Формирование конструктивных способов решения проблемных ситуаций у детей подросткового возраста в условиях Центра содействия семейному воспитанию
статья

Татти Наталья Михайловна

Все дети разные, некоторые учатся на своих ошибках, другие на чужих. Моя цель научить детей предвидеть эти ошибки и научиться предотвращать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Формирование конструктивных способов решения проблемных ситуаций у детей подросткового возраста в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Автор: Татти Наталья Михайловна

Воспитатель высшей категории

СПБ ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №10»

Формирование конструктивных способов решения проблемных ситуаций у детей подросткового возраста в условиях

                      Центра содействия семейному воспитанию №10

      Часто ли мы задумываемся над вопросом, почему ребенок, особенно в подростковом возрасте порой сопротивляется нашим воспитательным наставлениям, усилиям? Поведение детей,  оказавшихся волей судьбы сиротами или без попечения родителей, сопряжено с такими факторами как ожесточенность, агрессия, потеря доверия к взрослым. Задача воспитателя, осуществляющего социально-педагогическое сопровождение подростка - помочь воспитаннику сделать правильный выбор и стать самодостаточным, здоровым и успешным. Все дети разные, некоторые учатся на своих ошибках, другие на чужих. Моя цель научить детей предвидеть эти ошибки и научиться предотвращать их.

Попадая  в Центр содействия семейному воспитанию в подростковом возрасте, дети испытывают определенный стресс. Период адаптации происходит не однозначно. Стремление к самоутверждению, желание показать себя и комплекс неполноценности приводят порой к проблемным ситуациям. В этой ситуации все действия специалистов, осуществляющих сопровождение воспитанников нашем Центре    (администрация, воспитатель, психолог, социальный  педагог, медицинский персонал, инспекторы ОДН и др.) всегда взаимосвязаны и взаимонеобходимы. Все действия воспитателя направлены на то, что бы показать подростку, что все его потребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ  решения.

При возникновении проблемной ситуации у подростка, пытаясь решить её, своё  взаимодействие с ребенком я разделяю на три части:

1 .Обозначение проблемы. Путем наблюдения, опроса, тестирования, анкетирования, используя межведомственные взаимодействия с психологом Центра. (Например, конфликт, ссора, самовольные уходы, вредные привычки и т.д.)

2. Формирование заинтересованного отношения  подростка к теме (путем индивидуальных бесед, диалогов подросток должен попытаться сформировать собственное отношение к данной форме рискованного поведения, определить свое видение проблемы и возможные пути ее решения)

3.Формирование способа решения проблемы, с учетом индивидуальных особенностей подростка

Хочу заметить, что конструктивный диалог с подростком может получиться только в случае взаимного доверия между педагогом и воспитанником. Поэтому создание атмосферы взаимного доверия это процесс, требующий времени, терпения и заинтересованности со стороны педагога. Если соблюдать некоторые правила, то результат не заставит себя ждать. Например, обращаться исключительно по имени, начинать общение с похвалы, обозначать и уделять внимание удачам и успехам ребенка, стремиться к созданию хорошей репутации воспитанников, которую они впоследствии сами будут поддерживать.

Давайте рассмотрим один из стандартных примеров способов  конструктивного решения проблемы из  опыта работы в  Центре содействия семейному воспитанию.

Итак,  обозначилась проблема: открытый конфликт между воспитанниками одной группы. Задача педагога  владеть информацией и контролировать назревающий конфликт, с целью получения наилучшего результата его погашения. Изначально оппонентам объяснить, что необходимо рассматривать  конфликтную ситуацию как проблему, которую надо решить. Мы все знаем , что всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Погасить  агрессию и раздражение  поможет кратковременный выход из помещения одного из участника конфликта. Тем временем постараться  охладить или рассеять раздражение другого участника конфликта. Этому  как правило помогает: сочувственное выслушивание, своим вниманием показываю, что я понимаю его состояние, понимаю причину конфликта. При этом не оцениваю, не делаю замечания, а внимательно слушаю до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие будут готовы реально оценивать ситуацию. После этого выслушиваю предложения обеих сторон. Пользуясь своим авторитетом и доверием настаиваю на  достижении компромисса или совместному решению проблемы. Мы с вами из личного опыта знаем, что иногда для достижения компромисса требуется гораздо больше времени, чем нам бы этого хотелось.

По опыту работы можно отметить, что агрессивное поведение часто возникает при непосредственной учебной деятельности, не сформированности учебных знаний, при отсутствии положительного результата обучения или просто в отсутствии мотивации обучения. Поэтому для коррекции агрессивного поведения мы обязательно используем взаимодействие с педагогами образовательных учреждений, с целью совместной согласованной деятельности по созданию благоприятных условий для обучения воспитанника.  Необходим контроль посещения учебных заведений, оценка результатов обучения. Поддержание познавательного интереса к учебным предметам через помощь в выполнении домашних заданий, тоже приводит к уменьшению количества агрессивных вспышек, связанных с учебной деятельностью.

  Наиболее эффективными профилактическими средствами против  открытых конфликтов и агрессивного поведения  по  мнению педагогов и специалистов нашего Центра является организация досуга воспитанников,  активное привлечение к участию в различных мероприятиях, кружках и секциях в  соответствии с пожеланиями и потребностями. Изучение истории жизни и социальных связей детей , т.к многие являются активными пользователями социальных сетей.

Активно используются такие приемы как индивидуальные беседы и групповые занятия. Беседы о правах ребенка. Обсуждение с детьми правил жизни в нашем Центре. Беседы-рассуждения: «Не навреди себе», «Соизмеряй свои желания со своими возможностями», «Что ждет тебя на ночных улицах», «Как не стать жертвой преступления», «Чтобы с тобой не случилась беда», «Ответственность подростков за правонарушения и преступления», «Правила дорожного движения», «Твои права и обязанности», «Знаешь ли ты закон?», « Курение – гибель для растущего организма». По рекомендации психолога мы используем различные игры  и психологические приемы, для коррекции агрессивного поведения. Мне нравится: рисунок как самовыражение ребенка  «Моя семья», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем», «Кем я хочу стать», «Что было бы со мной самое плохое и хорошее»), или использовать "стаканчики для криков", « мешочки настроения». Формирование положительно-ориентированных планов, профессиональных намерений, ориентировка на выбор будущей профессии. Беседы о профессиональных учебных учреждениях, наличии  льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения.

 Вовлекая  детей в различные  мероприятия мы тем самым отвлекаем их, не  оставляя времени и сил на конфликты и агрессию.  На базе нашего Центра существует физкультурно-спортивный блок занятий, вокально-хореографический блок, дети посещают кружки и секции вне Центра, а также принимают  участие в многочисленных мероприятиях, организованных администрацией  Центра и   нашими партнерами-волонтерами. Все это дает  эффективные положительные результаты.

Контроль посещения учебных заведений, оценка результатов обучения. Обязательное взаимодействие с педагогами, с целью совместной согласованной деятельности по созданию благоприятных условий для обучения воспитанника.  Поддержание познавательного интереса к учебным предметам через выполнение домашних заданий.

         Закончить  хочу словами классика, по сути девизом всех воспитателей и работников нашего Центра, осуществляющих педагогическое сопровождение воспитанников: « Сделать детей хорошими – это значит сделать их счастливыми». Чем меньше агрессии будет у наших воспитанников, тем счастливей они будут, а значит счастливее будем и мы с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...

Доклад «Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноц...

Решение проблемных ситуаций и разрешение конфликтов в процессе воспитания детей с ОВЗ.

В процессе самообразования и, исходя из личного опыта, я рассмотрел проблемы нестандартных ситуаций в работе с детьми с ОВЗ, разрешения конфликтов и приёмы педагогического воздействия. Мне хотелось бы...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Взаимосвязь образа «я» и стиля семейного воспитания детей подросткового возраста

Подростковый возраст является трудным периодом в плане полового созревания и психологического взросления ребенка. В данный период происходят значительные изменения в самосознании подростка, которые пр...

Методическая разработка «Упражнения, направленные на формирование творческого мышления у детей подросткового возраста «Моделирование пространственных ситуаций и возможных взаимоотношений персонажей в них»»

Методическая разработка «Упражнения, направленные на формирование творческого мышления у детей подросткового возраста «Моделирование пространственных ситуаций и возможных взаимоотношений п...