Современные образовательные технологии как фактор развития социальной активности школьников.
статья

Меленчук Михаил Алексеевич

Одним из системообразующих фактор личности — социальная активность. Через нее выражается жизненная позиция человека, его желание помогать обществу и развивать его. Задача педагога показать детям, что социальная активность очень важный элемент в их жизни, а также показать каким образом эта деятельность поможет им развить себя самого. Это можно делать по средствам определенных мероприятий социально-значимой деятельности, которые разработаны совместно с детьми. При этом стоить отметить, что такие мероприятия могут быть направлены на сохранения национальной идентичности и самобытности, так как эта острая социальная проблема, требующая решение. Примером такого мероприятие может служить квест “Нам дороги эти позабыть нельзя”, придуманный и реализованный детским общественным объединением “Активные Личности и Энергичные Наставки” (ДОО «АЛиЭН») Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_melenchuk_m.a.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Меленчук М.А., педагог дополнительного образования, методист ГБУ ДО ДДТ

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Современные образовательные технологии как фактор  развития социальной активности школьников.

Одним из системообразующих фактор личности — социальная активность. Через нее выражается жизненная позиция человека, его желание помогать обществу и развивать его. Задача педагога показать детям, что социальная активность очень важный элемент в их жизни, а также показать каким образом эта деятельность поможет им развить себя самого. Это можно делать по средствам определенных мероприятий социально-значимой деятельности, которые разработаны совместно с детьми. При этом стоить отметить, что такие мероприятия могут быть направлены на сохранения национальной идентичности и самобытности, так как эта острая социальная проблема, требующая решение. Примером такого мероприятие может служить квест “Нам дороги эти позабыть нельзя”, придуманный и реализованный детским общественным объединением “Активные Личности и Энергичные Наставки” (ДОО «АЛиЭН») Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Но как же привлечь ребят  таким мероприятиям? На помощь пришли такие современные образовательные технологии как технологии критического мышления  и геймификация в образовании.

Во время одного из занятий, направленных на освоения методик креативного мышления, был проведен диалог с участниками ДОО «АЛиЭН» на тему “Общественные проблемы” в виде Мозгового штурма. Метод мозгового штурма — это процесс решения возникшей проблемы, когда участники обсуждения предлагают как можно больше самых разных вариантов решения, из которых потом выбираются наиболее удачные. Важной составляющей этого метода - это запись всех родившихся идей для того, чтобы после можно было выбрать действительно стоящие. После того как был определен ряд социальных проблем, нужно было выделить самую актуальную на сегодняшний момент, а самое главное, ту которую можно решить. Каждый по очереди, высказывался какая из проблем менее актуальная, с приведенными аргументами, и если аргумент устраивал большинство, то тема исключалась из общего списка. Таким образом, из представленных проблем была выбрана — Память о Великой Отечественной Войне. Основу любого общества составляет его история. Культурное наследие, традиции, память предков создают целостность социума, конечно,  если история остается в памяти поколений, а не забывается, жить в памяти новых поколений. Мир, в котором будут жить наши внуки и правнуки полностью зависит от того какие воспоминания останутся у нынешнего молодого поколения. Великая страна, имеющая немыслимо большое историческое и культурное наследие, с каждым днем теряет его из-за заимствования образа жизни и ценностей запада. Перед обществом России встает задача поиска механизмов сохранения национальной идентичности и самобытности.

Далее была применена такая методика креативности как метод Уолта Диснея,  которая проводится в форме ролевой игры, в которой участники рассматривают поставленную задачу на основе  трехтактном мышления: творческого, реалистичного и критического. Нужно рассмотреть проблему с трех разных сторон, таким образом, чтобы эти три стороны являются последовательными для решения поставленной проблемы. Взгляд первый — Мечтатель. Это взгляд, генерирующий различные идеи, некоторые из которых могут быть совершенно фантастическими. Для Мечтателя не существует никаких преград и ограничений, всё возможно для него, и воображение его способно оторваться от реальности.

Взгляд второй — Реалист. Это взгляд человека, который точно знает, что сделать нужно и может всегда выбрать из множества предложенных те, которые возможно здесь и сейчас. Оценивая идеи мечтателя, он старается каждую из них «примерить» к решению проблемы.

Взгляд третий — Критик. Это взгляд, который должен предупредить обо всех возможных трудностях и ошибках, связанных с воплощением идей в жизнь мечтателя. Он должен предусмотреть все «подводные камни» на пути реализации решений, увидеть все опасности, почувствовать все угрозы.

То есть, рассмотрев решение данной проблемы с трех сторон как: Мечтатель, Реалист и Критик, ребята обсудили и выделили то мероприятие, которое им позволит начать решать поставленную проблему. Это стал квест на тему “Нам дороги эти позабыть нельзя”. Идея квеста была взята, как применение геймификации в обучении. Геймификация в образовании - это не новое явление в образовании, новый скорее термин и его определение. В упрощённом виде использование игровых элементов в процессе обучения существовало и в советской школе: это включение игровых упражнений в монотонную учёбу. Основная причина повышенного внимания к геймификации связана с новыми возможностями. Игровой компонент прекрасно включается в любой вид деятельности учащихся разных возрастов. Ведь игра - это всегда смоделированная реальность. В данном случае мотивацией  для ребят, которые придут на квест, будет сама форма проведения мероприятия, а ребята, которые его  проводят, будут организаторами мероприятия.

В современном мире социальная сеть для молодежи, неотъемлемая часть жизнь. Ребята много времени проводят общаясь, смотря разные развлекательные видео и при этом не уделяют должного внимания изучения истории своей родины, так как им это не интересно. Поэтому было решено провести квест с использованием социальной сети  “Вконтакте”.

Цель проведения квеста  “Нам дороги эти позабыть нельзя” - приобщить учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны. Квест  способствует воспитанию чувство патриотизма, формированию положительной нравственной оценки героического прошлого нашей страны, закреплению и  углублению исторические знания о Великой Отечественной войне, способствует сохранению исторической памяти и наследия, развивает навыки творческой работы индивидуально и в команде.

        После изучения материала о Великой Отечественной войне ребятами были сформированы ряд исторических справок и заданий. Сам квест строиться по следующему принципу. Каждой команде выдается уникальное кодовое слово, которое они отправляют боту. Бот — это программа, которая имитирует некоторые действия человека. В данном случае бот выступает как проводник. Он присылает подсказки, которые должны помочь команде сориентироваться на местности и подсказать, где находиться следующая точка, пройдя которую ребята получат новую подсказку.

На каждой точки стоит организатор, который проверяет туда ли команда пришла. Если все верно, то организатор зачитывает историческую справку, по той точке, на которой он находиться и выдает командное задание, так же относящиеся к данной теме.

После успешного прохождения станции организатор выдает команде новое кодовое слово, которое команда отправляет боту и то в свою очередь отправляет им новую подсказку.

Такая схема игры повторяется до тех пор, пока команда не нашла и прошла все точки и не прислала финальное кодовое слово. Тогда команда заканчивает игру и перемещается в зал ожидания для подведения итогов. Побеждает та команда, которая быстрее всех пройдет все точки,  и ответит на все вопросы. Такое мероприятие решает все поставленные задачи.

        Таким образом, если применить выше описанные методики креативного мышления для решения социальных проблем, дать ребятам возможность в организации того или иного мероприятия, направленного на решения проблемы, то можно не только привлечь школьников к деятельности общественного объединения, но и развить их социальную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

Статья «Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании социально-экономических дисциплин

Статья «Обучение в сотрудничестве» как современная образовательная технология в преподавании социально-экономических дисциплин. Выступление на МО. Данная технология обучения отличается нес...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет опре...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

В данной статье говориться о том, как сделать урок русского языка интересным и увлекательным, как привить ученикам разумное отношение к предмету. Для этого нужно внести определенные изменения в содерж...