Доклад на педагогический совет на тему: "Сфера ответственности социального педагога по защите основных прав ребенка"
статья

Янина Ольга Алексеевна

Защита детства – общечеловеческая задача. Еще Ф.М. Достоевский в свое время написал, что счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка. Сегодня вопрос о защите детства в России стоит очень остро. Экономическая нестабильность общества привела к тому, что у нас в стране более 1, 5 миллионов детей с ограниченными физическими возможностями, более миллиона детей состоят на диспансерном учете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedagogicheskiy_sovet.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогический совет на тему: Сфера ответственности социального педагога по защите основных прав ребенка

     Защита детства – общечеловеческая задача. Еще Ф.М. Достоевский в свое время написал, что счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка. Сегодня вопрос о защите детства в России стоит очень остро. Экономическая нестабильность общества привела к тому, что у нас в стране более 1, 5 миллионов детей с ограниченными физическими возможностями, более миллиона детей состоят на диспансерном учете. Около 90% детей России круглый год находятся в состоянии гипоавитаминоза. В 25 раз за последние 20 лет выросло число умственно отсталых детей. Закрываются детские больницы. Более 20 миллионов детей России живут за чертой бедности. В настоящее время у нас в стране несколько миллионов беспризорных детей, а это больше чем после гражданской войны. Социальный педагог оказывает помощь детям и их родителям, находящимся в критических ситуациях с целью совместного разрешения их социальных проблем, защищает право ребенка жить и воспитываться в семье, право на образование, на сохранение личной индивидуальности, право на жилище, на защиту, на отдых, на здоровье и на социальную защиту.

Право на семью

   Основу деятельности социального педагога составляет работа с родителями, которая строится в рамках индивидуальной и групповой деятельности с привлечением врачей различных специальностей, правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой приходится прибегать, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют спиртными напитками, наркотиками, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ним. В таких случаях ребенок определяется в детский дом или под опеку.

Компетенции социального педагога при соблюдении права ребенка на семью:

  1. Работа с неблагополучной семьей: разработка индивидуальных планов, беседа, посещений на дому, вызов на совет профилактики, КДНиЗП, сообщение в ПДН, подготовка совместно с КДНиЗП, ПДН, управлением опеки и попечительства документов на суд по лишению родительских прав (акт обследования жилищных условий, характеристика ребенка, прочие документы), участие в судебном процессе.
  2. Сообщение о ребенке, лишенном попечения родителей в управление опеки и попечительства в 3-х дневный срок.
  3. Определение статуса ребенка на основании решения суда о лишении родительских прав (опека,  помещение в государственное  учреждение).
  4. Патронаж семьи, где есть опекаемый ребенок.

Право на образование

   В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка образование охватывает не только познавательные потребности детей, но и их физическое, социальное, эмоциональное, этическое и духовное развитие. Такая точка зрения на образование опирается на интересы ребенка и учитывает уникальные способности, потребности каждого из них.

Компетенции социального педагога при соблюдении права на образование:

  1. Контроль за детьми, проживающими в социально – неблагополучных семьях, стоящих на учете в ПДН.
  2. Разъяснение законодательства о льготах при поступлении в ВУЗ детей из числа детей-сирот и ОБПР. Направление писем в приемные комиссии ВУЗов о соблюдении льгот в отношении сирот при приеме на учебу.
  3. Изучение интересов опекаемых детей и детей, проживающих в семьях, стоящих на учете в ПДН. Привлечение их к кружковой деятельности.
  4. Участие в медико – социальном консилиуме.
  5. Сообщение в управление опеки и попечительства о поступлении подопечного в учебное заведение на полное государственное обеспечение.

Право ребенка на жилище

   Право ребенка на жилище обеспечивается путем предоставления жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях социального найма, а также путем приобретения жилья в собственность за счет денежных средств, предоставляемых Министерством ЖКХ и строительства Саратовской области.

Компетенции социального педагога в реализации права ребенка на жилище:

  1. Выявление детей, не имеющих регистрации по месту жительства.
  2. Отслеживание сохранности жилплощади, принадлежащей детям. Предъявление в управление опеки и попечительства актов обследования жилья, справок с места регистрации. Написание писем в отделы опеки и попечительства других районов, городов, где находится жилье обучающихся со статусом, с просьбой выслать акты обследования, подтверждающие сохранность жилья.
  3. Оформление и предоставление в управление опеки и попечительства пакета документов для постановки на учет в Мин.строительства и ЖКХ Саратовской области. Оказание содействия в получении жилья.

Право на здоровье

Здоровье – одна из жизненно важных ценностей человека, залог благополучия и его долголетия.

Компетенции социального педагога при соблюдении права ребенка на здоровье:

  1. Иметь сведения о детях, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе тубинфицированных.
  2. Выявление детей-инвалидов.
  3. Предоставление льготных санаторных путевок детям из малообеспеченных семей, бесплатных путевок опекаемым, детям – сиротам и ОБПР.
  4. Пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся. Участие в проведении  месячников  по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения.
  5. Осуществление наблюдений за условиями жизни и воспитания детей.

Право на защиту

   Государство признает ребенка как социальную и правовую личность. Семейный кодекс РФ закрепляет за несовершеннолетними детьми адекватный правовой статус, что в полной мере соответствует Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ (дети с 14 лет могут обращаться в судебные органы).

Компетенции социального педагога при соблюдении права ребенка на защиту:

  1. Выявление обучающихся «группы риска». Составление списков детей, состоящих на внутреннем учете, на учете в ПДН, из семей, находящихся в социально – опасном положении.
  2. Ведение личных дел детей, состоящих на внутреннем учете, учете в ПДН, из семей, находящихся в социально – опасном положении.
  3. Профилактическая работа с детьми девиантного поведения: беседа, оказание посильной помощи, вызов на совет профилактики, КДНиЗП.
  4. Работа с семьей, в которой проживают дети девиантного поведения: беседа, направление детей для консультирования к различным специалистам.
  5. Выявление детей, использующих наркотические и токсикологические вещества. Работа с ними.
  6. Участие в судебном заседании в роли защитника прав ребенка.
  7. Организация работы с детьми, склонными к бродяжничеству

Право на социальную защиту

   Право на социальную защиту регламентируется следующим важным документом – ФЗ РФ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет в материальной сфере, в образовании, в жилищной сфере, здравоохранения и т.д.

Компетенции социального педагога на соблюдение права ребенка на социальную защиту:

  1. Выявление опекаемых, детей – сирот и ОБПР из числа вновь поступивших обучающихся.
  2. Выявление социально – незащищенных семей: многодетных, неполных, малообеспеченных, семей – опекунов, инвалидов ,детей из семей, находящихся в социально – опасном положении. Составление социального паспорта техникума.
  3. Осуществление контроля за выплатой различного рода компенсаций обучающимся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществление контроля и содействие в получении алиментов, пенсии по СПК.
  4. Оформление и ведение личных дел обучающихся из категорий: опекаемые, сироты, оставшиеся без попечения родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность социального педагога по защите прав ребёнка: выявление жестокого обращения с детьми.

Цель консультации - обозначить причины возникновения и распространения агрессии в образовательной среде, проявления жестокого обращения с детьми в семьях и рассмотреть деятельность социального педагог...

Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей.

Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей....

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

План работы социального педагога по защите прав детей

Надеюсь план поможет в работе молодым специалистам....

Реализация межведомственного взаимодействия социального педагога по защите прав воспитанников

План работы по организации межведомственного взаимодействия социального педагога по защите прав воспитанников...

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...