Работа с детьми имеющими девиантное поведение
материал

Доклад Работа с детьми имеющими девиантное поведение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на Методическое объединение январь 2021 год

Соц.педагог – Шаповалова О.А.

Тема: Практическая работа с детьми имеющими девиантное поведение «Рекомендации социального педагога по организации профилактической работы с детьми

девиантного поведения»

«Чтобы заразить детей добротой,

мы сами должны чувствовать тепло в своей душе.

Чтобы учить детей светлым, бодрым настроением,

мы должны сами чувствовать себя бодрыми.

Чтобы внушить детям хорошие стремления,

мы сами должны их чувствовать в себе.

Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать

себя человеком в лучшем смысле этого слова».

Василий Порфирьевич Вахтеров

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе. Различают несколько видов девиантного поведения:

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Можно выделить такие разновидности девиантного асоциального поведения:

  • преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.
  • пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.
  • наркомания
  • проституция
  • самоубийства, уровень совершения которых, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей: трудоголизм; клептомания; игровая и компьютерная зависимость у подростков, пищевая зависимость (булимия, анорексия); сексуальные девиации (педофилия, зоофилия), агрессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка.

К методам профилактики девиантного поведения относят:

∙ психологические тренинги;

∙ воспитательные беседы, лекции;

∙ образовательные программы;

∙ организация досуга;

∙ развитие личностных ресурсов;

∙ создание поддерживающей среды;

∙ пропаганда здорового образа жизни.

Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.

Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его.

Первый путь предпочтительнее, но и труднее. Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого — неизвестно.

        Так как количество детей, требующих внимания со стороны педагогов, социально-психологической службы с каждым годом растет, этому вопросу в школе должно уделяться пристальное внимание, одним из основных направлений деятельности школы должна считаться организация работы по сопровождению детей с отклонениями в поведении.

В условиях дистанционного обучения:

- социальным педагогом (профилактика социальных рисков, выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, требующих особого педагогического внимания; вовлечение обучающихся в досуговую деятельность и т.д.);

• участие детей в дистанционных конкурсах социальной направленности на различных уровнях (личное участие, класс, школа).

- (работа с обучающимися, родителями  оказание им психологической поддержки, работа по профилактике девиантного поведения обучающегося, в том числе суицидального поведения, формирование жизнестойкости, навыков эффективного социального взаимодействия, позитивного общения, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций).

Проводилась видеоконференция «Что бы ты не попал в беду».

Позиция педагога в ситуациях взаимодействия

 с девиантными подростками

1. Установка педагога на принятие подростка таким, какой он есть. Внутренняя готовность к возможным негативным особенностям подросткового возраста.

2. Наличие у педагога коммуникативной толерантности (терпения, умение не обозляться на подростков, несмотря на их негативизм, скепсис, дерзость и пр.).

3. Оптимистический взгляд на подростка: вера в его наилучшие качества, в наступление положительных эффектов сотрудничества, в позитивные перемены в поведении, судьбе. Педагогу запрещено унижать личность подростка, навешивать ему «ярлыки».

4. Стремление проявлять подчеркнутое внимание к личности, нуждающейся в психолого-педагогической помощи. Оно проявляется в стремлении педагога помочь подростку осознать, что он не безразличен, что его поступки и личностные свойства замечают, что ему готовы оказать поддержку.

5. Готовность педагога относится к подростку не менее уважительно, чем к себе: в этом случае подросток убеждается, что в нем видят личность, достойную признания и уважения, что ему помогают самоутверждаться, проявлять свою самостоятельность, взгляды, мнения.

6. Доброжелательность и чистосердечность. Человек может быть доброжелательным - открытым к людям, бескорыстным и миролюбивым, помогающим в осуществлении хороших дел, располагающим к себе в общении и деятельности. Но может быть зловредным - готовым к неодобрительной критике, проявляющим неприятие чужих инициатив, отчитывающим, укоряющим, ищущим благодарность за совет и услугу, и тем самым - отталкивающим от себя людей.

7. Понимание сложности воспитательной задачи при взаимодействии с подростками, в том числе и со сложными характерами. Уместно всегда помнить слова Януша Корчака: «Надо остерегаться смешивать «хороший» и «удобный». Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен…».

Педагогу важно научиться различать:

- Желание привлечь внимание,

- желание показать свою власть или отмстить за обиду (реальную или вымышленную),

- желание избежать неудач.

 При этом поведение подростка может быть плохим, но не девиантным.

- Собственно девиантное поведение - это постоянное аморальное, противоправное, преступное поведение.

СПОСОБЫ ОСТАНОВКИ И ПРЕЛОМЛЕНИЯ НЕАДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

При остановке неадекватного поведения педагог должен знать, что нельзя говорить длинные предложения, фразы, повышать голос, кричать. Поведение должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена до минимума. Лучше всего пользоваться короткими наставлениями.

Вступление в контакт может происходить следующим образом: скажите что-то положительное, что-то о том, чем подросток занимается или занимался, упомяните что-нибудь нейтральное и назовите чувство.

Во время инцидентов и кризисов вступление в контакт может быть затруднено. В таком случае лучше всего говорить о том, чем занимается подросток, или вступить в контакт нейтральным образом, например: «Петр, хочу тебе что-то сказать». Другая возможность — обозначить чувство (например: «Мне показалось, что ты на что-то сердишься?»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШАГ НАВСТРЕЧУ (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)

Статья (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)...

Доклад "Работа с детьми с девиантным поведением"

В помощь классному руководителю...

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Основываясь на общегосударственной технологии работы с детьми, требующими особого внимания, представленной в текстах важнейших международных и российских законов ( « Конвенция ООН о правах ребенка», 1...

Практические советы по работе с детьми с девиантным поведением

В последние годы в обычных общеобразовательных школах перед учителями все чаще встает задача социализации детей с девиантным поведением.Если еще 5 лет назад основную массу девианто...

Важность создания ситуаций успеха в работе с детьми с девиантным поведением.

Это небольшая статья призвана поддержать социальных педагогов, психологов и классных руководителей на сложном пути в работе с детьми "группы риска". Ситуация успеха - источник внутренних сил...

Программа работы с детьми с девиантным поведением

Программа направлена на профилактическую и коррекционноразвивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические техноло...