Шаг к здоровью
проект

Порхун Жанна Вячеславовна

В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" предусматривается создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе, на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности её использования. В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" предусматривается создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе, на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности её использования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_shag_k_zdorovyu.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование актуальности проблемы, на решение которой направлен проект

«Здоровье – это драгоценность, и притом

единственная, ради которой действительно

стоит не только не жалеть времени, сил,

трудов и всяких благ, но и пожертвовать

ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится

нестерпимой и унизительной».

Мишель де Монтень

      В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" предусматривается создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе, на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности её использования. У детей и подростков с умственной отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями) двигательная активность существенно зависит от вида заболевания, а организаторы многих спортивных мероприятий для них, как правило, предлагают соревнования по традиционным видам спорта, которые большинству детей именно из-за ограниченных возможностей здоровья зачастую не по силам.

      В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических и учебных пособий,  по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, привитию  им знаний, умений и навыков здорового образа жизни. В муниципальном бюджетном  общеобразовательном учреждение «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»  работа  по формированию здорового образа жизни ведётся  в разных направлениях, с использованием разных форм и методов, в соответствии со следующими принципами:

  • выбор адекватных возрасту форм коррекционной работы (для каждого возрастного периода используются специально разработанные программы или циклы занятий);
  • сочетание индивидуальных, групповых и семейных форм работы;
  • привлечение к работе педагога-психолога, медицинских работников, классных руководителей.

 Одно из ведущих направлений работы по формированию здорового образа жизни -  реализация в образовательном учреждении здоровьесберегающих проектов,  главной целью которых  является  внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы образовательного учреждения, обеспечение обучающихся необходимой информацией для формирования знаний, позволяющих сохранить и укрепить своё здоровье, формирование  у детей  представлений  об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

      Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном  процессе позволяет детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

      Проект "Шаг к здоровью", разработанный педагогами образовательного учреждения,  можно использовать в качестве технологии социальной адаптации детей и подростков с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями).

Цели и задачи социального проекта

      Цель: создание условий для преодоления изолированности детей и подростков с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и детей - инвалидов,  их социальной адаптации и интеграции в социум через привлечение их к различным формам физкультурно–оздоровительной  деятельности.

      Задачи:

 1. Повышение эффективности работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей-инвалидов и обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями).                                                                                                                                                       2.Развитие и пропаганда физической культуры и спорта среди детей-инвалидов и обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями).                                                                                                                                                      

3. Расширение возможностей для проведения  активного досуга и занятий спортом детей-инвалидов.                                                                                                                            4.Содействие активному включению в социальную жизнь детей-инвалидов, обучающихся  с  умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)   и семей, в которых они воспитываются.

                                                                                                                                 

Содержание социального проекта

      Проект «Шаг к здоровью» используется в качестве технологии социальной адаптации и формирования здорового образа жизни обучающихся  с  умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями). Для реализации проекта предусматривается целый комплекс физкультурно-оздоровительных  и образовательно-воспитательных  мероприятий, где каждый  ребёнок с   умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) может проявить себя, свой характер, преодолеть свои страхи, неуверенность в себе, стать более ловким, научиться быстрее  принимать правильные решения.  Проект «Шаг к здоровью» нацелен на то, чтобы вовлекать обучающихся в здоровый образ жизни через игровые и развлекательные форматы соревнований. Итогом проекта стало проведение  «Специальной  олимпиады».  Обращаясь к движению «Special Olimpics», педагоги образовательного учреждения с привлечением родителей (законных представителей) разработали положение о проведении "Специальной Олимпиады" и провели ее на базе нашего образовательного учреждения. Для участия были приглашены обучающиеся надомной формы обучения   (дети-инвалиды), воспитанники  ГБСУСО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей  «Берёзка» и обучающиеся нашего образовательного учреждения.   «Специальная олимпиада»  прошла с 4 по 7 апреля 2017 года и была посвящена  Всемирному Дню здоровья.  Перед началом соревнований прошла регистрация участников с выдачей маршрутного листа. Затем состоялось торжественное открытие олимпиады.  5 апреля прошли "Весёлые старты".   На третий день ребята приняли участие в спортивно-игровых видах: настольный теннис, бочче,  дартс.  В заключительный день соревнований прошел шашечный турнир и по его окончании участники сдали свои маршрутные листы в судейскую коллегию. На закрытии «Специальной Олимпиады»  ребятам вручили дипломы участников Олимпиады, медали, призы и пригласили на  совместное чаепитие, организованное на базе  нашего общеобразовательного учреждения. Решением Управляющего совета общеобразовательного учреждения «Специальная Олимпиада» будет проводиться ежегодно.

План реализации социального проекта

Подготовительный этап - сентябрь 2016 года

 Основной этап - (октябрь 2016  - апрель 2017 года)

Обобщающий этап  - (май 2017 года).

Реализация проекта осуществляется в трех направлениях:

  • педагогическое;
  • физиолого – валеологическое;
  • психологическое.

      Успешное взаимодействие этих направлений позволило  создать комплексную стратегию улучшения здоровья обучающихся, разработать систему мер по сохранению здоровья во время обучения, выработать знания и навыки, которыми должны владеть дети с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), тем самым сформировать здоровьесберегающую среду образовательного учреждения.
      Реализация проекта включает в себя   4 направления работы:

  • повышение валеологической грамотности "Будь здоров";
  • сохранения физического здоровья «Быстрее, выше, сильнее»;
  • профилактика вредных привычек «Берегись бед, пока их нет»;
  • сохранение психологического здоровья.

Повышение валеологической грамотности "Будь здоров"

Задачи:

  • формирование культуры здорового образа жизни;
  • активная пропаганда здорового образа жизни;
  • улучшение здоровья обучающихся.

Содержание и формы деятельности:

  • совершенствование здоровьесберегающих технологий, методик в образовательно-воспитательном процессе;
  • тематические родительские собрания по формированию здорового образа жизни;
  • уроки здоровья и гигиены;
  • тематические классные часы, беседы,  экскурсии, викторины;
  • встречи, беседы, лекции медицинских работников;
  • проведение занятий по внеурочной деятельности «Азбука здоровья», «Ступеньки здоровья»;
  • оформление стендов, «уголков здоровья».

Сохранения физического здоровья «Быстрее, выше, сильнее»

Задачи:

  • усиление оздоровительной  направленности уроков и внеклассных мероприятий по физическому воспитанию;
  • совершенствование уровня физической подготовки обучающихся.

Содержание и формы деятельности:

  • организация и проведение Специальной Олимпиады;
  • Дни здоровья;
  • «подвижные»  переменки;
  • спортивные кружки «Ритмическая гимнастика», «Спортивные игры»;
  • проведение спортивных мероприятий, в рамках реализации программы «Здоровье».

Профилактика вредных привычек «Берегись бед, пока их нет»

Задачи:

  • профилактика вредных привычек;
  • формирование устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
  • содействие формированию здорового образа жизни.


Содержание и формы деятельности:

  • просмотр видеороликов, беседы, лекции;
  • тематические классные часы «Дорога ведущая в бездну»;
  •  выставка рисунков «Скажи наркотикам –нет!»;
  • Неделя антинаркотического воспитания.

Сохранение психологического здоровья

Задачи:

  • оказание консультативной помощи педагогам и родителям  (законным представителям) по вопросам обучения и общения с детьми;
  • психологическое просвещение педагогов, родителей (законным представителям) и обучающихся;
  • ранняя профилактика всех форм зависимостей и различных психических отклонений;
  • психологическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  в процессе  обучения и воспитания.

Содержание и формы деятельности:

  • цикл тематических лекций, бесед , тренинги, тестирование для обучающихся по укреплению психологического здоровья;
  • тематическое родительское собрание «Синий кит»;
  • индивидуальные консультации, беседы с целью решения поведенческих и эмоциональных проблем  обучающихся;
  • мониторинг сохранения психологического здоровья;
  • психодиагностика.

                                          Механизмы реализации

   Что нужно для того, чтобы человек  вел здоровый образ жизни? Очевидно, что он должен:

  • знать, как это делать;
  • хотеть это делать;
  • уметь это делать.

       Исходя из этого, реализация проекта ведется методом спирали.

На первом витке спирали  идёт формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни у обучающихся начальной школы, которые являются «участниками» проекта.

На втором  витке спирали  –  расширение знаний и представлений и формирование потребности в ведении здорового образа жизни у обучающихся  5-7х классов, являющихся «активными помощниками» реализации проекта.

На третьем витке спирали – углубляются знания о здоровом образе жизни, развивается потребность в нем и формируются умения вести здоровый образ жизни.

Кадровое обеспечение проекта

Руководитель проекта: директор образовательного учреждения - Волох Татьяна Петровна

Автор проекта: учитель физической культуры – Порхун Жанна  Вячеславовна

Реализаторы проекта:

  • заместитель директора по воспитательной работе  Лукьянова Мария Геннадьевна;
  • учитель физической культуры Суров Денис Константинович;
    педагог-психолог Сидоренко Денис Петрович;
  • учитель социально-бытовой ориентировки Изотова Валентина Иосифовна;
  • фельдшер образовательного учреждения Кулькова Анна Михайловна;
  • воспитатели группы продлённого дня;
  • классные руководители 2-9 классов;
  • родители (законные представители обучающихся).

Схема управления проектом, порядок осуществления контроля за его реализацией

В ходе реализации проекта необходимо осуществлять промежуточный контроль в форме  отчётов всех участников проекта, которые показывают уровень  подготовки и помогают своевременно выявить возможные разногласия и противоречия, мешающие выполнению проекта. Такие отчёты помогают понять, в какой степени участники проекта – команда единомышленников. Текущий контроль осуществляется учителем, родителями, самими участниками проекта.

Ожидаемый результат

После воплощения  проекта «Шаг к здоровью»  в образовательном учреждении  предполагается:

  • у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  повысится мотивация к двигательной активности, спортивным мероприятиям, ведению здорового образа жизни.
  • увеличится число обучающихся ,  занятых во внеурочное время в кружках и спортивных секциях. 
  • снизится уровень заболеваемости обучающихся в образовательном учреждении;
  • возрастёт активность участия обучающихся «группы риска» в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении.

Прогноз дальнейшего развития проекта, предполагаемый долгосрочный результат

В ходе подготовки и реализации проекта «Шаг к здоровью»  мы (команда проекта) получили  огромное количество  полезной информации и постараемся помочь увидеть все плюсы и минусы агитации здорового образа жизни.  И мы считаем, что наш проект можно:

  • реализовывать циклично;
  • расширить географию проекта;
  • внедрять  новые виды деятельности;
  • увеличить качественные и количественные результаты;
  • организовать работу активных групп по пропаганде здорового образа жизни в социальных сетях  Интернета и размещать публикации материалов проекта;
  • увеличить опору на интересы и инициативу подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...