Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС. Формы и методы работы.
статья

Светлана Игоревна Шишкина

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детей
с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должно осуществляться комплексное социально-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с ОВЗ, с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Последние описаны и в целом определены в соответствующих общих характеристиках каждой из категорий детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС.

 Формы и методы работы.

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детей
с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должно осуществляться комплексное социально-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с ОВЗ, с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Последние описаны и в целом определены в соответствующих общих характеристиках каждой из категорий детей с ОВЗ.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательной среде определяется как создание оптимальной организации образовательной среды, соотнесенной
с возможностями такого ребенка и реализации программы коррекционной работы соответствующей образовательной программы. В этом случае силами всех участников образовательного процесса должно быть создано равновесие между образовательными воздействиями (организацией программ обучения, характером и организацией межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных воздействий, организации образовательного пространства и т.п.) и индивидуальными возможностями ребенка. В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категорий детей с ОВЗ организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных организаций
должен содержать:

- описание системы социально - педагогических условий и ресурсов, которые должны обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими рекомендуемой образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательной организации;

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально - медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, без барьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;

- использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

«Сопровождение» — это организованная психолого-педагогическая помощь учащемуся с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания. Структурно «сопровождение» представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий, реализующий заявленную цель.

Форма, способы, средства и задачи «сопровождения»:

-Форма - организованная, то есть: спланированная, причинно и теоретически обоснованная, конкретная, целевая.

- Способы и средства - педагогические и психологические методы воздействия на сознание школьника как непосредственно, так и опосредовано (через организацию среды, группу и др.).
- Задачи: организация внутренних и внешних условий успешности учебной деятельности учащегося.

Функции «сопровождения»:

Сопровождение — это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:

- диагностика существа возникшей проблемы;

- информация о существе проблемы и путях ее решения;

- консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;

- первичная помощь на этапе реализации плана решения. 

Целью социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения является оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Задачи:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ; 

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач обучения и социализации; 

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Функции осуществления социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения:

- информационная (информирование родителей о работе общественных организаций, о специальных мероприятиях);

- организационная (проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблемам семей с детьми-инвалидами и другой социальной направленности, ориентированной на их поддержку);

- обучающая (проведение семинаров для педагогов, социальных педагогов, педагогов-психологов с целью накопления и обмена опытом);

- посредническая (приглашение специалистов для проведения профессионального консультирования в области юриспруденции, медицины, экономики и права).

Участники социально-педагогического сопровождения семьи.

Принципы сопровождения ребенка в образовательном учреждении:

- рекомендательный характер;

- приоритет интересов сопровождаемого;

- мультидисциплинарность сопровождения;

- непрерывность сопровождения;

- стремление к автономизации.

Рекомендательный характер:

Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Приоритет полномочий здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родители, педагоги, окружение.

Приоритет интересов сопровождаемого:

Специалист системы сопровождения должен стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Мультидисциплинарность сопровождения:

Реализуется в согласованной работе специалистов, включенных в единую организационную модель.

Непрерывность сопровождения:

Поддержка прекращается только после решения проблемы или, если подход к решению проблемы будет очевиден. Дети, находящиеся под постоянным воздействием фактора риска (сироты, с хроническими заболеваниями и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

Стремление к автономизации:

Автономность службы выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства, педагогов школы или детского сада на те или иные рекомендации центра.

Индивидуальное сопровождение направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Данные о характере и динамике психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, о личностных особенностях ребенка и социальном благополучии помогает получить комплексная диагностика.

Этапы индивидуального сопровождения ребенка:

1.Сбор информации о ребенке (диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка).

2. Анализ полученной информации.

3. Совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.

4. Консультирование всех участников сопровождения и образовательного процесса о путях и способах решения проблем ребенка.

5. Выполнение рекомендаций (реализация ИПР) каждым участником сопровождения.

6. Анализ результатов.

7. Планирование дальнейшей работы с ребенком на основе имеющихся результатов.

Направления социально-педагогического сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в общеобразовательном учреждении:

- организация образовательного процесса;

- психолого-педагогическая диагностика проблем в развитии ребенка;

- консультирование;

- осуществление взаимодействия с различными организациями по оказанию специализированной поддержки и помощи, организации досуга и др.

Прогнозируемый результат комплексного социально - педагогического сопровождения семей и самих школьников с ограниченными возможностями включает в себя следующие показатели:

- уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья в процессе адаптации к школе;

- формирование комфортной образовательной среды;

- снижение уровня тревожности родителей и детей;

- эмоциональное благополучие ребенка в классе;

- развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями;

- выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;

- включение родителей в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

Индивидуальное сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОСНОО

Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически изменило педагогическое образование на психолого-педагогическое, что обозначило необходимость обучения, ориентированного на...

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...

Электронная версия комплексного психоло-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации АООП (вариант 1,2), приказ 1599

Основная коррекционная работа направлена на развитие познания ребенком окружающей действительности на основе предметной деятельности...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...

Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...