знать о них, чтобы успешно ориентироваться в непростом поведении своего ребенка[34, с. 60].

1. «Реакция повальной эмансипации». Это самая распространенная реакция в подростковый период. Ребенок как бы говорит и родителям, и всему миру: «Я уже взрослый, слушайте меня, считайтесь со мной! Не нужно меня контролировать!» Ребенок в это время хочет показать, что он – личность, свободная, самостоятельная, и не нуждается в указаниях других, что ему делать. Слишком много потребности в самовыражении и слишком мало опыта – вот два фактора, которые порождают конфликт подросткового возраста.

Ребенок конфликтует со взрослыми и одновременно – сам с собой. Не удивляйтесь, если ребенок отказывается выполнять простые просьбы: убрать в комнате, сходить в магазин, надеть ту или другу курточку. Этот возраст характеризуется как возраст обесценивания всего опыта, который накопили старшие, и их духовных идеалов. В стремлении к воображаемой свободе подросток может пойти на крайние поступки: уйти из дома, не ходить в школу, постоянно возражать родителям, кричать и истерить. Это типичная реакция для этого возраста, поэтому родителям нужно набраться терпения и такта и почаще говорить со своим сыном или дочерью, не упустить психологических срывов.

2. Реакция группирования. Это линия поведения, при которой подростки собираются в группы – по интересам, по психологическим потребностям, по социальному статусу. В возрасте 14–17 лет детям свойственно формировать группы: музыкальные, где они вволю могут покричать и побарабанить, поиграть на гитаре, спортивные, где они могут побороться и показать друг другу разные приемы, наконец, дворовые, где дети могут выпить вместе пива или энергетика и поговорить о запретном – о сексе, например. В такой группе обязательно есть лидер – он учится завоевывать свой авторитет как во взрослой жизни, есть конфликтующие стороны и те, кто поддерживает друг друга. Такие подростковые группы – модель будущего взрослого общества. Дети тренируются вести себя так, как ведут себя их папы и мамы. Правда, неосознанно.

Зачастую подростки дорожат мнением своего маленького коллектива и стараются не уронить в нем свой авторитет. Мало кто в этом возрасте позволяет себе роскошь и имеет достаточно мудрости оставаться самим собой. Мнение одноклассника может быть для ребенка авторитетом, а мнение родителей он может не ставить ни во что.

3. Реакция хобби (увлечений). Этим хобби для подростков могут быть разные занятия, как хорошие, так и плохие. Спортивная борьба, танцы, музыкальная группа – хорошо. Отбирание денег у младших по возрасту – плохо. Но и то, и другое в подростковом возрасте может уживаться и проявляться.

Как указывает И.А. Морозова, хобби делятся на[33, с. 19]:

1) познавательные (все занятия, которые дают новые знания – музыка, катание на роликах, фотография);

2) накопительные (собирание плакатов, марок, денег и так далее) спортивные (занятия бегом, штангой, танцами и т.д.).

Реакция хобби – хороший повод для родителей лучше узнать своего ребенка и дать ему побольше любимых заданий вместо того, чтобы ребенок тратил время на споры и доказательства своей правоты. Если подросток занят любимым делом, у него просто не останется времени на бунты.

4. Реакция самопознания. Эта реакция проявляется у подростка как способ понять себя и главное – на что ребенок способен, что у него лучше всего получается, в чем он лучше всего может себя проявить. Максимализм в подростковом возрасте и вера в то, что он сможет переделать весь мир – черты, свойственные для ребенка. Это положительные черты, которые при сильном упорстве сделают из такого ребенка успешного человека. Есть вероятность, что через нескольколет эти черты постепенно угаснут и подросток, ставший взрослым, устроится на нелюбимую работу.

Как указывает А.П. Петросян, самые важные черты подростка, который проникается самопознанием – сравнивание себя с другими людьми (как правило, более успешными)[36, с. 20]:

1. Формирование для себя авторитетов и кумиров.

2. Формирование собственной личностной ценности.

3. Цели и задачи на будущее (покорить мир, изобрести машину времени, придумать новую ядерную бомбу).

В.М. Филиппенко считает, что когда ребенок общается со своими сверстниками взрослыми, его самооценка корректируется и регулируется. Ребенок жаждет признания – явно или скрыто. Если это ему удается, он становится более успешным. Если нет – появляются скрытые комплексы, желание возместить невнимание общества вызывающим поведением. Или, наоборот, подросток замыкается в себе и перестает доверять людям. В этом тоже проявляется кризис подросткового возраста[52, с. 43].

П.И. Малозвонова и И.Т. Крикова считают, что всем подросткам в той или иной мере свойственны одинаковые черты характера. Родителям стоит знать их, чтобы быть готовыми вовремя реагировать на поведение сына или дочери. И понимать, что такое поведение не исключение, а норма в подростковом возрасте[31, с. 39].

Поэтому, как считают А.А. Звонарева и П.И. Гольцева, нужно проявить максимум терпения и мудрости в общении с ребенком-подростком. Вот какие линии поведения характерны для подростков 12–17 лет, которые проходят кризис подросткового возраста[18, с. 107]:

1. Неприятие несправедливости, резкое отношение к малейшим ее проявлением.

2. Жесткость и даже жестокость по отношению к близким, особенно к родителям.

3. Неприятие авторитетов, особенно авторитета взрослых.

4. Желание самому принять меры и разобраться в ситуациях, которые происходят с подростком.

5. Сильная эмоциональность, ранимость.

6. Стремление к идеалу, стремление быть совершенным, но неприятие любых замечаний со стороны взрослых.

7. Стремление к экстравагантным поступкам, желание выделиться «из толпы».

8. Показная бравада, стремление показать свою решимость и храбрость, «крутость».

9. Конфликт между желанием иметь много материальных благ и невозможностью их заработать, желание иметь «все и сразу».

Чередование периодов бурной деятельности и безынициативности, когда подросток разочарован во всем мире.

Знание этих особенностей поможет родителям более лояльно отнестись к своим детям, когда они переживают кризис подросткового возраста, и легче перенести его самим.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростковый возраст является одним из сложных в жизни человека, когда не только актуализируются внутренние психологические проблемы ребенка, но и становятся более явными все пробелы в воспитании, которые в тот или иной момент допускают родители из-за недостатка времени, опыта, а иногда и банального желания заниматься своим ребенком в той мере, в которой это необходимо.


1.2. Психологические особенности отношений подростков с родителями

А.М. Семеновской и Б.Б. Акимовым была обнаружена высокая проблемная нагруженность у подростков в отношениях с родительским домом. Как отмечают авторы,отношения с родителями – это не такая острая проблема для подростков[41, с. 90].

Источники возникновения проблем во взаимоотношениях родителей и подростков в нашей культуре исследовал В.Е. Каган. Один из выводов, к которым он пришел, состоит в том, что в тоталитарном обществеотношение родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере ребенок выполняет социальные нормы[21, с. 134].

По мнению П.А. Велижаниной и С.С. Матросова, родителей, как правило, не интересуют проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощники в решении этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного поведения, родители сами становятся источником проблем. При таких установках родители и подростки оказываются в состоянии противостояния[9, с. 24].

А.К. Лебедева и М.М. Сыромяжникова отмечают, что поскольку родители современных подростков в большинстве своем сформировались как личности в предшествующую эпоху, можно предположить, что полученные в научных исследованиях результаты объясняют изложенные В.Е. Каганом наблюдения[27, с. 133].

Г.А. Даниловой и Е.А. Пестрицкой также установлена высокая частота конфликтов подростков с родителями, причинами которых являются нарушение подростками нормативного поведения, которое, с точки зрения родителей, является главным условием нормальных, бесконфликтных взаимоотношений со своими детьми[14, с. 72].

Таким образом, как отмечает Е.В. Шалова, переживание подростками проблем, возникающих как противоречие между ними и их родителями, это,скорее следствие социокультурных, чем психологических особенностей[56, с. 69].

Н.А. Листьева и А.М. Татаринова считают, что к настоящему времени стало очевидно, что коррекция этой проблемы предполагает оказание психологом помощи как подростку, так и родителям. Последние нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как личностей[29, с. 51].

Как отмечают А.В. Калюжина и М.И. Мухина, работа с родителями должна стать основой для профилактики проблем подростков. Эта работа должна предусматривать такие направления, как: просвещение по вопросам планирования семьи, развития гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого, развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в том числе ребенок и пожилой человек[22, с. 103].

В своей работе А.В. Баранникова и М.И. Финогентова указывают на то, что семья представляет собой систему взаимосвязанных социальных ролей, отношения между которыми определяются культурно-нравственными нормами и индивидуальными свойствами личности. Семейные конфликты носят субъективный характер и возникают чаще всего из-за непонимания друг друга. Если ребенок воспитывается в конфликтной семье, то неизбежны ошибки воспитания, неправильная позиция родителей и ребенка[4, с. 46].

Следствием этого, по выражению Г.И. Петуховой и Л.А. Морозовой, могут стать нервно-психические срывы, отклоняющееся поведение, неправильное формирование характера. Часто отклоняющееся поведение подростка родители склонны считать болезнью и, наоборот, явные проявления болезни пытаются устранить воспитательными мерами. Это вызвано не только отсутствием медико-педагогических знаний, но и нежеланием видеть свою вину или реальную угрозу в будущем[37, с. 99].

Чтобы лучше понять происхождение семейных конфликтов, по мнению М.И. Серебрянниковой и С.А. Артемьева, нужно выделить неблагоприятные черты родителей, прежде всего, матери[42, с. 61].

В теоретических исследованиях, посвященных вопросам развития личности, особенно заостряется внимание роли матери в эмоциональных отношениях с ребенком (Л.И. Божович, Р. Бернс, И.В. Дубровина, И.С. Кон, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.).

Это связано с тем, что неразвитость отношений между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком своего собственного «Я», что в свою очередь приводит к глобальному отвержению мира социальных отношений.К таким чертам, как указывают П.И. Сименцова и Н.А. Бестужева, относятся[44, с. 71]:

– повышенная эмоциональность;

– склонность легко расстраиваться;

– аффективная возбудимость;

– доминантность в семье;

– эгоцентризм;

– гиперсоциальность – утрированное чувство долга;

– повышенная принципиальность;

– трудность компромиссов.

У отцов аффективная неустойчивость заменяется психомоторной нестабильностью и импульсивностью. Преобладает трвожно-мнительное настроение. Гиперсоциальность выражается в мелочной пунктуальности и педантизме.

Нередко отношения подростков с родителямиобусловлены формами родительского поведения. Типами патогенного родительского поведения, как отмечают А.А. Анцыферова и Г.А. Петровская, являются[3, с. 17]:

1) тип А – оба (один) родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

2) тип В – ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;

3) тип С – угрозы покинуть семью или «разлюбить» ребенка как дисциплинарные меры;

4) тип Д – внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;

5) тип Е – отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя.

Н.А. Галковская и М.И. Мирошникова выделяют также типы негармоничных семей, в которых подростки чувствуют себя некомфортно[10, с. 34]:

1) распадающаяся семья;

2) неполная семья;

3) ригидная, псевдосолидарная семья;

4)распавшаяся семья.

Среди негармоничных семей распадающаяся семья несет в себе самый сильный патогенный заряд. Данный вывод можно сделать, исходя из представленной в таблице информации о зависимости родительского поведения от типа семейных отношений.

С.В. Кутейникова считает, чтораспадающаяся семья содержит в своем деструктивном «арсенале» большее, чем другие, число факторов, способных дестабилизировать нормальное развитие подростка[26, с. 58].

Хотя, как считают Р.А. Пирогова и М.А. Крутова, вполне возможно, что на становление личности оказывает влияние не только и не столько тип или стиль отношений, сколько важен именно эмоционально-психологический климат в семье[38, с. 58].

По мнению А.К. Случевской и С.С. Мартыновой, существуют два теоретических подхода, позволяющих прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью[46, с. 20].

А.В. Звягинцева и С.А. Соборова рассматривали проблему причинности, используя регрессионный анализ, чтобы выявить как влияние ребенка на поведение родителей, так и влияние родителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка определялась по ответам его сверстников[19, с. 93].

При опросе родителей, проведенном авторами, измерялись четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с подростковой агрессивностью:

1) негативизм матери – враждебность, отчужденность, холодность и безразличие к подростку;

2) терпимое отношение матери к проявлению подростком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи;

3) применение родителями силовых дисциплинарных методов – физических наказаний, угроз, скандалов;

4) темперамент подростка – уровень активности и вспыльчивости.

Д.А. Канторович и И.А. Евстигнеевой выявлено, что негативное отношение матери к ребенку коррелирует с применением силовых дисциплинарных методов, которые в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребенка. Сходным образом темперамент ребенка был связан со снисходительным отношением матери к проявлению агрессии[24, с. 46].

Как указывают И.М. Сметанина и А.А. Перова, Паттерсон разработал базовую модель связи между характером семейного руководства и агрессивностью. Одна из сторон модели – незрелые методы регулирования дисциплины означает, что в некоторых случаях родители могут игнорировать отклоняющее поведение ребенка или позволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями не осуществляя своихугроз. В следующий раз они могут «взорваться» и повести себя агрессивно. Если родителям не хватает умения научить ребенка следовать определенным правилам поведения, его манерой становится неподчинение и пущенные в ход кулаки. Этот стиль становится доминирующим в отношениях с людьми[47, с. 149].

Таким образом, как считает Н.А. Яковлева, родители непредсказуемы и не последовательны в выборе наказания за неприемлемое поведение. Такие незрелые методы регулирования дисциплины подготавливают почву для усваивания ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов[58, с. 52].

В.А. Терещук и С.А. Самойлова указывают в своей работе на то, что модель семейных взаимоотношений Паттерсона, основывающихся на принуждении, демонстрирует отношение «родитель–ребенок», где ребенок учится принуждению и неуступчивости, так как родители не в состоянии следить за его поступками или контролировать его поведение. А стиль взаимодействия с другими, характеризующийся неуступчивостью со стороны ребенка и его желанием принудить других к выполнению чего-либо, вызовет трудности в разнообразных социальных ситуациях и, в конечном счете, может привести к отклоняющемуся или асоциальному поведению[49, с. 77].

Кроме выше перечисленных случаев Е.А. Усманова и Р.А. Сидоренко выделяют следующие ситуации: у обоих супругов часты недостаточная уверенность в себе, противоречивость личности. Во взаимоотношениях с людьми такие родители непроизвольно компенсируют свои неотреагированные отношения[50, с. 100].

Г.К. Филимонова описала следующие типы таких отношений[51, с. 146]:

1. Внешне «спокойная семья». В таких семьях за благоприятным фасадом скрываются длительно и сильно подавляемые отрицательные эмоции супругов друг к другу. Нередки приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Супруги ощущают себя усталыми, они не разговаривают друг с другом. Подросток беспомощен, чувствует опасность, но не понимает ее. Напряжение нарастает.

2.«Вулканическая семья». Здесь супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, сходятся, ссорятся, обещают «любить друг друга до гроба». Чувства преобладают над ответственностью перед семьей и ребенком. Ссоры родителей в глазах подростков приобретают катастрофические размеры, что для подростка оборачивается трагедией. Стиль отношений родителей фиксируется на долгие годы.

3. Семья-«санаторий». В такой семье один из супругов является тревожной личностью, что оказывает влияние на других членов семьи. Семья отгораживается от внешнего мира и становится симбиотически зависимой друг от друга. Позиция подростков в таких семьях различна. Так как родители заняты собой и выяснением отношений (ты безжалостна, а я так страдаю), подростки испытывают недостаток материнской любви, становятся тревожными. Второй вариант поведения, когда «санаторными» отношениями окружается кто-то из членов семьи. Происходит излишняя фиксация на здоровье, подчеркивание всевозможных опасностей и запугивание. Необходимость удержать подростка в семье приводит к обесцениванию ценностей вне семьи, к их дискредитации (его друзей, форм свободного поведения). Мелочная опека, жесткий контроль, чрезмерная защита от мнимых опасностей могут привести к невротическим срывам. В подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и эмансипации. Повышенная фиксация на здоровье приводит к формированию личности со сверхценной озабоченностью своим здоровьем.

4. Семья-«крепость». В основе такой семьи лежат представления об угрозе, жестокости, агрессивности окружающего мира, о всеобщем зле. Враждебность из семьи переносится на внешний мир. В таких семьях любовь к подростку носит условный характер. Его любят, когда он оправдывает надежды. Семья-крепость ставит подростка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием требований между родителями и собственным опытом подростка. Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению, повышению невротического уровня реагирования, неуверенности. Усиливаются реакции протеста, оппозиции, упрямство, негативизм.

5. Семья-«театр» – еще один пример дисгармоничной семьи. Как правило, в таких семьях один из супругов испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, любовании, поощрении. Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль: все что-то говорят, что-то делают, что-то эмоционально выражают. Семейный театр призван сохранять видимость благополучия. В таких семьях родителям не до подростков. Воспитание передоверяется школам или общественным организациям. Следуя за модой, подростки этих семей посещают кружки иностранных языков, музыки, танцев, живописи. Родительскую любовь стараются подменить материальным благополучием.

6. Семья-«третий лишний». Здесь супруги заняты собой, а родительство – помеха для них. В этих семьях возникает скрытая неприязнь к подростку, который мешает. Такие родители внушают подросткам чувство неполноценности, фиксируя их недостатки. У подростка формируется неуверенность, слабость, безынициативность. Подросток плохо адаптируется в коллективах.

7. Семья с кумиром. Это довольно распространенный тип семьи с единственным ребенком. Подросток становится игрушкой, кумиром семьи. Родители без критики относятся к нему, все прихоти подростка исполняются, воспитываются истероидные черты характера.

8. Семья-«маскарад» характеризуется несогласованностью жизненных целей, планов, оценок, которым можно дать название маскарад. Такая несогласованность действий родителей вызывает у подростка растерянность и порождает внутренний конфликт.

П.А. Григоренко и А.В. Соколова считают, что задача психотерапевта сводится к тому, чтобы проанализироватьсемейный конфликт, помочь правильному распределению семейных ролей, усилить защитные реакции членов семьи. Нереалистическое восприятие членами семьи ситуации приводит к постоянным ссорам и выяснениям отношений. Часто это сопровождается стремлением к самоутверждению с подчеркиванием вины другого и демонстрацией своей беспомощности[12, с. 10].

Поэтому одной из задач психотерапии ставится изменение восприятия самого себя и других, изменение реагирования на другого, изменение в способе проявления мыслей и чувств методами групповой психотерапии.

Опираясь на результаты научных исследований, которые проанализированы в данной работе, можно сделать общий вывод о том, что агрессивность, непослушание, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, робость, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты – все это как черты личности подростка формируется вследствие воздействия деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.


1.3. Отношения подростков с прародителями

Ю.Л. Хренникова и И.Т. Парамонов отмечают, бабушки и дедушкимогут оказывать родителямразнообразную помощь. Им самим внуки чаще всего доставляют огромное удовольствие. К бабушкам часто относятся как к непогрешимым авторитетам, и в этом случае мать уверена: когда у нее появится необходимость что-то выяснить или попросить о помощи, она всегда может обратиться к собственной матери. Когда ситуация такова, чтоотношения поколенийоснованы на полном доверии, то бабушка служит не только советчицей, но и утешительницей[54, с. 23].

Отношения подростков с прародителями строятся постепенно и очень сильно зависят от многих факторов, к которым М.А. Филоненко и С.М. Галузина относят[53, с. 111]:

1) отношения родителей со своими родителями;

2) отношения прародителей между собой;

3) объем участия прародителей в воспитании внуков на всех этапах развития;

4) территориальный фактор (большое значение имеет, живут ли подростки с прародителями или только навещают их);

5) социальное положение прародителей и их уровень образования;

6) отношение прародителей к детям на всех этапах развития;

7) стиль воспитания прародителей (который либо копируется родителями, либо полностью ему противоречит);

8) отношения отца с родителями матери и матери с родителями отца, наличие или отсутствие ситуации «настраивания» детей против прародителей.

Отношения подростков с прародителями нужно изучать в онтогенезе.

Как отмечают О.В. Логинова и В.И. Гамаюнова, многие молодые родители все еще не ощущают себя взрослыми. Им хочется доказать себе и всем остальным, что они в состоянии прожить сами. Возможно, они боятся, что родители вздумают ими помыкать, как раньше, когда они от них зависели, — положение, в котором им больше не хочется оказаться[30, с. 91].

В то же время, по выражению Е.Н. Гарманова и А.В. Крючковой, для ребенка важно присутствие дедушек и бабушек в воспитании, поэтому считается, что родители должны разрешать своим родителям и детям сходить вместе куда-нибудь.Тем более, что именно таким образом у них появится лишнее время что бы потратить его на себя, да и дети получат массу новых впечатлений и все останутся довольными[11, с. 39].

О.В. Чарская и М.И. Петунина в своей работе утверждают, что отношения подростков со своими бабушками и дедушкамимогут носить различный характер. Некоторые дети считают, что они являются заменой родителей, которые смотрят за ними, но для других их бабушка и дедушка будут подобием сказки – они много слышали о них, но ни разу не видели[35, с. 60].

Родители могут сделать многое, чтобы улучшить отношения подростка со старшим поколением, не обращая внимания на то, как часто они видятся.

Как считают Р.А. Барановский и И.М. Полозов, независимо от того, где живут бабушки и дедушки, в другом городе или в другой стране, подростки должны общаться с ними как можно чаще. Эти отношения принесут удовольствие всем. Используя различные электронные устройства, подростки могут больше времени проводить со своими бабушками и дедушками[5, с. 41].

Родители должны напоминать подросткам, что они всегда могут пообщаться с родными. Общение, по мнению П.А. Давыдовой, может происходить следующим образом[13, с. 97]:

1. Подростки могут написать письмо или послать открытку бабушке или дедушке.

2. Отправить им по интернету картинку.

3. Отправить sms.

4. Позвонить бабушке или дедушке по телефону или по скайпу.

5. Отправить им e-mail.

По мнению Е.К. Остроумовой и П.Р. Николаенковой, чтобы поддерживать крепкие отношения, родители часто дают возможность подросткам видеться как можно чаще со старшим поколением. На Рождество, Новый Год или летние праздники родители часто отправляют подростков съездить к бабушке и дедушке или приглашают их в гости, считая, что это поможет всем почувствовать родственные связи и поднимет настроение и подросткам и прародителям[35, с. 90].

Г.Е. Камчатская и Б.М. Смирнов считают, что существуют три полярных типа отношения подростка к прародителям[27, с. 73].

К первому типу относятся те отношения, которые можно назвать, скорее, дружескими, доверительными, когда подросток доверяет прародителям гораздо больше своих тайн, чем собственным родителям.

Такие отношения складываются в том случае, когда в детстве бабушки и дедушки много занимались воспитанием ребенка, причем воспитание проходило в демократичном стиле, при том, что родители использовали авторитарный. Яркий пример был продемонстрирован в телевизионном комедийном сериале «Сваты», где показаны позитивные и нежные отношения бабушек и дедушек со своими внуками.

Ко второму типу относятся отношения, которые носят достаточно деструктивный характер, когда подростки стыдятся своих прародителей, не хотят общаться с ними при людях, грубят им, не хотят слушать их советов.

Такой тип взаимоотношений подростков с прародителями может сложиться в том случае, когда в детстве подростки были полностью оставлены на попечение прародителей, т.к. родители целыми днями были на работе, а прародители, в свою очередь, использовали гиперопеку в отношении собственных внуков.

В этом случае внуки не уважают своих прародителей, относятся к ним потребительски, считают их «отмершим поколением», все советы поднимают на смех.

К третьему типу относятся такие отношения, когда между подростками и прародителями существует холодная неприязнь, которая выражается в презрительно-покровительственном отношении прародителей к подростку и в страхе и отстранении подростка.

Как выразились в своей работе С.С. Ведерникова, М.А. Капустина и П.П. Ждановская, такой тип отношений чаще всего формируется в таких условиях, когда прародители были не слишком рады рождению внуков, они им мешали жить для себя[8, с. 58].

По мнению А.П. Благовещенской и В.А. Сурмилова, существует такой тип бабушек и дедушек, которые не считают себя обязанными заботиться о внуках, считая, что они ни при чем, что это исключительно задача родителей, т.к. это был их выбор[7, с. 60].

Таким образом, отношения подростков с прародителями имеют еще более сложный характер, чем с родителями, т.к. обусловлены не только самой социальной ситуацией развития подростка, но и родительским влиянием.


Выводы

В первой главе выпускной квалификационной работы, которая носит название «Теоретические аспекты изучения отношений подростков с родителями и прародителями», были сделаны следующие выводы:

1. У ребенка в подростковом возрасте наблюдается нестабильность потребностей. С одной стороны, он- взрослый, сформированы половые признаки взрослого человека (в старшем подростковом возрасте). С другой стороны, подросток не может социально себя реализовать, он зависим финансово от родителей, стыдясь этого. Подросток в этот период чувствует как будтоему не дают права на свободу и во всем ограничивают.

2. Семья представляет собой систему взаимосвязанных социальных ролей, отношения между которыми определяются культурно-нравственными нормами и индивидуальными свойствами личности. Семейные конфликты носят субъективный характер и возникают чаще всего из-за непонимания друг друга. Если ребенок воспитывается в конфликтной семье, то неизбежны проблемы в воспитании подростка.

3. Стиль взаимоотношений подростка с родителями лишь отчасти обусловлен социальным положением семьи. Сопоставление данных о самоуважении подростков с условиями их семейной жизни показывает, что у тех подростков, которым родители не уделяли внимания и которыми пренебрегали, уровень самоуважения ниже, чем у других.

4. Бабушки и дедушки оказывают родителям помощь в воспитании ребенка. Им самим внуки чаще доставляют  удовольствие. К бабушкам часто относятся как к авторитетам, поэтому мать уверена: когда у нее появится необходимость что-то выяснить или попросить о помощи, она всегда может обратиться к собственной матери. Когда отношения поколений основаны на полном доверии, то бабушка может быть подругой.

5. Отношения подростков со своими бабушками и дедушками могут носить различный характер. Некоторые дети считают, что они являются заменой родителей, которые смотрят за ними, но для других их бабушки и дедушки неизвестны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.
  2. Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
  3. Анцыферова А.А., Петровская Г.А. Родительское поведение и характер подростковой социализации: обзор результатов социально-психологических исследований // Сборник статей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 6. – С. 17–28
  4. Баранникова А.В., Финогентова М.И. Подростковые комплексы, их причины и методы коррекции в современной психотерапевтической практике // Вестник психологии. – 2014. – № 8. – С. 46–57
  5. Барановский Р.А., Полозов И.М. Меры и формы коррекции семейных отношений у подростков // Вопросы клинической психологии. – 2015. – № 1. – С. 41–54
  6. Белохвостова М.И. Психология подростка. – Киров: Слово, 2011. – 380 с.
  7. Благовещенская А.П., Сурмилов В.А. Прародительское воспитание детей: обзор теоретических и практических исследований и результаты экспериментов // Материалы научно-практической конференции «Экспериментальные исследования в области современной психологии и педагогики». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2014. – С. 60–69
  8. Ведерникова С.С., Капустина М.А., Ждановская П.П. Проблема классификации отношений современных подростков с бабушками и дедушками: стили воспитания, конфликты, вопросы доверия или отторжения // Актуальные проблемы детской психологии в российской науке. – 2012. – № 1. – С. 58–70
  9. Велижанина П.А., Матросов С.С. Основные ошибки родителей в воспитании подростков: опыт психологического наблюдения // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2014. – № 6. – С. 24–35
  10. Галковская Н.А., Мирошникова М.И. Классификация гармоничных и дисгармоничных семей // Психология и педагогика. – 2013. – № 7. – С. 34–42
  11. Гарманов Е.Н., Крючкова А.В. Стили воспитания подростка прародителями и их влияние на формирование гармоничной личности // Материалы международной научно-практической конференции «Мир детства и юношества в XXI веке». – Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2014. – С. 39–48
  12. Григоренко П.А., Соколова А.В. Проблемы психотерапевтической коррекции семейных конфликтов и их последствий // Материалы научно-практической конференции «Проблема социальной идентификации личности в современном российской обществе». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2014. – С. 10–17
  13. Давыдова П.А. Современный подросток. – Сыктывкар: Книга, 2013. – 344 с.
  14. Данилова Г.А., Пестрицкая Е.А. Основные причины и последствия конфликтов родителей и подростков в российских семьях // Вопросы психологии. – 2012. – № 10. – С. 72–80
  15. Демиденко М.М., Красовицкая П.А., Грибоедова П.Ю. Подростковые конфликты в школьном коллективе, семье и в обществе: проблема классификации, особенности протекания, диагностика причин и формы коррекции // Материалы научно-практической конференции «Подросток и общество в современной России». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2015. – С. 33–44
  16. Егорова Г.Н., Мытнянская М.И. Проблемы воспитания подростка в педагогической науке: социально-психологический аспект // Психология и педагогика. – 2013. – № 2. – С. 11–20
  17. Жуков В.М. Методы практической социальной психологии. – М.: Издательство Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2012. – 398 с.
  18. Звонарева А.А., Гольцева П.И. Проблема выбора конструктивной формы общения с подростком: психолого-педагогический аспект и трудности практического применения методов психологической коррекции подростка // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире». – Новосибирск: Восточносибирский федеральный университет, 2014. – С. 107–115
  19. Звягинцева А.В., Соборова С.А. Поведение родителей и подростков как предмет социально-психологического исследования // Психологическое обозрение. – 2013. – № 10. – С. 93–105
  20. Ильин В. Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни. – М.: Класс, 2002. – 380 с.
  21. Каган В.Е. Подросток и семья. – М.: Форекс, 2008. – 230 с.
  22. Калюжина А.В., Мухина М.И. Методы профилактики подростковых суицидов: роль психолога и родителей в работе с трудными подростками // Материалы научно-практической конференции «Актуальные психологические проблемы современности». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2012. – С. 103–111
  23. Камчатская Г.Е., Смирнов Б.М. Формы взаимоотношений подростков с прародителями // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2014. – № 9. – С. 73–86
  24. Канторович Д.А., Евстигнеева И.А. Проблема материнского стиля воспитания в социализации подростка // Материалы научно-практической конференции «Актуальные психолого-педагогические проблемы современного общества». – Саратов: Саратовская педагогическая академия, 2012. – С. 46–56
  25. Коноваленко Е.А., Смирницкая И.М. Теоретические и методологические подходы к изучению актуальных проблем исследования психологических особенностей подросткового возраста: анализ проблем социализации и родительских установок // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологических исследований в области психологии развития». – Минск: Белорусский государственный университет, 2013. – С. 71–80
  26. Кутейникова С.В. Возрастная психология и психология развития. – Воронеж: Издательская группа АСТ, 2013. – С. 58–70
  27. Лебедева А.К., Сыромяжникова М.М. Современный подросток как объект психологического исследования // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы возрастной психологии». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2013. – С. 133–142
  28. Левковская В.И., Панина М.Т. Подростковый возраст: психофизические особенности и проблемы психотерапевтической практики // Вопросы клинической психологии. – 2014. – № 7. – С. 102
  29. Листьева Н.А., Татаринова А.М. Психокоррекционные мероприятия с подростками и их родителями: практика внедрения психокоррекционных методов // Психологическое обозрение. – 2013. – № 12. – С. 51–58
  30. Логинова О.В., Гамаюнова В.И. Психологические ошибки молодых родителей и их влияние на психику подростков // Мир детства. – 2012. – № 3. – С. 91–103
  31. Малозвонова П.И., Крикова И.Т. Характерологические особенности подросткового возраста: анализ научной литературы по проблеме // Материалы научно-практической конференции «Проблема социальной идентификации личности в современном российской обществе». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2014. – С. 39–48
  32. Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П., Козлов В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института психотерапии, 2009. – 544 с.
  33. Морозова И.А. Досуг подростка и его влияние на социализацию личности // Психологическое обозрение. – 2011. – № 9. – С. 19–28
  34. Николаенко А.В, Винникова С.А. Подростковая агрессия как социально-психологическое явление // Мир детства. – 2009. – № 11. – С. 60–70
  35. Остроумова Е.К., Николаенкова П.Р. Конструктивные формы поведения в семье как фактор эффективного воспитания детей и подростков в условиях российской социальной действительности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2014. – № 10. – С. 90–100
  36. Петросян А.П. Сампопознание и самооценка подростка // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы возрастной психологии». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2013. – С. 20–29
  37. Петухова Г.И., Морозова Л.А. Родительская семья как фактор формирования подростковой агрессии и депрессивных состояний // Материалы научно-практической конференции «Социальные, психологические и экономические проблемы современной российской семьи». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2013. – С. 99–111
  38. Пирогова Р.А., Крутова М.А. Становление личности и психологический климат в родительской семье // Психологическое обозрение. – 2014. – № 2. – С. 58–66
  39. Рыбина И.И., Галанина С.А. Гормональные проблемы подросткового возраста. – М.: Медицина, 2011. – 230 с.
  40. Рыжковская И.М., Самокатова П.А. Самореализация подростка как актуальная проблема психологии развития // Вопросы психологии. – 2014. – № 11. – С. 64–75
  41. Семеновская А.М., Акимов Б.Б. Проблема социализации подростка в родительской семье: теоретические и практические исследования // Материалы научно-практической конференции «Психологические проблемы семьи на современном этапе развития российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2013. – С. 90–108
  42. Серебрянникова М.И., Артемьев С.А. Семейные конфликты: характер протекания, причины, формы воздействия на социализацию личности ребенка // Психологический журнал. – 2012. – № 12. – С. 61–72
  43. Силяева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Перспектива, 2013. – 468 с.
  44. Сименцова П.И., Бестужева Н.А. Социальные отношения в подростковой среде // Материалы научно-практической конференции «Проблема социальной идентификации личности в современном российской обществе». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2014. – С. 71–80
  45. Синицына М.И. Физиологические аспекты формирования психологических проблем у современных подростков // Материалы научно-практической конференции «Медицинские и психологические проблемы современных российских детей». – СПб.: Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова, 2014. – С. 63–72
  46. Случевская А.К., Мартынова С.С. Агрессивность детей как следствие деструктивных стилей родительского воспитания // Материалы научно-практической конференции «Проблема социальной идентификации личности в современном российской обществе». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2014. – С. 20–32
  47. Сметанина И.М., Перова А.А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений в современной психологической науке // Мир детства. – 2014. – № 12. – С. 149–162
  48. Тарновская Ю.А., Перепелкина Р.А., Венедиктова М.А. Проблема взаимоотношений родителей с трудными подростками: методы работы с родителями и поведенческая психотерапия для подростков (по результатам экспериментального исследования в Центре социальной помощи трудным подросткам) // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической коррекции и психотерапии в условиях инновационной научной деятельности в Российской Федерации». – Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2014. – С. 69–75
  49. Терещук В.А., Самойлова С.А. Типовые модели семейных отношений и практические методы коррекции семейных отношений // Психологическая практика. – 2014. – № 6. – С. 77–88
  50. Усманова Е.А., Сидоренко Р.А. Проблема влияния отношения между родителями на психическую устойчивость подростка // Вопросы клинической психологии. – 2013. – № 2. – С. 100–108
  51. Филимонова Г.К. Дисгармоничные семьи. – Ярославль: Метеорит, 2014. – 254 с.
  52. Филиппенко В.М. Подросток и группа сверстников: социально-психологические феномены и проблема родительского отношения // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 43–54
  53. Филоненко М.А., Галузина С.М. Проблема преемственности поколений в современной семье: особенности конфликтов и взаимоотношений между членами семьи разных поколений // Психологическое обозрение. – 2013. – № 7. – С. 111–120
  54. Хренникова Ю.Л., Парамонов И.Т. Характеристика и проблема коррекции взаимоотношений прародителей, родителей и подростков на современном этапе развития общества: теоретический анализ и результаты социально-психологических исследований // Материалы научно-практической конференции «Психологические проблемы семьи на современном этапе развития российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2013. – С. 23–34
  55. Чарская О.В., Петунина М.И. Специфика отношений с прародителями у современных подростков // Вопросы психологии. – 2013. – № 2. – С. 60–69
  56. Шалова Е.В. Подростковая агрессия и основные детерминанты ее формирования // Материалы научно-практической конференции «Социальные и психологические проблемы подросткового возраста». – М.: Московский педагогический институт, 2014. – С. 69–80
  57. Юсупова И.И., Гробовская Р.А. Проблемы повышения самооценки у детей подросткового возраста: причины непринятия себя и окружающих в контексте преобразований психики // Актуальные проблемы возрастной психологии и психологии развития. – 2013. – № 6. – С. 80–90
  58. Яковлева Н.А. Методы регулирования подростковой дисциплины и социально-психологические последствия их реализации на практике // Материалы научно-практической конференции «Психологические проблемы детства и юношества». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. – С. 52–64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Конспект урока по литературе в 7 классе "Взаимоотношения взрослых и детей в рассказе И.А. Бунина "Цифры"

Данный материал представляет собой конспект урока по рассказу Бунина "Цифры", который был проведен совместно со школьным психологом в 7 классе....

ТЕМА: «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»

ЦЕЛЬ: создать условия для осознания родителями и детьми, что СЕМЬЯ – это единое целое, связанное чувством любви и ответственности друг за друга. ЗАДАЧИ: Обсудить с родителями и детьми проблему по...

Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...

Конспект урока в 7 классе. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в рассказе И.А.Бунина "Цифры".

В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художествен...

Конспект урока-игры "Моя семья и я.Проблемы взаимоотношений взрослых и детей"

Конспект урока-игры "Моя семья и я.Проблемы взаимоотношений взрослых и детей"...