УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
методическая разработка по английскому языку

Новоселова Дарья Сергеевна

УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Иностранный язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета «Английский язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

В связи со стремительным изменением жизни, меняются взгляды и представления детей, появляется потеря интереса к учебной деятельности. Одним из возможных средств решения указанной проблемы на современном этапе считается введение в учебные материалы элементов новизны. Обновление содержания изучаемого предмета само по себе побуждает школьников к активной деятельности. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности учащихся является актуальной на сегодняшний день.

Этой проблемой занимаются многие учёные – методисты: Н.И.Гез, Н.Д.Гальскова, И.А.Бим, Е.И.Пассов и другие. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности  учащихся они предлагают использование нетрадиционных форм проведения занятий. Игра является одним из самых признанных методов в активизации деятельности учащихся на уроках английского языка.

Игра – это прежде всего увлекательное занятие для школьников. Большое влияние игра оказывает на активизацию познавательной деятельности учащихся: расширяет лингвистический кругозор, способствует формированию культуры общения и содействует их общему развитию. Этим – то она и привлекает учителей, в том числе и учителей английского языка.

Исходя из выше сказанного, я выбрала тему: «Учебные игры на занятиях по иностранному языку как средство активизации учебного процесса», так как считаю, что английский язык не только развивает личность ребёнка, но и помогает ему свободно общаться с другими людьми. При этом использование на уроках игр поддерживает интерес учащихся к предмету и повышает мотивацию к учению. Исходя из темы, определила цель своей работы – изучить теоретические источники по проблеме: использование учебных игр на занятиях по английскому языку.

Цель определяет задачи:

1. Изучить роль игры на уроках иностранного языка;

2. Дать классификацию игр;

3. Изучить опыт педагогов – практиков по материалам журнала «Иностранные языки в школе».

Педагогический словарь Г.М.Коджаспирова даёт определение понятию «игра». Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, желание решить вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и задач урока.

Работа по обучению иностранному языку в общеобразовательной школе осуществляется на основе коммуникативного подхода. К тому же необходимо учитывать психологические особенности детей начальной школы. Этот возраст является благоприятным для изучения иностранного языка. У учащихся активно развивается мышление, оно постоянно опирается на восприятие и представление. Постепенно развивается способность к словесно – логическому мышлению. Психологи рекомендуют использовать различные наглядные средства обучения при игровой технологии с детьми данного возраста, так как это способствуют лучшему усвоению изученного материала.

Таким образом, использование игр на уроках, несёт в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых.

Изучая теоретические источники, мы выявили, что ведущие методисты по иностранным языкам подходят к классификации игр по – разному.

Так, например, Н.Д.Гальскова даёт следующую классификацию игр, используемых на уроке иностранного языка:

  • Языковые игры предназначены для развития умений и навыков на материале разных знаков языка – от слогов до микротекстов (лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов/предложений и т.д.);
  • Коммуникативные игры обучают общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, которые в англоязычной методической литературе принято называть симуляциями (simulation);
  • Ролевые игры направлены на развитие устного общения, способствует приближению процесса обучения к реальной жизни;
  • Деловые игры формируют комплекс знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения;
  • Творческие игры дают возможность свободно мыслить и творить в разных видах деятельности;
  • Речевые игры учат учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности, практически и творчески применять полученные речевые навыки

Другой подход к классификации игр мы видим у методистов, рассматривающих игру, именно как метод обучения иностранному языку.

М.Ф. Стронин даёт следующую классификацию игр:

  • Лексические игры тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность, развивают речевую реакцию и знакомят учащихся с сочетаемостью слов;
  • Грамматические игры учат учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности, создают естественную ситуацию для употребления данного речевого образца и развивают речевую активность и самостоятельность учащихся;
  • Фонетические игры  тренируют учащихся в произношении английских звуков (Jaw and Tongue Games), учат громко и отчётливо читать стихотворения (Voice Training Games) и разучивать их с целью воспроизведения по ролям (Relaxation);
  • Орфографические игры направлены на упражнение в написании английских слов;
  • Аудитивные игры  направлены на обучение учащихся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации, распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи и развивать слуховую память учащихся.

Таким образом, изучив теоретические основы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка, выяснили, что использование учебных игр на уроках  способствует развитию, формированию и совершенствованию речевых умений и навыков учащихся, сохраняет интерес школьников к изучаемому предмету на всех этапах обучения. Английский язык не только развивает личность ребёнка, но и помогает ему свободно общаться с другими людьми. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся, развивается внимание, память, мышление, творческие способности.

Я считаю, что проведённое мной исследование теоретических источников поможет мне в правильном подборе и апробации использования учебных игр на уроках английского языка в начальной школе.

Классификация игр по Н.Д.Гальсковой.

  • Языковые игры;
  • Коммуникативные игры;
  • Ролевые игры;
  • Деловые игры;
  • Творческие игры;
  • Речевые игры.

        

Классификация игр по М.Ф.Стронину.

Учебные игры.

Лексические игры

Орфографические игры

                

Грамматические игры

Фонетические игры

Аудитивные игры

        

Предлагаю провести две фонетические зарядки, способствующие освоению артикуляции и четкости произношения английских звуков. При этом фонемы не взяты изолированно, а тесно связаны с изучением лексического материала.

  1. Игра «Найди лишнее слово»

Произнесем все вместе звук [w], губы округлены, слегка выдвигаются вперед. А сейчас я буду произносить цепочку слов по разным темам, а вам необходимо услышать в каких словах будет произноситься этот звук. Если в слове нет звука [w], то вы хлопаете в ладоши.

1.WINDOW, DOOR, CHAIR, DESK, FLOOR.

2. WINTER, SUMMER, SNOW, RAIN, SUN.

3. JUMP, RUN, SWIM, SING, DANCE.

  1. Игра «Помоги Лисичке»

Где же наша лисичка? Она собирается на прогулку. Закрыла кран с водичкой. Как бежит вода в домике? ([s], [s], [s].) Лисичка идет на прогулку. Вот лисичка пришла в лес. В лесу прохладно, дует ветерок: [v]. Вдруг ветер в лесу стал усиливаться: [f]. А где-то в лесу каркает ворона, но до лисички доносится только звук [k] – [k]. В небе летят гуси. Они кричат: [g], [g]. А вот и кукушка прилетела: [u]-[u:]. Лисичка в лесу встретила знакомую белочку. Она ей улыбнулась и позвала гулять: [i:]-[i:]. Наша лисичка устала и возвращается домой, она повторяет, кого сегодня видела: [v], [f], [k],[g], [u], [u:], [i:].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра (драматизация) как метод развития регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий кадет при обучении иностранному языку

В статье рассматривается такая форма работы как театрализованная игра, которая способствует формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, анализируется опыт внед...

"Использование приемов активизации устной речи студентов на занятиях по английскому языку при работе с учебным пособием Э.А. Немировской Английский язык для юристов" (из опыта работы)

В статье я описала некоторые приемы работы по отработке и закреплению лексики по специальности, которые я использовала в своей практике преподавания английского языка студентам, обучающимся по юридиче...

Методика включения «энергизаторов» на уроках иностранного языка, как средство активизации познавательной деятельности «одаренных детей» в учебном процессе.

Возникают ситуации, когда ученмк становится невнимательным, отвлекается, слишком медленно выполняет задание. в таких ситуациях на помощь приходят упражнения-энергизаторы......

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

«Использование программного обеспечения «Promethean ActivInspire» как средство активизации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка»

На сегодняшний день     существует много инновационных способов   оценки знаний учеников, и один из них    - интерактивная система голосования  ACTIVEXPRESSION2 ( Ра...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка как средство организации учебной деятельности

Выполнил учитель английского языка гимназии №42 г. Санкт- Петербурга Сенина Анна Викторовна...