Тренинговое занятие "Профориентационные техники для детей и подростков"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Будина Валентина Николаевна

Тренинговое занятие включает игровые упражнения, информационный блок о типах, классификациях профессий, методики профессионального самоопределения.

В зависимости от возраста и запросов обучающихся, можно варьировать преобладание тех или иных блоков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения тренингового занятия      

«Профориентационные техники для детей и подростков»

Составитель: Будина Валентина Николаевна, социальный педагог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга.

Категория слушателей: обучающиеся 5-х – 11-х классов школ. 

Время проведения: 1 час 30 минут.

  1. Игровое упражнение «Профессия на букву…» (разминка).

Цель упражнения- расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Время проведения - 5 — 15 минут .

Упражнение проводится в круге.

Инструкция:

Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что м знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной про сии на данную букву.

Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).

При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.

Ведущему желательно, больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).

Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях. К нашему удивлению, даже несмотря на всю простоту и кажущуюся примитивность данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно.

  1. Игровое упражнение «Цепочка профессий»

Цель упражнения - развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности

Время проведения -10—15 минут .

Упражнение проводится в круге.

Инструкция

Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то кую металлургу, например, повар. Следующий назовет профессию, близкую повару и т.д.

Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство назван профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высок температурами, с печами.

По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?» Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

Обсуждение

При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства. Например, в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом. (Пример подобной цепочки: металлург - повар - мясник - слесарь (тоже рубит, но металл) - автослесарь - таксист - сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») - артист драмтеатра - артист балета и т.д.)

Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором, ведь очень то, что ищет человек в одной (только в одной!) профессии, может оказаться в других, более доступных.

Опыт показывает, что больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер. Например, что может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается, и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?). Если школьники находят подобные или даже более веселые сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество - это один из показателей того, что игра получается.

Информационный блок «Типы профессий».

  1. Классификация профессий (информационный блок).

"Человек-техника"

Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой техники, строительством. Большинство профессий этого типа требуют эмоциональной сдержанности, повышенного чувства ответственности, т.к. работники этой сферы часто имеют дело со сложными механизмами и приборами, и допущенные ими ошибки могут иметь серьезные последствия. Представители данных профессий могут длительное время работать при ограниченных контактах с людьми. Таким образом, тип "человек-техника" требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

"Человек-человек"

Профессии, связанные с медицинским и бытовым обслуживанием, обучением, воспитанием и правовой защитой. Профессии данного типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние других людей, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, эмоциональную устойчивость. Таким образом, главное содержание труда в профессиях этого типа сводится к взаимодействию между людьми.

"Человек-знаковая система"

Профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами. Большинство профессий этой группы требуют терпения, аккуратности, систематичности в работе, четкого следования правилам, инструкциям; некоторые из них характеризуются ограниченными контактами с окружающими. Следовательно, для успешной деятельности в данной группе профессий необходимы способности к абстрактному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, способность воспринимать большие объемы информации и хорошая память.

"Человек-природа"

Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, профилактикой и лечением их заболеваний. В данный тип входят и некоторые медицинские специальности, а также химия, экология. Представителей этого типа профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе, миру животных и растений, поэтому для них важны такие качества, как знание мира природы, интерес к биологии, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, ответственность, наблюдательность.

"Человек-художественный образ"

Профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. Для профессий этой группы значимым является эстетическое восприятие окружающего мира, развитый художественный вкус, чувствительность, богатое и развитое воображение, способность заметить в обычном, что-то новое, особенное, исключительное.

Для определения профессиональной направленности существуют разные методики. Ниже приведены две из них.

  1. Методика изучения профессиональной направленности Дж.Голланда. Типы профессиональной личности по Голланду.

(Приложение 1)

  1. Матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной

(Приложение 2)

  1. Игра «Самая-самая профессия»

Игра предназначена для повышения уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью. Упражнение может проводится в круге или при работе с целым классом. Для круга количество участников от 6—8 до 10—15. По времени упражнение занимает от 15 до 25—30 минут. Процедура упражнения включает следующие основные этапы:

1. Инструкция: “Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.

2. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.

3. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5—7.

Если упражнение проводится с классом, то после того, как ведущий назовет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий. Ведущий выписывает 3—5 наиболее “прозвучавших” вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение “самой-самой” профессии.

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется самая денежная профессия — депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.

Для того, чтобы упражнение проходило более  интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: “самая зеленая профессия”, “самая сладкая профессия”, “самая волосатая профессия”, “самая неприличная профессия", “самая детская профессия”, “самая смешная профессия” и т.д. В определенном смысле данное упражнение близко к известной игре “ассоциации”, поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками.

  1. Формула выбора профессии.

Есть одна универсальная формула, которая поможет любому человеку сделать правильный выбор.

Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня

 https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1568198647_287219.jpg

ХОЧУ – это твои интересы и склонности. Это всё, что ты делал или делаешь по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так, ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.

МОГУ – твои способности, возможности здоровья. "Могу" включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам в соответствии с состоянием здоровья. Необходимо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко, без особых усилий и с хорошими результатами.

НАДО – возможность трудоустроиться, спрос на рынке труда. К сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относится реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда.

Применяя эту формулу, необходимо быть предельно осторожным, чтобы не совершить ошибок. Самые распространённые из них:

1) на этапе "Хочу": Решение принимается несамостоятельно. Стоит серьезно подумать над тем, действительно ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей? Несомненно, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь именно тебе предстоит работать по этой специальности. Или, может быть, ты хочешь работать вместе с другом, и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты?

2) на этапе "Могу": незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз нужно серьезно подумать, ведь мечтать можно о чём угодно. Сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой профессия (специальность) специальность? Учитываешь ли ты свои психологические особенности, личностные качества, состояние здоровья? К примеру, любить животных и быть ветеринаром совершенно разные вещи.

3) на этапе "Надо": игнорирование конкурентоспособности профессии (специальности). Знаешь ли ты наверняка, что на рынке труда нужен реально специалист твоего профиля? Может быть престижная профессия (специальность), что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке, и специалистов этого профиля переизбыток, и ты окажешься без работы? Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим, и ты всегда найдёшь работу.

8. Упражнение «Могущество»

Каждый человек уникален, в нём много особенностей и неизвестностей. Как вы думаете, ребята, что нужно человеку знать о своих особенностях? А зачем нужно о себе знать? А вы хорошо себя знаете?

Знания о себе человеку необходимы для того, чтобы лучше понимать себя и знать о том, что ему интересно и важно в жизни, знать, что он может и хочет и к чему ему стремиться. Но бывает так, что нам кажется, будто мы ничего не можем, а значит, и боимся приступить к интересному для нас делу.

 Инструкция: «Закончите предложение «Я могу…», не менее 20 предложений. Подчеркните то, что можете только Вы и некоторые ваши знакомые… Зачитайте ваши предложения»

 Обсуждение: «Сложно вам было найти в себе ваши могущества? А вы заметили, что некоторые из них есть только у вас? Вам приятно узнать об этом? Как вы думаете, что такое могущество? Правильно, - это умения. И чем больше их у человека, тем он могущественнее, тем больше он может, умеет что-то делать, создавать, творить. Могущественный человек – это сильный человек и совсем не обязательно физически. Сила этого человека в том, что он многое умеет и рассчитывает на свои силы, не сдается, не опускает руки, он готов научиться еще чему-нибудь, если чувствует такую необходимость. Будьте же сильными, могущественными, учитесь создавать, творить и обязательно доводите каждое дело до конца… И сейчас, когда вы «узнали» свои сильные стороны, подумайте, чего вы можете, и конечно, хотите, сделать, добиться.»

9. Упражнение «Мои профессиональные желания»

В центре круга лежит стопка карточек. Каждый из участников по очереди выходит и берет по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Учащимся нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку и ответить еще раз.

Незаконченные фразы:

  • Я собираюсь…
  • Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы…
  • Я стремлюсь…
  • Я могу достичь успеха в …
  • У меня подходящий возраст для…
  • Я абсолютно убежден (а), что я хочу…
  • Мой успех связан…
  • Я знаю, что буду…
  • Я совершенно уверен…
  • Мне хорошо иметь…
  • Мне хорошо быть…
  • С детства я мечтал…
  • У меня есть способности для…
  • Я мечтаю…
  • Мой профессиональный интерес направлен…
  • У меня достаточно сил и желания…

10. Упражнение "Чемодан".

Цель: Создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы.

Один участник выходит из комнаты, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан». В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, то есть те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но обязательно «уезжающему» напоминается о том, что будет мешать ему в дороге – то есть о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной.

Для проведения этой большой и сложной работы необходимо выбрать «секретаря», который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой. Мнение того или иного участника должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается «секретарем» в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от спорной записи, но, если кто-то настаивает, можно записать названное качество, обязательно указав автора особого мнения.

Для хорошего чемодана необходимо не менее 5-7 характеристик, отрицательных и положительных. Затем участнику, который выходил из комнаты и все время, пока группа работала, собирая ему «чемодан», отсутствовал, зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то ему непонятно из того, что написал «секретарь».

Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется (до тех пор, пока вся группа не получит свои «чемоданы»).

Приложение 1.

Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (Тест-опросник Холланда):

Инструкция к методике Голланда. Вам предлагается 43 пары профессий, причем каждой паре Вы обязаны выбрать одну, наиболее желательную из двух.

а

б

1

инженер-техник

инженер-контролер

2

вязальщик

санитарный врач

3

повар

наборщик

4

фотограф

зав. магазином

5

чертежник

дизайнер

6

философ

психиатр

7

ученый-химик

бухгалтер

8

редактор научного журнала

адвокат

9

лингвист

переводчик художественной литературы

10

педиатр

статистик

11

организатор воспитательной работы

председатель профсоюза

12

спортивный врач

фельетонист

13

нотариус

снабженец

14

перфоратор

карикатурист

15

политический деятель

писатель

16

садовник

метеоролог

17

водитель

медсестра

18

инженер-электрик

секретарь-машинистка

19

маляр

художник по металлу

20

биолог

главный врач

21

телеоператор

режиссер

22

гидролог

ревизор

23

зоолог

зоотехник

24

математик

архитектор

25

работник ИДН

счетовод

26

учитель

милиционер

27

воспитатель

художник по керамике

28

экономист

заведующий отделом

29

корректор

критик

30

завхоз

директор

31

радиоинженер

специалист по ядерной физике

32

водопроводчик

наборщик

33

агроном

председатель сельхозкооператива

34

закройщик-модельер

декоратор

35

археолог

эксперт

36

работник музея

консультант

37

ученый

актер

38

логопед

стенографист

39

врач

дипломат

40

главный бухгалтер

директор

41

поэт

психолог

42

архивариус

скульптор

Обработка результатов теста Дж. Голланда.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к тесту Дж Голланда.

Реалистический тип (15): 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 31А, 32А, 33А, 34А, 35А.

Интеллектуальный тип (15): 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 21А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 36А, 37А, 38А, 39А

Социальный тип (15): 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 21Б, 25А, 26А, 27А, 32Б, 36Б, 40А, 41А, 42А.

Конвенциальный тип (14): 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 33Б, 37Б, 40Б, 43А.

Предприимчивый тип (14): 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 19Б, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 34Б, 38Б, 41Б, 43Б.

Артистичный тип (13): 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 20Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 35Б, 39Б, 42Б.

Во втором варианте необходимо нормировать результаты по шкалам. Для этого набранное респондентом количество баллов по каждой шкале разделите на число, которое в ключе стоит в скобках рядом с названием шкалы (например, для реалистического типа – это 15) и умножьте на 100%. Доминирующим у испытуемого является тот тип, по которому он набрал максимальное количество баллов.

Интерпретация результатов теста на профориентацию Дж. Голланда.

Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием и перечисляются некоторые профессии, в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.

Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям. требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.

Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность. Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр. Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.

Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность, настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипный, практический и конкретный характер. Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.

Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли, в которых может удовлетворять свои потребности в доминировании и признании. Активен, предприимчив. Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.

Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном.

Типы профессиональной направленности личности

Типы

Психологические характеристики, особенности личности, способности

Ориентация, направленность, предпочтения

Профессиональная среда

Конкретные профессии

Р

Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение

Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации.

механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

И

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность

Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

физик, астроном, ботаник, программист и др.

С

Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

врач, педагог, психолог и т.п.

К

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства

Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных

бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

П

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

А

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определив три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж.Голланда шесть типов личности сгруппированы друг с другом по степени сходства в форме шестиугольника (см. рис.) Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности.

http://testoteka.narod.ru/lichn/1/ris/24.bmp

Например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, смежные с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.

В том случае, если три типа, получившие наибольшие оценки, являются смежными, то есть находятся с одной стороны шестиугольника, то ваш профессиональный выбор наиболее обоснован и последователен. При этом вы можете отдать предпочтение не только типу, имеющему максимальную оценку, но также тому типу, который находится посередине между двумя остальными.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например, другие тесты, книги или консультации.

Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Голланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Так, «реалистичный» тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа «человек-техника» и «человек – природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек – человек» и «человек – природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек – человек». «Конвенциальный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек – знаковая система». «Предприимчивый тип однозначно не связан с каким-либо одним предметом труда, может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесто связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек- человек». Наконец, «артистический» тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ».

Приложение 2.

Методика «Матрица выбора профессии» Г.В.Резапкиной.

Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В.Резапкина. Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы (если для вас привлекательны несколько «сфер труда» и «видов труда», отметьте не более 3-х):

1. Какой объект деятельности Вас привлекает? С кем или с чем Вы бы хотели работать? (СФЕРА ТРУДА)

1.1.  Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители, читатели, сотрудники).

1.2.  Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные   языки, языки программирования).

1.3.  Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты).

1.4.  Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы и машины).

1.5.  Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись).

1.6.  Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые).

1.7.  Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные).

1.8.  Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские, хлебобулочные изделия,  консервы, плоды, овощи, фрукты).

1.9.  Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства).

1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоёмы, месторождения).

2. Какой вид деятельности Вас привлекает? Чем бы вы хотели заниматься (ВИД ТРУДА)

2.1.  Управление (руководство чьей-то деятельностью).

2.2.  Обслуживание (помощь людям, удовлетворение чьих-то потребностей).

2.3.  Образование (воспитание, обучение, формирование личности).

2.4.  Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение).

2.5.  Творчество (создание оригинальных произведений искусства).

2.6.  Производство (изготовление продукции).

2.7.  Конструирование (проектирование деталей).

2.8.  Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).

2.9.  Защита (охрана от враждебных действий).

2.10. Контроль (проверка и наблюдение).

Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» и «вида труда», являются (предположительно) наиболее близкими Вашим интересам и склонностям.

После того, как Вы определили для себя по матрице, профессии, которые вам близки, то, задумайтесь еще раз над вашим выбором!

Если ваша цель – своевременный и точный выбор профессии с учетом своих возможностей, требований профессии и рынка труда, задайте себе следующие вопросы и по возможности письменно ответьте на них:

Каким должно быть содержание профессии, чтобы интересно было работать?

Есть ли у меня профессионально важные качества для этой работы?

Какого образования требует эта профессия?

На какой уровень образования я могу рассчитывать?

За какую минимальную заработную плату я могу работать?

Какой образ жизни я хочу вести – напряженный или свободный?

Хочу ли я работать рядом с домом, или мне это безразлично?

Матрица выбора профессий.

Сферы труда/

Виды труда

Человек

Информация

Финансы

Техника

Искусство

Животные

Растения

Продукты

Изделия

Природные ресурсы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Управление (руководство чьей-то деятельностью)

Менеджер

по персоналу

Админи-

стратор

Маркетолог

Диспетчер

Статистик

Экономист

Аудитор

Аналитик

Технолог

Авиа-диспетчер

Инженер

Режиссёр

Продюсер

Дирижёр

Кинолог

Зоотехник

Генный инженер

Агроном

Фермер

Селекционер

Товаровед

Менеджер по продажам

Менеджер

 по продажам

Логистик

Товаровед

Энергетик

Инженер по кадастру

Обслуживание

(удовлетворение чьих-то потребностей)

Продавец

Парикмахер

Официант

Переводчик

Экскурсовод

Библиотекарь

Бухгалтер

Кассир

Инкассатор

Водитель

Слесарь

Телерадио-

мастер

Гримёр

Костюмер

Парикмахер

Животновод

Птицевод

Скотовод

Овощевод

Полевод

Садовод

Экспедитор

Упаковщик

Продавец

Продавец

Упаковщик

Экспедитор

Егерь

Лесник

Мелиоратор

Образование

 (воспитание и обучение, формирование личности)

Учитель

Воспитатель

Социальный педагог

Преподаватель

Ведущий

теле- и радиопрог-

рамм

Консультант

Препода-

ватель

экономики

Мастер производст-венного обучения

Хореограф

Препода-ватель

Музыки, живописи

Дрессиров

щик

Кинолог

Жокей

Преподава-тель

Биологии

Эколог

Мастер производст-венного обучения

Мастер производст-венного обучения

Преподаватель

эколог

Оздоровление

(избавление от болезней и их предупреждение)

Врач

Медсестра

Тренер

Рентгенолог

Врач (компьютерная диагностика)

Антикри-зисный управляющий

Страховой агент

Мастер

Автосервиса

Физио-терапевт

Пластичес-кий хирург

Косметолог

Реставратор

Ветеринар

Лаборант

питомника

Зоопсихолог

Фитотерапевт

Гомеопат

Травник

Диетолог

Косметолог

Санитарный инспектор

Фармацевт

Ортопед

Протезист

Бальнеолог

Эпидемиолог

Лаборант

Творчество

(создание оригинальных произведений искусства)

Режиссёр

Артист

Музыкант

Программист

Редактор

Wеb- дизайнер

Менеджер по проектам

Продюсер

Конструктор

Дизайнер

Художник

Художник

Писатель

Композитор

Дрессиров-щик

Служитель

цирка

Фито-дизайнер

Озеленитель

Флорист

Кондитер

Овар

Кулинар

Резчик по дереву

Витражист

Скульптор

Архитектор

Мастер –

цветовод

Декоратор

Производство

(изготовление продукции)

Мастер производствен-ного обучения

Корректор

Журналист

Полиграфист

Экономист

Бухгалтер

Кассир

Станочник

Аппаратчик

Машинист

Ювелир

График

Керамист

Животновод

Птицевод

Рыбовод

Овощевод

Цветовод

Садовод

Технолог

Калькулятор

Повар

Швея

Кузнец

Столяр

Шахтёр

Нефтяник

Техник

Конструирование

(проектирование деталей и объектов)

Стилист

Пластический хирург

Картограф

Программист

Web - мастер

Плановик

Менеджер по проектам

Инженер –

Конструктор

Телемастер

Архитектор

Дизайнер

Режиссер

Генный инженер

Виварщик

селекционер

Селекционер

Ландшафист

Флорист

Инженер -

технолог

Кулинар

Модельер

Закройщик

Обувщик

Дизайнер

ландшафта

Инженер

Исследование

(научное изучение чего-либо или кого-либо)

Психолог

Следователь

Лаборант

Социолог

Математик

Аналитик

Аудитор

Экономист

Аналитик

Испытатель

(техники)

Хроно-метражист

Искусство-вед

Кртик

Журналист

Зоопсихолог

Орнитоглог

Ихтиолог

Биолог

Отаник

Микробиолог

Лаборант

Дегустатор

Санитарный

врач

Эргономик

Контролёр

Лаборант

Биолог

Метеоролог

Агроном

Геолог

Защита

(охрана от враждебных действий)

Милиционер

Военный

Адвокат

Арбитр

Юрист

Патентовед

Инкассатор

Охранник

Страховой агент

Пожарный

Сапёр

Инженер

Постанов-щик

трюков

Егерь

Лесничий

Инспектор

рыбнадзора

Эколог

Микробиолог

Миколог

Санитарный врач

Лаборант

Микробиолог

Сторож

Инспектор

Охрана ресуров

Инженер по ТБ

Контроль

(проверка и наблюдение)

Таможенник

Прокурор

табельщик

Корректор

Системный программист

Ревизор

Налоговый полицейский

Техник-

Контролёр

Обходчик ЖД

Выпускаю-щий редактор

Консультант

Консультант

Эксперт

По экстерьеру

Селекционер

Агроном

Лаборант

Дегустатор

Лаборант

Санитарный врач

Оценщик

Контролёр

ОТК

Приёмщик

Радиолог

Почвовед

Эксперт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые техники, используемые психологом при работе с проявлениями агрессивности у детей и подростков

Игра это один из эффективных методов в коррекции агрессивности детей и подростков.Л. Френк предположил, что игра для детей — это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ори­ентац...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Тренинговое занятие: «Развитие коммуникативных навыков у подростков»

Сплочение коллектива, формирование, развития у учащихся коммуникативных навыков, умения понимать других людей, оценивать и понимать себя, уметь сотрудничать....

Социализация, самореализация, самоопределение детей и подростков через арт-терапевтические техники на уроках, дополнительных занятиях и во внеурочной деятельности

Статья, посвященная работе с учениками 8-10 классов в группе психологического тренинга. Об использовании арт-трапии (мандалы руками подростков)....

Тренинговое занятие по профилактике девиантного поведения подростков.

Профилактический тренинг предназначен для группового занятия с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорно...

«Тренинговые занятия коррекции агрессивного поведения у подростков»

Вхождение подростков и молодежи в общественную жизнь всегда непросто, особенно сложно эти процессы протекают в кризисные времена, когда ломаются старые, но еще не утверждены новые ценности и интересы ...