Приложение к программе "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"
методическая разработка

an180196

Приложение к программе "Профилатика девиантного поведения среди детей и подроктков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вредные привычки

Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию:

  • о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
  • дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
  • помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
  • дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.

Тест "Что мы знаем о курении"

При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".

  1. Подростки курят, чтобы "быть как все".
  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку

СОЦИОМЕТРИЯ. ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ М. ЛЮШЕРА.

Необходимое оборудование: бумага, ластик, простой карандаш, цветные карандаши (фломастеры).

        Ребенку предлагается на листе бумаги нарисовать круг, в котором пишет «Я», таким образом определяя своё положение в социуме, затем предлагается на оставшемся пространстве нарисовать круги, в каждый из которых вписывает значимое для себя лицо (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, друг, родственник, домашнее животное). Затем на оставшемся пространстве листа ребенок размещает по отношению к кругу «Я» другие круги – класс, школа, классный руководитель, учитель, улица. Круги рисует разноцветные, сам выбирает цвета. Затем предлагается соединить стрелками круг «Я» со всеми кругами.

Стрелки могут быть разноцветные, указывать одно или два направления.

Видимая длина стрелок по отношению к «Я» определяет степень отчужденности ребенка. Цвет кругов и линий расскажут о его психологическом состоянии, об отношении к нарисованному объекту или субъекту.

«Серый» - безразличие.

«Синий»- спокойствие.

«Зеленый»- проявление воли к действию, упорство, настойчивость.

«Красный»- активность действий, успех, активная жизненная позиция.

«Жёлтый»- стремление к освобождению, надежда на лучшее, на прекращение конфликта.

«Фиолетовый»- мечтательность, тревожность, желаемое видится реальным.

«Коричневый»- пассивное восприятие мира, семейный уют, безопасность, стадное чувство.

«Черный»- протест против существующего положения, отвержение субъекта.

Анкета по выявлению трудновоспитуемых учеников в школе

Инструкция: Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех учениеов.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.

Анкета№ 1

  1. Интересно ли тебе на уроках?
  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
  4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
  6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. Сам ли стираешь себе рубашки?
  8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  9. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  10. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  11. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  12. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  13. Куришь ли ты?
  14. Приходилось ли убегать из дома, школы-интерната?

Анкета № 2

  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
  5. Случалось ли быть участником драки в школе?
  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
  8. Пытался ли избегать общественных поручений?
  9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
  10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе-интернате?
  11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы- интерната к другим ребятам?
  12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса, группы?
  13. Старался ли избежать драки в школе-интернате, если предоставлялась такая возможность?
  14. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

Анкета № 3

  1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
  2. Выполняешь ли ты домашние задания?
  3. Связываешь ли получение знаний в школе- интернате со своим будущим?
  4. Вежлив ли со взрослыми вне школы-интерната?
  5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
  6. Считаешься ли с мнением посторонних взрослых людей?
  7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе, группе?
  8. Выбирали ли тебя в актив класса?
  9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
  10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
  11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
  12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
  13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
  14. Беседовал ли ты с инспектором (участковый) по причине плохого поведения на улице?
  15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6 > N > 3

I - начальный уровень трудновоспитуемости

30 > N > 15

3 > N > 0

II - дезорганизаторы

15 > N > 0

N < 0

III - особо трудные

N < 0

Характеристика уровней ( по итоговой сумме)  

Уровень, качества личности (признаки)

  1. уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
  2. уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
  3. уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)

Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Ф.И.________________________________

Возраст_________________

Дата проведения обследования_______________________

Волшебная страна чувств

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0a86/0003a07d-694257d8/hello_html_6b66ec98.png

Рис. 1.

Рис.1.Волшебная страна чувств

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1«Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

— тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

АНКЕТА

жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-х классов

Уважаемый девятиклассник!

         В конце этого учебного года Вам предстоит сделать важный выбор траектории своего дальнейшего образования: либо продолжить его в среднем специальном учебном заведении, либо в профильных 9-11 классах. Во всех случаях этот выбор связан с выбором будущей профессии, с вашим жизненным и профессиональным самоопределением – другими словами, есть необходимость задуматься над большим рядом непростых вопросов.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы отметьте выбранный вами ответ (подчеркните) или запишите в отведенном для него месте.

Ф.И._______________________________________________________  Класс__________

1.Ваши будущие профессиональные образование и деятельность будут постоянно связаны с освоением различных областей знания. Выберите области из ниже перечисленных и укажите, насколько они Вам нравятся.

№ п/п

Предметы

Очень нравится

нравится

Не нравится

Очень не нравится

1.

Математика

2

Русский язык

3

литература

4

История

5

Обществознание

6

География

7

Биология

8

Физика

9

Химия

10

Технология

11

Иностранные языки

12

Информатика, програмирование

2. Как Вы собираетесь продолжить свое образование после окончания 9-го класса? (подчеркнуть)

-продолжить обучение в школе;

- продолжить обучение в профильных 10-11 классах;

-учиться в вечерней школе;

-продолжить обучение в техникуме или профессиональном училище;

-работать, на работе овладеть профессией;

-пока не знаю.

3 С какой областью Вы связываете свою профессию (подчеркнуть)

1) техника, производство;

2) информационные технологии;

3) медицина;

4) строительство;

5) транспорт;

6) торговля;

7) сервис, обслуживание населения, услуги;

8) педагогика;

9) экономика, организация и управление;

10) армия, милиция;

11)юриспруденция;

12) психология;

13) искусство;

14) фундаментальная наука;

15) литература, история;

16) другое (указать какое именно)_________________________________________

4. Что Вы знаете о своей будущей профессии?

1) предмет, содержание, условие труда;

2 )профессионально важные качества;

3) где можно получить эту профессию;

4) востребованность этой профессии на рынке труда.

5. Какое образование имеют Ваши родители

мама____________________________________________

папа ____________________________________________
6. Какие профессии имеют Ваши родители? (подчеркнуть)

  1. рабочие массовых профессий;
  2. рабочие высокой квалификации;
  3. служащие;
  4. медицинские работники;
  5. преподаватели, учителя;
  6. торговые работники;
  7. военнослужащие, милицейские работники;
  8. экономисты, бухгалтеры;
  9. работники сферы услуг, сервиса, обслуживания;
  10. работники искусств;
  11. управляющие, менеджеры;
  12. юристы;
  13. другое, какое именно указать) ___________________________________________

7. Если бы Вам предоставлялся выбор профильных 10-11классов, то какой профиль Вы бы выбрали? (подчеркнуть)

-технико-технологический (инженерный)

-естественно-математический)

-медико-биологический;

-гуманитарный;

-социально-экономический;

-филологический;

-химико-биологический;

-физико-химический;

-биолого-географический;

-информационно-технологический.

8. Какие факторы оказали влияние на выбор Вами области будущей профессиональной деятельности и профильных 10-11 классов (подчеркнуть)

1)будущая профессия, которую Вы уже окончательно выбрали для себя;

2)желание продолжить обучение в конкретном профессиональном заведении;

3)профессии родителей;

4)школьные предметы, которыми бы Вы хотели углубленно заниматься;

5)художественная литература, кино- и видео-фильмы;

6)собственный практический опыт профессиональной работы;

7)примеры и опыт друзей, знакомых;

8)Советы родителей или других родственников;

9)рекомендации учителей;

10)дополнительное (внеклассное) образование;

11)пока ничего не повлияло, выбор не сделан.

9.  Если выбор не сделан, то почему? (подчеркнуть)

1)плохо знаю мир профессий;

2)плохо знаю свои возможности;

3)не могу выбрать из нескольких вариантов;

4)не знаю, как выбирать профессию.

10. Какие факторы Вы считаете наиболее важными при выборе Вами будущей профессии (а также специальности, должности, места работы)? (подчеркнуть)

1)Соответствующим Вашим особенностям характер работы (умственная-физическая; опасная-безопасная; творческая-монотонная и др.);

2)благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, напряженность рабочего графика и др.);

3)возможность постоянного повышения квалификации;

4)сообразность задатков Вашей личности;

5)возможность профессионального роста, карьеры)

6)востребованность на рынке труда;

7)достаточная престижность профессии;

8)достойный уровень оплаты труда;

9)ничего, просто нравится такая профессия.

11. Как Вы считаете какие предложения необходимо осуществить в 10-11 классах для Вашего успешного 

-профессионального самоопределения? (подчеркнуть)

-увеличь объем сведений о мире труда людей и профессий;

- увеличь объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях;

чаще проводить экскурсии на различные предприятия;

-организовать технологические и профессиональные практики;

организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения.

12. Какие факторы могут помешать  Вам осуществить ваши профессиональные планы? (подчеркнуть)

-неправильный выбор места продолжения образования, специальности, профильного 10-11 классов;

трудности получения профессионального образования и освоения профессии;

-неполнота знаний об особенностях выбранной профессии;

невысокая вероятность найти работу по специальности, резкие изменения на рынке труда;

-проблемы со здоровьем;

семейные обстоятельства;

материальное положение семьи;

недостаточное знание своих качеств и особенностей;

ничто не может помешать;

-другое________________________________________________________.

13.  Если бы Вам был предоставлен свободный доступ в Интернет, какие сведения Вы хотели бы получить для уточнения своих профессиональных планов? (подчеркнуть)

-сведения о различных средних и высших профессиональных учебных заведениях, правила приема в них;

-рассказы о профессиях;

-требования  для поступления в различные средние и высшие учебные заведения;

перспективы изменения регионального рынка труда;

-возможности и условия получения профессионального образования за рубежом;

списки учебных пособий (книги, видеофильмы) по профориентации и профессиональному самоопределению, условия их приобретения;

-общение со сверстниками о выборе будущей профессии;

ничего не нужно;

-другое___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ПОЗИТИВ» (превенция суицидального поведения среди детей и подростков)

Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.В. Маяковский...

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...

суицидальное поведение среди детей и подростков

Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи. В связи с этим, проблема суицидов стала предметом из...

«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»

В данной статье ставится задача определения наличия риска суицидального поведения у подростков перед всеми участниками образовательного процесса. Рассмотрены проблемы предупреждения побуждений подрост...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Проявление девиантного поведения у детей и подростков

Интеллект-карта "Проявление девиантного поведения у детей и подростков, созданная средствами программного продукта X-Mind....

Программа "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"

Программа "Профилактики девиантного поведения среди детей и подростков"...