«Индивидуальное сопровождение учащихся «группы риска». Реабилитация средствами культуры.
статья

Профилактика правонарушений среди подростков была и остается одной из приоритетных задач школы, семьи и общественности. Для эффективного проведения этой работы педагогами, представителями правоохранительных органов и родительской общественности в школе необходимо создать систему взаимодействия и взаимосотрудничества  в первичной профилактической работе с несовершеннолетними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Индивидуальное сопровождение учащихся «группы риска». Реабилитация средствами культуры.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Профилактика правонарушений среди подростков была и остается одной из приоритетных задач школы, семьи и общественности. Для эффективного проведения этой работы педагогами, представителями правоохранительных органов и родительской общественности в школе необходимо создать систему взаимодействия и взаимосотрудничества  в первичной профилактической работе с несовершеннолетними.                                                                                                                                             Для размышления…

  • Каждый человек нуждается в понимании. Понять субъекта воспитания – не значит «разоблачить» или «вывести на чистую воду». Понять другого человека – это значит вызвать доверие, помочь ему самораскрыться до тех пределов, которые он установит сам.

Существенные перемены, произошедшие в российском обществе, кризисные явления и сложившаяся ситуация социальной нестабильности вызвали глубокие противоречия во всех сферах жизни. Наряду с освобождением от стереотипов прошлого произошло изменение морально-нравственного климата, когда образовавшаяся пустота оказалась незаполненной новыми принципами и устоями. Как наиболее преобладающие тенденции в современном обществе можно выделить следующие:

      - дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социальная незащищённость родителей и детей;

      - высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;

      - низкий уровень правового сознания, когда нормой выступает стремление обойти закон, не выполнить правило, а не осознанное действие в рамках определённых ограничений;

      - низкий уровень социально-психологической грамотности, неумения взаимодействовать с другими людьми, идти на сотрудничество, компромисс, организовывать правовые формы взаимодействия и развития;

      - алкоголизация большей части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;

      - снижение уровня общей культуры, показателями этого могут служить снижение частоты посещения театров, музеев, кино, потеря вековых культурных позиций, снижение духовности;

      Такое положение не могло не повлиять на распространённость негативных явлений, ухудшение криминальной обстановки среди подросткового и юношеского возраста, обычно наиболее подверженного влиянию и ещё не имеющего собственной, до конца сформировавшейся, личностной концепции.

И именно школа является одним из ведущих институтов социализации, значимость которого в кризисном социуме в данное время заметно возрастает.          

Основные мероприятия по осуществлению коррекционно-реабилитационной работы с подростками, склонными к девиантным формам поведения, в условиях образовательного учреждения возложены преимущественно на социального педагога и психолога. Предлагаю схему: «Алгоритм организации индивидуального социально- педагогического сопровождения учащихся «группы риска»», использование которой может быть весьма эффективно в организации  психолого- педагогической профилактики зависимого поведения  детей и подростков

Ребенок

Семья

Среда общения

Внешкольные учреждения          

ОУ                                                              Классный руководитель                                                          Учителя                                                         Служба сопровождения

Первый этап

Выявление проблем учащихся и

Сбор необходимой информации

Беседа

с классным руководителем

Наблюдение

Собеседование

Диагностика самого

 учащегося

Беседа

с родителями

Второй этап

Построение маршрута сопровождения учащихся

ДС, МС, ДК, ДИ

Неблагополучные

семьи

Проблемы в поведении

Совершение правонарушений

Проблемы в обучении

Третий этап

Реализация социально-педагогического сопровождения учащихся

Коррекционная работа

Диагностический

минимум

Создание схемы

индивидуальной

работы

Реабилитация

средствами

культуры

Совместная работа

с ЦПМСС

Совместная работа с

районными организациями

службы сопровождения

Четвертый этап

Анализ результатов работы

Снятие учащихся с контроля социального педагога

Отдельно остановлюсь на разделе «Реабилитация средствами культуры». Потеря ценностей, нестабильность окружающего мира отсутствие своего собственного внутреннего мира приводят к наибольшему риску совершения правонарушений.

Встает проблема работы с ценностными  ориентациями в структуре личности подростков, на помощь приходят средства культуры. Специфика этой работы  состоит в том, что мы имеем дело с многогранным и сложным процессом передачи культурного опыта через  виды искусства: театры, музеи, выставки, концерты,

 где сама атмосфера  способствует полному погружению в другой мир, мир Прекрасного. Для того чтобы помочь войти подростку в мир прекрасного  необходимо познавать и открывать этот мир вместе с учениками, обсуждать, анализировать, проникать в их души.

 Представляю свой опыт работы с детьми «группы риска».  Вместе с учащимися мы разработали цикл занятий «Музыкальный Петербург», который  включает в себя посещение театров, встречи с артистами, оформление презентаций, фото газет, обсуждение художественных произведений. Подобный  самоанализ способствует тому, что ребята учатся не только высказывать свои мнения, но и слушать,  уважая мнения других. Темы обсуждаются самые  разные: народное творчество, классическая  музыка, творчество современных композиторов и исполнителей,  фильмы.

Считаю, что такие  занятия помогают подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, ребятам, которыми родители  не занимаются, найти свою жизненную позицию, способствуют максимальному раскрытию  личности.

Великий немецкий  драматург, искусствовед    Бертольд Брехт сказал:

«Все виды искусства

служат главному искусству

 искусству жить на земле»

Это и является нашей главной задачей в воспитании детей и подростков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная карта сопровождения учащегося "группы риска"

Данную работу рекомендую использовать социальным педагогом образовательного учреждения....

Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"

Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из  эффекти...

Индивидуальный маршрут сопровождения учащихся группы риска

форма контроля за учащимися "группы риска", отслеживание динамики успеваемости, виды профилактических работ...

Индивидуальный план сопровождения учащихся группы риска

Сопровождение психолога учащихся группы риска...

Программа индивидуального сопровождения учащихся группы суицидального риска

Цель: выведение подростка из состояния  суицидальной ситуации Формирование  суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит от ситуаций, проблем, в которых находятся м...

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска» в ГБОУ № 620 «РОСТОК».

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска» в ГБОУ № 620 «РОСТОК».  В материале используется организация по работе сопровождения детей и семей &quo...

Программа индивидуального сопровождения учащихся "группы риска" по суицидальному поведению

Примерная программа сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению...