«Повышение эффективности воспитательного процесса через внедрение волонтерских практик»
статья

Ирина Борисовна Ханжова

В данной статье изложен теоретический материал, обосновывающий использование технологии волонтерской деятельности в образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения является его активная социализация. Среди неблагоприятных показателей процесса социальной адаптации выступает, прежде всего, распространение различных форм асоциального  поведения. Их динамизм проявления в ходе глобальных изменений в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах современного общества предопределяет необходимость организации и развития новых форм и способов образования и воспитания, ориентированных, главным образом, на предупреждение роста числа девиаций в молодежной среде. 

Нравственное воспитание подрастающего поколения является составной частью педагогической системы образования. Предметом особого внимания для данного направления является практическая реализация одного из важнейших принципов государственной политики, направленной на развитие в юных российских гражданах нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра.

На современном этапе развития российского общества не вызывает никакого сомнения огромный педагогический потенциал волонтерского движения в воспитании современных подростков. 

Важность развития добровольчества признается на государственном уровне. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в рамках поддержки объединений в сфере воспитания предусмотрено привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных  проектах, в волонтерском движении.

 В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в качестве стратегических ориентиров в рамках развития социальных институтов и социальной политики, а также сектора негосударственных некоммерческих организаций стоит направление: содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

Важным событием стало признание добровольчества в качестве одной из форм профилактики правонарушений, формирования установок здорового образа жизни.

«Концепции развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается на необходимость развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтерские практики.

Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.

Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение. 

На сегодня одной из важных функций волонтерства является не только деятельность, направленная на оказание конкретной социальной помощи и поддержки, но и меры, направленные на социальную профилактику. В этой связи особым объектом волонтерства выступают молодежь, подростки, будущее нашего общества,  имеющие некоторые отклонения от социальных норм, принятых в обществе.

Подростковая среда является естественной социокультурной средой для подростков – ровесников, доступность к которой взрослым ограничена возрастом, социальным статусом, языком, стилями коммуникации и эффективностью влияний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»

Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности  образовательного процесса   чере...

Повышение эффективности образовательного процесса через использование дидактического материала на занятиях с младшими школьниками в т/о "Мастерская природы"

Я работаю с младшими школьниками, с природным материалом. Программа называется «Мастерская природы» и является авторский и  рассчитана на три года.В программу включены   разделы:I Основы фло...

Повышение качества - учебно - воспитательного процесса через внедрение в практику работы современных образовательных технологий

Основная ценность и идеал образования: свободный поиск истины и бескорыстное распространения знаний. Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации росс...

Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение в практику современных образовательных технологий.

Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение в практику современных образовательных технологий....

«Повышение качества образовательного процесса через внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка »

Специфика иностранного языка как предмета, прежде всего, заключается не столько в формировании у учащихся знаний о языке, сколько выработка определенных навыков и умений в различных видах речевой деят...

Проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности учебного процесса при внедрении второго иностранного языка

Введение инновационноых форм обучения  для повышения результативности обучения, развития креативного мышления учащихся на уроках немецкого языка....