Коррекционная работа, как одна из функциональных обязанностей социального педагога по результатам проведенных диагностик
статья (5 класс)

В статье рассмотрена коррекционная работа, которую необходимо проводить по результатам диагностик: снижение тревожности,  повышение самооценки, а также предлагаются игры  по психолого-педагогическому просвещению родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа, как одна из функциональных обязанностей социального психолога по результатам проведенных диагностик

Проведение любых диагностических процедур, как правило, влечет за собой проведение коррекционных мероприятий.

Например, из результатов диагностики мы сделали вывод, что у ребенка высокий уровень тревожности. В этом случае коррекционную работу необходимо проводить в трех направлениях:

  • Повышение самооценки ребенка.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Для того, чтобы помочь детям данной категории, нужно оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.

Также для повышения самооценки ребенка можно использовать специальные игры и упражнения, например:

  1. «За что меня любит мама».

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

  1. «Недотроги».

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.

Содержание: Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет – Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое- либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т.д.) все карточки. По следующему сигналу взрослого  дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины

«добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети  признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.

  1. «Похвалилки».

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я быстро выполнил домашнее задание" и т.д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.

После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

Социальному педагогу необходимо обучать детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется  в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение: и мышечное, и эмоциональное - можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Для снятия мышечного и эмоционального напряжения можно провести следующие игры и упражнения:

  1. «Скульптура».

Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.

Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:

  • ребенка, который ничего не боится;
  • ребенка, который всем доволен;
  • ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.

Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

  1. «Ласковый мелок».

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений. Ход игры: Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал  на  моей  спине  или  руке?  А  хочешь,  я  нарисую  тебе  солнце

„ласковым"  мелком?»  И  взрослый  рисует,  едва  касаясь  поверхности тела.

«Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце,

или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

  1. «Покатай куклу».

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.

Содержание: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.

2. «Добрый - злой, веселый - грустный». Цель: помогает расслабить мышцы лица.

Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т.д.)?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это. Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.

Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является  отработка владения собой в травмирующих ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по обучению его способами снижения мышечного и эмоционального напряжения уже проведена, нет гарантии, что оказавшись в реальной жизненной или непредвиденной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработка навыков поведения в конкретных ситуациях является необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Для этого можно применять упражнения:

  1. «Кенгуру».

Играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20-30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Эта игра-эстафета подходит для детей любого возраста, полезна она и для взрослых.

  1. «Представь, что ты это можешь».

Цель: позволяет ребенку поверить в собственные силы.

Детям предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если ребенка попросить завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении психолог просит представить, что он может завязать шнурки и показать, как он это делает. В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для ребенка наиболее ценным является сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.

В целях реабилитации и коррекции можно организованы следующие мероприятия: беседы психолога с ребенком, посещение на дому, вызов родителей к социальному педагогу.

Еще одной немаловажной составляющей функциональных обязанностей социального педагога является профилактика насилия в семье.

С этой точки зрения каждый ребенок должен рассматриваться семьей и школой как носитель личностной сущности и субъектности, а насилие над личностью - расцениваться как нравственное и уголовное преступление. В ходе учебно-воспитательного процесса в школе дети и подростки должны быть ориентированы на овладение духовно-этическим опытом жизни, что позволит им своевременно осознать факт насилия, обратиться за помощью и противостоять произволу взрослых.

Педагогическую профилактику целесообразно осуществлять по трем направлениям:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

По этому направлению можно провести следующие мероприятия: А) Деловая игра с родителями «Не нарушайте права ребенка».

Цель: познакомить родителей с основными правами ребенка, видами наказания и поощрения.

Игра состоита из девяти конкурсов:

«Команда-капитан»

Все участники делятся на две команды. Командам дается задание придумать название, девиз и выбрать капитана.

«Разминка» Командам предлагается ответить на ряд вопросов.

«Пойми меня»

Работа в паре (по одному человеку от команды). Один игрок объясняет правовой термин, а другой отгадывает. Правовые термины: право, закон, конвенция, ответственность, обязательства.

«Кто больше» Командам поочередно предлагается назвать сказки, в которых нарушены права.

«Театральная комната» Капитаны выбирают карточку, на которой написан № статьи и конвенции. Команде необходимо инсценировать отрывок из сказки, в которой описывается именно эта статья.

«Разыгрывание ситуаций» Педагогам предлагается разыграть некоторые ситуации и совместно обсудить некоторые варианты возможных решений.

Упражнение «Запрещаем - разрешаем»

Устанавливаются три мольберта, соответствующие зонам запрета. На мольберте прикрепляются бумажные цветы:

Зеленый символизирует зону «полная свобода» - это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.

Желтый - зону «относительная свобода» - действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.

Красный - зону «запрещено» - действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Участникам предлагается составить список возможных действий ребенка, распределив их по основным зонам.

Упражнение «Какие бывают наказания»

Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:

«физическое наказание»

«изоляция»

«наказание словом»

«лишение приятного»

Участникам необходимо перечислить варианты наказаний. В конце обсуждаются наиболее действенные варианты. Выявляются преимущества того или иного варианта.

«Отгадывание кроссвордов»

Командам предложено разгадать кроссворд.

Как правило в результате: все родители принимают активное участие в игре, и показывают свои знания. В заключении необходимо подвести итоги.

Б) памятка для родителей «Не нарушайте права ребенка!». Цель: познакомить родителей с основными правами ребенка.

Памятка содержит названия основных документов, закрепляющих права ребенка и небольшой перечень прав ребенка.

В) памятка для детей «Как выжить, если вы в опасности?»

Цель: информировать детей о том, как вести себя до нападения, во время нападения и после нападения.

Поддержка и помощь семье в ситуации духовного кризиса.

Помощь можно оказать только в условиях сотрудничества семьи и школы. Ориентация деятельности школы должна быть направлена на формирование у детей и подростков системы нравственных ценностей.

Для формирования нравственных ценностей можно провести урок толерантности.

Цель: формирование нравственных качеств; знакомство детей с таким качеством, как толерантность.

Мероприятие состоит из четырех заданий. Задание №1.

Детям предлагаются различные ситуации, на которые они должны отреагировать, стараясь быть толерантными.

Задание №2.

Нужно разделить варианты поведения людей или политики правительства по двум группам: уважение человеческого достоинства и унижение человеческого достоинства.

Задание №3.

Прочитать текст и ответить на поставленные вопросы. Задание №4.

Тест «На сколько вы толерантны».

Результат: вместе с детьми делаем вывод: «Класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание».

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения со стороны родителей, опекунов, педагогов и т. д. по отношению к ребенку.

Причинами этого является общий агрессивный фон общества, обычно определяемый как враждебные массовые действия, направленные на причинение физического, психологического вреда или ущерба или даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей.

Проявление агрессивности как причины жесткого обращения с детьми кроется в том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право на самоутверждение, а лишенный его - на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимое для нормального существования.

В настоящее время подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения во многих случаях не осуждается окружающими. В результате агрессия не столько преодолевается, сколько трансформируется и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных действий.

Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Использование физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели.

Детям, страдающим от жестокого обращения, приходится не только сталкиваться с вспышками гнева своих родителей, но и приспосабливаться к обстоятельствам окружающей среды, которые создают преграды в развитии

ребенка. К таким негативным факторам относятся разлука с членами семьи, напряженные отношения в семье, отсутствие возможностей для учебы и т. д.

Жестокое обращение с детьми может вызвать непредсказуемые последствия. У таких детей возникают многочисленные проблемы: задержка речи, антисоциальное поведение и т. п. Жестокое обращение задерживает процессы развития ребенка, что приводит к появлению проблем, связанных с его социальной адаптацией.

Проблема жестокого обращения с детьми не только и не столько медицинская, в большей степени это социальная проблема. Вместе с тем должны быть разработаны меры по профилактике этого явления, основанные на глубоком анализе причин жестокого обращения с детьми. Одной из таких мер может послужить установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в причинении вреда здоровью детям и подросткам.

Последствия, вызванные жестоким обращением с детьми, можно разделить на четыре группы:

  • нарушения настроения и эмоциональных реакций;
  • проблемы, связанные с посттравматическим стрессом;
  • нарушения сексуальной адаптации;
  • криминальное и антисоциальное поведение.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Жестокое обращение с ребенком:

  • деформирует нормальный процесс его развития;
  • нарушает привязанность между младенцем и матерью или отцом, или человеком, осуществляющим воспитание ребенка;
  • вызывает дискомфорт у ребенка и тормозит развитие навыков регуляции эмоций и поведения, которая понимается как способность модулировать или контролировать интенсивность и экспрессию чувств и импульсов;
  • способствует формированию недостаточной чуткости по отношению к другим, обуславливает возникновение проблем, связанных с эмпатией, межличностным доверием и настроением;
  • приводит к проблемам с социальной адаптации, коммуникации, школьной успеваемости, самоконтроля и агрессивного отношения к сверстникам;
  • приводит к серьезным негативным последствиям, сохраняющимся в зрелом возрасте;
  • может стать причиной расстройства настроения, посттравматического стрессового расстройства, источником проблем сексуальной адаптации и привести к преступному и антисоциальному поведению.

Подводя итог всему вышесказанному, ещё раз хотелось бы подчеркнуть важность и значимость работы социального педагога в современных условиях, поскольку от его профессионализма во многом зависит судьба детей и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Должностные и функциональные обязанности педагога -психолога.

Должностные и функциональные обязанности педагога -психолога....

Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога.

Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающи...

Консультация музыкального руководителя с педагогами ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА.

Данный материал затрагивает одну из важный тем-  насколько важна роль воспитателя  в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста....

Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога

Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога...

Функциональные обязанности социального педагога

Представлены функциональные обязанности выполняемые социальным педагогом в 2017-2018 учебном году....

Эссе Тема: Права и обязанности социального педагога.

Написала студентка ППЗ-16-1 Сазанова Е.Б.Эссе Тема: Права и обязанности социального педагога. «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.»Антон С...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ

Резензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ...