Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
методическая разработка

Тазова Екатерина Владиславовна

Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очагов....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx380.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Автор: Тазова Екатерина Владиславовна,

воспитатель СПб ГБУ «Центр содействия и семейного воспитания №7»

Кировского р-на СПб

Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очагов. Но большая часть наших выпускников терпят неудачу.

Опыт своих родителей, осложняет строительство собственной семьи, или чаще всего дети копируют негативные семьи. Чаще всего наши дети оказываются не только неспособными создать благополучную семью, но и сохранить ее. Воспитанники привыкли к иждивенчеству, и поэтому в самостоятельной жизни они терпят трудности. Гиперопека ребенка в стенах учреждения очень негативно сказывается на наших детях, за него все решается и делается взрослыми, режим дня, строгий контроль, готовая пища, одежда не формирует самостоятельности.

Данная методическая разработка посвящена одной из актуальных проблем для воспитанников интернатных учреждений - подготовке детей-сирот к самостоятельной, семейной жизни. Для решения проблем социализации и создания своей будущей семьи разработана данная методическая разработка. В методической разработке учитываются особенности детей, лишенных родительского попечительства, и обеспечивается возмещение недостающего позитивного примера родительской семьи. Подготовка детей-сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.

Методическая разработка по теме: «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет практическое значение, так как вопросы, поднятые и разработанные в ней, являются одним из важнейших аспектов социально-педагогической деятельности в условиях интернатного учреждения.

В данной методической разработке представлены материалы из опыта работы воспитателя школы-интерната семейному воспитанию.

Актуальность

В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.

Семейное воспитание в условиях интернатного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей – сирот, поступивших в государственное учреждение в основном из домов ребёнка и дезадаптированных семей, существенно искажены. В детском доме воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли.

К числу условий подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни следует отнести:

- создание развивающей среды и адаптивной системы образования;
- коррекционно-развивающую работу (интеллектуальные и когнитивно-эмоциональные процессы, формирование навыков общения), которая включает, в том числе социальную адаптацию;

- развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей;
- предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома;

- пролонгированный характер сопровождения после выпуска.

В современной педагогической науке разработаны теоретические концепции, которые могут быть положены в основу исследования данной проблемы. Общие закономерности психического и личностного развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях, отражены в трудах И.А.Залысиной, А.И.Захарова, Э.А.Минковой, В.С.Мухиной, Л.Я.Олиференко, А.М.Прихожан, Е.О.Смирновой, Е.А.Стреблевой, Н.Н.Толстых, Н.Г.Травниковой, Т.А.Шиловой, Т.И.Шульги и др.

Значимыми для моей методической разработки являются также работы зарубежных авторов (М.Айнсворза, Дж.Боулби, Й.Лангмайера, З.Матейчика, К.Прингля, А.Фрейд и других), изучавших характер ранней депривации, отсутствия контакта с матерью и взрослыми на этапе взросления развивающейся личности.

Существенное значение для определения ведущих позиций методической разработки имели работы, посвященные вопросам подготовки детей к семейной жизни (А.Н.Ганичева, И.А.Горчакова, О.Л.Зверева, Т.А.Куликова, А.М.Прихожан), различным аспектам социального сиротства (Л.А.Байбородова, И.Ф.Дементьева, И.В.Дубровина, Г.М.Иващенко, М.М.Плоткин, Е.Е.Чепурных).

Многие авторы сходятся во мнении, что подготовка к самостоятельной семейной жизни естественным путём идёт в семье. Внимание исследователей, в основном, направлено на решение таких вопросов, как: кому отдать предпочтение в воспитании будущего семьянина - семье или школе, и как в рамках школы готовить будущего семьянина.

Социологи утверждают, что среди факторов, ведущих к дестабилизации современной семьи, исключительно важную роль играет недостаточная подготовка подрастающего поколения к созданию семейного очага, сохранению жизнеспособности этого маленького коллектива.

Работая по проблеме: «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», я считаю, что одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника школы-интерната является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений в своей биологической семье носил негативных характер или совсем отсутствовал. Это не может не сказаться на создании семьи в будущем.

Основополагающие принципы, лежащие в основе данной разработки:

  • При разработке методических материалов мы опираемся на многолетний, собственный практический опыт.
  • Самое главное в материалах - возможность применить их на практике.
  • Мы используем проектный подход при разработке материалов, что гарантирует доступность изложения материалов.

В связи с этим, целью работы является формирование представлений о семье, её значении в жизни человека, основ знаний о брачно-семейных отношениях, потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умений правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей.

Данная методическая разработка направлена на решение следующих задач:

1.Создание комплексной системы содействия психосоциальному, духовному развитию воспитанников, а также профилактике, коррекции и реабилитации нарушений представлений детей, подростков о семье.

2. Расширение знаний детей о функциях семьи, её значении в жизни каждого человека.

3. Разработка и внедрение модели единого семейного воспитательно-образовательного пространства в детском доме.

4. Разработка комплекса мер по совершенствованию системы семейного воспитания детей в условиях школы-интерната.

5. Реализация системы комплексного мониторинга полоролевого развития воспитанников.

6. Полоролевое воспитание детей, формирование представления детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек.

7. Развитие способов взаимодействия, характерных для женского и мужского типа поведения.

8. Формирование представлений о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании.

Реализация вышеназванных задач осуществляется через систему работы воспитателя с детьми.

Примерное тематическое планирование работы воспитателя

(на месяц):

Тема

Форма

Цели

«Что такое семья»

Ролевые, проигрыва-ние

Сформировать понятия о семье, о членах семьи, значимости друг друга.

«Моя семья»

 

Ролевое проигрыва-ние, беседа, группо-вая работа

Закрепление знаний, что такое семья, члены семьи, близкие и дальние родственники. Формирование чувства принадлежности к своей семье. Формирование позитивного отноше-ния к своей семье.

«Я и моя семья»

 

Рисование, моделирование ситуации

Формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений.

Формирование представлений о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в регулировании своих эмоций.

«Как решать семейные проблемы»

 

Дискуссия, беседа, групповая работа, индивидуальная консультация

Усвоение сущности понятий «проб-лема» и «проблемные ситуации». Обучение приёмам решения проблем. Воспитание культуры и уважения к взаимоотношениям в семье.

«Конфликты в семье и спосо-бы их разре-шения»

 

Моделирование ситуации, анкетирование, индивидуальная консультация

Усвоение сущности понятий «конфликт» и «конфликтные ситуации», правил предупреждения конфликта. Развитие умения правильно выражать свои мысли, рассуждать о проблеме, используя правильные грамматические формы в предложении. Воспитание культуры и уважения к взаимоотношениям в семье. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений личностного характера.

«Взаимоотношения в семье»

 

Беседа, групповая работа, моделирова-ние ситуации, индии-видуальная консуль-тация

Знакомство с формами и стилем взаимоотношений в семье. Формирование позитивного отношения к семейным обязанностям ребенка.

«Уважение и любовь»

 

Дискуссия, психоло-гическая игра, групп-повая работа, ролевая игра

Воспитание уважения к близким людям. Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих, отказываться от материальных благ ради здоровья, комфорта родных людей. Формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

«Потребление и творчество в семейной жизни»

 

Дискуссия, беседа, практическая работа, индивидуальная консультация

Воспитание у детей желания заниматься творчеством и умеренности в потреблении материальных благ.

 

Нельзя не согласиться, что семья действительно является первичным и важнейшим этапом формирования черт личности семьянина, И хотя общеизвестно, как велика роль общеобразовательных учреждений, необходимо признать извечную ценность семьи: история пока не создала института, хотя бы хоть отдаленно мог сравниться с ней по многогранности выполняемых функций. Поэтому я поставила перед собой цель, сделать для наших детей наиболее благоприятные условия проживания, приблизить их к максимально домашним, отношения в нашей семье должны быть доверительными. Предметы обихода, тоже должны быть максимально приближены к домашней обстановке.

https://files.1urok.ru/images/71ca88f14b74f33b77ce8b7f921277a2fc7dcb28.jpg

Стирка личных вещей.

https://files.1urok.ru/images/75e2ab009a0d5166916648609d97553620011f4b.jpg

Практическое занятие по глажению белья.

Воспитатели и учителя воспринимаются как наставники и даже как родители. Все держатся вместе благодаря взаимной преданности и традициям. Делается акцент на долгосрочной выгоде личностного совершенствования, придается особое значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как добрые чувства и забота о каждом. В нашей семье поощряется коллективная форма работы, сотрудничество и согласие. Знакомлю подростков с проблемами, связанными с их полом, психосексуальным развитием и поведением, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине.

https://files.1urok.ru/images/98e3a4e92a1f9a1e4184841ee4b02a62013a4d62.jpg

Диспут с мальчиками.

У воспитанников по причине отсутствия семьи гораздо меньше возможностей формирования у них полноценных представлений о качествах личности мужчин и женщин. Исследования ученых показывают, что формирование психосексуальной идентичности происходит у них с заметным искажением, на практике воспитанники (особенно девушки) нередко проявляют несоответствие своему полоролевому поведения (походка, речь, одежда и др.). В работе с детьми по полоролевому воспитанию и подготовке их к самостоятельной жизни использую разнообразные формы работы (Приложение 1):

https://files.1urok.ru/images/edb0b6e77ef268ab5a2c9132fef0870c62e6e99f.png

Для выявления у воспитанников уровня общего развития и уровня воспитанности проводится диагностика по следующим критериям: отношение к своему физическому здоровью, эстетическое отношение к действительности, отношение к делу, отношение к людям, отношение к себе, волевые качества, положение в группе.

Проводимая диагностика вновь поступивших детей в учреждение показывает результат низкой готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни: ограничение представления детей о семье, о полоролевых отношений в семье, функциях членов семьи; низкая самооценка воспитанников в решении простейших жизненных задач; низкий уровень социальной адаптации к новым жизненным условиям воспитанников; неблагополучное эмоциональное состояние вновь поступивших детей (тревожность, страхи, агрессия и т.д.).

Повышенное внимание к сексуальным проблемам, является естественным явлением в среде подростков. Однако практика показала, что в этом возрасте у воспитанников возникает ярко выраженное половое влечение, половое насилие (извращения, изнасилования), ранняя половая жизнь, венерические заболевания. Причинами этого являются: негативный опыт родительской семьи, ведущей аморальный образ жизни; наследственность, нередко приводящая подростка к отклонениям в психическом развитии; жестокое обращение родителей с детьми и др.

Для развития у детей без семьи адекватных и полных представлений о наиболее значимых качествах личности мужчин и женщин, особенностях их физиологического, медицинского и психологического развития требуется систематическая воспитательная работа. К примеру, в форме диспута-размышления: «Итак, женственность — это... А как ты считаешь?»

https://files.1urok.ru/images/fc40e9cd06e7a4381d611f638e754082a0cc6182.jpg

Диспут с девочками

На этом этапе работы я ставлю перед собой цель расширить представления воспитанников о наиболее ценных и привлекательных качествах личности женщин; помогаю определить перспективу своего развития.

Система ценностных ориентаций возникает у человека не внезапно, а формируется на протяжении долгого периода времени и изменяется постепенно. Она вырабатывается в определенных социальных условиях и в соответствии с психологическими особенностями индивида.

Процесс самоопределения личности в сфере семейной жизни определяется тем, какую ценность придает личность этой стороне жизни, как определяются супружеские и родительские обязанности, как сочетается этот аспект самоопределения с другими (т.е. самоопределение в общественно-политической, профессиональной и других сферах). Так, я на занятиях практикую проводить шуточный тест, например, «Твое главное занятие в семье. Кому, какая роль достанется? (Из мешка достать наугад карточку с надписью: веник, деньги, молоток, обед, дети, магазин, посуда). Это корректирует эмоционально – волевую сферу на основе упражнений в регулировании своих эмоций.

Всё это мне позволяет развивать систему самостоятельных навыков, умений поведения, определяющих стиль общения подростка в разных ситуациях. Человек начинает самостоятельную жизнь, когда погружается в различные общественные сферы - семью, работу. Индивиду необходимо к ним адаптироваться, то есть успешно учиться, работать, создавать семью, что станет залогом его психологического здоровья. Для успешной адаптации человеку необходимо:

  • разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру;
  • иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия - от философской до бытовой, уметь действовать в соответствии с ней (позицией);
  • самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным;
  • самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ);
  • позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью.

Исходя из вышеперечисленного, психологическая готовность к самостоятельной жизни предполагает сформированность у человека социально-психологических механизмов, обеспечивающих благоприятное вхождение в социум, а также определенный уровень развития личностной сферы. Теоретический анализ тематической литературы позволяет вычленить структурообразующие параметры адаптированной личности подростка, «готового к самостоятельной жизни».

Самым сложным в процессе воспитания семьянина в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является полоролевое воспитание подростков.

Половое воспитание - процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.

Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т.е. любые взаимоотношения людей разного пола.

Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка. Именно от тех установок, которые взрослые смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание дает возможность избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путем.

Совместная работа психологической службы учреждения играет важную роль в подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной и самостоятельной жизни. Мною используются разнообразные формы и виды коррекционной работы, направленные на снятие страхов и повышении уверенности в себе, на снятие агрессии и ослабление негативных эмоций, на развитие умения чувствовать настроения других и сопереживать окружающим, на развитие положительных эмоций и снятие психо-эмоционального напряжения детей на развитие социально адаптированного поведения, формирование положительных представлений между братьями и сестрами. Совместно с психологом я провожу с детьми такие психологические тренинги, как «Расширение круга близких людей», «Открытое выражение чувств», «Стрессы и способы его преодоления», «Паровозики», «Ах-ха», «Золушка», и др.

https://files.1urok.ru/images/b7add6cf33d4ec17e64d49a05db2490637ba13bf.jpg

Психологический тренинг.

https://files.1urok.ru/images/b5eaeff0628cb3e7f93c99a75e3f691fe4379162.jpg

Песочная терапия.

Основные задачи полового, или сексуального, воспитания вытекают из самого понятия сексуальности. Сексуальность - это психофизиологические проявления, связанные с половой принадлежностью.

Семейное и полоролевое воспитание в условиях государственного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

С целью подготовки детей-сирот к самостоятельной и семейной жизни, для успешной интеграции их в социум мною проводятся занятия с целью расширения представления о наиболее ценных и привлекательных качествах личности женщин; проводится в форме дискуссии, задаются следующие вопросы:

- Попробуйте перечислить некоторые качества, которые характеризуют женщину и связаны с понятием «Женственности».

-Что такое эталон женской красоты? Каков современный эталон?

-В чем состоит загадка женского очарования?

-Женственны ли вы?

Это упражнение позволяет расширить представление о наиболее ценных и привлекательных качествах личности женщин, выявить их наличие у себя, определить перспективу своего развития.

Проведение ряда ситуативно-ролевых игр, которые помогают закрепить теоретические знания. «Комплимент», «Свидание».

Театрализация литературных произведений с предоставлением участникам права на неожиданные действия и концовки. Например, русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Снегурочка», и т.д.

На занятиях расширяю представления подростков о системе ценностей совместной жизни и постепенно сформировать у них культуру жизненного самоопределения в сфере семейной жизни. Основу семейного счастья, по моему мнению, составляют те знания, умения, навыки, которые сформируются у подростка в развитии самосознания, психологии межличностных отношений, искусстве и технике общения, психогигиене сексуальной жизни, профессиональном самоопределении.

Культура жизненного самоопределения в сфере семейной жизни есть активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего существования; выбрать профессию, найти себя в общественно политической жизни, выбрать спутника жизни. По мнению ученых, «самоопределившаяся личность» является синонимом «социально созревшей» личности, основная характеристика которой усматривается в соблюдении норм, принятых в обществе и в ориентированности на определенные групповые, коллективные и общественные ценности.

Система ценностных ориентаций возникает у человека не внезапно, а формируется на протяжении долгого периода времени и изменяется постепенно. Она вырабатывается в определенных социальных условиях и в соответствии с психологическими особенностями индивида.

Процесс самоопределения личности в сфере семейной жизни определяется тем, какую ценность придает личность этой стороне жизни, как определяются супружеские и родительские обязанности, как сочетается этот аспект самоопределения с другими (т.е. самоопределение в общественно-политической, профессиональной и других сферах).

В подростковом возрасте образ семьи аккумулирует оценку, как супружества, так и родительства, а также сведения, полученные по официальным и неофициальным каналам. Образ семьи представляется подросткам как обязательная, обычная и часто не слишком привлекательная сторона взрослой жизни. Представления о себе в будущем как муже (жене) выражены слабо и не наполнены никаким содержанием помимо выполнения домашних обязанностей.

Подготовка к самостоятельной и семейной жизни детей – сирот – это оказание им помощи в становлении полноценных членов общества, в реализации их индивидуального потенциала. Это подтверждает, что подготовка детей-сирот к семейной и самостоятельной жизни – это комплекс психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанников адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

«Индивидуальный подход в воспитании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко о...

Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

              Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...

Патриотическое воспитание в "Центре содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Патриотизм, как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности....

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...