статья "Повышение качества знаний у обучающихся по русскому языку"
статья

Мацкевич Светлана Олеговна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение качества знаний учащихся по русскому языку.

Для решения  поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

  1. выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка;
  2. проверить на практике позитивное влияние данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;
  3. обобщить дидактический материал по русскому языку, уроки, внеклассные мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы;
  4. составить систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления школьников.

Чтобы решить поставленные задачи, необходима технология реализации педагогических условий оптимизации учебного процесса на уроках русского языка. 

Необходим ряд педагогических условий для оптимизации образовательного процесса на уроках русского языка:

Первое педагогическое условие – использование игровых технологий. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций (практико-ориентированных ситуаций) и поиск путей их решения. Ведущий метод – игра. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры - путешествия, дидактическая игра. Из опыта могу сказать, что именно игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Я использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. .  Классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики; при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.

1. Фонетические игры (фонемное различение слов, оглушение и озвончение)

2. Лексико-фразеологические игры (на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий (четвертый) лишний», «ассоциации»).

3. Игры по морфемике и словообразованию

Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево», «найдите друг друга!»; «новый прибор», «неологизмы»)

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис. Среди интеллектуально-развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Учащимся нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Считаю отгадывание загадок школьниками – процесс творческий, а сама загадка – творческая задача, активизирующая мышление. На уроках русского языка учу детей составлять загадки, используя признаки предметов. Составляю кроссворды из слов-отгадок на нужное правило, провожу словарную работу, словарные диктанты. Очень эффективно проходит письмо по памяти, так как дети с удовольствием запоминают и пишут загадки, даже очень объемные. Учащиеся используют загадки, когда составляют буклеты, книжки-малышки, работая в творческих группах. Учатся сравнивать народные и авторские загадки и сочиняют их сами. Если учащиеся обычно неохотно выполняют задания на карточках, то эти карточки пользуются у ребят большой популярностью и позволяют повысить качество знаний, развивают интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность и познавательную активность.

Второе педагогическое условие использование исследовательских технологий (проблемно-поисковые). «Данная технология требует реализации педагогической модели - «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение». Проблемное обучение составляет основу развивающего обучения, но задания, преподнесенные в одной и той же форме, теряют свой положительный эффект, поэтому я стараюсь их разнообразить так, чтобы они будили мысль учеников, пробуждали желание узнать что–то новое, побуждали к самообразованию, саморазвитию. Это могут быть задания на сравнение, группировку, классификацию. Часто использую задания разной степени проблемности. Сначала задание предлагается на более трудном уровне. Тем, кто не сможет справиться с заданием самостоятельно, даю карточки, которые предлагают различную меру помощи при выполнении задания, т. е. его индивидуализацию. Выполняя подобные задания, учащиеся сравнивают, сопоставляют, анализируют, делают самостоятельные выводы. При этом могут обращаться к справочной литературе, что делает процесс обучения наиболее эффективным. При такой организации проблемного урока нет изначального деления на «сильных», «слабых» - задачи всем одинаковые. Конечный результат - формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель самостоятельности и активности мыслительной деятельности учащихся. Проблемные задания могут быть даны с использованием шарад, загадок.

Третье педагогическое условие – решение нестандартных лингвистических задач, загадок, шуток, создание алгоритмов.

В начальной школе дети уже могут подбирать и создавать тексты, находить и решать нестандартные лингвистические задачи, выводить алгоритмы. Я учу детей не только составлять алгоритмы, но и упрощать их. Например, при изучении темы: «Безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонений» дети составляют алгоритм.

Считаю, что важная роль по формированию у детей определенного набора знаний, в пробуждении их стремления к самообразованию, реализации своих способностей отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов. Стараюсь использовать компьютер на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, для закрепления изученного, для тренировки, отработки изученного, для тестирования, проверки. Стараюсь разрабатывать задания различного уровня сложности. Иногда для индивидуализации обучения провожу фронтальный опрос, во время которого весь класс работает с сигнальными карточками,. Слова даю более сложной структуры.

Пятое педагогическое условие - использование нетрадиционных типов уроков. По мере взросления детей, по мере накопления ими знаний меняется и тип нетрадиционного урока. Если для учащихся 5-6 классов интересными и эффективными являются такие типы уроков как урок-сказка, урок-игра, то для учащихся 7-9 классов выбираю другие уроки: урок-семинар, урок-конференция, урок-заседание ученого совета и другие. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Ко многим из таких уроков заранее готовится не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители.

Шестое педагогическое условие – межпредметная интеграция. На основе межпредметных связей строятся интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предметуПринимая во внимание, что оба класса примерно одинакового уровня развития, надо отметить, что на интегрированных уроках дети были заинтересованнее, внимательнее, сосредоточеннее, активнее, что отразилось и на качестве знаний.

Седьмое условие – использование блок-схем, опор. Для лучшего усвоения материала использую схемы-опоры, которые, пользуясь все тем же методом проектов, создают творческие группы или отдельные учащиеся

 Комплексное применение их на практике позволило повысить качество знаний по русскому языку.

 У школьников данного класса значительно возрастает  интеллектуальная активность, вербальная память, избирательность внимания.

Может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика?  Может и должен! С этой целью каждый из учителей стремится строить курс развития речи и мышления.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....