Формы и методы работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей.
статья

Сопровождение ребенка, оставшегося без попечения родителей в образовательном учреждении интернатного типа, защита его интересов, взаимодействие всех служб, направления работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей в школе-интернатного типа.

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство — одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако, по крайней мере три причины такого явления можно назвать.

  1. Родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные.
  2. Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п.

И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
 
Цели:

1) помочь обучающимся адаптироваться в новых условиях обучения, лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивать чувство собственного достоинства, преодолевать неуверенность, страх;

2) создание благоприятного климата для налаживания отношений между преподавателями и обучающимися, между обучающимися, объединение усилий педагогического коллектива по социализации обучающихся;

3) создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Задачи:

1. Оказание помощи в жизненном самоопределении обучающихся.

2. Становление личности в открытой социальной среде, интеграция обучающихся в обществе.

3. Своевременное выявление обучающихся, склонных к совершению противоправных действий, причин и условий совершенного проступка.

4. Создание психологического комфорта и безопасности обучающихся.

5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение информацией по вопросам социальной защиты.

6. Социально-бытовая помощь, содействующая улучшению бытовых условий обучающихся (в т.ч. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

7. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, социуме, на устранение затруднений во взаимоотношениях с окружающими, помощь в личном самоопределении. Предупреждение конфликтных ситуаций в семье и в учебном коллективе.

8. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

9. Развитие гражданской и социальной ответственности.

  1.  Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения.

Итогом совместной деятельности всех служб школы является социально-педагогического  сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данное сопровождение включает в себя:

- корректировка списка обучающихся по социальному статусу: неполные семьи, многодетные семьи, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

- создание и своевременная корректировка Банка данных учащихся оставшихся без попечения родителей;

- патронаж и  консультирование родителей по оптимизации воспитательной среды семьи;

- беседы с несовершеннолетними и их родителями по повышению уровня правовой грамотности, пропаганде здорового образа жизни, особенностях подросткового возраста;    

- вовлечение несовершеннолетних и их родителей в социально – значимую деятельность;

- -работа с личными делами обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

- помощь в адаптации к новым условиям обучения.

- оказание помощи в учёбе.

         -Изучение социально-бытовых условий проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

-поддержание тесной связи с органами опеки города, района и области.

-консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

-взаимодействие с медицинскими учреждениями через организацию оказания медицинской помощи детям-сиротам

-работа с обучающимися по профилактике и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних.

Цели:

1) помочь обучающимся адаптироваться в новых условиях обучения, лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивать чувство собственного достоинства, преодолевать неуверенность, страх;

2) создание благоприятного климата для налаживания отношений между преподавателями и обучающимися, между обучающимися, объединение усилий педагогического коллектива по социализации обучающихся;

3) создание условий для социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Задачи:

1. Оказание помощи в жизненном самоопределении обучающихся.

2. Становление личности в открытой социальной среде, интеграция обучающихся в обществе.

3. Своевременное выявление обучающихся, склонных к совершению противоправных действий, причин и условий совершенного проступка.

4. Создание психологического комфорта и безопасности обучающихся.

5. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение информацией по вопросам социальной защиты.

6. Социально-бытовая помощь, содействующая улучшению бытовых условий обучающихся (в т.ч. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

7. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, социуме, на устранение затруднений во взаимоотношениях с окружающими, помощь в личном самоопределении. Предупреждение конфликтных ситуаций в семье и в учебном коллективе.

8. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

9. Развитие гражданской и социальной ответственности.

Направления деятельности социального педагога:

1.   Осуществление комплекса мероприятий по социализации личности в образовательном учреждении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с целью оптимального развития и благополучия;

2. Сотрудничество/Взаимодействие с государственными органами управления, общественными организациями, учебными заведениями, иными структурами, в которых необходимо представлять интересы учащихся и выпускников.

3.  Работа с личными делами обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4.  Работа с обучающимися по профилактике и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних;

5.  Работа по содействию обучающихся в реализации и защите его прав и законных интересов.

Социальный педагог колледжа сотрудничает со следующими органами власти:

- Служба опеки и попечительства;

- Отдел МВД России го Эгвекинот

- КДНиЗП го Эгвекинот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...

Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ

Статья рассказывает, на примере данной школы, как построена работа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними...

Формы и методы и методы работы с детьми оставшимися без попечения родителей

Методическая разработка для социальных педагогов, классных руководителей...

Доклад. Формы и методы работы социального педагога с семьями обучающихся в условиях коррекционной школы.

В работе описаны этапы работы социального педагога коррекционной школы с семьями обучающихся. Учитывается контингент учащихся школы: дети -инвалиды, многодетные семьи, неполные семьи, приемные семьи, ...

«Формы и методы работы социального педагога»

Профессиональная деятельность социального педагога - это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адапт...

«Система работы социального педагога в колледже с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к с...