Программа психологических занятий с элементами тренинга для подростков «Мы – волонтеры»
рабочая программа (9 класс)

Адиева Лемара Усмановна

Краткая аннотация программы

 

     Подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлении к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно группа сверстников становится для подростков местом реализации основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации и уважении. И часто именно авторитетный член группы становится сознательно или бессознательно кумиром для подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром оказался человек, чьим жизненными ценностями являются здоровье, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка других людей. Таким человеком может стать подросток – волонтер. Организуя работу на позиции «на равных», подросток – волонтер помогает принять участнику занятий на себя ответственность за свои решения и выбор.

     Однако первоначально подростки-волонтеры не обладают достаточными знаниями для работы с детьми с ограниченными возможностями и инвалидами, поэтому необходима организация специальных занятий, которые призваны научить основным приемам работы с детьми с ограниченными возможностями и с инвалидами.

         Все обучение волонтеров проходит в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения (т.е. живое общение) позволят более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность).

         Программа «Мы Волонтеры», разработана для подростков, - важная составляющая психологической программы воспитания среднего звена образовательного учреждения в духе толерантности и культуры мира. Она поможет выступать в одной из форм волонтерской работы с детьми с ограниченными возможностями и инвалидами.

     Подростковый возраст – важнейший период в психоло-социальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.      

     Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит, «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение…расположенность к другим», в персидском «терпение, выносливость к другим, готовность к примирению».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ ДО «Центр психолого – медико – социального сопровождения «Доверие»

Муниципального образования Мирнинский район Республики Саха (Якутия)

Программа психологических занятий с элементами тренинга для подростков

 «Мы – волонтеры»

 Составила: социальный педагог

Адиева Лемара Усмановна

г.Мирный

Информационная карта проекта

Название программы: Программа психологических занятий с элементами тренинга для подростков «Мы – волонтеры»

Муниципальное образование: МОБУ ДО

Организация: «Центр психолого – медико – социального сопровождения «Доверие»

Контактные данные: Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный, ул. Тихонова дом 16, 8 (411 36) 4 – 64 - 75

Ф.И.О. руководителя организации: Кутимская Елена Валентиновна

Краткая аннотация программы

        Подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлении к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно группа сверстников становится для подростков местом реализации основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации и уважении. И часто именно авторитетный член группы становится сознательно или бессознательно кумиром для подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром оказался человек, чьим жизненными ценностями являются здоровье, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка других людей. Таким человеком может стать подросток – волонтер. Организуя работу на позиции «на равных», подросток – волонтер помогает принять участнику занятий на себя ответственность за свои решения и выбор.

        Однако первоначально подростки-волонтеры не обладают достаточными знаниями для работы с детьми с ограниченными возможностями и инвалидами, поэтому необходима организация специальных занятий, которые призваны научить основным приемам работы с детьми с ограниченными возможностями и с инвалидами.

        Все обучение волонтеров проходит в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения (т.е. живое общение) позволят более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность).

        Программа «Мы Волонтеры», разработана для подростков, - важная составляющая психологической программы воспитания среднего звена образовательного учреждения в духе толерантности и культуры мира. Она поможет выступать в одной из форм волонтерской работы с детьми с ограниченными возможностями и инвалидами.

        Подростковый возраст – важнейший период в психоло-социальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.           

        Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит, «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение…расположенность к другим», в персидском «терпение, выносливость к другим, готовность к примирению».

        Программа состоит из трех этапов:

  1. Подготовительный этап.
  2. Подготовка команды волонтеров.
  3. Волонтерская работа

        В основе волонтерской работы лежит организация развлекательно - развивающей программы для детей с ограниченными возможностями и людей инвалидов; общение с инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями; способствовать к успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в массовом скоплении детей; развивать позитивные эмоции у детей с ограниченными возможностями; привлечение детей с ОВЗ и людей инвалидов к активному привлечению досуга.

Описание проекта и принципы реализации программы

        В основе программы лежит установка на изменение отношения к самому себе и другим.        

        Цель программы:

сформировать сплоченную команду волонтеров, сформировать у подростков понимание, сотрудничество, дух партнерства.

Задачи

  • Подбор и обучение волонтеров по специально подготовленной программе;
  • Внедрение программ и проектов волонтерской работы с обучающимися в образовательные учреждения;
  • Сопровождение волонтеров, осуществляющих практическую деятельность;
  • Обеспечение поддержки со стороны педагогов и родителей;
  • Создание условий, позволяющих молодым людям своими силами вести работу.

        Работа с учащимися «группы риска» а также с детьми с ограниченными возможностями и людьми инвалидами, привлечение подростков к деятельности движения силами молодежных лидеров;

        Открытость системы – участником движения может стать любой подросток, независимо от социального статуса, опыта, предшествующего вхождению в программу, способностей и интересов. Единственное условие для подростка – соблюдать принципы, сформулированные в программе.

        Развитие движения по принципу «step – by – step» (след в след). Во-первых, этот принцип определяет то, как растет и развивается подростковая группа. Приток новых членов движения осуществляется за счет неформального общения и поиска единомышленников среди собственного окружения. Во-вторых, движущей силой является инициатива подростковой группы. Это значит, что по мере роста группового потенциала инициатива и ответственность постепенно передаются от координатора и взрослых участников проекта подросткам.

        Принцип активности позиции участников. Участвовать в программе не значит просто «принадлежать к определенной группе подростков». Участие предполагает наличие собственного личного вклада в поддержку и развитие движения.

        «Не навреди» - поскольку программа ориентирована на работу с детьми с ограниченными возможностями и детьми инвалидами, необходимо обеспечить психологическую и личную готовность подростка – участника и его окружения.

         Ориентация на желания и потребности подростка – самый трудный для взрослых принцип. Взрослый человек гораздо сильнее, чем ребенок, находится в плену стереотипов. Ориентируясь в работе на желание подростка, мы создаем условия для его внутреннего роста.

        Принцип прав и ответственности участников – и подростки, и взрослые участники программы обладают равными правами. Это значит, что все имеют возможность проявлять инициативу, высказывать свое мнение, в равной степени нести ответственность за результаты работы. Принцип важен потому, что обеспечивает условия для свободы и творчества и не позволяет подросткам относиться к программе лишь с потребительских позиций.

Результаты:

        1.Реализация основных потребностей подростка: потребности в общении, самореализации и уважении; Организация работы на позиции «на равных», подросток – волонтер помогает принять участнику на себя ответственность за свои решения и выбор; Новые жизненные ценности- здоровье, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка других людей; Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов; подростки научились конструктивными способами выходить из конфликтных ситуаций, выражать свои чувства и переживания без конфликтов и насилия;

        2. В результате, были организованы развлекательно – развивающие, коррекционные программы для детей с ограниченными возможностями и инвалидов; Налажено дружеское общение волонтеров с инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями, с выходом в семью; Помогаем в успешной социальной адаптации у детей с ограниченными возможностями в массовом скоплении детей; развиты позитивные эмоции у детей с ограниченными возможностями и привлечены дети к активному привлечению досуга, созданы мини группы по развитию детей с ОВЗ и организации совместного досуга с их родителями.

        Количественные показатели и качественные: В 2017 году с 7 февраля, в волонтерскую команду были вовлечены более 25 подростков, которые активно начали свою работу с 10 детьми с ограниченными возможностями и инвалидами. 25 волонтеров прошли программу с элементами тренинга на знакомство и сплочение, программу с элементами тренинга «Толерантное отношение к детям с ОВЗ и к инвалидам», подготовку «Юного психолога» и начали свою работу. Ежегодно волонтеры проходят курсы школы личностного роста «Перспектива» и получают сертификат об обучении.

        За 2017 – 2019 год волонтеры провели более 40 мероприятий для детей ОВЗ и инвалидов, более 25 акций, более 20 классных часов в школах города Мирного на тему «Люди так не делятся», более 12 мастер классов, получили дипломы победителя и грамоты, благодарственные письма, а также получили волонтерские книжки более 20 подростков. «Мы – волонтеры» сотрудничают с Обществом инвалидов, аниматорами «Чударики», администрациями ОУ, Молодежным парламентом г.Мирного МКУ «УСК и МП»и Мирнинского района, Объединением Молодых специалистов «Алроса», Советом ветеранов,  а также с Настоятелем Свято-Троицкого прихода г.Мирный Севрюковым В.. С конца января 2018 года, в команде «Мы – Волонтеры» активно работает более 35 волонтеров. Волонтеры разрабатывают новые программы и под проекты для работы с детьми с ограниченными возможностями и их родителями, с инвалидами, организовываются мини группы для развития детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).

Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…»

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…». Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС....

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

        Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...

Психологическое занятие с элементами тренинга "Подготовка к ЕГЭ"

Разработанное мною психологическое занятие с элементами тренинга позволяет старшеклассникам отработать стратегии поведения в период подготовки к егэ, обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля....

Программа психологических занятий с элементами тренинга "В согласии с собой"

Данная программа психологических занятий с элементами тренинга рассчитана на учащихся подросткового возраста и является частью общей программы по профилактике суицидального поведения. Программа состав...