Программа социально-педагогической деятельности по профилактике асоциального поведения обучающихся
методическая разработка

Нечаева Алена Евгеньевна

Программа социально-педагогической деятельности по профилактике асоциального поведения обучающихся является частью общей программы развития образовательного учреждения «Программы  воспитания и социализации обучающихся».

Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения подростков обусловлена изменившимися социально – экономическими условиями в стране, увеличением числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, ростом количества беспризорных и безнадзорных детей.

Объектом работы социального педагога является каждый обучающийся гимназии и особое место занимает социально дезадаптированный ребёнок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктированные контакты с взрослыми, контакты адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

социально-педагогической деятельности 

по профилактике асоциального поведения обучающихся

Автор программы: 

социальный педагог

Нечаева Алена Евгеньевна

Санкт – Петербург

2019 год


        1. Пояснительная записка.

Актуальность программы

Программа социально-педагогической деятельности по профилактике асоциального поведения обучающихся является частью общей программы развития образовательного учреждения «Программы  воспитания и социализации обучающихся ГБОУ гимназии № 41 имени Эриха Кестнера».

Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения подростков обусловлена изменившимися социально – экономическими условиями в стране, увеличением числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, ростом количества беспризорных и безнадзорных детей.

Объектом работы социального педагога является каждый обучающийся гимназии и особое место занимает социально дезадаптированный ребёнок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктированные контакты с взрослыми, контакты адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

В ходе социально-педагогической работы с педагогами, учащимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа, (коллектив формально определённых сверстников) и социум окружающий вне школы, который ребенок выбирает сам. Набирающие силу социально-политические процессы обостряют в практике вопросы социально-педагогической деятельности с подростками, особенно с детьми, входящими в группу психолого-педагогического наблюдения, куда, как правило, входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В реальной жизни гимназии каждый день приходится решать социально-педагогические проблемы, выходящих за рамки непосредственного учебно-воспитательного процесса, но, тем не менее, впрямую или косвенно влияющих на его результаты и качество.

Можно выделить основные группы проблем:

• проблемы, связанные с асоциальным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;

• проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;

• проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в гимназии;

• проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

С введением новых стандартов образования второго поколения и Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации подростков, особенно, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся в социально опасной и кризисной ситуации. Огромное значение в современном обществе имеет умение следовать установленным правилам, жить в обществе, успешно социализироваться. Основная задача, стоящая перед гимназией– дать каждому ребенку, с учетом его индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, духовно-нравственные, мировоззренческие. Вся воспитательная и профилактическая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение данного социального запроса. 

Анализ условий для реализации в ОУ

        В ГБОУ гимназии № 41 обучается 987 учащихся. Гимназия № 41 имени Эриха Кестнера – это образовательное учреждение, где изучается углублено немецкий язык, но  в ней учатся дети из самых разных социальных слоев. Неблагополучных семей практически нет, но есть  семьи – неполные, детей воспитывают  одинокие матери и отцы. Фактическое неумение, а часто и нежелание некоторых родителей выполнять родительские обязанности в полном объеме, заниматься воспитанием собственных детей, приводит к необходимости педагогическому коллективу в своей деятельности взять на себя решение этой проблемы, чтобы дать ученикам гимназии равные возможности для их более успешной самореализации. 

        Одной из главных задач педагогического коллектива является сохранение контингента учащихся и отсутствие скрытого отсева.

        Социальный портрет ГБОУ гимназии № 41 имени Эриха Кестнера на 1 мая 2019 года

Учебный год

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Количество учащихся

989

998

989

Опекаемые

7

7

9

Инвалиды

9

10

10

Многодетные

115

108

110

Количество детей, воспитывающихся в неполных семьях:

181

120

194

Неполные семьи (мать одиночка)

64

35

22

Родители в разводе, воспитывает мать

97

71

154

Родители в разводе, воспитывает отец

6

3

6

Неполные семьи (потеря кормильца)

14

11

12

Родители инвалиды

2

2

4

Внутришкольный учет

0

0

0

Количество детей состоящих на учете в ОДН (по согласованию с ОДН)

0

0

0

В гимназии создаются все условия для профилактики асоциального поведения обучающихся. Воспитательная и профилактическая деятельность содержит систему мер по предупреждению отклоняющегося поведения. Постоянно работают методические объединения классных руководителей и методические объединения по предметам. На пришкольной территории полностью оборудована спортивная площадка, в помещении гимназии есть тренажерный зал, множество кружков и секций: театральная студия, ритмика, бальные танцы. Многие учителя-предметники ведут кружки и занятия по внеурочной деятельности. Деятельность которых направлена на учет и развитие всесторонних интересов подростков: ЮИД, «Компьютерная графика», «Юный программист», «Физика – в задачах», «За страницами учебника химии», «Вертикальная математика»,  «Математические загадки», «За страницами учебника географии»,  «Роль личности в истории», «Изучая Россию», «Мир камней»,  «Занимательная грамматика»,  «Литературная гостиная», «Занимательный английский», «Развитие общеевропейских компетенций по немецкому языку». Работают кружки и секции физкультурно-спортивной направленности: спортивный танец, баскетбол, развивающие спортивные игры, ОФП, атлетическая гимнастика, волейбол, меткий стрелок, футбол, настольный теннис, шашки, шахматы. Это позволяет привлечь еще большее количество учащихся к активным занятиям по интересам и является действенной профилактикой всех видов отклоняющегося поведения подростков.

Анализируя изучаемую проблему можно сформировать основную гипотезу программы: это создание благоприятной образовательной среды в гимназии, что будет препятствовать проявлениям асоциального поведения подростков и способствовать профилактике асоциального поведения. Научная новизна, теоретическая значимость программы заключается в том, что создание благоприятной образовательной среды в гимназии является самой эффективной профилактикой асоциального поведения школьников.

Практическая значимость программы заключается в разработке методических рекомендаций для изменения педагогических технологий учебного процесса, практических мероприятий по профилактике асоциального поведения обучающихся, развитие системы дополнительного образования в гимназии, способствующей снижению случаев отклоняющегося поведения.

Профилактическая работа направлена на образовательную среду, под которой подразумевается все, что происходит, в школе, все, что оказывает влияние на ребенка, формирует его мировоззрение. Очевидно, что знания и умения ребенок получает на уроке, а социальные отношения формируются под воздействием всех присутствующих в гимназии, которые, осознанно или нет, влияют на ребенка.

Профилактика проявлений девиантного поведения проводится по многим направлениям девиаций, и осуществляется комплексно:

через учебный процесс 

Несправедливость учителя, взаимоотношения в классе (отверженные и одинокие), несовершенная система оценивания ученика, неуспешность среди одноклассников могут спровоцировать ребенка на проявление девиантного поведения. Форма подачи учебного материала (Скорость речи, краткость изложения, паузы, структурирование учебного материала) для более эффективного усвоения урока, эффективный опрос, надежность и открытость технологии оценивания. Совершенствование учебного процесса будет выполнять профилактическую роль в той мере, насколько будет подниматься самооценка учащегося (позитивная Я-концепция), уверенность в собственных силах, развиваться чувство справедливости.      

Необходимо применение на уроках в большем объеме пособий и методических указаний по формированию здорового образа жизни, осознание ценности здоровья, позитивного отношения к себе и обществу.                          

с помощью интерактивных методов обучения

Одна из причин отклоняющего поведения – недостаток общения. Современный урок предполагает не только применять собственную речь, но и слушать других, на разговорную речь ученику отводится в среднем 1,5 минуты. Так же недостаток общения провоцирует чрезмерное использование различных гаджетов. На переменах некоторые дети одиноки, с ними никто не общается. Для увеличения времени общения необходимо новые технологии: работа в малых группах, пары сменного состава и т.п.

через классные часы

Для классных руководителей разработаны методические рекомендации для проведения тематических классных часов, проведения уроков здоровья, профилактических занятий, тем для дискуссий, диагностические программы.

с помощью работы с родителями

  • активное вовлечение родителей обучающихся в комплекс школьных мероприятий,
  • индивидуальная профилактическая работа,
  • эффективное, информационно-правовое просвещение родителей обучающихся

посредством активизации работы по прекращению курения в гимназии

Создание обстановки нетерпимости к курящим, формирование у ребят понимания своего права «Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду»[1], осознания негативного вредного влияния курения на окружающих.

Все компоненты учебно-воспитательного процесса гимназии и учреждений дополнительного образования детей способствуют организации досуга детей во внеурочное время и направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, путем вовлечения их в социально значимую деятельность. Позитивная содержательная занятость учащихся в свободное от учебы время, способствует профилактике всех типов девиаций.

Такая деятельность направлена, прежде всего, на устранение причин девиантного поведения.

Основание для разработки программы:

Основанием для разработки целевой программы явилась нормативно правовая база:

Международные договоры:

Документ: Конвенция о правах ребенка.  Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Федеральные законы:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 124-ФЗ
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;

- Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 № 182-ФЗ; 

- Федеральный закон от 07.06.2017 N 109-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 

- Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р «Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года и план мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»;

- Методические рекомендации по организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации  индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (приложение к постановлению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт – Петербурга от 31.07.2018 года № 3);

- Порядок межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений  прав и законных интересов несовершеннолетних, разработанный в соответствии с п. 4.2. протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 28.03.2017 года;

- Федеральный Закон от 24.04.2008 года № 48-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об опеке и попечительстве».

- статья 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению".

Распоряжения и постановления Правительства Санкт-Петербурга, Законы Санкт-Петербурга:

- Закона Санкт-Петербурга от 19.03.2018 N 124-26 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»;   

- Закон Санкт-Петербурга от 7.09.2011 N 541-106  «О профилактике наркомании в Санкт-Петербурге».

Школьный уровень

- Устав гимназии

- Программа воспитания и социализации  в ГБОУ гимназии № 41 имени Эриха Кестнера Приморского района Санкт – Петербурга;

- Положение «О постановке учащихся и семей на внутришкольный контроль»;

- Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений;

- Положение о службе комплексного сопровождения;

- Положение о службе здоровья.

- Положение о службе медиации.

- Рабочие планы, разработанные в ГБОУ гимназии № 41: по профилактике экстремизма, терроризма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплению толерантности, «Профилактика употребления ПАВ», «Профилактика суицида среди детей и подростков», «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».

2.  Концептуальные подходы

- девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, проявляющееся в поступках человека, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу. Вопросы и формы проявления девиантного поведения детей и подростков являются предметами изучения многих наук и исследуются известными учеными и специалистами. Данные проблемы рассматривается в психиатрии (Б.М.Бехтерев, Ж.Гислен, П.Кабанис, И.Келлер, Е.Крепелин, В.И. Яковенко), психологии (А.А. Александров, С.А. Беличева, В.В. Ковалев, И.С. Кон), криминологии, правоведении, социологии (М.И. Бобнева, М.В.Коган, В.Н. Кудрявцев, В.Д. Плахов, А.М. Яковлев). 

Девиантное поведение может быть разделено на три    группы: (Змановская Е.В., Косабуцкая С.А.):

саморазрушительное поведение – (химическая зависимость, наркозависимость, лекарственная, алкогольная; пищевая зависимость), суицидальное поведение.

антисоциальное или преступное - отклоняющееся от правовых норм, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Может проявляться в следующих формах: делинквентное поведение, правонарушение, агрессивно-насильственное, корыстное поведение.

асоциальное поведение – разновидность девиантного поведения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим. Может проявляться в следующих формах: педагогически запущенный ребенок, социально-запущенный ребенок, социальный сирота, дети «группы риска», трудновоспитуемые дети, беспризорники, уличные дети, дети с проявлениями школьной дезадаптации. Профилактика асоциального поведения призвана установить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребенка.

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

- семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;

- профилактика – процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

- индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и иных антиобщественных действий.

Основной категорий учащихся, которой адресована данная программа, являются подростки девиантного поведения. Вопросам асоциального поведения уделяют внимание многие учѐные и все те, кому небезразлична судьба подрастающего поколения. Асоциальному поведению подростков посвящали свои работы Мудрик А.В., Атапова Ю.В. , Микакдзе В.М. и другие авторы. Программа предполагает, что основными направлениями работы с подростками, склонными к девиантному поведению является профилактика, которая включает в себя комплекс организационно-воспитательных и спортивных мероприятий в работе гимназии, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Размышляя над проблемами духовно - нравственного воспитания детей, Ш. А, Амонашвилли пишет: "В душе и сердце ребенка должны быть посеяны: светлые мысли, образы и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, слова и поступки, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознания жизни, смерти и бессмертия..." В этих словах известного педагога названы основные цели духовно - нравственного воспитания, которые отражают всю сложность и трудность данной деятельности. 

Один из первых исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних - В.П. Кащенко писал: «Если своевременно не обратить внимание на устойчивые отклонения в поведении ребенка и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности»[2].

3. Основная часть

Цель программы: 

- создание условий в образовательном учреждении для профилактики девиантного поведения;

Задачи программы:

- создание условий, способствующих социальной адаптации и социализации обучающегося;

- выявить индивидуальные качества личности ребёнка;

- содействовать полноценному личностному развитию детей на каждом возрастном этапе;

- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

- изучение и корректировка межличностных отношений;

- проведение социально-культурных мероприятий;

- профилактика   и   предупреждение   асоциальных   проявлений   в   поступках   и поведении школьников: безнадзорности, правонарушений, возникновения вредных привычек - табакокурения, алкогольной и наркотической зависимостей;

- организация активного сотрудничества школьной администрации, педагогического коллектива, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной, всесторонней помощи школьнику в процессе становления и развития его личности.

- формирование ценности здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.

- формирование социально-позитивного отношения к школе, к обществу, к сверстникам.

- развитие позитивных эмоций и умение управлять отрицательными.

Частные задачи:

1. Своевременное выявление детей, склонных к девиантному поведению;

2. Выявление причин, вызывающих поведение, отклоняющееся от норм, определение главных проблем;

3. Формирование негативного отношения к социальным порокам;

4. Представление интересов обучающихся в органах  законодательной и исполнительной  власти;

5. Оказание помощи детям в разрешении конфликтной ситуации, формировании нравственной самооценки;

6. Обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся;

7. Тесное сотрудничество  с родителями обучающихся; просвещение по вопросам педагогической и правовой грамотности;

8. Содействие улучшению детско–родительских- педагогических отношений;

9. Повышение уровня информированности учащихся и родителей по вопросу негативных факторов, влияющих на организм ребенка

Принципы реализации программы:

 

  • Включает профилактику основных видов девиаций.
  • Соблюдается принцип непрерывности в профилактической работе.
  • В профилактических мероприятиях принимает участие весь коллектив гимназии.
  • Работа ведется со всеми участниками образовательного процесса (ученики, родители, учителя).
  • В работе используются только апробированные и проверенные на практике методы и приемы.

  • Преобладают интерактивные методы воспитания и обучения.
  • Охватывает все сферы деятельности учащихся.
  • Воспитывает социально-позитивное отношение к сверстникам, к школе, к обществу.
  • Предполагается проводить текущий мониторинг и оценивать эффективность.

Этапы реализации программы:

 Диагностический

Цель этого этапа – сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализ и систематизация информации, чтобы выявить причины, которые могут способствовать проявлениям девиантного поведения подростков. Определение интересов, склонностей, возможностей детей, относящихся к группе социально-педагогического учѐта и группы «риска». Диагностический комплекс педагогических, психологических, медицинских, социологических методов позволит, имея разнообразную информацию, обеспечить продуктивную профилактическую работу. На данном этапе используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование ,анализ документации и т.д.

Наблюдение – самый распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и т.д,

Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем.

Анкетирование - метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.

Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно, использовать разговорный стиль общения, учитывать возможности отвечающего, создавать привычную для респондента среду обитания, учитывать временной фактор, иметь достаточно количество времени, устранять влияние третьих лиц.

Диагностический этап реализуется социальным педагогом в тесном взаимодействии с классными руководителями.

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

1

Организация мониторинга социального состава учащихся гимназии и их семей

сентябрь

Социальный педагог классные руководители

2

Выявление учащихся, склонных к девиантному поведению

в течение года

Социальный педагог, классные руководители

3

Психодиагностика особенностей личности данных подростков

в течение года

Социальный педагог классные руководители, педагог-психолог

4

Исследование социального окружения учащихся, склонных к девиантному поведению

в течение года

Социальный педагог, классные руководители

5

Изучение социальной комфортности в школе учащихся, состоящих на ВШК и учете ОДН

в течение года

Социальный педагог, классные руководители

В некоторых случаях могут привлекаться психолог или специалисты  ПМСС центра Приморского района.

 Аналитический этап

Цель этого этапа – планирование и организация индивидуальной профилактической работы с подростками, склонными к асоциальному поведению по результатам диагностики. Проводится всесторонний анализ вновь полученной и уже имеющейся информации, все решения принимаются коллегиально Службой Сопровождения гимназии, в состав которой входят: учителя предметники, классные руководители, социальный педагог, школьный врач, приглашенные специалисты. Этот этап включает в себя: составление социального паспорта класса, гимназии, организацию работы Совета профилактики, планирование деятельности по профилактике всех типов девиаций, организацию тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики отклоняющегося поведения, с привлечением специалистов различных  субъектов профилактики, ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей и состоящих на внутри школьном учете. Составляется алгоритм деятельности.

 Деятельностный этап 

Цель этого этапа – разработка индивидуальной программы сопровождения для подростков, склонных к девиантному поведению и выработка рекомендаций специалистам. Координация совместной работы: социального педагога, медицинских работников, администрации по выработке основных принципов индивидуального сопровождения нуждающегося ученика. Так же на данном этапе проводится промежуточная диагностика, позволяющая определить динамику положительного влияния индивидуальной программы, помогает скорректировать дальнейшую работу.

Условия реализации программы 

 комплексная диагностика причин и условий, способствующих проявлениям асоциального поведения

 развитие конструктивного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательного учреждения родителями и учащимися

 удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей во внеурочное время.

Функции социального педагога:

        Основными функциями социального педагога в реализации данной программы являются: профилактическая, защитно-охранная и организационная:

 Изучение условий развития ребенка в семье, в гимназии, определение уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи с помощью различных методов: наблюдения, социологических опросов, тестирования, анкетирования.

 Проведение индивидуальных бесед, консультаций и групповых занятий с подростками и их родителями.

 Организация групповых тематических консультаций для учащихся с приглашением специалистов.

 Координация эффективного взаимодействия с органами местной власти, службами по социальной защите семьи и детства, с общественными организациями района и города. 

Предполагаемый результат:

  • снижение проявлений асоциального  поведения у учащихся гимназии

Точки риска:

  • недостаточный анализ причин возникновения девиантного поведения

•        отсутствие или не достаточное развитие взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями и учащимися

  • несогласованность действий субъектов профилактики
  • неготовность родителей учащихся к взаимодействию и сотрудничеству
  • нежелание детей участвовать в мероприятиях по профилактике

        Социальный педагог - это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта. Это еще и хороший аналитик. Он, как правило, должен следить за учениками и анализировать их поведение. В случае возникновения проблем - докладывать классному руководителю и родителям. И, разумеется, давать советы по устранению проблемы.

        Данная обязанность на практике реализуется крайне редко. Ведь зачастую об отклонениях в поведении докладывают самые обычные учителя, которые проводят уроки в классах. Тем не менее, профессиональный социальный педагог должен уметь вовремя начать "бить тревогу", а также правильно делать заключения относительно поведения ребенка. Очень хорошо в этом вопросе помогает психология. 

4. Теоретическое планирование

Учебно-тематический план групповых занятий социального педагога для подростков, склонных к асоциальному поведению.

Занятия проводятся 1 раз в две недели.

Тема

Номера занятий

Часы

1

Вводное занятие

1, 2

2

2

Информационное занятие о вредных привычках

3,4

2

3

Здоровая альтернатива плохим привычкам

5

1

4

Конфликты, типы, подходы к разрешению

6,7

2

5

Конфликты и компромиссы

8,9

2

6

Формирование позитивных межличностных отношений

10,11

2

7

Адекватная самооценка

12

1

8

Компьютер и здоровье

13

1

9

Кем я буду через 10 лет

14

1

Содержание занятий.

Тема занятия

Часы

Цель

1

Вводное                  занятие «Игра      без      правил». Что  такое  Игра.  Правила игры.

1час.

Обсудить      правила      работы      группы. Создать         климат         психологической безопасности.     Создать     предпосылки для эффективной работы.

2

Знакомство.

1час.

Знакомство группы. Упр. «Знакомство»,

Упр. «Мое имя», Упр. «Пусть поменяются местами те, кто…..»

Заполнение анкеты: «Что нам мешает?»

3

Вредные привычки.

2час.

Заполнение анкеты ЗОЖ. Мозговой штурм. Метод используется для стимуляции высказываний детей по определенным вопросам, обсуждение высказанных версий.

4

Здоровая альтернатива плохим привычкам

1час.

Занятия по теме «Здоровая альтернатива плохим привычкам» с использованием   технологии: «Педагогическая мастерская»

5

Почему возникают конфликты?

2час.

Рассмотрение конфликтных ситуаций. История «Мудрецы и слон». Обсуждение.

Возможность разрешения конфликта с позиции интересов, силы, правил… Заполнение таблицы, обсуждение…

6

Разновидности конфликтов:

подросток- подросток, подросток-родитель,

подросток-учитель

3час.

Подходы к разрешению проблем. Упр. «Комната». Обсуждение. Анализ ситуации. «Плеер». «Гости». Домашнее задание: нарисуй свою семью.

7

Формирование межличностных отношений со сверстниками, взрослыми.

1час.

Обсуждение домашнего задания. Ассоциативная методика: «незаконченные предложения».

8

Я-концепция

1час.

Упр. «Подарок». Упр. «Комплименты». Домашнее задание: «Мое достижение за неделю». Формирование позитивной самооценки. Помочь осознать свою уникальность, индивидуальность.

9

Как противостоять жизненным трудностям.

1час.

Упр. «Умей сказать «Нет». Формирование умения отстаивать свою точку зрения, противостоять мнению большинства.

10

Что значит идти на компромисс?

2час.

Тренинговое занятие для подростков «Умеем ли мы общаться?» 1 час - заполнение анкеты «Конфликтная ли Вы личность?»

11

Чувство собственного достоинства

1час.

Упражнение «Построимся по росту».

12

Кем я буду через 10 лет?

1час.

Обсуждение «ассоциаций». Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему занятия. Цель - Формирование перспективных целей.

13

Заключительное  занятие

1час.

Обмен мнениями о проведенных занятиях. Обратная связь

Литература

  1. Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учеб. пособие / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 380 с.
  2. Гаврилин, А.В. Диагностика наличия и состояния воспитательной системы школы // Педагогическая диагностика. – 2007. – № 5. – С. 114–120.
  3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.
  4. Нечаев, М.П. Диагностические методики классного руководителя / М.П. Нечаев, И.Э. Смирнова. – М.: Перспектива, 2008. – 96 с. 31. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Владос, 2007. – 399 с.
  5. Орлова Л.Ю. Методическое пособие по составлению и реализации программы индивидуальной помощи и поддержки проблемных школьников / Под научной редакцией профессоров С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. – СПб., Издательство ЛОИРО, 2006 г. – 116 с.
  6. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска». Пособие для специалистов образовательных учреждений / Под научной редакцией С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб., Издательство ЛОИРО, 2006 г. – 228 с.
  7. Социальная работа с группами риска в регионе: содержание и современные технологии. Учебно-методическое пособие. СПБГИПСР, СПб, 2010.



Взаимодействие гимназии с социальными партнерами

Гимназия активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы.


[1] Конституция РФ, ст.37

[2] Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М.: Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Профилактика асоциального поведения обучающихся"

Данная программа была разработана мною в соавторстве с заместителем директора по воспитательной работе....

Социально-педагогическое сопровождение детей с асоциальным поведением в образовательном учреждении.

Социально-педагогическое сопровождение детей с асоциальным поведением в образовательном учреждении....

Система профилактики асоциального поведения обучающихся профессионального образования на примере Красногвардейского филиала

Вся профилактическая работа нашего филиала направлена на единство педагогических требований в системе целостного педагогического процесса по становлению личности высокой квалификации и больших духовны...

Организация работы по профилактике асоциального поведения обучающихся в ГБОУ «Балтийский берег»

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики, именно на образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, псих...

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ СРЕДСТВАМИ ДРАМАТЕРАПИИ

АННОТАЦИЯна бакалаврскую работуСазановой Евгении Борисовны.Тема: Драматерапия как технология социально-педагогической деятельности в системе дополнительного образования. Объем проекта:  113 ...

Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...

«Профилактика асоциального поведения обучающихся» «Понять, принять, помочь»

Работа по профилактике асоциального поведения способствует формированию навыков сотрудничества, стремлению к самореализации, воспитанию трудолюбия, толерантности, развитию способности к адекватной сам...