Работа в группе: формирование у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, навыков взаимодействия со сверстниками.
материал
Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит подростка к стремлению осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство своей идентичности требуют от подростка обособления от семейного «мы», которое ранее давало ему ощущение защищенности, и чувства устойчивости и эмоционального комфорта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_rabota.word_.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлос Е. В., воспитатель
СПб ГБУ СОН « ЦСПСиД Адмиралтейского района Санкт-Петербурга»,
Работа в группе: формирование у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, навыков взаимодействия со сверстниками.
В жизни людей возникают кризисные ситуации, которые все чаще остаются неразрешимыми. Результатом этого становятся нарушения эмоциональной составляющей поведения, которые являются значимыми параметрами, определяющими выраженность дезадаптации личности.
В результате, все больше людей оказываются в трудных материальных и жилищно-бытовых условиях проживания, страдают от алкогольной и наркотической зависимости, некоторые оказываются в местах лишения свободы. Возникающая патогенная ситуация в семье обуславливает психотравмирующее переживание всех ее членов, особенно глубоко переживают подростки.
Длительное негативно окрашенное эмоциональное состояние приводит к возникновению психической травмы, которая имеет тяжелые последствия для развития личности.
Именно в подростковом возрасте происходит бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода – личностная нестабильность, которая проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. От того, как будет развиваться способность регуляции поведения в этом возрасте, зависит не только способность решать трудные жизненные задачи, но и в целом благополучие личности в старшем возрасте.
Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия.
Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит подростка к стремлению осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство своей идентичности требуют от подростка обособления от семейного МЫ, которое ранее давало ему ощущение защищенности, и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.
Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.
Подростковый коллектив – это своеобразный социальный “полигон”, на котором отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение. В группах подростками отрабатывается также и умение разрешать конфликтные ситуации. Конфликты с ровесниками, в основном, являются проявлением борьбы за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях, или за чью-то дружбу.
Всё вышесказанное говорит о важности и необходимости оказания своевременной помощи в развитии навыков общения со стороны взрослых – родителей, педагогов, психологов. Наиболее приемлемой и эффективной формой работы воспитателя в этом направлении считаю блок групповых занятий с игровыми элементами.
Данный блок занятий представляет собой системный взгляд на проблему развития группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения.
Цель: развитие группового взаимодействия подростков, атмосферы доверия и взаимоуважения.
Задачи:
1. Развитие у подростков навыков общения со сверстниками.
2. Развитие навыков работы в коллективе.
3. Развитие у подростков навыков рефлексии.
4. Диагностика группового взаимодействия.
5.Развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...
Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".
Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...
Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации
Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации 1. Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.2. Помоги...
Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....
Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)".
Аннотация к программе. Пояснительная записка. Список использованной литературы....