О работе по профилактике социального и семейного неблагополучия
материал

Наумова Марина Владимировна

Для эффективной профилактики социального сиротства необходимо выявление и возможная коррекция факторов , способствующих формированию семейного неблагополучия, а также межведомственное сопровождение семей, находящихся в группе риска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О работе по профилактике социального и семейного неблагополучия

       На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей.

       К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая. Сложная экономическая ситуация обязывает государство обратить особое внимание на проблемы детей. Оно должно способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности, но все родители без исключения реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить.

       Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство (фактически, сирот при живых родителях) среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах. Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе. Из этого следует, что проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет для нашей страны огромное значение.

        При помещении, ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации в государственное учреждение, требуется помощь. Одним нужен врач, другим психолог, а третьим просто хорошее отношение. Главная задача - создать у мальчиков и девочек верное представление о жизни. Но к этой проблеме надо подходить дифференцировано, по возрасту. До двенадцати - тринадцати лет на детское сознание еще можно влиять, а вот старших, как показывает практика изменить уже практически невозможно.

       Для эффективной профилактики социального сиротства необходимо выявление и возможная коррекция факторов, способствующих формированию семейного неблагополучия, а также межведомственное сопровождение семей, находящихся в группе риска. Кроме того, требуется внедрение комплексной программы по психологическому, медико-социальному, юридическому и экономическому сопровождению неблагополучных семей, решению проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, устройству их в семьи, а при невозможности - в детский дом.

       В ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом-школа, задачи, приоритетные направления, содержание, формы и методы работы по воспитанию, защите прав и законных интересов воспитанников,  направлены на социальную реабилитацию, обеспечение защиты прав и законных интересов воспитанников.

      Целью данной работы является: обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и предусматривает организацию социально-педагогической, психологической и правовой помощи воспитанникам и их семьям; совершенствование системы социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям и их семьям; расширение спектра предоставляемых услуг, направленных на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение родительской ответственности, укрепление нравственных основ семьи; формирование эффективной комплексной системы межведомственного взаимодействия защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

 Направления деятельности по профилактике социального и семейного неблагополучия:

1.Профилактико - просветительская деятельность направлена на повышение роли семьи в воспитании детей, создание благоприятной нравственной обстановки в окружении ребенка, предупреждение ошибок в семейном воспитании; формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции; воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства; недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным; недопущение приобщения детей к спиртным напиткам, курению, азартным играм; побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

        Психолого-педагогическое просвещение родителей направленно на повышение психолого-педагогической культуры, ответственности родителей за воспитание детей.

       В нашем учреждении проводятся консультации для родителей, направленные на разъяснение прав и обязанностей родителей, а также иных лиц по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних; консультирование по вопросам налаживания межличностных и внутрисемейных отношений, по вопросам преодоления семейных конфликтов, а также помощь в обучении родителей методикам семейного воспитания, навыкам семейной жизни. Беседа «Вместе мы одно целое», направленная на педагогическую коррекцию неадекватных форм поведения родителей и их установок при воспитании детей, цель которого научить родителей создавать условия для доверительного общения с детьми, повысить стрессоустойчивость и психологическую культуру родителей в форме межличностного, семейного, родительского общения.

Ситуационные игры и тренинги для детей по формированию безопасного поведения, по овладению социальными навыками, беседы, деловые игры, дискуссии по правовым проблемам.

2.Охранно-защитная деятельность направлена на изучение положения детей в семье. Выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни детей. Разработка и реализация индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка. Зашита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях (органы управлением образования, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и др.). Социальный патронат несовершеннолетних, после их возвращения в семьи.

      Используются такие формы работы, как проведение «социального расследования» по изучению семейной ситуации, социального статуса, положительных ресурсов семьи, определение влияния окружающего социума на семью и ее членов.

      Социальный патронат детей – универсальная форма работы, представляющая собой оказание различной помощи ребенку и семье на дому. В ходе патроната могут осуществляться разные виды помощи – психологическая, социально-педагогическая и др.

Технология социального патроната включает:

предварительную подготовку встречи, постановку целей; предварительное оповещение о времени визита;

представление и сообщение о цели визита;

посещение;

подведение итогов, при необходимости – составление информации (акта) о посещении ребенка на дому.

3.Диагностико - аналитическая деятельность направлена на сбор достоверной информации о причинах, последствиях пребывания ребенка в трудной жизненной ситуации различными специалистами и педагогами, социально-педагогическая и психологическая диагностика. Оценка индивидуальных особенностей ребенка. Конкретизация проблемных состояний/переживаний ребенка, выработка мер коррекционно-реабилитационного и воспитательного характера.

В данной деятельности используются такие формы и методы работы, как установление ближайшего социального окружения ребенка; выяснение специфики взаимодействия в данном микросоциуме; выяснение социально-педагогического и экономического ресурса семьи; выяснение особенностей поведения и обучения ребенка в учреждении образования; выяснение основополагающих социально-аксиологических аттитюдов личности ребенка; выяснение социально-педагогических аспектов возникновения социально опасного положения; изучение информации. Сбор вышеуказанных материалов ведется через изучение документов, запрос недостающих документов, беседы с окружающими ребенка людьми. А также через взаимодействие с субъектами профилактики.

 4.Коррекционно-реабилитационная деятельность направлена на социально-педагогическую и психологическую реабилитацию детей. Коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребенка. Оказание психологической помощи ребенку, разрешение внутри и межличностных конфликтов, создание благоприятной психологической атмосферы.

    Используются такие средства реабилитационного воздействия, как:

- различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая);

- психологическая помощь (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия);

- специальная помощь (игротерапия, сказкотерапия, арттерапия, библиотерапия, танцевально-двигательная терапия, проективное рисование, сочинение историй, куклотерапия);

- предметы материальной и духовной культуры (литература, произведения искусства, средства массовой информации и др.).

    Данный вид деятельности организуется в тесной взаимосвязи с педагогами - психологами детского дома, психологов общеобразовательной школы, в которой учатся наши дети. В работе с детьми и родителями учитываются основные факторы, играющие основную роль в возникновении нарушений личностного развития.

    Работа специалистов с такими семьями должна осуществляться в тесном контакте с правоохранительными органами, органами здравоохранения, образования, опеки и попечительства. Для данного типа семей необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия

Алгоритм включает:1. Совместная работа;2. Источники информации о семейном неблагополучии;3. Дополнительные источники;4. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка;5. Эффективные м...

Семинар классных руководителей "Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия"

Семинарское заняиме с элементами тренинга для классных руководителей среднего звена...

Программа «Шанс» по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях социально- реабилитационного центра.

Поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого- педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско- родительских отношений....

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия...

План работы по профилактике различных форм детского неблагополучия

Работа ОУ по профилактике различных форм детского неблагополучия...