Программа по профилактике негативных тенденций, употреблению ПАВ несовершеннолетними "Профилактика вредных привычек"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Валетчик Ольга Валерьевна

Программа предназначена для работы с детьми и подростками 11-15 лет. Работа по программе дает подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_profilaktiki_vrednyh_privychek.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39 имени Петра Николаевича Самусенко»

муниципального образования города Братска

Программа коррекционно-развивающих   занятий  

для учащихся 5 – 9 классов

«Профилактика вредных привычек»

Составила:

                                                                                                                                                               Валетчик О.В., социальный педагог

        

2018 г.

Программа коррекционно-развивающих занятий  для учащихся среднего и старшего звена по курсу «Профилактика вредных привычек»  разработана на основе программы Е. Гедзь, Н. Середенко «Профилактика девиантного поведения». Программа составлена  с учётом требований  нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений.

  • Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

Цель: Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Задачи:

  1. Выработка адекватных и эффективных навыков общения.
  2. Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы.
  3. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
  4. Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой  самоидентичности.
  5. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе.
  6. Формирование ценности здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.
  7. Формирование социально-позитивного отношения к школе, к обществу, к сверстникам.
  8. Развитие позитивных эмоций и умение управлять отрицательными.
  9. Формирование у обучающихся «дальних перспектив. Усиление защитных механизмов против проявления девиантного поведения.

Содержание курса

Программа состоит из двух блоков:

  1. Профилактика зависимых состояний.
  2.   Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.

     

Коррекционная работа направлена на:

  • устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения;
  • формирование у подростка положительной «Я- концепции»;
  • повышение мотивированности обучения, коррекцию его поведенческих реакций;
  • развитие способностей и нравственных личностных ориентаций.

Принципы коррекции: дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность.

Функции: восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до дезадаптации;  компенсаторная – формирование у подростка стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности; стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности подростка, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение педагога к личности ребенка и его поступкам; исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, психотерапевтические методики, консультирование).

     

Возраст учащихся участвующих в реализации программы

Индивидуальные занятия по программе «Профилактика вредных привычек» рассчитаны на  возраст от 11 до 15 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на  1  год. Курс состоит из 10 занятий.

Режим занятий

Индивидуальные занятия  проводятся  2 раз в месяц. Продолжительность занятий 40 минут.

 

Ожидаемые результаты:

  • Уменьшение  факторов  риска,  приводящих  к   правонарушениями  и  злоупотреблению  ПАВ  в  подростковой  среде.
  • Формирование  у подростков  нравственных  качеств,  чувства  эмпатии, представлений  об  общечеловеческих  ценностях,  здоровом  образе  жизни.
  • Обучение  навыкам  социально  поддерживающего  и  развивающего  поведения  в  семье  и  во  взаимоотношениях  с  взрослыми  и  сверстниками.
  • Развить способности адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью.

Планируемые личностные результаты

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Тематическое планирование занятий (10 часов)

Тема

Кол-во часов

1

Вступительное.

1

Профилактика зависимых состояний.

2

Употребление психоактивных веществ. Курение.

1

3

Употребление психоактивных веществ. Алкоголь.

1

4

Употребление психоактивных веществ. Наркотики.

1

5

Реклама.

1

6

Я и моё тело. Татуировка.

1

Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.

7

Я и мои социальные роли.

1

8

Принятие решений.

9

Самооценка.

1

10

Неагрессивное настаивание на своём.

1

Календарно-тематическое планирование

«Профилактика вредных привычек»

5 – 9 классы

п/п

Тема

тренинга

Содержание

деятельности

Дата проведения

Примечание

план

факт

  1. Вступительное

Профилактика зависимых состояний.

2.

Употребление психоактивных веществ. Курение.

Повысить значимость здорового образа жизни; формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам; просветительская деятельность и пропаганда здорового образа жизни;

3.

Употребление психоактивных веществ. Алкоголь.

Повысить значимость здорового образа жизни; формирование негативного отношения к алкоголю; просветительская деятельность и пропаганда здорового образа жизни;

4.

Употребление психоактивных веществ. Наркотики.

Повысить значимость здорового образа жизни; формирование негативного отношения к наркотикам; просветительская деятельность и пропаганда здорового образа жизни;

5.

Реклама.

Познакомить учащихся с различным видами рекламы и особенностью её воздействия на человека;  

способствовать повышению внимания учащихся к социальным проблемам общества

6.

Я и моё тело. Татуировка.

Выявить проблемы здоровья подростка, косвенно или напрямую связанные с модой;

убедить учеников  в важности нравственногигиенического поведения подростков.

Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.

7.

Я и мои социальные роли.

Показать спектр ролей личности;

предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к реальным;

смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке;

дать детям возможность испытать незнакомые чувства, воспринять новые мысли и идеи;

дать обратную связь.

формирование границ в сложных межличностных ситуациях;

осознание мотивов индивидуального поведения; формирование навыка эмпатии.

8.

Принятие решений.

Рассмотреть разные варианты решения проблемных ситуаций и их последствий;                                      обсудить опасные для здоровья ситуации, опасные ситуации, связанные с употреблением психотропных веществ.

  9.

Самооценка.

Знакомство с понятием «самооценка», с ее различными уровнями;

получение навыков самоанализа;

повышение самооценки и самоуважения;

развитие навыков саморегуляции и рефлексии;

воспитание уважительного отношения к товарищам.

-

10.

Неагрессивное настаивание на своём.

Научить способам и приёмам адекватного реагирования в различных ситуациях;

научить отстаивать свою точку зрения.

Список литературы

  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997
  2.  Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.
  3. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера,
  4. Богданова « О нравственном воспитании подростков»  О.С. Просвещение, М.:1979. - 111 с.
  5. «Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением» под ред. М.И, Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 240 с
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: 1997.
  7. Игры - обучение, тренинг, досуг/Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.
  8. Касаткин В. Н. и др. «Здоровье: Программа профилактики курения в школе». - М.: 2003. - 132 с.
  9. Касаткин и др. «Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» - М., 2003. - 136 с.
  10. Лидер А.Г. с «Психологический тренинг с подростками» [текст] / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений//Академия,М.: 2003. -256 с.
  11. Макаренко А.С. «Педагогические сочинения»//Т. 3, с. 158.
  12. Мухина В.С. «Возрастная психология» - М., 2000.
  13. Немов Р.Н. Общие основы психологии. - М., 1999.
  14. Овчарова Р.В. Технологии практического образования психолога. - М.: 2000.
  15. Осипова А.А. «Общая психокоррекция» // Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.
  16. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 160 с.
  17. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» [текст]Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 2001. - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика табакокурения, употребления наркотиков, вредных привычек.

В статье даются рекомендации родителям по воспитанию детей с целью профилактики вредных зависимостей....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ «НАРЫШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»: ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ: «НЕТ!»

 ПРОГРАММА  ЯВЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКСНОЙ, ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ, РАЗНОУРОВНЕВОЙ, РАСЧИТАНННОЙ НА ВОЗРАСТ       ДЕТЕЙ ОТ 13 ДО ...

ПРОГРАММА: "Профилактика негативных тенденций в молодежной среде"

Помощь детям и молодежи группы риска в нынишних условиях приобретает особую актуальность. Проблема организации эффективной работы с детьми группы риска является острой и актуальной для нашей школы т.к...

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Программа по профилактике правонарушений, преступлений, употребления ПАВ среди обучающихся "Сделай правильный выбор"

Данная программа разработана на основе анализа ситуации в школе методами наблюдения, тестирования, анкетирования, целью которых являлось выявление среди обучающихся табакокурения, употребления алкогол...

Программа профилактики злоупотребления психоак-тивным веществами Предупреждение вредных привычек у детей

Программа профилактики злоупотребления  психоактивным веществамиПредупреждение вредных привычек у детей Целевое назначение программыЦели программы могут быть условно разделены на общие (напр...

Онлайн-программа по профилактике негативных социальных явлений для специалистов по работе с молодежью и детьми, педагогов и наставников.

Федеральным агентством по делам молодежи разработанаонлайн-программа по профилактике негативных социальных явлений для специалистов по работе с молодежью и детьми, педагогов и наставников....