Духовность как одна из основных составляющих нравственного воспитания
статья

Сумкина Татьяна Геннадьевна
Духовность как одна из основных составляющих нравственного воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовность как одна из составляющих нравственного воспитания

В настоящее время духовность считается одной из важнейших характеристик человека как личности, как активного субъекта человеческих взаимоотношений. В духовности опосредованно или непосредственно оказываются определенные особенности отношения человека к другим, к явлениям окружающей действительности, к себе самому – ко всему, чем он непрерывно, ежедневно обогащается на протяжении жизни. Анализ этих отношений может приблизить нас к пониманию весьма весомых содержательных характеристик личности.

Общественную ценность, значимость личности как носителя системы социально-психологических характеристик невозможно понять, если абстрагироваться от сферы ее духовности. Такие черты, свойства человека как трудолюбие, способность ориентироваться в окружающей действительности, образованность, определенность мировоззренческих ориентаций, профессиональное совершенство и другие не могут быть объективно оценены вне контекста духовности.

Сейчас значение духовности возрастает, поскольку, когда жизнь предлагает каждому многочисленное количество выборов, жизненных самоопределений в самых различных сферах человеческой деятельности и, что не менее важно, – в выборе ценностных ориентиров, которые определяют жизненный путь личности. К сожалению, процессы глобализации обуславливают не только расширение возможностей выбора и спектр направленности целей жизненных самоопределений, но и предлагают ряд соблазнов, беспредельное, некритическое отношение к которым может разрушить в человеке его гуманистическую сущность.

Лишь тот, кто четко определился в своих жизненных планах, кто при этом понял фундаментальность духовного начала в жизни человека, способен противостоять проявлениям бездуховности, тот может достичь духовности. Тем не менее, духовность многогранна и её интерпретация зависит от множества факторов, которые необходимо исследовать.

Проблеме духовности посвящен ряд работ исследователей, представляющих различные научные области. Это – философы, этики, психологи, педагоги, а также специалисты в области богословия.

В этих трудах говорится, в частности, о развитии духовных смыслов, о чертах характера человека как носителя духовности, о духовном потенциале человека и возможности познания явлений духовности, о специфических особенностях феномена духовности при его рассмотрении в контексте веры и религии. Особого внимания заслуживают работы, посвященные исследованию процесса преодоления человеком эгоцентричных устремлений и выработке доминанты на другое лицо.

Важное значение для понимания природы духовности имеют исследования ученых, раскрывающих роль «воли к смыслу», к осознанию вопросов, ради которых стоит жить, реализуя в процессе жизни судьбоносные ценности в творческом труде[1].

Даже весьма краткий обзор работ по проблеме духовности свидетельствует, что процесс духовного развития является постепенным приближением к вершинным морально релевантных высот[2].

Исследование духовности в контексте развития личности предполагает выбор единицы анализа этого феномена. Такой единицей могут служить ценностные ориентации, которые прямо или косвенно связаны с нравственностью. Именно мораль, внутренние моральные инстанции личности выступают эталоном, с помощью которого можно определить наличие и степень развитости духовности у человека. Чем теснее связан содержание ценностных ориентаций с нравственностью, чем весомее является их связь с категорией добра, справедливости, тем выше может быть уровень духовности. И наоборот: отсутствие такой связи – свидетельство бездуховности.

Методологической основой исследования духовности является системный подход к интерпретации этого феномена. Развитие духовности мы рассматриваем как процесс, что обусловлено социальными влияниями на личность, которая, благодаря присущей ей самоактивности, способна трансформировать эти влияния, постепенно вырабатывая собственное концептуальное понимание и отношение к сущности жизни, жизненных целей и на этой основе определять свой собственный жизненный путь, реализуя важнейшие духовные ценности.

Есть основания считать, что духовность, процесс ее становления и развития определяется не только социальными влияниями на личность и их активной трансформацией человеком, но и определенными врожденными, наследственными особенностями каждого конкретного индивида, в частности его индивидуальными психофизиологическими свойствами, которые сказываются на особенностях его реагирования на различные явления и в той или иной степени связаны с духовностью.

Особое значение в воспитании и развитии духовности личности имеет наличие у нее потребности в постоянном самосовершенствовании, развитых механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возможность наиболее полно актуализировать и реализовать свои потенциальные возможности и благодаря этому осуществить, выполнить себя.

Если рассматривать духовность в развитом, совершенном состоянии, ее можно интерпретировать как устойчивое личностное свойство человека, полученное благодаря определенным врожденным психофизиологическим способностям (возможностям), что в процессе овладения индивидуальным жизненным опытом конструктивно взаимодействовали с социальными влияниями (в том числе специально организуемыми воспитательными воздействиями), которые в их системном сочетании способствовали формированию индивида как активного (самоактивного) субъекта социальной деятельности, поведения, способного к осуществлению жизненного выбора (поступка), ответственность за который человек возлагает на себя[3].

Духовно совершенная личность не только осознает решающее значение нравственности в человеческих отношениях, в развитии общества на гуманистических принципах, но и активно утверждает нравственное начало в повседневной жизни – в отношении к другим людям, к себе самому.

Таким образом, существенной характеристикой развитой духовности человека является действенность, конструктивно-преобразовательная сила ценностных ориентаций, которыми он овладел. Без такой действенности можно говорить разве что об определенном уровне ознакомления человека с системой духовных ценностей. Понятно, что такое ознакомление является весьма важным, но совсем недостаточным условием, чтобы существенно влиять на реальное поведение, деятельность человека.

Важнейшим признаком духовности является всеобщий, универсальный характер, что проявляется в ее связях с любыми проявлениями активности (поведения, деятельности) человека[4]. Поэтому некорректными следует считать попытки связывать духовность только с отдельными сферами, аспектами жизни человека, например, с религиозной верой, отношением к произведениям искусства, литературы, к проблемам морали, к человеческим взаимоотношениям и т.д. Все, что делает человек, как ведет себя, чем, какими ценностями, потребностями мотивируется его активность, можно оценить с позиций духовности. Духовностью, ее состоянием можно объяснить сущность поведения человека, поскольку именно духовность является ведущей детерминантой поведения, деятельности личности.

В систему ценностей, в контексте которых функционирует духовность, входят, кроме моральных, еще и гражданские ценности. Среди них важное место занимают следующие: чувство патриотизма, идентичности с национальным сообществом; глубокое осознание роли родного языка (языка рода) в жизнедеятельности нации, государства; ответственность за судьбу нации, уважение к другим национальным сообществ; эстетические ценности; интеллектуальные ценности; экологические ценности; валеологические ценности; мировоззренческие ценности[5]. Следует подчеркнуть, что мировоззренческие ценностные ориентации занимают особое место в сфере духовности личности как неповторимой индивидуальности с ее стремлениями, надеждами, восприятием мира, видением себя в нем, осознанием и восприятием смысла своей жизни, своего предназначения. Итак, мировоззренческие ценностные ориентации как составляющая системы духовных ценностей является базовым образованием в структуре сознания и самосознания личности и определяют содержание, сущность Я-концепции личности.

Подчеркивая неповторимость, индивидуальность человека как субъекта духовности, стоит сразу подчеркнуть разрушительное воздействие на духовность осознание своего «Я» в отрыве от «не-Я»[6]. Деструктивность такого самосознания проявляется в противопоставлении себя другим, в убежденности в своем «превосходстве» по сравнению с другими. У такого человека возникает соблазн реализовать любые собственные эгоистические потребности в ущерб интересам других людей. Следует отметить, что эгоизм несовместим с духовностью, поскольку эгоистические ориентации являются непреодолимым барьером на пути к добру и справедливости.

В контексте высказанных соображений нелишне подчеркнуть, что смысл реализации личностного подхода как одного из важнейших принципов организации педагогического процесса заключается не только и не столько в том, чтобы помочь воспитаннику понять себя как личность, как неповторимую индивидуальность, но и в том, чтобы способствовать возникновению у него способности видеть себя, свое «Я» как часть, составляющую «Я» других людей, то есть «не-я». Достижения этого компонента цели личностного подхода в педагогическом процессе, безусловно, весьма сложным, однако решающим задачей в обеспечении гуманистической направленности развития и саморазвития личности как носителя духовности.

Очевидно именно этим можно объяснить развивающее, облагораживающее влияние на развитие личности как потенциально духовного существа диалогических установок, овладение которыми ведет к формированию умения, желания, наконец устойчивой потребности слушать, воспринимать другого, не внося в это восприятие искажений. Такое наставление сознания и самосознания лежит в основе человеческого бытия. Кроме того, это наставление является залогом подлинного творчества, условием движения к полноте форм жизни, условием внутренней активности – то есть самоактивности и устойчивости личности.

Проведенный анализ ряда содержательных характеристик духовности как составляющей нравственного воспитания личности дает возможность предложить следующее определение этого понятия:

Духовность следует рассматривать как многомерную систему, составляющими которой является образование в структуре сознания и самосознания личности, в которых в форме ценностных ориентаций отражаются ее наиболее актуальные морально релевантные потребности, интересы, взгляды, отношение к окружающей действительности, к другим людям, к себе самой, что стали субъективно значимыми регуляторами активности.

Духовность как глубинная, многогранная личностная характеристика человека не возникает у индивида неожиданно, на определенном, строго определенном возрастном этапе его психосоциального развития, скажем, в подростковом или раннем юношеском возрасте. Конечно, указанные возрастные вехи в личностном становлении индивида являются именно теми периодами, когда в структуре личности возникают и интенсивно развиваются такие сложные образования как моральные убеждения, Я-концепция, система мировоззренческих ориентаций и др. Очевидно, на указанных возрастных этапах в структуре личности можно выделить и то, что мы относим к духовности. Однако феномен духовности, духовных черты личности, их начало, безусловно, достигают более ранних этапов социализации личности – дошкольного и младшего школьного периодов личностного развития ребенка благодаря воспитательному влиянию.

Таким образом, признавая духовность многогранным, универсальным образованием в сознании и самосознания личности, мы, предполагаем наличие тесной взаимосвязи с рядом личностных характеристик, которые выступают в форме ведущих ценностных ориентаций индивида, отношений к различным явлениям окружающей действительности, к другим людям, к себе самому[7].

Как мы уже говорили, наиболее тесно духовность связана с моралью. Поэтому при исследовании духовности особое внимание следует уделять выяснению того, как воспитанник осознает такие ценности как: справедливость, ответственность, честность и другие морально релевантные ценности, каким образом оценивает себя как носителя таких ценностей, как реагирует на их проявления в поведении окружающих и в своих собственных поступках в конкретных жизненных ситуациях.

Учитывая, что в духовности человека как степени его личного совершенства с необходимостью должно выступать, проявляться как в плане осознания, так и в реальном поведении, поступках его отношение к таким категориям как добро и зло.

 В исследовании духовности особое внимание следует уделять таким характеристикам исследуемого, как способность к рефлексии, эмпатийности, склонность к преодолению эгоцентризма, спонтанная склонность к доминанте на другого человека. Именно это способствует пониманию себя через другого и таким образом построения гармоничного отношения к себе, людям и миру. Если человек не может рассмотреть из-за своего эгоизма личность другого человека, это свидетельствует о низкой культуре нравственности, привитие которой является необходимым этапов в становлении духовности. Без связи с названными личностными характеристиками, способностями процесс развития духовности практически невозможен.

Влияние эмоционально-чувственной сферы, отношения к вере и труду на воспитание духовности

Весьма важная роль в возникновении и развитии духовности принадлежит эмоциональной сфере человека, его чувствам. Духовно развитому человеку присуща многоцветная палитра эмоций, чувств, разнообразие форм и способов их проявления: от трогательных, бурных проявлений своих эмоциональных состояний в связи с определенными явлениями, событиями, поступками, которые касаются жизненно важных человеческих ценностей, к их сдержанному, внешне почти незаметному, но тем не менее сильному, внутренне напряженному переживанию. Очевидно поэтому, общаясь с духовно богатым человеком, мы чувствуем богатство и красоту его внутреннего мира. У него – эстетическое восприятие окружающей действительности, способность чувствовать неисчерпаемость, бесконечность возможностей человека в выстраивании по законам красоты собственного «Я», в развертывании гуманных человеческих взаимоотношений[8].

Среди разнообразных чувств, которые заслуживают особого внимания в процессе исследования духовности человека, отдельно следует отметить такие как чувство любви и ненависти с соответствующими формами проявления. Любовь и ненависть – два диаметрально противоположных по содержанию и последствиям психические переживания человека, в которых сказывается его отношение к различным явлениям. Если любовь является абсолютно необходимым условием возникновения, функционирования и развития в человеке духовности, то ненависть являются преимущественно разрушительным, деструктивным фактором относительно духовности. Животворная, креативная сила любви является источником многих морально релевантных и духовных качеств человека: толерантности, доброты, уважения человеческого достоинства, стремление помочь, а также включает альтруизм как высшее проявление нравственности личности. В отличие от любви, ненависть мешает возникновению у человека упомянутых качеств, а если раньше они и были присущи человеку, ненависть уничтожает их[9].

Ненависть, озлобленность, пренебрежительное отношение к другим, скупость, зависть – черты абсолютно несовместимые с духовностью. В такой же степени несовместимы с духовностью неугомонные, бесконтрольные страсти, стремление к наслаждениям, что развращают человека, разрушая, уничтожая в нем все человеческое, превращая его в безвольного раба собственных ничтожных нужд.

Вместе с тем в жизни человека есть немало случаев, ситуаций, явлений, когда ненависть выступает как морально оправданное чувство, которое требует от человека не только ненавидеть кого-то, но и активно противодействовать всему тому, что порождает зло, унижает человеческое достоинство, является воплощением бездуховности.

Очень важная роль в возникновении, становлении и развитии духовности личности принадлежит вере человека в бессмертие души человеческой, в ее вечную жизнь, в непобедимость творений человеческого духа, в безграничные возможности обогащения духовной жизни человека, в высшую силу, в Бога[10]. Эта исключительная роль веры в духовной жизни человека определяется многими факторами. Среди них особая роль принадлежит тем моральным добродетелям, которые положены в основу веры, в частности христианской в ​​форме заповедей, для верующего человека является внутренними инстанциями, регуляторами его духовной жизни и поведения.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что вера может играть неоценимую роль в духовном развитии человека только в том случае, когда личность в своей жизни действительно руководствуется заповедями, нормами, предусмотренными определенной верой. Только и верующий человек, у которого вера сочетается с необходимостью постоянного самосовершенствования, преодоления в себе негативных качеств, способна достигать в своем духовном развитии вершин совершенства[11]. Итак, религиозная вера может считаться действительно духовным достоянием личности только при условии, если она помогает человеку воспитывать в себе духовные добродетели с целью приумножения своих потенциальных возможностей для творения добра. Без такой связи вера превращается в балласт, которым питается, а точнее – отравляется сознание и самосознание ее носителя.

При анализе составляющих духовности, как мы уже говорили, особого внимания заслуживают мировоззренческие ценностные ориентации, в которых наиболее рельефно отражается специфика осознание смысла жизни не только с точки зрения земных реально существующих ценностей, но и ценностей вечных, которые при определенных условиях можно отнести к ценностям виртуальным. Над подобными проблемами способны задумываться те, у кого с ранних лет воспитали веру в высшую идею, в бессмертие души человеческой, всего того, что сотворил человек за свою жизнь, веру в то, что благородные порывы, добрые дела человека, в которые он вложил всю душу, все свои силы, умение, талант, надолго останутся в памяти соотечественников, а большие, талантливые, тем более гениальные станут достоянием всего человечества на века.

Несомненно, что вера в высшую силу, в Бога, в бессмертие души относится к системе ценностных ориентаций, при условии их неразрывной связи с нравственностью и способствуют духовному самосовершенствованию личности, преодолению черт бездуховности.

Признавая действенность как существенную характеристику духовности, следует отметить, что одним из важнейших личностных измерений силы и действенности духовности является отношение человека к труду, к себе как субъекту труда, деятельности в целом. Такая личностная характеристика как трудолюбие при определенных условиях становится важнейшей характеристикой духовности человека. Весьма существенным моментом в этом отношении является мотивация труда: важно, чтобы человек относился к труду не только как к средству материального обеспечения, но и осознавал и чувствовал благотворное влияние самого процесса труда на его психическое развитие, на совершенствование психических функций, способностей[12]. Работа, которая осознается человеком прежде всего в ее личностном, гуманистическом смысле, является неисчерпаемым источником духовного обогащения личности.

Работа, мотивы которой не связаны с осознанием ее общественной, гражданской значимости, ее духовного смысла, может побудить ум и волю человека к холодному расчету, провоцировать у человека подлые намерения и поступки. Работа, которая воспринимается человеком только как средство получения материальных благ, средство обогащения, накопления, влечет возникновение таких отрицательных черт как эгоизм, стремление к наживе, вымогательство, скупость, стремление добиться успеха в работе любой ценой. Итак, труд, не одухотворенный нравственным, гуманистическим смыслом, может стать социально опасным, нанести вред самому человеку, другим людям, обществу.

Жажда гармонии чувств, постоянная потребность в самосовершенствовании, стремление жить в измерениях души, отрешенность от лишних забот о материальных благах (деньги, карьера, слава и другие ничтожные обычные «ценности», которые могут превратиться в ненасытный, неуемный источник зависти, озлобленности и других нечестивых проявлений, уничтожающие в человеке все человеческое и, наконец, делают его несчастным) – все это и подобное позволяет человеку развивать в себе способность не только видеть, чувствовать величие человека как носителя духовности, но и активно творить это величественное в своей повседневной жизни, в отношениях с окружающими: с родными, друзьями, близкими людьми.

Важно указать еще раз на веру как составную воспитания духовности личности. Показателями настоящей, а не показной, кажущейся (демонстративной) веры является способность человека к покаянию, его готовность преодолевать в своем поведении то, что несовместимо с необходимостью творить добро, не на словах, а в конкретных делах, поступками служить другому человеку. Не менее важной является способность человека к прощению как проявление толерантности и уважения к другому человеку. К тому же прощение духовно богатым человеком не воспринимается как самопожертвование или как проявление великодушия. Прощение в его сущностном, глубинном смысле не может иметь ничего общего с какими-то эгоистичными мотивами того, кто прощает. Это – проявление внутренней потребности, удовлетворение которой не связано с ожиданием какой-то награды или хотя бы проявления благодарности со стороны прощенного человека.

Классификация признаков духовности

На современном этапе развития нашего общества, когда потеряно столько духовных, идейных и нравственных ценностей, изучение развития духовности личности в различных возрастных периодах приобретает особое значение. Отечественные психологи рассматривают личность как продукт социально-исторических условий и главным, решающим в ее развитии считают место и положение, которое занимает человек в системе общественных отношений, деятельность, в которую она включена вместе с другими. Духовность предстает как многомерная система, составляющими которой является образование в структуре сознания и самосознания личности, в которых отражаются ее наиболее актуальные морально релевантные потребности, интересы, взгляды, отношение к окружающей действительности, к другим людям, к себе самой, что стали субъективно значимыми регуляторами активности[13].

Стоит отметить, что, только вступая в общение с другими людьми, то есть находясь в семье, в референтной группе, в коллективе, обществе, человек развивается как личность, познает окружающий мир, других людей и самого себя, свою человеческую сущность. Общение необходимое условие существования человека и, вместе с тем, один из основных факторов и источников его психического развития в онтогенезе. Личность всегда является носителем тех или иных индивидуальных качеств и свойств, выступающих в сложном сочетании и оказываются в его поведении, в отношении к другим, в чертах его характера, воли, способностях, интересах, потребностях и мотивах деятельности, убеждениях и идеалах[14].

Проблема взаимоотношений личности с другими людьми приобрела особую остроту сейчас, в период духовного и нравственного обновления нового общества. В современных условиях непомерно усложнились отношения между личностью и обществом, личностью и коллективом, повысились ритм и напряжение повседневной жизни. Но общение в данном случае стоит воспринимать как передачу ценностей, способствующих воспитанию духовности.

Учитывая многогранность, сложность самого явления, а вследствие этого и трудности в ее диагностике, в частности в определении уровней развития, в распознавании особенностей проявлений, а также анализ научной литературы, мы выделили систему взаимосвязанных системных признаков, которые могут служить критериями духовности. Эти признаки мы подвергли классификации, в основу которой положили отношения и определяющие личностные характеристики человека, которые, по мнению исследователей, являются определительными для духовности в нравственном облике личности.

В результате получено 5 следующих групп:

I группа. Отношение к другим:

– устойчивая потребность и способность слушать и слышать другого, проявляющееся в искренней заинтересованности вопросами, которые волнуют другого человека;

– чувство меры и такта в общении с другими, в любых действиях человека, что определенным образом проецируется на окружающих, их настроения и тому подобное[15];

– готовность бескорыстно помогать другим, склонность к благотворительности;

– чуткое, заботливое отношение к слабым, незащищенным людям с физическими недостатками, уважение их человеческого достоинства;

– отсутствие привычки к чрезмерно критическому отношению к другим (критиканство), что сочетается со снисходительным отношением к себе;

– желание и умение видеть в другом человеке положительные черты его личности, уважать его человеческое достоинство;

– чувство благодарности и его реальные проявления в отношениях к окружающим.

II группа. Отношение к себе:

– постоянная потребность в преодолении в себе отрицательных черт, конкретные действия, направленные на самосовершенствование как условие самореализации;

– способность искренне признавать собственные ошибки, испытывать чувство вины за свои недостойные поступки;

– чувство самоуважения, собственного достоинства как условия ответственности[16];

– гармоничное сочетание экстернального и интернального локуса контроля;

– забота о своем физическом и психическом здоровье как условие достижения лично привлекательных и общественно жизненно важных целей.

III группа. Отношение к гражданских ценностям, человеческим отношениям, труду и другим явлениям общественной жизни:

– глубокие, устойчивые патриотические чувства, действенная настроенность на реальные дела, в которых реализуется гражданский долг[17];

– уважение патриотических чувств представителей других этно-нацио-нальных сообществ, их языка, традиций, культуры;

– осознание языка как бесценного сокровища (нет языка – нет народа, нации), основы национальной идентичности и национальной культуры;

– развитое социальное мышление; собственные взгляды на политические вопросы, вопросы истории, различные общественные явления; неподвластность сторонним ложным воздействиям;

– убежденность в святости семейных и родственных связей, традиций, родительской и сыновней привязанности и уважения, любви, заботы, поддержки, реальной помощи родителям, особенно на склоне их лет;

– осознание жизненной, преобразующей силы ежедневного труда как условия самоутверждения и самореализации человека, его психического, личностного развития, как средства творения добра;

– уважение к общественным нормам, их строгое соблюдение.

IV группа. Отношение к основополагающим личностным характеристикам человека:

– ярко выраженная, страстная потребность в справедливости; реальные действия с целью утверждения правды как по отношению к другим, так и самому себе;

– толерантность, готовность уступить;

– категорическое осуждение таких черт как подхалимство, хитрость, ложь, лесть, лень, равнодушие, потребительство, тщеславие;

– негативное отношение к назойливому навязыванию собственных взглядов, мнений, оценок другим людям;

– отвращение к грубости, сквернословию;

– отрицательная оценка стремлений к накоплению, чрезмерному материальному обогащению любой ценой, стяжательству.

V группа. Отношение к вере в высшую идею, осознание смысла жизни:

– вера в высшую идею, величие души человеческой, духа, всего, что сотворил человек в течение жизни;

– потребность с помощью собственной деятельности, конкретных поступков участвовать в небудничных, важных, а то и величественных дел;

– вера в Бога-творца, бессмертие человеческой души, которая сочетается с нравственностью человека и побуждает его к постоянному самосовершенствованию, освобождению от скверны, недостойных поступков как необходимого условия творения добра, служения людям, Отечеству и достижения благодаря этому ощущения полноты счастья, смысла жизни[18];

– психологическая готовность к проявлению благодарности, прощения, покаяния.

Из предложенных признаков духовности видно, что они характеризуют человека, который достиг достаточно высокого уровня личностного развития. Однако, любые, даже самые сложные образования в структуре личности, в частности в структуре его сознания и самосознания, имеют свою предысторию. Сказанное можно проиллюстрировать с помощью такого образования как моральные убеждения. Известно, что они присущи только личности, моральное сознание и самосознание которой достигли высокого уровня развития. Как показали исследования[19], моральные убеждения, как правило, возникают в раннем юношеском возрасте. Однако, начальные этапы становления моральных убеждений достигают раннего детства. Чтобы способствовать возникновению нравственных убеждений в будущем, об этом следует заботиться уже с первых лет нравственного воспитания ребенка.

 В результате, социальная ценность человека как личности является тем выше, чем глубже он понял не только свои потенциальные возможности, но и осознал необходимость их воплощения в жизнь, чувствами и умом постиг свое особое предназначение в жизни в его соотнесении с неповторимостью себе подобных. Только духовно совершенный человек при всей своей индивидуальности способен чувствовать себя частью других, способен понять, что только благодаря другим, благодаря созданию добра для других он может наиболее полно развить и реализовать себя, постичь смысл жизни человеческой. Именно благодаря этому процесс социализации личности не теряет гуманистической направленности.

Таким образом, в своих проявлениях духовности личность всегда остается индивидуальностью, способной на выбор собственных жизненных целей, реализация которых обеспечивает ощущение полноценности самореализации, самореализации как важнейшей социально-психологической потребности.

Духовно совершенная личность – это следствие длительной, упорной работы человека над собой, работы, направленной на постепенное самосовершенствование, сознательное выстраивание себя с целью приближения к избранному идеалу, в котором гармонично сочетаются высокие человеческие качества, что дает возможность выполнить, реализовать себя, а благодаря этом чувствовать всю полноту человеческого счастья.

Такой высокой цели человек достигает благодаря многим факторам, среди которых чрезвычайно важная роль принадлежит всем воспитателям – родителям, воспитателям детских садов, учителям – всем, кто призван осуществлять важнейшую миссию на земле – воспитание молодого поколения. К примеру, известно, что наибольшего успеха добивается тот воспитатель, который помогает воспитаннику любого возраста постепенно становиться соучастником воспитательного процесса, благодаря чему растет удельный вес самовоспитания в создании и самосозидание личности ребенка.

Важно отметить, что ценностные ориентации отражают осознанное отношение к социальной действительности и это связано с мотивацией поведения и направленностью личности. Поведение начинается с готовности, согласно установке, в которой отражены и стремления, и цели, и требования, и ожидания человека. Выраженные в сознании личности ориентации и знания тесно связаны между собой. В структуре личности ценностные ориентации – это своеобразный центр координации, который определяет поведение и отношение к социальной среде. Ценностные ориентации – один из важных критериев нравственного и духовного развития личности. Именно поэтому они становятся решающим фактором духовного самоопределения личности.

Однако не менее важными являются труд, вера, чувственные восприятия мира, которые лежат в основе нравственности отдельной личности. В этом случае духовность – это достижение, бесценное сокровище человека, способное преобразовывать не только внутренний, но и внешний мир.

Духовность как составляющая нравственного воспитания личности помогает человеку объективно оценивать действительность, рационализировать поступки и понимать их следствие, что является весьма актуальным в современных тенденциях мира. Перспективными исследованиями в этом направлении можно считать более глубокое изучение влияния духовности на развитие личности, а также наиболее релевантные методы воспитания духовности.


Список использованной литературы

  1. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии / С. А. Белорусов // Академия психологии. Библиотека, 2005. – 203 с.
  2. Голубева Г.А. Этика : учебник / Г. А. Голубева. – Москва : Экзамен, 2007. – 318 с.
  3. Гумницкий, Г. Н. Основы этики : моногр. / Г. Н. Гумницкий ;. Иван гос. политехн. ун-т ; предисл. д-ра филос. наук М. Г. Зеленцовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Иваново, 2016. — 132 с.
  4. Гусейнов А.А. Этика : учеб. для студентов вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2005. – 470 с.
  5. Дружинин В.Ф. Этика : курс лекций / Дружинин Н. Ф., Демина Л. А. – М. : Изд-во МГОУ, 2003. – 175 с.
  6. Егоров П.А. Основы этики и эстетики: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / П. А. Егоров, В. Н. Руднев. – 3-е изд., перераб. – Москва : КноРус, 2012. – 219 с.
  7. Зеленкова И.Л. Этика : учеб. пособие для студентов вузов / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Изд. 3-е, испр. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 367 с.
  8. Касьянова Е.И. Нравственные основы толерантности : монография / Е. И. Касьянова ; Федеральное агентство ж.-д. трансп., Иркутский гос. ун-т путей сообщ. – Иркутск : ИрГУПС, 2006. – 175 с.
  9. Кузьменко Г.Н. Этика: учебное пособие / Г. Н. Кузыиенко. – Москва : Весь Мир : ИНФРА-М, 2002. – 142 с.
  10. Яхонтова Е.С. Основы этики : учебное пособие / Е. С. Яхонтова ; Санкт-Петербургский ин-т внешнеэкономических связей, экономики и права, О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. – Санкт-Петербург : СПбИВЭСЭП, 2006. – 169 с.
  11. Зеличенко А. Психология духовности / А. Зеличенко. – М., 1996. – 340 с.
  12. Колесник А. Духовное саморазвитие личности / А. Колесник // Социальная психология. – М., 2006. – № 1 (15). – С. 62-77.
  13. Рассел Б. Сущность религии. Психология религиозного мистицизма / Б. Рассел. – М., Рукопись, 2001. – 157 с.
  14. Поликанова Е.П. Культура, духовность, нравственность – основы личности //Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 5/Под ред. ВС Белгородского, О.В. Кащеева. – 2016. – С. 193-199.
  15. Пугачева, Т.В. Духовность как необходимая доминанта развития человечества в техногенном свете / Т.В. Пугачева // Персонал. — 2000. – №3 (57). – Прил. № 6-11. – С. 54-56.
  16. Самойлова Ю.В. Педагогические константы духовности и нравственности личности //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №. 2 (138). – С. 248-251.


[1] Дружинин В.Ф. Этика : курс лекций / Дружинин Н. Ф., Демина Л. А. – М. : Изд-во МГОУ, 2003. – С. 28.

[2] Голубева Г.А. Этика : учебник / Г. А. Голубева. – Москва : Экзамен, 2007. – С. 37.

[3] Кузьменко Г.Н. Этика: учебное пособие / Г. Н. Кузыиенко. – Москва : Весь Мир : ИНФРА-М, 2002. – С. 71.

[4] Зеленкова И.Л. Этика : учеб. пособие для студентов вузов / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – Изд. 3-е, испр. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – С. 54.

[5] Егоров П.А. Основы этики и эстетики: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / П. А. Егоров, В. Н. Руднев. – 3-е изд., перераб. – Москва : КноРус, 2012. – С.47.

[6] См.: Гумницкий, Г. Н. Основы этики : моногр. / Г. Н. Гумницкий ;. Иван гос. политехн. ун-т ; предисл. д-ра филос. наук М. Г. Зеленцовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Иваново, 2016. — 132 с.

[7] Самойлова Ю.В. Педагогические константы духовности и нравственности личности //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №. 2 (138). – С. 251.

[8] Зеличенко А. Психология духовности / А. Зеличенко. – М., 1996. – С. 67.

[9] Касьянова Е.И. Нравственные основы толерантности : монография / Е. И. Касьянова ; Федеральное агентство ж.-д. трансп., Иркутский гос. ун-т путей сообщ. – Иркутск : ИрГУПС, 2006. – С. 36.

[10] См.:Пугачева, Т.В. Духовность как необходимая доминанта развития человечества в техногенном свете / Т.В. Пугачева // Персонал. — 2000. – №3 (57). – Прил. № 6-11. – С. 54-56.

[11] Рассел Б. Сущность религии. Психология религиозного мистицизма / Б. Рассел. – М., Рукопись, 2001. – С. 106.

[12] Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии / С. А. Белорусов // Академия психологии. Библиотека, 2005. – С. 48.

[13] Гусейнов А.А. Этика : учеб. для студентов вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2005. – С. 305.

[14] См.:Поликанова Е.П. Культура, духовность, нравственность – основы личности //Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 5/Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева. – 2016. – С. 193-199.

[15] Голубева Г.А. Этика : учебник / Г. А. Голубева. – Москва : Экзамен, 2007. – С. 49.

[16] Кузьменко Г.Н. Этика: учебное пособие / Г. Н. Кузыиенко. – Москва : Весь Мир : ИНФРА-М, 2002. – С. 87.

[17] Поликанова Е.П. Культура, духовность, нравственность – основы личности //Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 5/Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева. – 2016. – С. 160.

[18] Рассел Б. Сущность религии. Психология религиозного мистицизма / Б. Рассел. – М., Рукопись, 2001. – С. 94.

[19] Яхонтова Е.С. Основы этики : учебное пособие / Е. С. Яхонтова ; Санкт-Петербургский ин-т внешнеэкономических связей, экономики и права, О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. – Санкт-Петербург : СПбИВЭСЭП, 2006. – С. 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Школа лидера» как одна из основных форм КТД воспитания личности в коллективе

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых – и  в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека приобретает особую важность, что обусловлено тем, что че...

Духовная музыка как средство эстетического и нравственного воспитания обучающихся

В статье размышление о том, почему у многих молодых людей утеряна духовность и как ее возродить, может быть как одно из средств это приобщение к церковной музыке? Что это даст? Во–первых, знани...

Передовой педагогический опыт как одна из основных составляющих инновационных процессов в образовании.

изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогич...

Опыт работы:"Внеклассная работа как одна из основных составляющих частей всестороннего развития воспитания школьников"

МБОУ «Марьяновская средняя общеобразовательная школа»Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта преподавателя физической культуры МБОУ «Марьяновская СО...

Опыт работы:"Внеклассная работа как одна из основных составляющих частей всестороннего развития воспитания дошкольников"

МБУ ДО «Большеберезниковская ДЮСШ» Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта тренера- преподавателя МБУ ДО «Большеберезниковская ДЮСШ» Большебер...

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В решении проблемы формирования духовности значительную роль играет культурная среда, где значительное место отводится музыке....

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:...