Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
проект

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" с обучающимися 2-х классов (психологическая направленность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropinka_k_svoemu_ya.docx160.1 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\роро\Desktop\тропинка титул.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………………3
  2. Планируемые результаты освоения программы………………………………….8
  3. Содержание программы………………………………….…………………………9
  4. Тематическое планирование………………………………………………………..11
  5. Календарно-тематическое планирование………………………………………...  13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности.  Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, быть хорошим, любимым, у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследования себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребенку требуется внешняя опора (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации).  Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний. Поэтому не стоит требовать абсолютной дисциплины и послушания от второклассников на групповых занятиях.

Учитель продолжает оставаться значимой фигурой, однако отношение к нему становится более личностным, появляется стремление к общению с ним на переменах, прогулках, а также способность дифференцировать его личностные качества (как и качества сверстников). Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но делать это им еще трудно.

Может наблюдаться сильное стремление к лидерству, между некоторыми детьми возникает соперничество.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

        Рабочая программа «Тропинка к своему Я» реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В. Хухлаевой.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

- осознание себя с позиции школьника;

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

        Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

        Задачи:

1. мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека;

2. учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека;

3. формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления;

4. развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем;

5. повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника;

6. корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения;

7. расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Описание места предмета в учебном плане

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (34ч. в год).                

Общая характеристика предмета

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

  1. Введение в тему.
  2.  Развёртывание темы.
  3. Индивидуализация темы.
  4. Завершение темы

Формы организации учебного процесса

        Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

        Формы контроля знаний: входная, итоговая диагностика.        

Так как психология входит в базисный учебный план школы, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставится по результатам контрольных, проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем. Дифференцированные карточки-задания, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания.

В силу специфики предмета полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.

Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.

Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.

Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.

       

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;
  • учиться прогнозировать последствия своих поступков;
  • определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;
  • строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото);
  • делать выводы в результате совместной работы в группе;
  • учиться графически оформлять изучаемый материал;
  • моделировать различные ситуации;
  • усваивать разные способы запоминания информации.                

Коммуникативные УУД:        

  • учиться позитивно проявлять себя в общении
  • учиться договариваться и приходить к общему решению
  • учиться понимать эмоции и поступки других людей
  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. 

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Межпредметные связи:

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);
  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
  • во включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебное содержание программы «Тропинка к собственному Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4)» включает следующие курсы:

  • Я – школьник. Мои чувства. 1 класс. 33 ч, 1ч в неделю;
  • Вспомним чувства. Чем люди отличаются друг от друга? Какой Я - Какой Ты? 2 класс. 34 ч, 1ч в неделю;
  • Я – фантазер. Я и моя школа. Я и мои родители. Я и мои друзья. Что такое сотрудничество? 3 класс. 34 ч, 1ч в неделю;
  • Кто Я? Мои силы и возможности. Я расту, я изменяюсь. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 4 класс. 34 ч, 1ч в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы для 2 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

                                   Раздел 1. Вспомним чувства (4 часа)

  • Мы рады встрече.
  • Понимаем чувства другого.
  • Мы испытываем разные чувства.

Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? (22 часа)

  • Люди отличаются друг от друга своими качествами.
  • Хорошие качества людей.
  • Самое важное хорошее качество.
  • Кто такой сердечный человек.
  • Кто такой доброжелательный человек.
  • Трудно ли быть доброжелательным человеком.
  • Я желаю добра ребятам в классе.
  • Очищаем свое сердце.
  • Какие качества нравятся друг другу.
  • Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.
  • Люди отличаются друг от друга своими качествами.
  • В каждом человеке есть светлые и темные качества.

Раздел 3. Какой Я – Какой ты. (8 часов)

  • Какой Я?
  • Какой ты?
  • Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
  • Школьные трудности.
  • Домашние трудности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1. Вспомним чувства (4 часа)

1

Мы рады встрече.

1

Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.  

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

2

 Понимаем чувства другого.

1

3

4

Мы испытываем разные чувства.

2

Раздел 2. «Качества людей. Чем люди отличаются друг от друга (22 часа)

5

6

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

2

Познакомить детей с понятием «качества людей».

Исследование своих качеств и особенностей.

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение уверенности в себе.

7

8

Хорошие качества людей.

2

9

10

Самое важное хорошее качество.

2

11

12

Кто такой сердечный человек.

2

13

14

Кого называют доброжелательным человеком.

2

15

16

Трудно ли быть доброжелательным человеком.

2

17

18

Я желаю добра ребятам в классе.

2

19

20

Очищаем свое сердце.

2

21

22

Какие качества нам нравятся друг в друге.

2

23

24

Какими качествами мы похожи, а какими различаемся.

2

25

26

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

2

Раздел 3. Какой я-Какой Ты (8 часов)

27

28

Какой Я?

2

Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

29

30

Какой ты?

2

31

32

«Трудности второклассника в школе, дома, на улице»

2

33

«Школьные трудности»

1

34

«Домашние трудности»

1

ИТОГО

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Класс

Дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

план

факт

Вспомним чувства.

4 часа

Чем люди отличаются друг от друга?

22 часа

Какой Я-Какой ты

8 часов

ВСЕГО ЧАСОВ

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Программа внеурочной деятельности "Зажги свою звезду"

В новом учебном году предстоит работать в 5 классе по ФГОС. Составила программу внеурочной деятельности как классный руководитель.  Хотелось бы узнать мнение коллег. Программа предусматривает раз...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Познай свой край»

Краеведение  - одно из направлений воспитания личности.Краеведение связано с экскурсиями и походами по родному краю.школьное краеведение связано с ситуациями поиска, исследования....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Найди свой путь»

Нормативно-правовой и документальной основой Программы внеурочной деятельности учащихся «Найди свой путь»» являются: Закон «Об образовании Российской федерации», Федераль...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

Программа внеурочной деятельности "Узнай свой край"

Программа внеурочной деятельности "Узнай свой край" направлена изучении природы Красноярского края. Рассчитана на 34 часа. Содержит методические материалы по проведению занятий....