Лекторий в старших классах на тему: «30 октября – День памяти жертв политических репрессий»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шоноев Тимур Иванович

Цель мероприятия: познакомить ребят с историческими вехами нашей родины в период политических репрессий; выяснить, кто пострадал в годы политических репрессий, по какой причине это произошло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_pamyati_zhertv_repressiy.docx17.93 КБ
Office presentation icon rastrelyannaya_vera.ppt1.98 МБ

Предварительный просмотр:

                   Министерство образования и науки  РБ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

Лекторий в старших классах на тему:

«30 октября – День памяти жертв    политических репрессий»

Провел: учитель истории Шоноев Т.И.

Сосново-Озёрское, 2017

Цель мероприятия: познакомить ребят с историческими вехами нашей родины в период политических репрессий; выяснить, кто пострадал в годы политических репрессий, по какой причине это произошло.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Репрессия (лат.  – подавление) – карательная мера со стороны государственных органов (тюремное заключение, ссылка, расстрел).

Учитель:

  День 30 октября – это не праздник, а День памяти и скорби, так как в годы тоталитарной системы в СССР было уничтожено миллионы советских граждан. Исследователи выделяют несколько этапов репрессии:

1 волна - уничтожение крестьянства (процесс раскулачивания).

1927-1928 годы в стране продовольственный кризис, предстояло перестроить сельское хозяйство. Этот процесс в истории получил название коллективизации и «ликвидации кулачества как класса». С января 1930года комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) разделила всех кулаков на три категории:

1- «контрреволюционный кулацкий актив», их надо было немедленно изолировать в исправительно – трудовые лагеря (высшая мера наказания);

2 - лояльные к Советской власти, самые богатые – высылались в отдаленные местности с конфискацией имущества;

3 - попадала любая зажиточная семья, их переселяли на необработанные участки земель.

  Число ликвидированных кулацких хозяйств – 15-20% (на Украине в 1930г. было ликвидировано 200 тыс. кулацких хозяйств).

 Первая волна – уничтожение кулачества закончилась.

СПРАВКА: кулачество – деревенская буржуазия, использовавшая в хозяйстве чужой труд, возникло при расслоении крестьянства после реформы 1861года.

 При коллективизации были допущены ошибки и пострадали середняки.

 1932год – неурожай, власти обвинили крестьян в укрывательстве зерна, в подрыве советского строя, в саботаже хлебозаготовок. Смещали председателей правления колхозов, отправляли их на несколько лет в ссылку.

1932-1933годы - массовый голод (Украина, Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, Казахстан) - умерло 7-8 миллионов человек.

 Власти скрывали этот факт от народа. В прессе не было сообщений о голоде.

 Таким образом   в основе репрессий по отношению к крестьянству лежали идеологические соображения. Советская власть рассчитывала освоить малообжитые районы страны, 50% кулаков «спецпереселенцев» направлены на работы в лесную и горнорудную промышленность, на первые стройки пятилетки.

БОЛЬШОЙ ТЕРРОР

1934г. – объявлено «искоренение пережитков капитализма в сознании людей». Применяли систему принудительного труда: лагеря, расстрелы, раскулачивание – тысячи людей соприкасались с этой системой, верили в ее необходимость, так как уничтожался «классовый враг».

   Вторая волна – «чистка» партий, с лета 1933года, она нацелена на выявление скрытых врагов. Партия становилась непогрешимой, а любое невыполнение приказов – объявлялось саботажем. Поводом к террору стало убийство Кирова (руководителя Ленинградской партийной организации). Разрешили сокращать срок следствия до 10 дней, рассматривать их в отсутствие обвиняемых и выносить смертный приговор. Во все парторганизации было распространено мнение о существовании заговора троцкистов, зиновьевцев. Началась очередная чистка (борьба с контрреволюцией).

  Январь 1937год - происходил второй открытый Московский процесс против троцкистов. Всего с января 1937 по декабрь 1938гг. было арестовано     7 миллионов   человек. К январю 1937года в тюрьмах и лагерях находилось около 5 миллионов человек, это время начала массовых расстрелов

(за 2года умерло и расстелено около 3миллионов человек;

за 1938год – 8миллионов человек).

   Массовое уничтожение людей, особенно специалистов, привело к печальным результатам. 1937-38гг. - высший и средний комсостав практически истреблен (Справка: из 16генералов – осталось 2; 80тысяч красных комиссаров – осталось 35тысяч).

   8декабря 1938 года Ежов смещен, пришел на смену его Берия, размах репрессий сократился, но система осталась незыблемой. С этого времени лагерная экономика стала неотъемлемой частью экономики страны. Заключенный должен был производительно трудиться.

    Репрессии 1937-38гг. В Европе расценили как проявление внутреннего кризиса в СССР.

Третья волна:

  Во время Великой Отечественной войны гонения продолжались. После освобождения Северного Кавказа виновными в пособничестве захватчикам объявлены народы, к ним применили испытанное наказание – выселение. Начали готовиться осенью 1943г., определили места выселения. В конце 1943-44гг. в Сибирь были высланы карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, в ноябре 1944года – из Грузии   турок – месхетинцев.

   С 1944года началась массовая волна репрессий: по классовому и национальному признакам. Затронули народы Крыма, Северного Кавказа. Всего выселено 700тысяч человек в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан.

 ДЕПОРТАЦИЯ проводилась самым жестоким образом: на сборы людям иногда давали считанные минуты, бесконечно долго везли в товарных вагонах к месту назначения и выбрасывали практически на голой земле.

Определение: депортация - (лат. - вывоз) – принудительное перемещение лица за пределы государства. Применяется по отношению к иностранцам, находящимся на территории государства без соответствующего разрешения или к «категориям нежелательных лиц».

  После присоединения к СССР Западной Украины и Прибалтики (1939год) там начались те же процессы: коллективизация, террор, массовые высылки.

  Расцвел русский национализм в послевоенные годы. Он нужен был еще и как оправдание политики изоляционизма, т.к. советское руководство не желало распространения «тлетворного влияния Запада», ведь любому солдату было очевидно, что в Западной Европе простые люди жили богаче.

В Советском Союзе зародились надежды у народа о роспуске колхозов. Выиграв войну, народ надеялся, что отныне государство будет с ним считаться. Но всякий либерализм угрожал личному режиму Сталина.

   В 40- х годах началу 50-х годов – мрачное время в истории СССР: установлен жесткий идеологический контроль. Партийная идеология сочетала великодержавие, национализм и приверженность к марксизму – ленинизму.  В ее основе -  культ Вождя.

    После войны из села выжимали все, ничего не давая взамен, в 1946году-неурожай и голод. В 1947году началась кампания против «формализма» – осмеянию и осуждению подвергались все деятели искусства и литературы, отклоняющиеся в своем творчестве от примитивного жизнелюбия (они изгонялись из союза писателей, художников, музыкантов). Ученых тоже репрессировали. В августе 1948г. жесткая чистка в партии. Делается все, чтобы вытравился из памяти героизм. Развернулась травля еврейской интеллигенции, проводили сотни арестов, накала кампания достигла в 1952году, обвинили еврейских деятелей культуры в попытке организовать саботаж. В январе 1953года расследуется «дело врачей - убийц», которые якобы настроены против высшего руководства страны.

  Возможно, готовились и новые репрессии, но умирает Сталин 5марта 1953года, последующий политический режим характеризуется как «оттепель».

  Вывод – за годы сталинского режима и репрессий миллионы граждан нашей страны умерли от голода, стали заключенными лагерей, умерли, были депортированы, их просто лишали человеческих прав, однако люди верили в светлое будущее, не осознавая порой, что стоят его на костях миллионов таких же несчастных, как они сами.  

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Репрессия

Слайд 4

Поэты Гумилёв Николай Степанович Табидзе Тициан Юстинович Заболоцкий Николай Алексеевич

Слайд 5

Артисты Русланова Лидия Андреевна Дворжецкий Владислав Вацлавович Соломон Михайлович Михоэлс

Слайд 6

Генетики Вавилов Николай Иванович Тимофеев-Ресовский Николай Владимирович

Слайд 14

Ахматова Анна Андреевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...

Ансамбли для средних и старших классов ДШИ и ДМШ - "Ясный день"

Данный репертуарный сборник адресован учащимся средних и старших классов ДШИ и ДМШ, а т. же  любителям ансамблевого музицирования.Этот сборник состоит из 2 частей:В I  части собраны самые по...

Классный час на тему «15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»

15 февраля в День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, прошел классный час, посвященный войнам-афганцам....

Единый урок по теме «4 октября – День Гражданской Обороны»

ЕДИНЫЙ УРОК по теме «4 октября – День Гражданской Обороны»...

Классный час по теме : «15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества». 7 класс.

Цели: Познакомить учащихся   с историей  и рассказать о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, о героизме  солдат и офицеров в войне в мирное время, воспитат...

День памяти политических репрессий "Возвращенная правда"

Писатели – жертвы политических репрессий «Память – это как клятва, навечно,Желтым пламенем жалит и жжетПотому и живет бесконечность,Что в ней долгая память живет!»  ...

Конспект Открытого занятия на Тему: «8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста. Пионеры – герои ВОВ.»

Цели и задачи: познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны, воспитывать чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения...