Доклад : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
учебно-методический материал

Шаповалова Елена Михайловна

Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту и самосовершенствованию.

Современный педагог – это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- специалист, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии, формы работы с учащимися, учитывая индивидуально-личностный подход;

- умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов;

            Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковыми являются профессии педагогической направленности.Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад :

 "Совершенствование

 профессиональной компетентности

 педагога через самообразование"

тренера - преподавателя по баскетболу Шаповаловой Е.М.

        Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий для повышения качества образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к образовательному процессу: необходимы новые подходы к созданию образовательного пространства, изменение методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы педагог владел современными компетенциями.

        Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников) педагогические работники обязаны:

- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

- систематически повышать свой профессиональный уровень;

- проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

        В системе этих требований формируется заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров, оформляется востребованность в психолого-педагогической подготовке педагога.

        Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту и самосовершенствованию.

Современный педагог – это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- специалист, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии, формы работы с учащимися, учитывая индивидуально-личностный подход;

- умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов;

        Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковыми являются профессии педагогической направленности.

        В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают следующие профессиональные компетенции:

- методическая компетентность;

- исследовательская компетентность;

- управленческая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- образовательная компетентность.

        Организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности, можно через систему самообразования педагогов.

        Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т е. его профессиональной компетентности.

        Педагогический словарь дает следующее определение понятию «педагогическое самообразование»: «Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности».

        Другими словами, самообразование — это способность педагога самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки.

        Доктор философских наук, профессор А.Г. Мысливченко считал, что «самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью».

        Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.

        Целью самообразования является совершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога.

        К задачам самообразования можно отнести:

- формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности; повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

- изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, новых форм, методов и приемов обучения в учебный процесс;

- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии;

- повышение научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания основных предметов.

        Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интеграция, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность.

        Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога заключается в:

- повышении качества преподавания предмета;

- готовности к педагогическому творчеству;

- профессиональном и карьерном росте;

- создании имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;

- соответствии педагога требованиям общества и государства.

Формы самообразования педагога

        Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая (коллективная).

        В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.

        Индивидуальная работа по самообразованию может включать:

1. Научно-исследовательскую работу по определенной проблеме.

2. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы.

3. Участие в педагогических советах, научно-методических объединениях.

4. Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

6. Изучение современных информационно-компьютерных технологий.

7. Участие в педагогических конкурсах.

8. Размещение своих разработок на сайтах в Интернете или создание своего сайта.

        Групповая форма реализуется в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом. Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе межшкольных методических объединений.

Также самообразование педагога может осуществляться через следующие формы:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы предоставляют возможность пройти их в удобное для педагогов время; есть также возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

4. Сетевые педагогические сообщества открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.

        При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, обогатить свой методический багаж. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Технология организации самообразования педагогов

        Прежде чем приступить к организации работы по самообразованию, необходимо определить готовность педагога к этому виду деятельности, в этом помогут компоненты готовности педагога к самообразованию:

- когнитивный, который включает в себя базовую культуру личности, профессиональные знания, умение их применять;

- мотивационный компонент, т.е. осознание личной и общественной значимости непрерывного образования;

- организационный, к которым относится умение выбрать источники познания и формы самообразования;

- нравственно-волевой компонент, включающий любознательность, критичность, трудоспособность.

        Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий, во время которого педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап– практический, в течение которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.

4 этап – внедрение, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением; созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег, провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Как же осуществляется выбор темы?

Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает учитель в процессе своей педагогической деятельности, с целью совершенствования своего профессионального уровня и решения обозначенных проблем.

Тема самообразования учителя может быть связана с общей методической темой общеобразовательного учреждения. Если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности образовательного учреждения.

Как правильно формулировать тему самообразования?

Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три части:

1 часть – содержит проблему,

2 часть – связующее звено,

3 часть – это то, что будет решать проблема.

Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках … (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода».

Темы не должны быть:

- слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);

- незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком виде?»);

- слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на занятиях … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».

Формулировка цели и задач самообразования

        После выбора темы самообразования необходимо сформулировать цели и задачи.         Целями самообразования могут быть:
1. Повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры.
2. Изучение и внедрение новых педагогических технологий.
3. Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.
4. Совершенствование знаний в области педагогической психологии.

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Составление плана самообразования

        На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

  • название темы;
  • цели;
  • задачи;
  • предполагаемый результат;
  • этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.

        По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена.

Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой

1. Выбор темы (проблемы) методической работы:

- ознакомление с литературой;

- ознакомление с нормативно-правовыми документами;

- изучение прогрессивного педагогического опыта по теме;

2. Детальное ознакомление с темой (проблемой) посредством литературных источников:

- составление картотеки источников;

- выписки из литературных источников.

3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана методической работы:

- обоснование выбора темы;

- актуальность и новизна;

- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

- формулирование цели и задач работы;

- разработка календарного плана индивидуальной работы.

4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

7. Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.

Направления самообразования педагогов

        Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагога должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать, быть компетентным и профессиональным. Основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием, разнообразны:

1.Профессиональное направление — предмет преподавания.

2.Психолого-педагогическое направление — ориентация на учеников, коллег и родителей.

3.Психологическое направление — имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества.

4.Методическое направление — педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

5.Правовое направление – нормативно-правовая база.

6.Эстетическое направление.

7.Историческое направление.

8.Охрана здоровья.

9.Интересы и хобби.

План самообразования педагогов

(молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги):

1. Тема самообразования.

2. Цель и задачи личностно-профессионального самообразования.

3. Разделы плана:

а) задачи деятельности по каждому направлению;

б) содержание деятельности;

в) сроки реализации запланированного;

г) форма представления результатов работы;

д) итоги работы по каждому из направлений (где, кем, когда заслушиваются);

е) пути дальнейшей работы по направлениям.

4. Направления деятельности:

а) изучение литературы по теме самообразования;

б) ознакомление и изучение опыта работы коллег по данной теме;

в) проектирование педагогом деятельности по избранной теме самообразования;

г) разработка программно-методического, учебно-дидактического обеспечения образовательного процесса с учётом избранной темы;

д) формирование авторской дидактической системы;

е) проведение открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий;

ж) самоанализ проведённой работы и её результатов.

Приведем вариант плана для творчески работающих педагогов.

1. Тема самообразования.

2. Цели и задачи самообразования.

3. Содержание работы.

4. Формы работы (приглашение в творческую лабораторию, разработка программы исследования, открытое учебное занятие, семинар, защита проекта, научно-практическая конференция, презентация и др.)

5. Методы работы (моделирование, анализ документов, изучение продуктов творчества, интервью, опрос, эксперимент и др.)

        На основе самопознания, развития профессионально-педагогической культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самосовершенствовании, желании учиться всю жизнь, быть успешным, что является свидетельством достижения оптимального уровня самосовершенствования.

Литература:

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2000.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. 2000.

3.Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.

4. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

5.Опарин К.И. «Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога». М. 2001г.

6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Эффективность урока через творчество обучающихся"

Доклад "Эффективность урока через творчество обучающихся"...

Доклад: «Пути познания через игровую деятельность на уроке математики»

Проблема образования сводится не только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету, но и реализации возможностей каждого предмета  в развитии личности ребенка, его индиви...

Доклад Нравственное воспитание через образ матери в русской и тувинской литературе.

Наиболее важной частью нравственного воспитания всегда остается воспитание на примере уважительного отношения к матери на литературном и на жизненном материале....

Доклад "Укрепление здоровья через развитие физических качеств"

Доклад "Укрепление здоровья через развитие физических качеств"...

Презентация "Через самообразование педагога к повышению его профессиональной компетенции"

Презентация знакомит с этапами работы над темой по самообразованию, даются практические советы по формулированию темы по самообразованию и т.д....

Статья «Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование»

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает конструирование условий для улучшения качества получаемых знаний. Утверждение данного документа предполагает использование других подх...