Дополнительная образовательная программа (проект) кружка «Учимся решать проблемы»
проект

Шубникова Гыльнара Нурулловна

Задачами программы являются:

1.       Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.

2.      Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении.

3.      Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.

4.      Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.

5.      Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchimsya_reshat_problemy.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Информационная карта                                                        2-3
  2. Общие положения                                                                4-5
  3. Нормативно-правовые основы реализации программы (проекта)        6
  4. Анализ социально-педагогической деятельности   учащихся находящиеся в социально-опасном положении.                                                7-8
  5. Этапы реализации                                                                9
  6. Календарно-тематическое планирование                                        10-13
  7. Список литературы                                                                14

  1. Информационная карта программы

Полное название программы

Дополнительная образовательная программа (проект) кружка

«Учимся решать проблемы»

Авторы программы

Шубникова Гыльнара Нурулловна,

социальный педагог

Учреждение, реализующее программу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

Адрес организации.

628240, ХМАО-Югра, Тюменская область,

г. Советский,

ул. Гастелло 24

Телефон/ факс

8(34675) 3-15-49 – приемная (факс); 3-71-40 – директор.

sovsc1_87@mail.ru

www.86sch1-sov.edusite.ru

Цель программы

правовое просвещение учащихся, находящихся в социально-опасном положении и требующие особого внимания

Задачи программы

.      Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.

2.      Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении.

3.      Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.

4.      Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.

5.      Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

Участники программы

Подростки от 12 до 15 лет

Концепция

Проект программы направлен  на ознакомление с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, с законами, принятыми в обществе; на формирование гражданской и нравственной позиции; развитие правосознания, самоопределения, профопределения; осознание себя как личность в системе общественных отношений;   воспитание  чувства коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, развитие  творческого  потенциала.

Приоритетные направления деятельности

Экскурсия в РОВД.

Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних: сотрудник ГИБДД, участковый и др.

Формы  организации работы по направлениям

деятельности

Занятия, экскурсии, беседы, анкетирование, ИКТ

Ожидаемые результаты

Сформированность  гражданской и нравственной позиции:  самоопределение, профопределение.

Сроки реализации

2014-2015гг

II. Общие положения

    Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

    Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.

     Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества.

Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание учащимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.

На занятия  отводится 2 часа в неделю.  Группа от 15 ти человек.. Работая в группах, учащиеся  учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.

Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток-шоу, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов, фрагментов фильмов. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся  включены в игру. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать серьезный напряженный труд интересным для учащихся.

На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).

Именно на решение этих задач и направлена данная программа.

Программа (проект) рассчитана на 35 учебных недель (2 часа в неделю) , категорию детей в возрасте от  12 до 15 лет. Срок реализации программы: 1 год.

2.1.Нормативно-правовые основы реализации программы (проекта).

Дополнительная образовательная программа (проект) «Учимся решать проблемы» реализуется в МБОУСОШ №1 с сентября 2014года, систематизирует и активизирует все виды и формы социально-педагогической работы с детьми, активно включает в работу с детьми учреждения культуры, спорта, здравоохранения, правоохранительные учреждения, муниципальные службы и ведомства.

Программа базируется на гуманистических принципах Конвенции ООН о правах

ребенка, таких как:

само ценность жизни ребенка (каждый ребенок обладает неотъемлемым правом на

то, чтобы полноценно и счастливо прожить период детства и юности);

развивающий характер способов организации и условий обучения и воспитания  

(организаторы обязаны создать все необходимые условия для умственного,

физического, нравственного развития детей, развития их творческих

возможностей);

свобода выбора детьми и их родителями формы проведения досуга, что

предполагает наличие вариативных форм развивающей досуговой деятельности;

социальная защищенность детства (обеспечение государственной системы

социальной, правовой, научно-методической, экономической поддержки и

ресурсного обеспечения разнообразных форм организации обучения и воспитания

детей и подростков).

Нормативной базой для разработки дополнительной образовательной программы «Учимся решать проблемы» являются:

Конституция РФ (Cт. 38, 43)  

Семейный Кодекс РФ (Ст. 63. 65.)

Декларация Прав Человека (Ст. 26)

Закон РФ «Об Образовании» (Ст.13, 15, 16, 32, 50, 52, 55).

Кодекс Российской Федерации «Об Административных Правонарушениях» (Ст.

5.3, 6.8, 6.9, 6.10, 20.1, 20.20, 20.21, 20.22).

 

2.2.Анализ социально-педагогической деятельности   учащихся находящиеся в социально-опасном положении.

2.2.1. Социальный состав обучающихся школы

Дети -

сироты

Дети с

ограниченными

возможностями

Дети из

неблагополучных семей

Дети из

малообеспеченных семей

Дети из

многодетных семей

2

1

2

7

6

2.2.2.Количественные показатели о воспитанниках, находящихся в социально –опасном положении на начало реализации программы (проекта):

Возрастная категория

Количество

Причина (проблема)

1

12 лет

2

Отклонение в поведении

2

13 лет

3

В социально-опасном положении

3

14 лет

3

Проблемы в общении со сверстниками и учителями

4

15 лет

7

Девиантное поведение

  На основании полученных аналитических сведений возникла потребность в создании данной дополнительной образовательной программы, направленной на    развитие правовой культуры учащихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью.

      По итогам реализации данной программы (проекта) старший подросток к 16-18 годам, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.

Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.

     

Основной целью программы (проекта) «Учимся решать проблемы» является правовое просвещение учащихся, находящихся в социально-опасном положении и требующие особого внимания. Исходя из цели возникают следующие задачи:

  • Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.
  • Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении.
  • Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.
  • Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.
  • Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

 

III.Этапы реализации программы (проекта)

I этап. Организационный. Сентябрь,2014г

Содержание деятельности:

-выявление детей, требующих особого внимания.

- коррекция списков детей, состоящих на учете в ОДН,КДН и внутришкольном учете, семей, оказавшихся в социально-опасном положении;

-анализ причины

Ожидаемые результаты:

Создание банка данных семей, оказавшихся в социально- опасном положении,

детей и подростков. Изучение конкретных условий социального окружения подростков.

II этап. Основной. Октябрь- июнь,2015г.  

Содержание деятельности:

-создание атмосферы творчества, созидания, успешности,

-социально-педагогическое и правовое просвещение

- совместная плановая работа с комиссией по делам несовершеннолетних, отделами

по делам несовершеннолетних с Центрами помощи семье и детям, лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями культуры города;

индивидуальные воспитательные беседы с воспитанниками, их

родителями; экскурсии в ГРОВД;

- мониторинговая деятельность по отслеживанию уровня правовой оснащенности.

III этап. Итоговый. Рефлексия.

Содержание деятельности

-мониторинговая деятельность по отслеживанию уровня правовой оснащенности воспитанников и их родителей;

-анализ.

IV. Основные механизмы реализации программы (проекта)

Активная деятельность по профилактике правонарушений на всех ступенях развития и роста детей и подростков путем наполнения их интересов социально-значимым содержанием.

 Использование активных форм работы: экскурсии, марафонов, акций  как в каникулярный период, так и в течение всего учебного года. Это позволило интенсифицировать образовательную деятельность и достигать результатов в воспитательной работе.

IV.Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол – во часов

1

Введение.

Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников)

1

2

Что такое вина? Что такое ответственность?

1

3

Виды юридической ответственности.

1

4

Диагностика по изучению качеств поведения подростков

1

5

О правопорядке. Правонарушения и преступления.

1

6

УК РФ и Административный Кодекс (Основные понятия)

1

7

Взыскания и наказания.

1

8

Викторина «Я - гражданин».

1

9

Дети и терроризм

1

10

Как не стать жертвой преступления?

1

11

Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.

1

12

Конкурс газет: «Есть выбор - жизнь без наркотиков».

1

13

Диспут: Кто я? Какие мы?

1

14

Человек – кузнец своего счастья.

1

15

Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

1

16

Царство Закон.

1

17

Царство беззакония.

1

18

Защити свои права

1

19

«Власть и порядок в обществе».

1

20

«Гражданин и собственность» (о гражданском праве).

1

21

Основы потребительских знаний.

1

22

«Преступления и наказания» (Об уголовном праве).

1

23

Викторина «Знаем ли мы законы?» 

1

24

Экскурсия в РОВД.

1

25

Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др.

1

26

Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия).

1

27

Права и обязанности родителей и детей

1

28

Социальная защита и социальное обеспечение детей - инвалидов

1

29

«Жилищный кодекс РФ» - основные статьи.

1

30

Конвенция ООН о правах ребенка. Основные статьи.

1

31

«Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции ООН о правах ребенка).

1

32

Жизнь в неволе (рабство).

1

33

Мой дом – моя крепость.

1

34

Честь и репутация.

1

35

Свобода выбора: где жить и с кем жить.

1

36

Дети под защитой государства.

1

36

Беда может случиться с каждым.

1

37

Охрана здоровья.

1

38

Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение

1

39

Могут ли быть права без обязанностей

1

40

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

41

Декларация ООН о правах человека.

1

42

Свободный человек в свободном мире

1

43

«Имею право» - права и обязанности несовершеннолетних.

1

44

Конституция  - договор между гражданами. Основные статьи.

1

45

Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству

1

46

Правительство. Структура власти. Структура государства.

1

47

Трудовой кодекс РФ. Основные статьи.

1

48

Дискуссия «Право на труд: миф и реальность».

1

49

Основы правовой культуры

1

50

Правовой статус ребенка

1

51

Мы устаиваемся на работу      .

1

52

Права и дети

1

53

Нужны ли любовь и внимание.

1

54

Право на семью.

1

55

Дети нуждаются первоочередной помощи.

1

56

Давайте понимать друг друга с полуслова.

1

57

Один за всех и все за одного.

1

58

Как научиться быть ответственным за свои поступки.

1

59

Практикум «Я к вам пишу...» (правильность составления необходимых официальных документов).

1

60

Правила личной безопасности

1

61

Главные ценности в нашей жизни

1

62

Нетрадиционные религиозные объединения

1

63

Правила поведения в школе и обществе

1

64

Твоя уличная компания

1

65

Равенство прав людей от рождения

1

66

Воинская обязанность

1

67

Суицид среди подростков

1

68

Сумей сказать НЕТ!

1

69

Если дома не понимают

1

70

Игра.  Проблема-как ее решить? Закрепление полученных знаний.

1

После реализации программы (проекта) воспитанники  должны:

- знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;

- усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

- различать правомерное и неправомерное поведение, основание и   порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса;

- знать современные правовые системы, понятие и принципы правосудия, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; основные юридические профессии; формы социальной защиты и социального обеспечения;

- объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений; значение юридических терминов и понятий;

- уметь приводить примеры различных видов правоотношений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

- осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

 - иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.); иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка;

V. Список литературы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон «Об образовании»;
  •   Конвенция ООН «О правах ребенка»;
  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей»;
  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Кодекс Российской Федерации № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. «Об административных правонарушениях»;
  • Уголовный Кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 г.;
  • Семейный Кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995 г.;
  • Приказ МВД № 569 от 26.05.2000 г. «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Презентация индивидуального проекта как итог освоения воспитанником дополнительной образовательной программы.

В статье описан опыт представления учащимися итогов освоения дополнительной образовательной программы "Лоскутное шитьё" в форме презентации индивидуального проекта. Даются раекомендации по п...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...