"РАДУГА ТАТАРСТАНА" Программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане, 2017 год
рабочая программа

Зайцева Галия Борисовна

"РАДУГА ТАТАРСТАНА" 

Программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане

  2017 год

Заняла 1 место в Республиканском конкурсе программ  по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raduga_tatarstana_1.doc804.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

 

Государственное казенное учреждение

«Социальный приют для детей и подростков  

Министерства труда, занятости и социальной защиты

Республики Татарстан

«Балкыш» в Нижнекамском муниципальном районе

РАДУГА ТАТАРСТАНА

Программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане

2017 год

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………..…..3

  1. Паспорт программы……………………………………………….….....4
  1. Сведения об авторе программы……………………..….…………….....4
  2. Общие положения, срок реализации, целевая группа………………...4
  3. Цель и задачи………………….…………………………………….........5
  4. Основные направления…………………………………..……………...6
  5. Принципы ……………………………………………………………......7
  6. Механизм реализации………………………………………....................8
  7. Система контроля…...……………………………………….…………...9
  8. Ресурсы (кадровые, информационно-методические,

материально-технические)…………….…….……...……….……..….....9

  1. Структура программы……………………………………….................10
  1. Направления деятельности (содержание,  механизмы)……..…….......10

Раздел №1     «История и природный мир Татарстана…….…..............11

Раздел  №2    «Татарские народные кулинарные обычаи и традиции  

                        гостеприимства».…………………………………….…...11

Раздел № 3    «Татарские праздники и народные обычаи

                         домоводства»……………………………….…..………..12

Раздел  «№ 4  «Волшебный мир Тукая и Сайдаша»……………….......12

  1. Учебно-тематический план мероприятий…………................................13
  2. Ожидаемый результат……………………………………………………17

  1. Список литературы……………………………...……………….………18

  1. Приложение………………………………………………………...……..19

 

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

                                                                           

Национальное воспитание – это созданная на протяжении веков самим народом система взглядов и убеждений, идей и идеалов, традиций и обычаев, призванных формировать у подрастающего поколения мировоззренческое сознание и ценностные ориентации. Главной целью национального воспитания в обществе, мы считаем, является передача молодому поколению социального опыта и богатой духовной культуры татарского народа, его национальной ментальности, родства мировоззрения и на этой основе формирование личностных черт гражданина Республики Татарстан, которые предусматривают национальное самосознание, развитую духовность, моральную, художественно-эстетическую, правовую и экологическую культуру.

Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка, путем  ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентирами татарского народа.  

Среди воспитанников социального приюта «Балкыш» в возрасте от 10 до 18 лет и среди их родителей было проведено анкетирование, которое показало следующие результаты: только 7% родителей разговаривают на татарском языке в семье, 93% родителей не покупают книги и не посещают татарские спектакли, 58%  воспитаников назвали Салиха Сайдашева среди татарских композиторов и М. Джалиля,  Г. Тукая среди татарских поэтов и писателей. Однако нужно отметить положительное мнение и детей и их родителей (98% ответили – да) от необходимости изучения своей национальной культуры.

Во все времена и у всех народов основной целью национального воспитания являлась забота о сохранении, укреплении, развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующим поколениями.

Сегодня мы в полной мере осознаем, что подрастающий ребенок может всей душой, всем сердцем полюбить свой родной народ, свою этническую и национальную культуру. Только тогда он сможет с пониманием и неподдельным интересом отнестись к культуре других народов, проникнуться симпатией и уважением к людям иных национальностей. Немаловажна здесь параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сензитивный период усвоения других языков и культур и  не ограничить мир социальных контактов ребенка.

Исходя из вышеизложенного в социальном приюте для детей и подростков «Балкыш» ведется большая работа в рамках подготовки к 100-летию образования ТАССР, приобщению к национальной культуре и по внедрению лучших традиций татарского народа,. Чтобы обогатить и закрепить представления детей о жизни татарского народа, углубить интерес и симпатии к нему, была разработана и реализуется второй год программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане «РАДУГА ТАТАРСТАНА».

 

 

 

3

2.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

                                                           

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основная идея, изложенная в программе «РАДУГА ТАТАРСТАНА» определяется государственной программой  «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы».

Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую свою вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти собранные накопленные богатства не оставались в прошлом, а постоянно питали новые подрастающие поколения.  Несомненно, в основе национального воспитания лежит ориентация личности ребенка на общечеловеческие и национальные ценности уважение к родному и государственному языкам, культуре татарского народа, этноса и этнических групп Республики Татарстан.

 

СРОКИ  РЕАЛИЗАЦИИ  

Программа  реализуется в течение 12 месяцев. В месяц проводится по три занятия.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА УЧАСТНИКОВ  

Программа разработана для детей и подростков, испытывающие трудности социальной  адаптации и проживающих в Нижнекамском муниципальном районе, возраст участников:  от 6 до 18 лет.

4

2.3  ЦЕЛЬ:

Формирование у детей и подростков основ национальной культуры через изучение истории, обычаев и традиций татарского народа.

 

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать национальное культурное самочувствие ребенка через самоидентификацию его личности, углубляя знания по истории Татарстана.

  1. Воспитывать интерес к культуре, творчеству татарских поэтов и писателей,  национальным традициям и национальной кухне татарского народа, формируя собственное достоинство ребенка, как представителя своего народа, уважая  прошлое, настоящее и будущее Татарстана.

  1. Выработать социальные умения, способствующие ориентации в современном мире и  развивающие стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

5

     2.4     ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ                                     

        

  1. Литературное направление – организация и посещение выставок творчества поэтов и писателей Татарстана в городской библиотеке, интеллектуальные викторины и поэтические конкурсы, литературные вечера и праздники  в Доме народного творчества.

  1. Правовое направление -  знакомство с историей государственной символики Республики Татарстан (герб, флаг, гимн), юридическая основа свадебных обрядов.

  1. Изобразительно-прикладное направление – посещение выставок, ярмарок декоративно-прикладного искусства в музее города, участие в конкурсах рисунков, изготовление тематических поделок с татарским национальным орнаментом.

  1. Семейно-воспитательное направление - организация культурного досуга совместно с родителями, семейные вечера и национальные праздники.

  1. Экскурсионное направления – организация  познавательных экскурсий в городской ЗАГС, городской музей, городскую библиотеку, предприятия города.

  1. Технология приготовления еды – изучение рецептов блюд татарской национальной кухни, кулинарные конкурсы, викторины здорового питания.

  1. Спортивное направление – разучивание татарских народных игр, проведение  национального праздника Сабантуй,

6

     2.5  ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ     

                                             

           Работа по программе «РАДУГА ТАТАРСТАНА» строится по принципам:

  1. Принцип природосообразности – воспитательный процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Занятия проводятся на знаниях  зоны ближайшего развития, определяющие возможности детей.

  1. Принцип демократизации -  воспитанникам приюта предоставляется определенная свобода для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.

 

  1. Принцип непрерывности -  формирование у воспитанников приюта устойчивого  интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию национальной культуры.

  1. Принцип научности – основа сведений об истории и национальных традициях Татарстана.

  1. Принцип культуросообразности предполагает выстраивать содержание программы как последовательное усвоение и выработка на этой основе ценностных ориентаций – национальная культура, любовь к родному языку и творчеству татарских поэтов и писателей и знание национальных традиций.

  1. Принцип уникальности и самоценности развития ребенка -  один из важных принципов личностного подхода в воспитании.

  1. Принцип преемственности –   методы и формы всех мероприятий в программе последовательны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

7

  2.6  МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  

                                   

Программа «РАДУГА ТАТАРСТАНА» реализуется на базе социального приюта для детей и подростков «Балкыш»  Нижнекамского муниципального района при поддержке Управления социальной защиты г. Нижнекамска.

В качестве партнеров выступают следующие организации, которые поддерживают идеи и разделяют цель и задачи программы:

  1. Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный музей» г. Нижнекамск
  2. Центральная библиотека имени Габдулы Тукая г. Нижнекамск
  3. «Телерадиокомпания»  НТР г. Нижнекамск
  4. Управление ЗАГС Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
  5. Муниципальное автономное учреждение «Дом дружбы народов» Нижнекамского муниципального района
  6. ОАО «Нижнекамский хлебокомбинат»
  7. Нижнекамский музыкальный колледж имени Салиха Сайдашева
  8. ForWard – Нижнекамский совет добровольцев

В рамках реализации программы будут проводиться следующие мероприятия совместно с родителями воспитанников и организациями города: клубные часы, литературные вечера и викторины, тематические конкурсы рисунков, экскурсии на обрядовые торжества, на хлебокомбинат, концерты в музыкальный колледж, арт-проекты, национальные и семейные праздники, День родного языка и День национальной кухни, круглый стол по подведению итогов программы. Все мероприятия освещаются в СМИ.

 

 

 .

8

2.7   СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ

Контроль реализации программы осуществляется в установленном порядке администрацией Государственного казенного учреждения «Социальный приют для детей и подростков Министерства труда, занятости и социальной защиты «Балкыш» в нижнекамском муниципальном районе.

         

  1.  РЕСУРСЫ (КАДРОВЫЕ, ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ)  

кадровое обеспечение реализации, компетентность его участников:

Для реализации программы в социальном приюте для детей и подростков работают специалисты, выполняющие функции:

  • директор - Бакулина Наталья Александровна, осуществляет общее руководство и контроль за реализацией программы;
  • заместитель директора – Закирова Светлана Николаевна, оказывает содействие и методическое сопровождение в подготовке  и проведении мероприятий по программе;
  • воспитатель – Зайцева Галия Борисовна (2 место - Республиканский военно-патриотический слет «Робинзон» среди воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних МТЗиСЗ РТ, г. Набережные Челны, 2016 год, 3 место - Республиканский военно-патриотический слет «Робинзон» среди воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних МТЗиСЗ РТ, г. Набережные Челны, 2015 год.),  отвечает за организацию условий, при которых ребенок может осваивать пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми, осуществляет индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение воспитательного процесса;
  • психолог – Храмова Зинаида Васильевна (победитель Республиканского конкурса социальных и культурных проектов ПАО «Лукойл», 2016 год), помогает воспитателю выявлять условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

  • информационно-методическая и материально-техническая база
  • методическая и художественная литература;
  • наглядно-дидактические пособия;
  • интернет-ресурсы;
  • разработанные конспекты занятий, экскурсий, праздников;
  • компьютеры, фотоаппарат;
  • канцтовары, автотранспорт

9

3.СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1. НАПРАВЛЕНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач и разделена по разделам:

Раздел

Наименование раздела (механизмы)

1 раздел

История и природный мир Татарстана

конкурс - 1

выставка – 1

экскурсии –  4

комплексно-тематическое  занятие –  1

интерактивное занятие - 1

показ презентации -  1

2 раздел

Татарские народные кулинарные обычаи и традиции гостеприимства

конкурс – 1

арт-проект - 1

экскурсии –  3

занятие-практикум –  1

кинолекторий -  1

театрализация – 1

познавательное занятие - 1

3 раздел

Татарские праздники и народные обычаи домоводства

посещение концертов – 2

экскурсии –  2

театрализованное представление –  1

показ видеопрезентации -  1

клубный час – 1

спортивный праздник - 2

4 раздел

Волшебный мир Тукая и Сайдаша

литературный вечер – 1

комплексное занятие – 1

экскурсии – 2

фотовыставка – 1

музыкальный час – 2

посещение концерта – 1

отчетное выступление - 1

10

1 раздел      «История и природный мир Татарстана» 

Цель -  формирование представлений у  детей об истории возникновения и  географических особенностях Республики Татарстан.

Содержание материала по разделу раскрывает темы: история татарского народа, природа, животный мир и символика республики.

Задачи:

  • Формировать представления детей об истории создания республики Татарстан, ее символике, географических, климатических, социально-экономических особенностях.
  • Расширять представления о природе, растительном и животном мире.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и интереса к историческим местам и жителям города Нижнекамска.

2 раздел   «Татарские народные кулинарные обычаи и традиции

                    гостеприимства»

Цель -  формирование представлений у  детей о кулинарных традициях татарского народа.

Содержание материала по разделу раскрывает темы: кулинария татарского народа, национальное гостеприимство, рецепты татарских национальных блюд, сервировка стола к национальному празднику.

Задачи:

  • Познакомить с историй татарской кухни.
  • Раскрыть особенности татарской национальной кухни и ознакомиться с рецептами традиционных татарских блюд.
  • Научиться сервировать праздничный стол.

11

11

3 раздел    «Татарские праздники и народные обычаи домоводства»

Цель -  дать представление о татарских народных и государственных праздниках, традициях домоводства.

Содержание материала по разделу раскрывает темы: деревенская изба, праздники Сабантуй,  Нардуган, свадьба и  национальные костюмы, татарские национальные игры, День образования Республики Татарстан.

Задачи:

  • Познакомить с историй народных и государственных праздников республики.
  • Вызвать интерес к татарским играм и  национальной борьбе, желание участвовать в состязаниях.
  • Познакомить с предметами домашнего обихода деревенских жителей-татар.

4 раздел      «Волшебный мир Тукая и Сайдаша»

 Цель -  познакомить детей с творчеством поэта Г.Тукая и композитора С.Сайдашева

Содержание материала по разделу раскрывает темы:  творчество Габдуллы Тукая в татарской литературе, Салих Сайдашев – основоположник татарской классической музыки, театрализация татарских сказок.

 Задачи:

  •  Приобщить детей к творчеству Г. Тукая на основе произведений «Водяная», «Сказка о козе и баране, «Забавный ученик».
  • Вызвать интерес к стихотворениям и прозе татарских поэтов и писателей, к народному фольклору.
  •  Воспитать любовь к музыке и вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыкальных произведений С. Сайдашева.

 

12

3.2  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ  

1 раздел      «История и природный мир Татарстана»

Наименование мероприятия

(краткое содержание)

Срок выполнения

Возрастная группа

Участники

1.

Показ видеопрезентации «Татары. История народа» (знакомство с историей возникновения Волжской Булгарии)

январь

 10-18 лет

Воспитанники

Родители

2.

Комплексно-тематическое занятие «Символика Республики Татарстан» (изучение символов власти республики, составление панно из пазлов «Герб Республики» оформление фотоколлажа - карта республики и соседних государств)

январь

10-18 лет

Воспитанники

3.

Виртуальная экскурсия в музей естественной истории Татарстана (знакомство с выставочными залами «Черное золото планеты, «Начало пути»)

январь

10-18 лет

Воспитанники

Родители

4.

Интерактивное занятие «Природный мир Татарстана» (знакомство с природой Татарстана и изготовление аппликаций из сухоцвета)

февраль

10-18 лет

Воспитанники

Родители

5.

Экскурсия в музей «Птицы Корабельной рощи»   (посещение выставки таксидермической коллекции из 130 экземпляров)

февраль

10-18 лет

Воспитанники

МБУ «Комплексный музей»

6.

Конкурс эрудитов - викторина «Нижнекамск – город химиков» (организация занятия студентами-волонтерами о достопримечательностях Нижнекамска)

февраль

10-18 лет

Воспитанники

ForWard – Нижнекамский совет добровольцев

7.

Экскурсия в п.г.т. Красный ключ «Историческая ценность – усадьба купцов Стахеевых» (изучение истории семьи благотворителей и меценатов купцов Стахеевых)

 март

10-18 лет

Воспитанники

Родители

МБУ «Комплексный музей»

8.

Экскурсия в музей «Ретро-гостинная купцов Стахеевых» (посещение выставочного зала музея)

март

10-18 лет

Воспитанники

Родители

МБУ «Комплексный музей»

9.

Выставка детского рисунка «Моя любимая улица» (изучение городских улиц, названных в честь героев-земляков Татарстана)

март

10-18 лет

Воспитанники

 

13

2 раздел   «Татарские народные кулинарные обычаи и

 традиции гостеприимства»

Наименование мероприятия

(краткое содержание)

Срок выполнения

Возрастная группа

Участники

1.

Познавательное занятие «Традиции и обычаи татар Поволжья» (просмотр видеопрезентации, викторина по презентации )

апрель

 10-18 лет

Воспитанники

 

2.

Экскурсия в музей «Татарский национальный костюм (посещение выставочного зала «Нижнекамская старина. Костюмы народов Поволжья)

апрель

 10-18 лет

Воспитанники

Родители

МБУ «Комплексный музей»

3.

Практическое занятие «Традиционный татарский костюм» (изготовление панно – женское платье и головной убор в национальных орнаментах)

апрель

15-18 лет

Воспитанники

Родители

ForWard – Нижнекамский совет добровольцев

4.

Экскурсия в городской ЗАГС «Культурное наследие и семейные ценности» (посещение занятия «Азбука семейного воспитания» в городском ЗАГСе)

май

15-18 лет

Воспитанники

Родители

Управление ЗАГС

5.

Участие в городском арт-проекте «Связь поколений» (организации выставки рисунков к 100-летию органов ЗАГС)

май

13-18 лет

Воспитанники

Родители

Управление ЗАГС

6.

Кинолекторий «Кухня. Традиции застольного этикета»   (знакомство с блюдами татарской национальной кухни)

май

10-18 лет

Воспитанники

 

7.

Театрализация «Татарское чаепитие – больше, чем традиция» (разыгрывание ситуации гостеприимства)

июнь

10-18 лет

Воспитанники

Родители

8.

Экскурсия на ОАО «Хлебокомбинат -  «Чак-чак и другие сладости» (знакомство с рецептом изготовления чак-чака)

июнь

15-18 лет

Воспитанники

ОАО «Хлебокомбинат»

9.

Кулинарный конкурс «Приглашаем в гости» (сервировка праздничного стола татарскими национальными блюдами )

июнь

10-18 лет

Воспитанники

ForWard – Нижнекамский совет добровольцев

14

3 раздел      «Татарские праздники и народные обычаи домоводства»  

Наименование мероприятия

(краткое содержание)

Срок выполнения

Возрастная группа

Участники

1.

Посещение концерта: Музыкально-праздничная программа «О красоте родного края звучит мелодия курая» (посещения мероприятия в Доме дружбы народов ко Дню родного языка)

июль

 10-18 лет

Воспитанники

Родители

МАУ «Дом дружбы народов»

2.

Спортивный праздник  «Игры нашего двора» (разучивание татарских национальных игр)

июль

 10-18 лет

Воспитанники

ForWard – Нижнекамский совет добровольцев

3.

Праздник «Сабантуй  (проведение сабантуевских игр на территории приюта )

 

июль

10-18 лет

Воспитанники

ForWard – Нижнекамский совет добровольцев

4.

Театрализация семейного праздника «Саламат» (изучение истории татарского народного праздника)

август

15-18 лет

Воспитанники

Родители

5.

Посещение концерта: Музыкально-праздничная программа «Всемирный день коренных народов» (посещение праздничного мероприятия в Доме дружбы народов)

 

август

15-18 лет

Воспитанники

Родители

МАУ «Дом дружбы народов»

6.

Клубный час «День независимости Республики Татарстан (изучение истории государственного праздника Республики Татарстан, викторина по изученному материалу)

август

10-18 лет

Воспитанники

 

7.

Показ видеопрезентации «Татарские народные обычаи домоводства –  (обряды татар при рождении ребенка )

сентябрь

15-18 лет

Воспитанники

 

8.

Экскурсия в городской музей «Выставка сундуков» (посещение выставочного зала «Нижнекамская старина.  Быт и уклад татарской семьи)

сентябрь

10-18 лет

Воспитанники

Родители

МБУ «Комплексный музей»

9.

Экскурсия в Дом дружбы народов «Выставка умельцев» (посещение выставки поделок, кукол в татарских национальных костюмах )

сентябрь

10-18 лет

Воспитанники

Родители

МАУ «Дом дружбы народов»

15

4 раздел      «Волшебный мир Тукая и Сайдаша»

Наименование мероприятия

(краткое содержание)

Срок выполнения

Возрастная группа

Участники

1.

Литературный вечер «Слова, как жемчуг собирая» (встреча с нижнекамскими  поэтами и писателями: Фануза Сабирова, Нафиса Баязитова, Рузиля Мухаметшина )

октябрь

 15-18 лет

Воспитанники

Родители

Центральная библиотека им. Г. Тукая

Литературное объединение «Кама таннары»

2.

Комплексное занятие  «Урок высокой нравственности и жизнелюбия» (знакомство с автобиографией Г.Тукая, организация выставки рисунков по произведениям поэта)

октябрь

 10-18 лет

Воспитанники

 

3.

Экскурсия в городскую центральную библиотеку имени Г.Тукая (знакомство с выставочными  и читальными залами)

октябрь

10-18 лет

Воспитанники

Центральная библиотека им. Г. Тукая

4.

Фотовыставка «Я – юный читатель»   (организация фотосессии в центральной библиотеке им. Г. Тукая)

ноябрь

10-18 лет

Воспитанники

Родители

Центральная библиотека им. Г. Тукая

5.

Экскурсия в Парк Тукая  « Ожившие герои сказок Габдуллы Тукая» (мини-путешествие по парку)  

ноябрь

10-18 лет

Воспитанники

Родители

6.

Музыкальный час «Салих Сайдашев – основоположник классической татарской музыки»   (изучение жизни и творчества татарского композитора)

ноябрь

10-18 лет

Воспитанники

 

7.

Посещение концерта в нижнекамском музыкальном колледже  с участием   ансамбля песни и танца «Нардуган» (посещение концерта татарской национальной музыки)

декабрь

10-18 лет

Воспитанники

Музыкальный колледж имени Салиха Сайдашева

 

8.

Музыкальный час «Как поет радуга» (слушание произведение С. Сайдашева, организация выставки рисунков по музыкальным произведениям композитора)

декабрь

13-18 лет

Воспитанники

 

9.

Отчетное мероприятие по итогам работы по программе «РАДУГА ТАТАРСТАНА» (выступление на информационно-методическом совещании сотрудников и оформление фотоотчета)

декабрь

10-18 лет

Воспитанники

 

16

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ    

Расширится кругозор и знания детей об исторической ценности Татарстана, татарской нации – ее истории и современном развитии. Выявится специфика воспитания детей  и подростков в контексте приобщения к национальной культуре. Личность ребенка будет раскрываться не просто через знания о национальной культуре, а через проживание в этой культуре, в национальных традициях, через формирование навыков этики межнационального общения. В течение года ребенок примет участие в 36 мероприятиях национального характера. В качестве средств этнографической культуры педагогами приюта используется, в первую очередь, народные праздники, народные игры и фольклор.  При разработки мероприятий использовалось 35 литературных источников.

  В процессе общения с родителями  воспитанники Приюта подражая им, усвоят нормы, правила и формы социальногоприемлевого  поведения. У родителей и детей увеличится багаж знаний о культуре, традициях, истории Татарстана. Общие интересы по изучению культуры родного края сблизят родителей и детей, в связи с чем повысится процент татарской разговорной речи в семьях, в семье начнут говорить на татарском языке, придерживаться национальных традиций кулинарии и домоводства, посещать спектакли татарских драматургов. Родители станут активными участниками воспитательного процесса, осуществляя партнерство воспитатель – родитель - ребенок. Для родителей воспитанников приюта будут разработаны памятки по систематизации знаний по национальной культуре: список детской литературы татарских поэтов и писателей, народные игры, репертуар татарского драмтеатра на текущий месяц.

Воспитанники приюта приобретут такие нравственно-интеллектуальные качества: доброта, милосердие, широта умственного кругозора, интеллектуальная инициатива, умения многогранно раскрывать нравственный смысл событий жизни, толерантное отношения к представителям других национальностей.

 

17

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007год.
  2. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2011.
  3. Аминов A.M. Татарская и русская народная культура.- Казань, 2008 год.
  4. Амирханов Р.У. Мы татары- Казань: Магариф, 2002.
  5. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. - Казань: Школа, 2004 год.
  6. Баязитова Ф.С. Народные праздники и бытовые обряды татарского народа Казань: Татар, кн. изд-во, 2005год.
  7. Баязитова Ф.С. Семейные обряды татарского народа- Казань: Татар, кн. изд-во,2012 год.
  8. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар Казань: Татарское книжное издательство, 2009 год.
  9. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. – М.: Права человека, 2002.
  10. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005.
  11. Галимуллин Т. Н. Истоки татарского театра. Казань//Казан утлары.-2005.-№4
  12. Гайфуллин, И.М. Становление и развитие татарских народных традиций, обычаев, обрядов и праздников как средств воспитания. Метод, пос. для класс, рук-ей и организаторов досуговой деятельности уч-ся / И.М. Гайфуллин. - Анапа, 2013год.
  13. Гайфуллин, И.М. Национальный праздник Сабантуй как средство массового воспитания детей на досуге. Национальная борьба «курэш». Метод, пос. для организаторов физического воспитания в условиях летнего лагеря / И.М. Гайфуллин. - Анапа, 2014.
  14. Гайфуллин, И.М. Воспитательное содержание татарских народных традиций и праздников. Методическое пособие в помощь педагогам, воспитателям / И.М. Гайфуллин. - Альметьевск: Изд-во Альметьевского института муниципальной службы, 2006.
  15. Закиев М.З. Часть вторая, Первая глава. История изучения этногенеза татар // Происхождение тюрков и татар. - М.: Инсан, 2002.
  16. История советского драматического театра. Татарский советский драматический театр. Казань: Тат. кн. изд-во,2001
  17. Моратова Ф. А. Наш театр. Нижнекамск//Туган як.-1999.-№3
  18. Мифтахов 3.3., Мухаммадиева Д.Ш. История Татарстана и татарского народа. Часть l - Казань: Kazan, 1993
  19. Магариф» №1, 2004 г.

  1. Мустафина, Э. Обычаи и традиции татарского народа глазами семейного терапевта [Электронный ресурс].
  2. «Наука и школа» №11,2002 г; №6, 2004 г; №8, 2013 г.
  3. Народные жемчужины: Татарские народные песни - Казань: Магариф, 2011.
  4. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюно, 2014 год.
  5. Трофимова Т. А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 2011год.
  6. Татарское народное творчество. Обрядовые и игровые песни Казань: Тат. кн. изд-во, 2015 год.
  7. Татары (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001.
  8. Уразманова Р. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань, Дом печати 2011 год.
  9. Уразманова Р.К. Народные обряды и праздники татар- Казань: Татар, кн. изд-во, 1992
  10. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. – 2012. – № 20 (16 - 31 октября 2012 г.).
  11. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана: Древность и Средневековье - Казань: Магариф, 1995 год.
  12. Харисов Фарис Фахразович «Национальная культура и образование». Москва. Педагогика. 2015 г.
  13.  Халиков А.Х. Происхождение татарского народа-Казань: Тат. кн. изд-во, 2014г.
  14. Шаехова Р.К. кандидат педагогических наук. «Моя Казань» РИЦ «школа». 2006
  15. Шарафутдинов Д.Р. Где татары там Сабантуй-Казань: Гасыр, 2013.-  
  16. Шарафутдинов Д.Р. История становления и развития народных праздников в Татарстане: Автореф. дис. канд. ист. наук-Казань, 2011 год.

18

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Анкета для родителей

  1. На каком языке вы общаетесь со своими детьми?
  2. Читаете ли вы книги татарских писателей и поэтов? Какую последнюю книгу вы прочитали?
  3. Какой татарский спектакль или концерт посетили со своими детьми?
  4. Какую книгу вы купили своему ребенку?
  5. Кого из татарских композиторов вы любите слушать?
  6. Какие народные традиции сохраняются в вашей семье?
  7. Согласны ли вы с тем, что каждый человек должен звать свою культуру?
  8. Что, по-вашему, следует предпринять, чтобы наши дети любили, интересовались и знали свою родную культуру?

 

Анкета для детей

  1. На каком языке ты общаетесь со своими родителями?
  2. Читаешь ли вы книги татарских писателей и поэтов?  
  3. Какой татарский спектакль или концерт посетил в последнее время?
  4. Кого из татарских композиторов ты любишь слушать?
  5. Какие народные традиции сохраняются в твоей семье?
  6. Согласен ли ты с тем, что каждый человек должен звать свою культуру?
  7. Что, по-твоему, нужно сделать, чтобы   дети любили, интересовались и знали свою родную культуру?

 

 

 

 

19

ПРИЛОЖЕНИЕ №2                              Освещение в СМИ

 

1.«Было классно»: в нижнекамском приюте проводят вечера с национальным колоритом

15.07.2016 11:47

 «Было классно»: в нижнекамском приюте проводят вечера с национальным колоритом В нижнекамском приюте состоялись татарские вечерние гулянья. О нём написала воспитатель «Балкыша» Галия Зайцева. «С давних времен после трудового дня молодежь собиралась у кого-нибудь дома – песни попеть, поплясать, поиграть, а в летние теплые вечера выходили на поляну. Вот и воспитанники приюта «Балкыш» собрались вечером на «кичке уен» – вечернее гулянье. Ливень внес свои коррективы, и все, хоть и вымокшие, перешли в музыкальный зал – продолжить праздник. Все было согласно традиции татарских национальных посиделок, о которых детям рассказала ведущая.

Вечер начался с песен. Настя, Полина и Этери спели любимую свою песню «Туган як», а Рустам, Дима и Ильгиз лихо отплясывали под коронную шуточную песню в тюбетейках, сделанными своими руками из бумаги и раскрашенными народными узорами. Потом они и вместе исполнили еще несколько песен. Остальные хлопали и подпевали. А ещё играли в игры – передавали тюбетейку по кругу под музыку, бегали с ложками, пусть вместо яйца был шарик – все старались пронести его и не уронить, а особенно Дамир. И от желающих принять участия в народных забавах не было отбоя. Когда зазвучала татарская плясовая, то все так танцевали, что и педагоги не выдержали и пустились в пляс. Танцевал даже Артур, который всегда отсиживается где-нибудь в сторонке от шумных веселий.

«Татары – очень веселый, открытый, доброжелательный народ. И дети сумели сегодня это прочувствовать. Думаю, что воспитание у детей уважения к народным традициям и обычаям и развитие интереса к татарским национальным играм, желания использовать их в самостоятельной деятельности достигнуто. «Кичке уен» удались!», - завершает свой рассказ Галия Зайцева.



Подробнее:
http://old.e-nkama.ru/news/252/33010/?sphrase_id=30807
© Официальный сайт Нижнекамского муниципального района

20

Подопечные Нижнекамского приюта «Балкыш» познакомились с творчеством Габдуллы Тукая

04.04.2016http://mtsz.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/607204.ht

Министерство труда, занятости и социальной защиты
Республики Татарстан

На днях в Нижнекамском социальном приюте для детей и подростков «Балкыш» в рамках программы «РАДУГА ТАТАРСТАНА» состоялся литературный вечер, приуроченный к 130-летию со дня рождения Габдуллы Тукая.

Педагог учреждения рассказал подопечным о жизни и творчестве великого татарского поэта. Литературный вечер завершился просмотром и обсуждением  мультфильмов на русском и татарском языках, созданных по мотивам сказок и стихов Тукая. 

 

                                                          Воспитатель   Галия Зайцева

21

http://sobes.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/672598.htm

Традиционный праздник Сабантуй в Нижнекамском Приюте "Балкыш"

20.06.2016 год

Мы гордимся, что живем в Татарстане! Наша маленькая страна многонациональная и богата традициями и один из самых любимых праздников Сабантуй – праздник плуга. Об истории возникновения и традициях проведения Сабантуя рассказали детям. Дети загорелись: «А давайте, мы тоже организуем свой Сабантуй». Времени для подготовки было совсем мало, но все принялись за дело: мастерили тюбетейки, место для курэша готовили, майдан украшали, музыку скачивали. Дети наперебой предлагали игры. И вот - под торжественный марш Салиха Сайдашева группы выстроились и отрапортовали о готовности к проведению Сабантуя. Начали с перетягивания каната. Видели бы вы, как самые маленькие усердно пытались перетянуть канат. «На нашем майдане никто не скучал - горшки били, и водичку в ведрах носили, стараясь не пролить, и в мешках прыгали, соревновались, кто пробежит с ложкой с «яйцом» и не уронит его» - радуется воспитатель Галия Зайцева. Самые настоящие страсти разгорелись, когда начались соревнования по игре куреш. Все мальчики попробовали себя в роли батыров в татарской народной борьбе на поясах – курэш.  

  Все закончилось чаепитием с любимым лакомством татар – чак-чаком. И так приятно было услышать от Машеньки(ей 4 годика):»Спасибо Вам!!! А у нас еще будут такие праздники?» Конечно, будут! Какое счастье – когда счастливы дети!

Мероприятие прошло в рамках программы «РАДУГА ТАТАРСТАНА».

Воспитатель Галия Зайцева

22

«Радуга Татарстана»: в нижнекамском приюте занимаются по уникальной программе

  • 07 Февраля 2017 - 07:29
  • Просмотров: 160

Образование 

          «РАДУГА ТАТАРСТАНА» - именно так называется программа, по которой работают в нижнекамском приюте «Балкыш». Методика уникальна тем, что соединяет в себе, кажется, несхожие предметы – например, естествознание, рисование, музыку. На последнем занятии воспитанники приюта познакомились с удивительной природой Татарстана.

«В красочной презентации мы показали богатырские дубравы и сосновые рощи, луга, поля и многоводные реки, рассказывает воспитатель Галия Зайцева, - А вот то, что лесов в Татарстане не так много – всего лишь 18 процентов площади покрыто лесом – дети узнали впервые».

На занятии  воспитанники приюта не просто получили интересные познавательные знания об экологии Татарстана. Всё это происходило под музыку легендарного композитора Салиха Сайдашева, основоположника татарской профессиональной музыки.

«Дети познакомились с произведениями «Соловей», «Прощай, деревня», «Дремучий лес» и воплотили свои фантазии и мечты в художественном творчестве, - продолжает педагог. - После прослушивания музыкальных произведений дети принялись рисовать».

«Затем мы устроили выставку детских рисунков, с которой смогли ознакомиться и воспитанники, и родители, и сотрудники приюта. Такие занятия позволяют приобщить детей с трудностями социальной адаптации к культурно-эстетическим ценностям, пробудить в них творческую активность и обогатить представления о богатейшей природе республики Татарстан», - подвела итог Галия Зайцева.

Подробнее:http://old.e-nkama.ru/news/252/33010/?sphrase_id=30807
© Официальный сайт Нижнекамского муниципального района

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита проектов "Традиции и обычаи народов Оренбургской области"

В буклете отражены традиции и обычаи народов Оренбургской области...

Защита проектов "Традиции и обычаи народов Оренбургской области"

В буклете отражены традиции и обычаи народов Оренбургской области...

Традиции и обычаи народов

Толерантность.Традиции народов  связанные с хлебом...

внеклассное занятие "Традиции и обычаи народа ханты"

Закрепление пройденного материала и знакомство с чем-то новым. Информация о возникновении традиционных хантыйских праздников....

Традиции и обычаи народов мира

Информативный материал для уроков географии по теме: "Население России"...

Традиции и обычаи народов Зарубежной Азии

Традиции чаепития народов Зарубежной Азии.(японцы,китайцы,русские)...

"Традиции и обычаи народа ханты"

Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, быту народа ханты. Развивать критическое мышление, внимание, умение ставить цели, анализировать и обобщать....