Доклад «Роль семьи в обучении и воспитании детей»
материал (10 класс)

Мусаева Зухра Расуловна

Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, устоями. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, приобретает опыт общения, что в значительной степени определяет характер его  взаимоотношений с окружающими людьми в последующей жизни.

Наша задача - поддержка и развитие тёплых чувств детей к близким, превращение их любви из эмоционального отношения в действие (должны делиться с воспитанниками опытом взаимоотношений в своей семье, рассказывать о традициях семьи и побуждать ребят писать поздравления, делать своими руками подарки, оказывать другие знаки внимания членам семьи, помогать семье в домашних делах).

Школа - «второй дом» для детей. Поэтому любовь к школе, помогающей найти себя, свое место в жизни, - одна из наших главных задач. Здесь важно знакомство с традициями школы, класса (дни рождения, походы, встречи с выпускниками, праздничные мероприятия - народные, календарные и тематические). Подготовка к ним (беседы, подбор материала, репетиции, оформление) и само проведение должны вызывать положительные, яркие эмоциональные переживания у учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_3.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

              МКОУ «Сергокалинская СОШ №2

им. Героя России Магомеда Нурбагандова»

ДОКЛАД

социального педагога

Мусаева Зухра Расуловна

                                           на тему:

«Роль семьи

в обучении и воспитании детей»

                      (Районный семинар социальных педагогов)

        Сергокала – 2020

     Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, устоями. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, приобретает опыт общения, что в значительной степени определяет характер его  взаимоотношений с окружающими людьми в последующей жизни.

Наша задача - поддержка и развитие тёплых чувств детей к близким, превращение их любви из эмоционального отношения в действие (должны делиться с воспитанниками опытом взаимоотношений в своей семье, рассказывать о традициях семьи и побуждать ребят писать поздравления, делать своими руками подарки, оказывать другие знаки внимания членам семьи, помогать семье в домашних делах).

Школа - «второй дом» для детей. Поэтому любовь к школе, помогающей найти себя, свое место в жизни, - одна из наших главных задач. Здесь важно знакомство с традициями школы, класса (дни рождения, походы, встречи с выпускниками, праздничные мероприятия - народные, календарные и тематические). Подготовка к ним (беседы, подбор материала, репетиции, оформление) и само проведение должны вызывать положительные, яркие эмоциональные переживания у учащихся.

Эффективность работы школы по воспитанию детей во многом зависит оттого, насколько она взаимодействует с семьей. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые школой по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач классного руководителя - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей, большая удовлетворенность своей работой, более творческий подход к ней.

Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей - лучшее отношение к школе, к учебе, развитие их знаний и умений, успешное социальное положение.

В связи с вышеизложенным перед школой стоят  сложные и многогранные задачи работы с семьей.

       Работой с семьей в МБОУ «Покровская СОШ» занимается и социальный педагог.

Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать социальный педагог. Поэтому множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступают молодые люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной ее подструктуры- семьи.
     Объем решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а также принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска».
   Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды.
Современные условия добавили еще и безработицу родителей.
     Задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций и их своевременное предупреждение и нейтрализация. К предупреждениям относится материальные: помощь семьям со стороны государства в виде выплат пособий. Предоставление льгот, социальной помощи.
  Кроме педагогических проблем социальный педагог решает  социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

     Главная цель социального педагога — это мобилизировать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Любая работа социального педагога в семье начинается с изучения этой семьи анализ проблем и определение пути выхода из кризиса.
  Для оказания помощи семьям организованы различные центры социальной службы, приюты и др.
   В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективно осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронаж.
Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей инвалидов.

       Множество проблем, связанных с современной семьей можно разделить на следующие группы.
1.Социально-экономические проблемы - к этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом, удельным весом в структуре общества  малообеспеченных семей и семей живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.
2.Социально-бытовые проблемы - по смысловому содержанию сходны с социально-экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительский бюджет средней семьи и т.д.
3.Социально-психологические проблемы - Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее брачно-семейной адаптацией ролей личности автономией и самоутверждение в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейный конфликт, сплоченность семьи как малой группы, насилие в семье.
4.Проблемы стабильности современной семьи - данную проблематику состояния и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворение браком как фактор стабильности  семейного союза, ее социально-психологического характера.
5.Проблемы семейного воспитания - в данной группе проблемы могут рассматриваться  состояния семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли. Положение ребенка в семье. Условия эффективности и прочеты семейного воспитания. Указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.
6.Проблемы семей группы риска - факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально - психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.

 К семьям группы риска относятся: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др.

   Из этого следует, что современная семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. привели к несущей потребности профессионального вмешательства социального педагога для детей и их родителей, для поддержки их личного статуса жизни.

Социальный статус с семьи — сочетание индивидуальный характер членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономическая (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность);  социально-психологические (благоприятный психологический климат); социокультурный (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой (отношение к ребенку и его проблемам).
   По статусу семьи можно назвать рад факторов определяющие неблагополучие семьи.
- Это падение жизненного уровня, безработица и низкий доход семьи тем самым ухудшение условий содержания ребенка.
-Отсутствие и недостаток в семьях эмоционального и доверительного общения, тем самым конфликты в отношениях между взрослыми членами семьи и детей.
-Падение нравственных устоев семьи алкоголизм наркомания родителей, и отсюда- жестокое отношение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

1.2 Цели и задачи социального педагога в семье.
Социальный педагог является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, динамично развивающее общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально - педагогических функций в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющие те или иные проблемы социальной жизни.
 В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребенка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально- демографической группы общества.
Деятельность социального педагога в образовательном учреждении представлена весьма многообразна.
Профессиональная деятельность социального педагога может быть организована только в рамках государственно- социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальный педагог использует следующие нормативно- правовые документы.
-Конституция РФ
-Конвенция ООН о правах ребенка.
-Федеральный закон «Об основных гарантий права ребенка в РФ».
-Закон РФ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовршеннолетних».
-Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право.

Главной сферой деятельности социального педагога является социум. При этом приоритетней является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении. Социальный педагог работает с детьми их семьей.
Вывод: Социальный педагог - это новая профессия, рождение которой в большой степени, вызвано «новым качеством социализации личности», в связи с резким обострением социальной политики, экономики и национальными противоречиями в современном мире. Социальный педагог выступает в различных профессиональных ролях: в качестве посредника, защитника, организатор и наставника, который  помогает своевременно определить, предупредить и нейтрализовать проблемы связанные с родителями и их детьми так как семья находится в кризисном состоянии: это падение жизненного уровня, алкоголизм или наркомания родителей, непонимание родителей их детей и многие другие факторы действующие неблагоприятно на семью, естественным образом привлекают внимание специалиста требует глубокого и всестороннего изучения и решения на уровне государства, общества и конкретной личности.
Делая  заключение по этой главе можно выделить, то что социальный педагог  нужен в каждом образовательном учреждении  что бы помогать детям  адаптироваться в жизни, выяснять и нейтрализовать проблемы связанные с ребенком, его семьей и близким его окружением.
 Заключение: Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого общества — по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий  и услуг теряется, возникают проблемы семьи. Не только как подструктуры общества, но и как самостоятельные системы. Именно эти проблемы разрушают семью изнутри.
Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог.
Итак, работа социального педагога — создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден правильности своих действий, быть спокойным, четко излагать свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
Социальный педагог сталкивается с разными семьями. Это семьи где ребенок живет  в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды.
Требуется повседневная защита социальным педагогам, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остается одиноким.
Именно в таких семьях у ребенка  наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально.
Социальный педагог таким семьям необходим, так как современные школы занимаются только обучением, а 2\3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
 Задача социального педагога   - это разрешение кризисных ситуации, и их своевременное предупреждение и нейтрализация.
Социальный педагог кроме педагогических проблем решает также социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель социального педагога в работе с семьей — мобилизировать внутренние силы семьи на преодоления кризиса.
Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги предлагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично. Здоровая семья — залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества в целом.
             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД социального педагога школы Ооржак О.О. на тему: «Роль семьи в обучении и воспитании детей».

   Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности....

Родительское собрание. "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей".

В данной презентации перечислены все правила родительской  гармонии. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Все важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доб...

родительское собрание « Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

Показать родителям  значимость  духовно  -  нравственного   воспитания  детей в семье.Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицат...

Роль семьи в духовно - нравственном воспитании детей

Совершенно очевидно, что сегодняшняя система образования в школах ориентируется на качественное обучение, а не на воспитание. Духовно–нравственный потенциал, оставленный нашими предками, сохраня...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

Сообщение на общешкольном родительском робрании....

Роль семьи и школы в воспитании детей

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпо...

Доклад "Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей"

Библиотека может и должна быть средой воспитания обучающихся. В то время, когда неперед всеми детьми открыты двери разных развивающих школ и студий, двери библиотеки должны широко распахнуться для все...