Дополнительная общеразвивающая программа по экологии социально - педагогической направленности «Мой край родной»
рабочая программа

Филатова Елена. Евгеньевна.

Поведение человека в природе –

это и зеркало его души.

                    К.Л. Зелинский

        Охрана окружающей среды — одна из наиболее актуальных проблем современности.        Сегодня, как никогда, судьбу природы решает уровень экологической культуры человека и общества, в котором он живет. Общество стоит перед выбором — сохранить планету и выжить или продолжать оказывать давление на природу и, в конце концов, погибнуть. Поэтому охрана окружающей среды, сбережение её природных богатств для следующих поколений приобретают всё большую актуальность и значимость

         Сложившаяся экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. И начинать это воспитание нужно с  детства, постепенно расширяя и обогащая экологические знания и формируя корректное поведение в природе.  Важно научить людей создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живешь, а не отвращение и беспомощность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gku_so.docx99.67 КБ

Предварительный просмотр:

 ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»C:\Users\Ольга\Desktop\мама\Гармония_синяя - копия.png

Дополнительная общеразвивающая программа по экологии

социально - педагогической направленности

«Мой край родной»

http://sergievsh.ucoz.ru/avatar/03/ooo.jpg                                                 Программу составили:

Щербакова О.Д.

Филатова Е.Е.

Ларина М. Е.

Тольятти 2017г.

Структура программы

  1. Введение…………………………………………………………………3

  2. Пояснительная записка………………………………………………….6

  3. Содержание программы………………………………………………...11

  4. План коррекционно – реабилитационной работы по экологическому воспитанию несовершеннолетних……………………………………..14

  5. Заключение………………………………………………………………18
  6. Список используемой литературы

Приложение

 

Введение.

Поведение человека в природе –

это и зеркало его души.

                    К.Л. Зелинский

        Охрана окружающей среды — одна из наиболее актуальных проблем современности.

           В последнее десятилетие в условиях нестабильной социально-экономической ситуации  проблема экологии стоит наиболее остро.

       5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии.

       Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

     Основной задачей проведения Года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России.

     Ключевые решения года — внедрение наилучших доступных природоохранных технологий и т. п. мероприятий.

     Научно-технический прогресс, влияющий на природную среду, неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. Уже в середине XX века резко обострились проблемы, связанные с загрязнениями окружающей среды. Загрязнение биосферы связано с нанесением ущерба атмосферному воздуху, природным водам, почвенному покрову, лесам, животному миру. Загрязняющие вещества поступают в биосферу с выбросами промышленных предприятий, выхлопных газов от транспорта, с бытовыми отходами производственной сферы.

     В последние годы напряжённость экологической обстановки возрастает с каждым днём.  Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Из-за загрязнения токсичными веществами атмосферы, воды, продуктов питания сокращается продолжительность жизни человека.

     Данный момент свидетельствует о низкой экологической культуре граждан. Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением.

        Сегодня, как никогда, судьбу природы решает уровень экологической культуры человека и общества, в котором он живет. Общество стоит перед выбором — сохранить планету и выжить или продолжать оказывать давление на природу и, в конце концов, погибнуть. Поэтому охрана окружающей среды, сбережение её природных богатств для следующих поколений приобретают всё большую актуальность и значимость

         Сложившаяся экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. И начинать это воспитание нужно с  детства, постепенно расширяя и обогащая экологические знания и формируя корректное поведение в природе.  Важно научить людей создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живешь, а не отвращение и беспомощность.

Формулировка проблемы.

    Низкий уровень экологической культуры населения и отстраненность его от решения экологических проблем оказывают отрицательное влияние на качество жизни и состояние окружающей среды.

     Любую проблему нужно начинать решать с себя. Конечно, в глобальном смысле решать проблемы экологии нам не посильно, но с привития элементарной экологической культуры (бережного отношения к окружающей природе), мы можем внести свой весомый вклад в чистоту нашего родного края. Наши воспитанники могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды

          Экологическое воспитание включает в себя просветительскую, общественно полезную и исследовательскую деятельность несовершеннолетних.    

    Хочется обратить внимание на выдержку законопроекта Министерства образования и науки, в которой рекомендуется «в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии».

   

                                    Пояснительная записка.

Экология не должна ограничиваться

задачами сохранения окружающей

среды. Человек живет не только в

                     природной среде, но и в среде,

созданной культурой его предков, им

самим.

                                                Д.С. Лихачев

         Коррекционно – реабилитационная работа с несовершеннолетними охватывает широкий круг целей и задач, направленных на всестороннее развитие адекватной,  социально – полезной личности.

        На современном этапе развития Российского общества остро стоит проблема создания надлежащих условий для оказания помощи детям  в их социализации и интеграции в социокультурное пространство. Процесс трансформации, сложившейся социальной инфраструктуры, обострил проблему экологического воспитания несовершеннолетних.  И задачи экологического воспитания являются одними из  важных. Коррекция и социализация личности подрастающего поколения невозможна без привития культуры поведения в природе, формирования экологического сознания, путём обогащения знаний.

        Конечно, основным источником таких знаний и формирования  поведения является семья. Но в данном  случае, должна соблюдаться преемственность между семьёй и другими общественными учреждениями, осуществляющими воспитание и формирование личности подрастающего поколения, как будущего гражданина своей страны.  

         Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.

       Детство  – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

        Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды. 
    Учитывая вышеизложенные причины и характеристики  ситуации, нами была разработана и практически использована программа «Мой край родной». Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения к природе.

Цель программы:

- становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи программы:

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных                     пониманию несовершеннолетнего.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и

явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Формы работы с несовершеннолетними

1 Тематические занятия.

2. Экскурсии, целевые прогулки.

3. Практикум "Помоги природе".

4. Инсценировки, драматизация.

5. Участие в социально - значимых акциях, городских областных конкурсах и т.п.

    Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для несовершеннолетних способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится практической деятельности по привитию экологических знаний. 
Программа ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. 
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. 
Программа экологического воспитания и образования "Мой край родной" рассчитана на детей  от 5 до 15 лет. Данный возрастной диапазон позволяет старшим детям быть наставниками для младших. Так как задачи экологического воспитания на каждом возрастном этапе разные, мы определили следующее содержание экологического воспитания для каждого возраста.

  • Младший возраст - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы; способствовать пониманию целостной картины мира;
  • Старший возраст  - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

     И в данном случае старшие дети служат примером для младших, т.е. информация идёт не только извне, от педагога, но и изнутри от самих же детей, а это влияет на качество сохранения полученной информации и выработке правильного отношения к природе.  
 Сроки реализации программы. Изложение материала рассчитано на           6 месяцев и предполагает обобщение и систематизацию полученной несовершеннолетними   информации по основам экологических знаний. 

Мероприятия  по программе "Мой край родной"  проходят два раза в месяц. Продолжительность мероприятий зависит от формы организации (внутри центра или выход за территорию). Формы работы,  по каждой теме различны:

  • Специально – организованные занятия,
  • Беседы,
  • Экскурсии, целевые прогулки,
  • Наблюдение
  • Экспериментально – исследовательская деятельность,
  • Участие в выставках,
  • Викторины,
  • Участие во внутренних, городских, областных общероссийских акциях,

Разработанные занятия, объединены  общей темой и коррекционно – реабилитационными задачами, представляющими собой тематический цикл.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В результате использования программы дети должны :

  • знать животный и растительный мир своего края ;
  • владеть информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Самарской области;
  • проявлять ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;
  • любить животных, проявлять интерес к их жизни, заботиться о них, наблюдать за поведением;
  • стремиться к исследованию объектов живой и неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
  • участвовать в акциях по уборке  территории от мусора, осознавать культуру поведения в природе;

Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами:

  • вопросно – ответный;
  •  практический.

 По степени полноты знаний, глубины и осознанности  ответов, умении аргументировать свои суждения, а также самостоятельному применению, полученных навыков, можно дать оценку  практической значимости программы.

                                        Содержание программы

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к

человеку:

сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь,

— на расстоянии взгляда  и голоса,

хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

Д.С. Лихачёв

         Содержание дополнительной общеразвивающей программы по экологии «Мой край родной» включает два аспекта:

  • передачу экологических знаний;
  •  трансформацию этих знаний в правильное, корректное отношение к природе.

     Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным её продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

 Исходя из вышесказанного, нами были выведены два блока мероприятий:

- теоретические (специально – организованные занятия, КВН, блиц – турниры, занятия по прикладным видам деятельности и т.п.);

- практические, нацеленные на приобретение и использование информации в естественных условиях (экскурсии, целевые прогулки, участие во внутренних, городских, областных акциях, конкурсах и т.п.)

       В зависимости от темы мероприятия, от целей и задач форма организации детей и методика проведения  может быть различной. После проведения мероприятий осуществляется анализ его результативности, освоение несовершеннолетними программных задач, проводится рефлексивная беседа, направленная на проверку качества усвоенного материала и намечается перспектива деятельности.

   Все мероприятия имели три структурных компонента:

  • Начало мероприятия;
  • Ход (процесс) мероприятия;
  • Заключение.

     Каждый структурный компонент наполнен своим содержанием.

        Так, начало мероприятия предполагает организацию детей, включение внимания на предстоящую деятельность, вызов интереса, эмоциональной отзывчивости к теме, создание мотивации, точные и чёткие установки (последовательность выполнения заданий, предполагаемые результаты).

       В процессе мероприятия идёт активизация умственной деятельности, изложение основного материала  и практическое применение полученных знаний, создаются условия  для самостоятельного овладения знаниями умениями и практическое их использование. На данном этапе, важным условием является достижение результата (согласно своему возрасту).

       И  заключительная часть посвящается подведению итогов и оценке результатов деятельности. А так как у нас широкий возрастной диапазон участников программы, то к  оценке и самооценке привлекаются старшие несовершеннолетние. Таким образом, соблюдается наставничество и вырабатывается ответственность за младших детей.

   

План коррекционно – реабилитационной работы по                                                                  экологическому  воспитанию несовершеннолетних.

месяц

Тема

Задачи

1.

1. В гостях у гнома Эконома и феи Экологии.

2. Экскурсия в лес.

1. Воспитывать бережное отношение к природе, желание экономно относиться к природным ресурсам, охранять окружающую среду;

2.Познакомить с организацией «Гринпис».  (Приложение 1)

1.  Научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;

2.  развивать общеучебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;

3. формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы. (Приложение 2)

2.

1. Экологическая тропа (целевая прогулка).

2.Практикум «Изготовление поделок из бросового материала».

1. · Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе;

2.Показать объекты экологической тропы весной;

3. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

4. Развивать эстетические чувства;

5. Формировать экологическое сознание детей;

6. Воспитывать бережное отношение к природе. (Приложение 3)

1. Способствовать расширению знаний детей о цветах;

2. Развивать память, внимание, воображение, мышление;

3. Продолжать воспитывать у детей заботливое отношение к окружающему миру. (Приложение 4)

3.

1. Экологическая игра «Поле чудес».

2. Экологическая акция «Мы против мусора».

1.Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области природоведения.

(Приложение 5)

1. Формировать экологическую культуру, сознание и мировоззрение.

2.Формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. (Приложение 6)

4.

1. Экскурсия в Институт экологии Волжского бассейна.

2. Конкурс рисунков «Земля – наш дом родной».

1. Познакомить детей с живописной и разнообразной природой родного края.

(Приложение 7)

1. Привлечь внимания детей к проблемам охраны окружающей среды и проблемам взаимоотношений человека и природы через эстетическое восприятие природы и развитие творческих способностей.

2.Создать условия для творческой самореализации;

3. Повысить уровень экологического сознания и культуры. (Приложение 8)

5.

1.Целевая прогулка на переправе «Шлюзовой – п/о Копылово».

2. Блиц – турнир «Мой край родной».

1. Формировать интерес к родному краю, познакомить с историей возникновения полуострова Копылово, с его растительным и животным миром.

2. Рассказать о видах речного транспотра, конкретно познакомить с транспортом используемым для переправы на полуостров.

3.Формировать основы экологической культуры.

4. Развивать познавательный интерес, творческие способности, наблюдательность.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю. (Приложение 9)

1. Расширять знания несовершеннолетних о природе свей местности.

2. Расширять познавательный интерес к познанию природы и любовь к родному краю.

6.

1.ЭкZоферма (экскурсия в контактный зоопарк).

2.Итоговая презентация на тему «Мой край родной».

1. Познакомить детей с объектами «ЭкZофермы» как элементами экологического сообщества.

2. Формировать знания о внешнем строении и жизнедеятельности основных представителей ЭкZофермы.

3. Формировать знания о видовом разнообразии млекопитающих.

4. Обучать навыкам ухода за животными.

(Приложение 10)

1.Обобщать и систематизировать знания детей по экологии родного края.

2. Привлечь детей к изготовлению наглядной презентации с помощью видеоредактора

      Экологическое воспитание несовершеннолетних, формирование экологического сознания, привитие экологической культуры не ограничивалось только рамками программы «Мой край родной».  Также с несовершеннолетними мы участвовали, в конкурсах и акция, приуроченных к году экологии, организованными: Самарской областной библиотекой, досуговым центром «Русич», Историко – культурным молодёжным научным обществом «Самобытная Вятка», Всероссийским педагогическим изданием Педология. ру и т.п.

Заключение.

     Как мы уже выше сказали, судьбу природы решает уровень экологической культуры человека и общества, в котором он живет. Экологическое воспитание и экологическое образование две взаимосвязанные, самоценные составляющие понятия экологической культуры. Основой образовательных программ является определённый круг знаний, умений и навыков, а основой программы экологического воспитания является – становление  нравственно – экологической позиции личности, «объём» и «качество» её взаимодействия с окружающей средой. «Экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание – мышление – знание – деятельность», а экологическое воспитание – «ценности – отношение – поведение».

      Знания и умения усвоенные в ходе реализации данной программы, послужат хорошей нагрузкой для  формирующейся личности. Заметно поменялось отношение детей к  окружающему миру, к своим поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Появилось осознание того, что человек и природа неразрывно связаны.

Взгляните на небо.

И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет?»

И вы увидите: все станет по-другому…

И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!.

Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»

                                 Список используемой литературы:

  1. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. - Томск: изд. «ТГАСУ» 2008
  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007
  3. Воронцов А.И. Охрана природы. - М: «Агропромиздат» 1989
  4. Вишнякова С.М. Экология и охрана окружающей среды. Толковый термилогический словарь. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1998
  5.  Гурова К.П. Прогресс и природа. - М: изд. «Всемирный следопыт» 1986
  6. Зверев А.Т. Экология. - М: изд. «ОНИКС» 2005
  7.  Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. - М: изд. «Армпресс» 2003
  8.  Домило Ж. Социальная экология. - М: «Просвещение» 1991
  9. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. - М: изд. «Художественная литература» 1990
  10.   Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000
  11.   Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. - Новосибирск: 1998
  12.  Сомкова В. Экологический бумеранг. - М: изд. «Новая школа» 1996
  13.  Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуальной направленности "Занимательный компьютер"

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с целью  подготовки учащихся к эффективному использованию информационных техн...

Дополнительная общеразвивающая программа по социализации социально-педагогической направленности "Сокоммуникации"

Программа «СоКоммуникации» определяется необходимостью выполнения задач укрепления здоровья обучающихся; развития положительных личностных качеств и социальных навыков у младших школьников. Данная пр...

КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок»

КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» социально-гуманитарной направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансисты» (далее – Программа) включает в себя 3 тематических модуля. Программа п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я-волонтёр!» (социально-гуманитарная направленность), срок реализации 3 года, возраст 11-16 лет

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и...

«Шерстяная акварель» общеразвивающая программа воспитательной деятельности социально-гуманитарной направленности

Программа воспитательной  деятельности социально-гуманитарной направленности «Шерстяная акварель» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образ...