статья "Особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних с нарушением интеллекта"
статья

Форостенко Елена Николаевна

Среди множества проблем, находящихся в специальной педагогике и психологии, проблема умственной отсталости занимает основное место. Если раньше ребенок с нарушением интеллекта мог вызвать лишь сочувствие, то теперь его считают равноправным гражданином. Если раньше его рассматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь – как независимого, но нуждающегося в сопровождении и поддержке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 4

ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 «Особенности профилактики правонарушений несовершеннолетних с нарушением интеллекта»

                                       

Автор:

Социальный педагог

 Форостенко Елена Николаевна

СПб 2021

Среди множества проблем, находящихся в специальной педагогике и психологии, проблема умственной отсталости занимает основное место. Если раньше ребенок с нарушением интеллекта мог вызвать лишь сочувствие, то теперь его считают равноправным гражданином. Если раньше его рассматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь – как независимого, но нуждающегося в сопровождении и поддержке.

Основные факторы правонарушающих тенденций и совершения правонарушений несовершеннолетними с отклонениями в развитии.

Специальные исследования в области психологии, психиатрии и криминологии свидетельствуют о том, что любое нарушение психической деятельности, возникшее в результате органического поражения центральной нервной системы, в том числе и при олигофрении, способствует

более легкому усвоению антиобщественных воздействий, повышает вероятность совершения правонарушения, хотя далеко и не обусловливает его неизбежности. Отклонения в психическом развитии, не исключающие вменяемость, в определенных условиях социальной среды снижают сопротивление к воздействию неблагоприятных ситуаций, ослабляют контрольные механизмы поведения, ограничивают альтернативные возможности принятия решений и выбора действий в зависимости от ситуаций, создают препятствия для развития социально значимых качеств личности]. Социальная незрелость умственно отсталых учащихся, склонность их к имитации и усвоению неправильных форм поведения, импульсивность, несдержанность и другие особенности психической деятельности создают условия для возникновения отклонений в поведении и могут способствовать правонарушающему поведению.

Васильева Н.Д. отмечает, что в экспертной практике бытует мнение, что органическая отягощенность в любой ее форме способствует проявлениям агрессивности и даже жестокости. Однако некоторые авторы считают, что для олигофренов, в частности, характерно делинквентное, но не жестокое поведение. Такой вывод подтверждается данными по стране – среди олигофренов тяжкие преступления против личности совершили только 8,9 %, в то время как легкие – 74,8 %. Касаясь характера правонарушений, совершаемых умственно отсталыми лицами, исследователи отмечают преобладание корыстных правонарушений. Однако достаточно часто отмечаются хулиганские действия, нанесение телесных повреждений окружающим. Установлено, что какой-либо специфичности общественно опасных действий психически больных нет, как не выявлено и их отличий по последствиям уголовно наказуемых деликтов, совершенных психически

здоровыми преступниками. Это говорит о том, что, несмотря на изменчивость личности лиц с умственной отсталостью, сами по себе потребности и мотивы их поступков являются отражением патологического состояния, следствием биологической и социальной дезадаптации. Тот факт, что лица с умственной отсталостью редко становятся инициаторами и организаторами групповых правонарушений, можно объяснить их внушаемостью и подчиняемостью. Но если все же умственно отсталые совершают тяжкие преступления против личности, то обычно это происходит без заранее обдуманного намерения и продуманного плана действий .

Риск совершения общественно опасных деяний умственно отсталыми лицами носит динамический характер, обусловлен многими факторами. Само общественно опасное деяние является результатом сложных сочетаний и взаимовлияния патологических характеристик, ситуационных воздействий и личностных установок. К неблагоприятным факторам, способствующим проявлению преступного поведения умственно отсталых, относится алкоголизация одного или обоих родителей, большинство из которых привлекались к уголовной ответственности; неполные семьи; гипоопека и безнадзорность, асоциальный образ жизни лиц с умственной отсталостью с ранних лет, в связи с чем они состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; злоупотребление спиртными напитками, приводящее к усугублению свойственной им внушаемости, усилению эксплозивности, возникновению дисфорических состояний, снижению интеллектуального контроля, особенно при наличии эмоционально-волевых нарушений по дисфорическому типу. Результаты исследования Е.А. Гордиенко и Г.Г. Запрягаева показали, что в подавляющем большинстве случаев в условиях жизни несовершеннолетних олигофренов, проявивших криминогенное поведение, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу и признанных вменяемыми, обнаруживается ряд отрицательных средовых факторов, в частности: неполный состав семьи (отсутствие одного из родителей); неупорядоченность семейно-брачных отношений родителей; наличие у родителей (родителя) психических аномалий; бытовые конфликты, пьянство, аморальный образ жизни родителей (или одного из них); невыполнение родителями коррекционно-воспитательных функций по надзору за умственно отсталыми подростками; негативное влияние ближайших родственников; отрицательное влияние микросреды (соседи, друзья и т.д.); наличие в ее составе лиц, совершающих преступления; контакты с неформальными группами лиц с асоциальной направленностью поведения. По мнению О.Е. Фрейерова , общественно опасные действия умственно отсталых лиц могут быть обусловлены импульсивностью, которая отражает как недостаточность волевой сферы, так и неспособность адекватного осмысления ситуации. Большое значение исследователи придают повышенной внушаемости, пассивной подчиняемости, недостаточной функции прогнозирования и оценки своих поступков. Практически у всех лиц с умственной отсталостью имеются эмоционально-волевые нарушения, выраженные в разной степени. Наиболее «криминогенными» из них являются психопатоподобные, дисфорические, мориоподобные, вялоапатические. Нарушения эмоционально-волевой сферы связывают с органической неполноценностью нервной системы, то есть это осложненные формы умственной отсталости, при которых резидуально-органический радикал особенно нарушает адаптивное поведение и способствует совершению правонарушений. Другим немаловажным фактором, способствующим противоправному поведению лиц с умственной отсталостью, является злоупотребление спиртными напитками. Указанное обстоятельство обусловливает как совершение лицами с умственной отсталостью противоправных деяний, так и увеличение риска совершения или повторных правонарушений. Установлено, что ранний алкоголизм встречается у 30 % учащихся вспомогательных школ. У лиц с умственной отсталостью, находящихся на принудительном лечении, зло употребление спиртными напитками отмечается в 70 % случаев. Особую роль в формировании механизмов общественно опасных действий у умственно отсталых играет микросреда как основа, предопределяющая социально-личностные ориентации в становлении модуса социального поведения. Умственно отсталые люди в любом возрасте зачастую оказываются в жесткой зависимости от отрицательной микросреды, где господствуют асоциальные установки, аморальная атмосфера и где нормой считаются нарушения моральных и правовых требований, потребительское отношение к обществу, формирование групповой криминальной направленности. В работе Г.Г. Запрягаева выявлена роль личностных и социально-психологических факторов в поведении умственно отсталых подростков, показано значение семьи, школы, ближайшего окружения для формирования отклоняющегося поведения, сделан вывод о том, что дефект выполняет сопутствующую, но не основную роль в принятии и реализации негативных намерений при совершении правонарушения, а поведение подростка зависит от его социальнопсихологических отношений и предшествующих условий развития, сформированности нравственного сознания, уровня развития эмоционально-волевой сферы и конкретной жизненной ситуации. Изучение нравственного отношения умственно отсталых учащихся к окружающим, проведенное в исследовании О.Е. Фоменко], показало, что наименее сформированными у умственно отсталых школьников являются отношения к хулиганам и нарушителям правил поведения. При этом нравственное отношение к ним понималось как осуждение их действий, как умение и желание противопоставить им собственное мнение. Негативное отношение рассматривалось как желание подражать хулиганским поступкам, стремление помочь таким личностям избежать заслуженного наказания, отношение к нарушению правил поведения как к проявлению смелости. Низкий уровень сформированности нравственного отношения умственно отсталых школьников к хулиганам и нарушителям правил поведения подтверждает факт сильной внушаемости учащихся коррекционной школы, их подверженность негативным воздействиям и говорят о необходимости особого внимания к формированию у них нравственного отношения к данной группе окружающих. В силу интеллектуальной неполноценности учащиеся с умственной отсталостью не всегда в полной мере критически оценивают свои действия и их последствия. Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы приводят к неадекватным поступкам и действиям в различных ситуациях. Внушаемость, подражательность, нарушения подконтрольности и критичности поведения прослеживаются в характере и мотивах правонарушающих действий. Кроме того, все правонарушители с умственной отсталостью, по данным исследования Г.Г. Запрягаеева , находились в условиях неблагоприятного воздействия среды. В данном случае подростки приобретали неправильные нравственно-правовые установки. Такие особенности их психической деятельности, как преобладание конкретного мышления, эмоциональноволевая неустойчивость, внушаемость, некритичность поведения и т.д., приводят к тому, что учащиеся попадают под негативное влияние, оценивают события, факты и свое поведение с позиций антиобщественных взглядов и норм поведения в семье и ближайшем окружении. Исследования показали, что признаки, качественно отличающие умственно отсталых подростков с социально нормальным поведением от умственно отсталых, совершающих правонарушения, характеризуются в основном наличием у последних негативных нравственных черт и свойств личности, отражающих в той или иной мере степень деформации их моральных и социальных позиций (отношение к учебе, родителям, педагогам, нормам поведения в общественных местах, общественно-полезной работе в школе, моральные и нравственные принципы, уровень правосознания и готовности к выполнению правовых норм и т.д.). В исследовании Е.Г. Дозорцевой была показана личностная незрелость несовершеннолетних правонарушителей с признаками психического недоразвития. При оценке общественно опасного поведения умственно отсталых исследователи большое значение придают вопросам мотивации. Реально-бытовые мотивы противоправного поведения больных с расстройствами непсихотического регистра и без признаков выраженного слабоумия, к каковым относятся и лица с умственной отсталостью, объясняется материальной заинтересованностью, затруднениями межличностного общения, личной неприязнью, самоутверждением, эгоцентризмом, пренебрежением к общественным нормам поведения, эгоцентрическими установками. При анализе мотивации преступного поведения лиц с умственной отсталостью необходимо отметить бессодержательный характер его мотивов. Таким образом, правонарушения несовершеннолетних с умственной отсталостью обусловлены сочетанием действия биологических и социальных факторов. Наличие отклонений в нерво-психической сфере не означает неизбежности формирования правонарушающих тенденций и совершения ими правонарушений. Следует отметить, что интеллектуальная недостаточность, особенно при наличии выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы, может создать почву для возникновения социальной дезадаптации и совершения правонарушений умственно отсталыми подростками. Особую же роль в формировании механизмов общественно опасных действий играют неблагоприятные микросоциальные условия, а именно: аморальный образ жизни, злоупотребление алкоголем одного или обоих родителей, привлечение их к уголовной ответственности, гипоопека и безнадзорность, злоупотребление подростка спиртными напитками. В условиях неблагоприятного воздействия среды у подростков с интеллектуальной недостаточностью быстрее и легче формируются негативные правонарушающие тенденции в поведении, повышается вероятность совершения преступных действий

 Современный темп жизни, экологические и социальные стрессы, а также экологические факторы среды обитания являются факторами, формирующие неблагоприятную, противоречивую среду жизнедеятельности самых незащищенных представителей общества – детей и подростков, что часто приводит к их социальной дезадаптации

Переход от детства к взрослости сложен даже для лиц с нормальным развитием – и тем более для людей с нарушением интеллекта. Переход от детства к взрослости у лиц с умственной отсталостью должна включать в себя ряд аспектов: социальную адаптацию (личную адаптацию и интеграцию в общество, межличностное взаимодействие, организация досуга); профессиональную подготовку; развитие самооценки и самопонимания, проявление себя вне привычных домашних или школьных условий

Нарушение общественного поведения особенно ярко проявляется в кризисный подростковый период, когда происходит внедрение человека в систему социального общения, самореализацию и самоутверждение личности

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, школьники с нарушением интеллекта должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим общественным нормам. Среди различных видов социальных норм (право, мораль, политические, эстетические, религиозные, организационные нормы, обычаи, традиции) наибольшее значение для регуляции общественно адекватного поведения личности имеют мораль и право. Главные различия между ними заключаются в том, что моральная норма несет в основном оценочную нагрузку (хорошо-плохо, благородно-неблагородно). Ее соблюдение обеспечивается авторитетом общественного мнения, а несоблюдение вызывает санкцию в виде общественного осуждения, тогда как правовая норма жестко регламентирует поведение личности, будучи отраженной, в четких и однозначных текстуальных формулировках закона, ее соблюдение обеспечивается авторитетом закона, государственной власти, а несоблюдение предполагает ясно обозначенные юридические санкции (административные, уголовные и

Полноценная социальная адаптация подростка с интеллектуальной недостаточностью невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, которая осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности

Нарушения познавательного развития умственно отсталых значительно затрудняет правильное самостоятельное обобщение подростком тех поведенческих действий, которые должны трансформироваться в общие идеи – убеждения, регулирующие поведение. Так как у них нарушен процесс умозаключения и обобщения, то неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого человека – является причиной нарушенного поведения у подростков, что влечет за собой правонарушение.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Профилактическая работа по предупреждению преступности несовершеннолетних должна охватывать сферу производства, организацию быта и досуга, семью.

        В зависимости от характера и направленности профилактических мер их принято делить на общие и специальные. К общим относятся социально-экономические и культурно-воспитательные, которые способствуют  устранению причин преступности.

Требование ст. 392 УПК РСФСР о выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, имеет в виду необходимость по каждому делу обратить особое внимание на: а) источник возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (плохой пример, неправильное воспитание, влияние антиобщественных элементов и т.д.); б) обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла; в) обстоятельства, непосредственно толкнувшие на совершение преступления; г)  обстоятельства, создавшие благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (непринятие мер по трудоустройства подростка, бросившего учебу, увольнение с работы или исключение из школы без согласования с Комиссией по делам несовершеннолетних, недостатки воспитательной работы в школе и на производстве, отсутствие надзора со стороны родителей, недостатки в работе органов милиции и т. д.).

Важнейшей составной частью профилактической работы является выяснение и установление дефектов воспитания и среды, окружающей подростка, которые сформировали у него антиобщественные взгляды и привычки, непосредственную причину преступления, с тем чтобы предотвратить влияние этих факторов в дальнейшем. Кроме того важно установление точного круга лиц, ответственных по закону за его воспитание и охраняющих от отрицательных влияний. Отсюда — необходимость практически по каждому делу выяснять, кто ответственен за нарушение своих обязанностей. Однако при подготовке и оглашении представлений, частных определений и другой информации следует добиваться того, чтобы подросток, совершивший преступление, глубоко осознал собственную вину и чтобы у него не возникало стремления переложить свою ответственность на других.

        При ликвидации условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетних, необходимо сугубое внимание обратить на предупреждение пьянства среди несовершеннолетних. Особенно отрицательно действуют на подростков примеры взрослых, ссылающихся на различные традиции: обмывание получки, купленной вещи, местный религиозный праздник в деревне.

        Подросток должен понимать, что все блага, которыми его окружили семья, государство и общество, не свалились с неба. Он должен их рассматривать как аванс в счет будущие дел. Иначе с ростом ребенка будут непомерно расти его желания и уровень притязаний. Чем больше будет разрыв между притязаниями и реальными возможностями их удовлетворения, тем в более опасной социальной ситуации окажется личность умственно отсталого подростка.

Подросткам свойственна жизнерадостность, но вместе с тем они склонны к отрыву от реальности, к фантазированию, к идеализации отдельных личностей в силу малого жизненного опыта. Таким людям они стремятся подражать. И очень важно, чтобы на жизненном пути подростков их ожидали встречи с людьми, достойными подражания, умеющими направить энергию подростков в русло социальной активности.

        Сложная система социальных связей, совокупность всех отношений, в которых находится несовершеннолетний, его психический склад - все это определяет его поведение и поступки. Поэтому в каждом конкретном случае, анализируя поведение подростка, следует учитывать все обстоятельства, которые могли оказать на него влияние.

        Борьба с правонарушениями в первую очередь сводится к решению вопросов правильного воспитания подростков. Наиболее эффективная профилактика правонарушений подростков — обеспечение умственно отсталому подростку позиции в коллективе, созданы нормальных условий для жизни в коллективе, для социально приемлемых способов самоутверждения. Это обеспечит подросткам адекватную самооценку, а следовательно, и нормальное развитие. Формирование личности не может проходить без обучения способам поведения. С раннего. детства ребенка вся окружающая социальная среда должна действовать благотворно, закладывать основы нравственных, этических и правовых программ поведения. Детей нужно оберегать от таких аномалий, как пьянство, цинизм.

        В профилактике преступности большое место занимают правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых и юношеских групп.

        Предупреждение преступности среди несовершеннолетних заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем. Желательно, чтобы умственно отсталого подростка и его семью курировали одновременно психолог, педагог и врач для оказания комплексного воздействия. Большое значение имеет также воспитание правосознания подростка, нормальное развитие его эмоционально-волевой сферы. У подростка следует воспитывать альтруизм. Он должен осознавать себя членом коллектива, имеющим обязанности перед ним. (Васильев В.Л., стр.21-25)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

        Функция воспитателя в организации совместной деятельности заключается в умении ставить научно обоснованные цели и задачи, побуждать воспитанника к достижению этих целей, к выполнению предстоящей деятельности (с определением основных способов ее организации, последовательности выполнения и предполагаемых результатов). При этом воспитателю необходимо уметь понять мотивы, потребность, социальные  ожидания воспитуемого, побуждающие его к деятельности.

        Нередко педагоги, коллектив класса и родители не проявляют достаточной настойчивости и терпения, чтобы вскрыть подлинные причины плохого поведения подростка. Иногда же эти причины известны, но воспитатели не утруждают себя выработкой индивидуального подхода для восстановления нормального положения подростка в школе и правильного к нему отношения. Факты в основном подтверждают это: по отношению к большинству несовершеннолетних правонарушителей в школе не было индивидуального подхода. Во многих случаях школьный коллектив открыто недолюбливал подростков с нарушением интеллекта и отрицательно к ним относился. А в некоторых случаях школа переводила таких подростков на индивидуальное обучение на дому, тем самым изолируя их от коллектива.

Среди подростков, совершивших правонарушение, большинство вообще бросили школу. Низкая успеваемость, отрицательное отношение к учебе характеризуют, как правило, умственно отсталого подростка. Самостоятельно справиться с отставанием они не могут, родители также не в состоянии им помочь. Подросток начинает совершать различные проступки и правонарушения с целью завоевания авторитета.

Таким образом, если мы хотим предупредить правонарушение, необходимо решить задачу — восстановить у каждого умственно отсталого подростка положительное отношение к учебе. Надо воспитывать потребность в знаниях, развивать познавательные мотивы, прививать им соответствующие учебные навыки и умения.

        Особенно чутким должен быть подход к подросткам в вопросах полового воспитания. Основа правильного полового воспитания - развитие нравственных эстетических чувств.

        Одним из лучших методов работы с подростком является метод убеждения и сопоставления фактов, определение требований.

        Каждому возрасту присущ свой характер взаимоотношений между личностью и внешним миром. Это необходимо учитывать при установлении контактов с подростками. Всякое непонимание психологии подростка, попытка навязать ему чужую позицию ведет к неудаче, к утере взаимопонимания.

Именно когда взрослые не поняли своего воспитанника, появляется трудный подросток. Правильно работать с детьми, особенно с трудными, — значит установить тесный контакт с ними. правильно понять их. Каждому подростку нужен свой взрослый человек: отец, мать, учитель, шеф. Но для умственно отсталых подростков особенно необходим воспитатель, который пользуется его авторитетом.

        Трудный ребенок приходит в школу из неблагополучной семьи, в которой либо нет отца, либо он вызывает чувство стыда, гнева и презрения. Такой мальчик интуитивно ищет среди окружающих людей мужчину, наделенного такими чертами, как мужество, смелость, находчивость, разносторонними умениями. И в школе ему трудно бывает найти такой образец для подражания.

        Н. К. Крупская считала, что воспитание детей должно начинаться с самовоспитания родителей. Развитие и становление личности подростка и в том числе проявление различных аномалий можно считать отражением взглядов и интересов семьи. в которой этот подросток воспитывается. У многих родителей существует неправильная тенденция переложить функцию воспитания их ребенка целиком на школу. Между тем эмоциональная сфера ребенка и основы его нравственности формируются именно в семье еще до поступления его в школу.

        С такими отрицательными социальными явлениями, как семейные конфликты, рост количества разводов, падение рождаемости, прямо связан рост числа трудных подростков.

        Подросток, который не может гордиться своими родителями, лишен психологического комфорта в семье.

        А если в сознание подростка уже вошли заблуждения, предубеждения, а также чуждые  обществу моральные принципы, установки, определяющие его поведение? Правильному формированию морального сознания помогает живое слово воспитателя, подкрепленное общественной практикой; социальный опыт, деятельность в коллективе.

        Большое значение имеет включение несовершеннолетних через труд в широкие социальные связи. Следует привлекать подростков, разумеется, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, к участию в больших и серьезных делах: благоустройство и озеленение своего населенного пункта, сельскохозяйственные и строительные работы, детские, лесничества, школьные трудовые лагеря.

        В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания» .

        Оказывая воспитательное воздействие на подростка, нужно быть чутким и тактичным. Не следует придираться к мелочам.         Нельзя воспитать без доверия, можно лишь принудить воспитуемого к формальному выполнению требований. Подростки хорошо чувствуют отношение к ним взрослых, уважение или неуважение к себе.

        У умственно отсталого подростка надо в первую очередь выявлять положительные качества, на базе которых только и возможно достижение с ним психологического контакта и его перевоспитание.

        Изучение недостатков такого подростка чаще происходит опосредованно (через других лиц в ходе конкретной деятельности, в естественной обстановке).

        Нормализация отношений с подростком, имеющем нарушение в развитии интеллекта - основная предпосылка его объективного изучения. Хорошо понять такого подростка можно только в том случае, если тщательно изучить среду, людей, которые его воспитывали ранее, его товарищей по двору, улице, классу.

        Надо всемерно побуждать воспитанника к самопознанию и самооценке. Привлечь в качестве своих союзников тех, кто положительно влияет на ребят, и нейтрализовать тех, кто оказывает отрицательное влияние.

        Многие граждане не вмешиваются в те или иные нарушения порядка подростками, проходят мимо их общественно опасного поведения что создает у них уверенность в безнаказанности.

Являясь членом антисоциальной микросреды, совершая аморальные проступки и преступления, подросток приобретает целый ряд отрицательных привычек, навыков, стереотипов поведения. При перевоспитании необходимо сначала разрушить приобретенные отрицательные стереотипы поведения. Вместе с тем в таком подростке следует воспитывать способность трудиться, а затем превращать эту способность в потребность, которая должна стать доминирующей чертой личности.

        Начиная работу с подростком, надо в нем самом вырабатывать установку на исправление: переделку собственной личности через труд и самовоспитание. При этом следует исходить из оптимистического прогноза, что в каждом подростке можно обнаружить положительные черты. Опираясь на эти положительные черты, можно приступить к формированию социально-положительной личности.

        Чувство коллективизма, доброту и просто трудовые навыки невозможно воспитать без коллектива, который является одним из главных факторов воздействия на личность и особенно на ее перевоспитание.

        Воспитательный процесс — процесс творческий, строящийся на учете индивидуальных особенностей личности подростка, группы подростков и всего коллектива в целом.

        Нередки случаи, когда подростки оказывают скрытое, а порой и открытое сопротивление воспитательному воздействию. Воспитательная работа с такими подростками требует от воспитателя проявления незаурядных личностных качеств: настойчивости и целеустремленности, чуткости и внимания, разносторонних педагогических знаний и навыков.

        Из большого арсенала средств, которые имеются в распоряжении воспитателя, он обязан отобрать и применить именно те, которые дают максимальный эффект в данном случае. Педагогической работе с подростками, имеющими нарушения интеллекта, должны быть чужды формализм, боязнь нового и главное - равнодушие к их судьбам. Лица, посвятившие себя тяжелой и благородной деятельности с такими подростками, должны волевыми и талантливыми педагогами.

        Воспитатель должен обладать умением слушать собеседника и, общаясь с ним, составлять представление об его индивидуальных особенностях.

        К этим особенностям относятся в первую очередь темперамент, специальный тип высшей нервной деятельности, черты характера, направленность личности и состояние подростка. Суровый, строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы и учебы парнем сангвинического темперамента может дать положительные результаты, но этот же тон будет совершенно неприемлем в беседе с подростком слабого типа, у которого взаимоотношения с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за робости и застенчивости. В этом случае надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себя. Для этого нужно руководствоваться не только интуицией и опытом общения, но и изучать психологию человека, с тем чтобы в затруднительных случаях использовать научные рекомендации для организации контакта с людьми.

        Желательно, чтобы воспитатель обладал яркой индивидуальностью, располагал к себе подростка.

        Хорошо продуманная воспитательная работа с молодежью, проводимая систематически и целенаправленно теми, кто призван воспитывать подрастающее поколение на всех этапах его жизненного пути, позволит полностью изжить правонарушения и преступность.

        Воспитание нового человека и ликвидация преступности в нашей стране прямо связаны с проблемой воспитания детей и подростков. Своевременное выявление причин отклоненного поведения подростков, ликвидация этих причин и условий, их порождающих, воспитание всесторонне развитой и нравственно здоровой смены - одна из главных задач сегодняшнего дня. (Васильев В.Л., стр. 24-33)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

1. Формирование умений, навыков и привычек дисциплинированного поведения:

— привычка вовремя приходить на занятия и проводимые мероприятия, умение активно выступать против нарушителей правил (опаздывающих или пропускающих занятия по неуважительной причине); привычка оказывать помощь неорганизованным или больным товарищам;

— умение распределять свое время таким образом, чтобы его хватало на выполнение заданий и общественных дел;

— учение самостоятельно подбирать оборудование, необходимое на уроке и при выполнении домашних, внеклассных занятий;

— умение оказывать помощь товарищам, испытывающим затруднения при выполнении заданий, поручений;

— привычка внимательно слушать объяснение учителя, воспитателя я других старших товарищей;

— умение спокойно, правильно реагировать на замечания, не вступая в пререкания (особенно при обсуждении отметок);

— привычка к точному выполнению правил поведения в мастерских и соблюдению техники безопасности;

— умение самостоятельно и правильно организовывать свой досуг и досуг своих товарищей;

— привычка точно соблюдать правила уличного (дорожного) движения для пешеходов;

— умение принимать активное участие в борьбе с нарушителем правил дорожного движения для пешеходов, за предупреждение детского травматизма;

— привычка дисциплинированно и культурно вести себя в театрах, кино, парках, садах, магазинах и т д.;

2. Формирование умений, навыков и привычек вежливого обращения с окружающими:

— привычка здороваться не только с сотрудниками школы (учителями, воспитателями и др. ), но всеми ее посетителями (во коррекционной школе добиться этого бывает гораздо труднее, чем в школе массовой);

— привычка активно выступать против нарушений правил;

— умение замечать и исправлять недостатки собственного поведения;

— умение выслушивать своего собеседника до конца (не перебивая);

— умение скромно и понятно изложить свою просьбу (претензию и т д. );

— умение четко реагировать на состояние окружающих и считаться с ним (например, соблюдать тишину, когда она необходима другим для работы или отдыха, успокоить обиженного товарища );

— умение морально поддерживать окружающие подчинять в необходимых случаях личное настроение настроению товарищей, близких, родных;

— умение просить извинение в связи с нарушением правил вежливого обращения;

— умение правильно и самостоятельно ориентироваться в незнакомой обстановке;

— умение соблюдать этикет в отношении старших, сверстников, представителей противоположного пола, гостей и т. д.;

— привычка бережно относится к родной природе;

— умение приумножать богатства родной природы (посадка деревьев, цветов и т. д. );

— привычка помогать младшим товарищам при выполнении ими домашних заданий, во время игр и т д.;

умение разбираться в причинах конфликтов младших товарищей, защищать обиженных и доброжелательно разъяснять обидчикам их неправоту;

— умение самостоятельно определять вид помощи, в которой нуждается старший, больной, престарелый;

— привычка отказываться от удовлетворения своих интересов и потребностей, если они противоречат интересам окружающих;

— привычка соблюдать общие для всех нормы и правила;

— умение предъявлять равные требования к окружающим и самому себе (в пределах реальных возможностей);

— привычка добросовестно и творчески выполнять общественные поручения;

— умение подчинять (в необходимых случаях) личные интересы интересам коллектива;

— умение правильно оценивать личные заслуги в достижении общих результатов;

— учение правильно относиться к критическим замечаниям, признавать вину и исправлять недостатки;

— умение активно выступать против проявлений зазнайства, пренебрежительного отношения к товарищам, против эгоизма;

3. Нормирование представлений о долге, чести и совести:

— представление об общественной значимости школьных правил, принятых в нашем обществе, моральных и правовых норм; чувство уважения к этим правилам и нормам, потребность в добросовестном соблюдении этих норм;

— представление о том, что мнение коллектива объективнее (как правите) мнения одного из его членов, требовательное отношение к себе;

— убеждение в том, что честность есть качество, которое уважается членами нашего общества;

— чувство ответственности не только за свои поступки, но и за поступки своих товарищей;

— представление о долге как о верности данному себе и коллективу слов), чувство общественного долга;

4. Формирование представлений о товариществе и дружбе:

— представление о товариществе, право называться товарищем надо подтверждать конкретными делами на протяжении всей жизни;

— представление об истинной и ложной дружбе (настоящий друг не подсказывает, не списывает, вместо этого он помогает и объясняет, настоящий друг не тот, кто много говорит о дружбе, а тот, кто поступает, как друг), потребность и способность оценивать свои поступки с точки зрения интересов истинной дружбы;

— представление о равноправии в нашей стране мужчин и женщин, чувство уважительного отношения к женщине;

— представление о родителях, учителях и др. как о старших товарищах и искренних друзьях детей: чувство уважения, любви и благодарности по отношению к старшим за их заботу о детях;

— потребность проявлять по отношению к взрослым внимание, любовь и благодарность за их заботу о детях

5. Формирование первоначальных нравственно эстетических представлений:

— общее представление о том, что отношение человека к .природе определяется уровнем его нравственного развития, непримиримость к проявлениям безразличного и жестокого отношения к природе;

  — представления о внутренней красоте человека как о проявлении его нравственной воспитанности внутренняя красота человека проявляется в его отношении к работе, общественным обязанностям и т. д.;

 — представление о важности единства внешней и внутренней красоты человека;

 — чувство уважения к человеку за его нравственные достоинства, способность испытывать эстетическое наслаждение от внешнего вида человека, соответствующего эстетическим запродам общества.; (Белкин А.С., стр.30-31)

ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ.

Повышению эффективности методов нравственного воспитания способствует использование поощрения и наказания.

Поощрение — это такое педагогическое воздействие на ребенка (или коллектив), когда воспитатель (или коллектив) выражает положительную оценку поступков поведения учащегося (или коллектива)

Воспитательная ценность поощрений очень высока. Они повышают чувство ответственности за свои дела и поступки, укрепляют веру в свои силы, повышают чувство собственного достоинства, самооценку личности, способствуют формированию положительных отношений между воспитателями и учащимися, а при коллективных поощрениях сплачивают детский коллектив.

Во коррекционной школе могут успешно практиковаться следующие формы индивидуального и коллективного поощрения: устное одобрение, вынесение благодарности, занесение на доску Почета, награждение Почетными грамотами, подарками, фотографирование, вручение вымпелов, организация походов, поездок и т. д.

В массовой школе принято поощрять за такие положительные действия и поступки, совершение которых требовало от ребенка определенных усилий. В общем это верно и для коррекционной школы. Однако во коррекционной школе ребенок на определенном этапе своего развития может заслужить поощрение даже за одну готовность совершить положительный поступок.

Разумеется, что, похвалив за хорошие побуждения и хороший поступок, воспитатель тут же должен указать на недопустимость нарушения дисциплины.

Зрелость коллектива учащихся коррекционной школы не достигает того уровня, какой имеет место в массовой школе Однако это не исключает коллективного обсуждения вопросов, связанных с поощрением учащихся коррекционной школы. Практика показывает, что при умелом педагогическом подходе обеспечивается активное и эффективное участие умственно отсталых школьников в обсуждении этих вопросов.

Поощрения не должны быть средством положительной оценки личности ученика. Они должны быть средством оценки действий или поступков. Так, например, ученик поощряется не за честность вообще, а за честный поступок, не за трудолюбие, а за хорошо выполненное дело. Разумеется, такую дифференциацию провести трудно, но необходимо, так как умственно отсталый ребенок может решить, что он обладает «выдающимися качествами» (трудолюбием, честностью и т д.), и перестанет совершать поступки, которые являются средством формирования этих качеств.

Важно добиваться того, чтобы ребенок испытывал удовлетворение, радость не столько от получения награды, сколько от достигнутого результата. Добиться этого трудно, но необходимо.

Следует позаботиться о том, чтобы ребенок не знал заранее, что за такой-то конкретный поступок он получит вознаграждение. В противном случае у него могут сформироваться потребительские мотивы, что, в свою очередь, затормозит процесс нравственного развития ребенка

Поощрение — ведущее вспомогательное средство воспитания умственно отсталых детей. Нельзя не согласиться с мыслью о том, что «если маловажный поступок останется без внимания — полбеды, а если хороший поступок не вызовет похвалы — большая беда» .

Наказание — такое воздействие на личность отдельного ученика или на коллектив в целом, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся следовать определенным требованиям, принятым в коллективе

Психологический смысл наказания состоит в том, что оно должно вызвать у учащихся чувство стыда и вины.

Именно такой точки зрения придерживались выдающиеся советские педагоги А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский «Сущность наказания, — писал Макаренко, — в том, что человек переживает то, что он осужден коллективом, зная, что поступил не правильно, то есть в наказании пет подавленности, а есть переживание ошибки, есть переживание отрешения от коллектива, хотя бы минимального». «Я, — писал Сухомлинский, — добивался того, чтобы, осмыслив свой дурной поступок, подросток переживал мысль: я должен быть не таким, какой я сейчас. »

Для того чтобы наказание имело воспитательный смысл, каждому педагогу и воспитателю необходимо помнить, что оно должно выполнять роль наставления, а не возмездия за проступок. Заметим, кстати, что об этом говорит и семантика слова «наказ» — наставление, которое явно отличается от понятия «взыскание» (то есть «спрос», «возмездие»), более уместное в юриспруденции. Их не следует смешивать. Это понятия неравнозначные.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы ребенок увидел в наказании своеобразную форму уважения к его личности, поскольку оно выражает веру в его способность исправиться. Именно из этого исходил А. С Макаренко, когда говорил, что право получить наказание имели только колонисты, а не вновь прибывшие, которые еще звания колониста не имели «Я наказывал только лучших», — говорил он.

При каких условиях наказание оказывается эффективным в условиях коррекционной школы.

Наказание в условиях коррекционной школы дает положительный эффект в том случае, если ребенок понимает и чувствует, что наказан за нарушение общепринятых норм по ведения, испытывает при этом стыд, раскаяние и желание исправиться.

Наказание, рождающее у учащихся массовой школы чувство страха, вызывает у них состояние подавленности и никак не способствует преодолению имеющихся недостатков Такое наказание даже может усугублять неправильное поведение. В условиях коррекционной школы оно чревато еще большими отрицательными последствиями. Боязнь наказания и обусловленных им последствий может вызвать у ученика коррекционной школы патологические нервные процессы, ухудшить его психофизическое состояние, вызвать заторможенность или, наоборот, повышенную возбудимость, спровоцировать аффективные вспышки.

Учащийся массовой школы оказывается в состоянии как то адаптироваться к привычному страху. Иногда ему удается побороть этот страх наказания путем самовнушения Присущая умственно отсталому ребенку слабость регулирующей функции речи и повышенная впечатлительность, как правило, лишают его на званных средств борьбы со страхом перед наказанием. В результате он отвечает на такое наказание откровенным обманом или открытым унижением в форме вымаливания прощения.

Силу наказания практически измерить очень трудно, так как на разных детей оно оказывает различное влияние Но несомненно одно чем выше авторитет педагога в глазах ребенка, чем ближе, откровеннее и теплее отношения между ними, тем выше эффективность даже самого незначительного наказания Иногда бывает достаточно самого незначительного упрека, легкого замечания, чтобы вызвать у ребенка острое чувство вины, переживание неудовлетворенности собой.

Учитель и воспитатель в глазах умственно отсталого ребенка имеют почти непререкаемый авторитет. Это открывает широкие возможности для того, чтобы построить свою работу таким образом, чтобы вообще исключить всякие наказания из арсенала средств коррекционной школы Учителя и воспитатели вспомогательных школ могут предупредить такие ситуации, при которых они или коллектив учащихся оказывались бы вынужденными кого-либо наказывать.

Исходящее от учителя коррекционной школы наказание по большей части санкционируется общественным мнением коллектива. Более того, в глазах наказанного учащегося решающее значение имеет слово учителя. Это как будто бы облегчает его задачу. Но, с другой стороны, налагает на него повышенную ответственность. Он должен особенно тщательно взвесить, стоит ли наказывать, каковы должны быть степень и форма наказания.

Наказания должны быть очень индивидуализированы. Это означает, что они могут применяться лишь после того, как педагог выяснит мотивы, причины поступка и учтет возможные последствия.

Строгая индивидуализация наказаний во коррекционной школе означает учет особенностей структуры дефекта, нервной системы, уровня интеллектуального развития и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

В тех случаях, например, когда ребенок отличается большой импульсивностью, расторможенностью, наказание может быть отсроченным При прочих равных условиях мера наказания расторможенных детей должна быть минимальной. Это связано с тем, что они бурно и неадекватно реагируют на осуждение своих поступков. Замечено, что расторможенные дети относятся к наказаниям очень болезненно. Детей заторможенных, малоактивных следует наказывать непосредственно после разбора всех обстоятельств, связанных с нарушением норм нравственности. Мера осуждения выбирается в зависимости от последствий поступка и отношения к нему ребенка Чем глубже его переживания, тем меньше должна быть мера наказания.

Очень желательно, чтобы наказывающий ребенка педагог или воспитатель дал ему возможность почувствовать, что наказание есть вынужденная мера в интересах самого ребенка, следует вы сказать уверенность в том, что наказание поможет ребенку избавиться от недостатков и он никогда больше не даст повода для упреков.

Определяя вид наказания, педагог и воспитатель должны исходить не только из характера проступка, но и учитывать прежние наказания.

Какие виды наказания возможны во коррекционной школе? Их можно подразделить на три основные группы:

1. Наказания, связанные с выражением морального порицания, общественного осуждения: а) устное замечание, выговор,

сделанные наедине, б) устное замечание, выговор, сделанные публично; в) публичное обсуждение (классное собрание, педсовет, родительский комитет и пр.), письменное осуждение в стенгазете, в приказе, в письме родителям и пр.

2. Наказания, связанные с ограничением или лишением определенных прав. а) снятие с выборной должности; б) неизбрание на выборную должность, в) лишение награды, подарка, г) лишение права принимать участие в экскурсии, культпоходе, а состязаниях и пр.

3. Наказания, связанные с наложением дополнительных обязанностей, по принципу естественных последствий проступка намусорил — убери, сломал — почини, нагрубил — извинись,. подвел — исправь, помоги и пр.

Какую избрать меру наказания и в каких случаях, определить в теоретическом плане весьма сложно. Успех дела решают педагогическая грамотность педагога, его психологическая зоркость, опыт, интуиция (как проявление опыта и мастерства), высокая профессиональная и человеческая культура, педагогический такт.

Во коррекционной школе следует избегать таких в достаточной мере традиционных методов наказания, как вызов к столу, удаление из класса. Ставить провинившегося ученика около стола учителя по меньшей мере бесполезно. Стоящий около стола ученик отвлекается сам и отвлекает других. Кроме того, он, как правило, не обнаруживает заметного раскаяния за проступок.

Удаление из класса выключает ребенка из общего рабочего ритма, провоцирует состояние повышенного возбуждения или, наоборот, заторможенности, углубляет конфликт. Удаленный из класса ученик не чувствует осуждения со стороны коллектива, в отдельных случаях это удаление используется им в качестве способа самоутверждения. Заметим, что удаленные из класса мешают заниматься другим классам и от безделья совершают новые проступки.

Завершая анализ, мы еще раз подчеркиваем, что наказания должны быть сведены до минимума, от них вообще следует отказаться в тех случаях, когда есть другие способы воздействия.

Это должно стать принципом работы коррекционной школы, имеющей дело с особыми детьми, для которых ласка, забота, любовь и внимание — решающие и могучие факторы воспитания. (Белкин А.С., стр.51-55)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Одним из методов воспитания общественного поведения у детей с нарушением интеллекта является метод поручений.

Рассмотрим его поподробнее. 

Характер предъявления поручения, руководство этой деятельностью и оценка результатов в условиях коррекционной школы имеют свою специфику. Предлагаемые ученикам поручения должны соответствовать их физическим, физиологическим, психологическим и другим возможностям.

Учащимся надо давать такие поручения, выполнение которых вызывает у них положительные эмоции.

Задача учителя коррекционной школы состоит не только в правильном выборе поручения, но и в организации конкретной помощи выполняющим его детям. Это совершенно необходимо, так как в случае неудачи у умственно отсталого ребенка может надолго пропасть вкус к выполнению поручений, снизиться общая положительная самооценка и возникнуть состояние длительного эмоционального неблагополучия

В массовой школе ребенок по преимуществу получает положительную оценку за качество выполнения порученного ему дела. Ученик коррекционной школы заслуживает положительной оценки даже в том случае, если в силу объективных причин или индивидуальных особенностей дело ограничивается готовностью и желанием выполнить поручение.

Если умственно отсталый ребенок еще не в состоянии осознать в полной мере общественное значение поручения, учитель может дать его от собственного имени. В этом случае главным стимулом служит одобрение со стороны педагога. Такое предъявление поручений оказывается особенно эффективным в отношении учащихся I—II классов. Следует заметать, что в массовой школе поручения обычно даются педагогом от имени коллектива или непосредственно коллективом учащихся.

Предлагая умственно отсталому ребенку то или иное поручение, учителю и воспитателю следует иметь в виду не только воспитательные, но и коррекционные задачи. Учителю важно не только то, как и каким образом решит ребенок поставленные перед ним задачи, но и какие стороны психофизических недостатков при этом будут компенсированы, сглажены или преодолены, как эта коррекция скажется на общем процессе нравственного становления

Хороший эффект в процессе выполнения детьми общественно полезной деятельности дает организация соревнования. Соревнование делает деятельность учащихся более привлекательной, вносит большой эмоциональный заряд и создает благоприятные условия для формирования у них устойчивых нравственных привычек поведения. Соревнование — очень эффективная, но и очень сложная форма воздействия на учащихся.

Если учесть пониженную критичность умственно отсталых детей, часто встречающуюся неадекватность самооценки их личности, эмоциональную неустойчивость, то нетрудно себе представить, к каким отрицательным последствиям приведет неумело организованное соревнование между ними. Возможно возникновение «группового эгоизма», появление чувства радости от неудачи «соперников» и т. п. Для того чтобы избежать таких последствий, необходимо соблюдать несколько очень существенных условий. Целью соревнования во коррекционной школе должны стать такие дела детского коллектива, выполнение которых требует от каждого ребенка не столько количественного, сколько качественного выполнения работы. Например, победитель не тот класс, в котором изготовлено наибольшее количество флажков, цветов к праздникам, а тот коллектив, который проявит при этом наибольшую выдумку и вкус. Это исключит погоню за количественным показателем, который может стать самоцелью и приобрести ценность не потому, что соответствует внутренним потребностям и интересам детей, а потому, что обеспечивает достижение или сохранение «престижа».

При подведении итогов соревнования надо делать акценты не на имевших место недостатках в процессе выполнения деятельности, а на тех достижениях, которых добился каждый из учащихся, показать те усилия, которые были произведены с целью получить заслуженное одобрение. Такой подход исключит разочарование или, наоборот, зазнайство.

Другим методом воспитания общественного поведения у детей с нарушением интеллекта является метод игр.

Нормальные дети после прекращения игры довольно быстро возвращаются к привычным стереотипам поведения. Умственно отсталые дети после окончания игры еще длительное время живут в мире воображаемых образов, переживают перипетии игры и даже меняют обычные формы поведения. Эту их особенность необходимо использовать в педагогических целях. Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры, педагогу следует не только привлекать внимание участников к воображаемому смыслу ролевых действий («управлял космическим кораблем», «водил танк» и т. д.), но и к реальным усилиям, которые играющие прилагали в ходе игры. Причем делать это можно не только сразу же после окончания игры, но и спустя некоторое время («А помнишь, как хорошо тот выручил ребят», «А помните ребята, как смело вел себя Костя, когда его послали в разведку» и т. п.).

Игры вносят в жизнь детского коллектива много радостных переживаний, благотворно сказываются на усвоении школьниками нравственных норм. Но все же главное условие воспитательного воздействия на детей   не воображаемые, а реальные условия их жизни и деятельности.

(Белкин А.С., стр.41-42)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        Рассмотрены актуальные проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Мы проанализировали их причины, заключающиеся в различных дефектах социально-психологических сторон личности трудного подростка. Дан анализ факторов окружающей макросреды, отрицательно влияющих на формирование личности подростка (неблагоприятная семья, алкоголизм взрослых), осложняющих пути предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

        Опираясь на знание особенностей конкретного ребенка и условий его развития, способствовать формированию положительных и преодолению отрицательных тенденций его нравственного развития. Опыт показывает, что наличие знаний у школьников далеко не всегда обуславливает соответствующее этим знаниям поведение. Поэтому большую роль в осмыслении подростком прав и обязанностей перед обществом играет развитие правовых знаний. В работе с умственно отсталыми подростками воспитателю требуется хорошо разбираться в особенностях личности таких подростков и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Белкин А.С., "Нравственное воспитание учащихся коррекционной школы", М., 1977, стр.111.
  2. Бобия Б.М.. “Советский закон и гражданин”, М., 1980, стр. 352.
  3. Васильев В.Л., "Предупреждение правонарушений несовершеннолетних", Л., 1980, стр. 34.
  4. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность (о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М., 1982.
  5. Васильева Н.В. Клинико-психологическое исследование агрессивности человека: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998.
  6. Горшков В.В., Николаева Т.А. Преступное поведение лиц с умственной отсталостью // Механизмы человеческой агрессии: сб. науч. тр. / под ред. Ю.М. Антоняна. М., 2000.
  7. Гордиенко Е.А., Запрягаев Г.Г. Особенности предупреждения правонарушений подростков-олигофренов // Дефектология. 1984. № 3.
  8. Фрейеров О.Е. Легкие степени олигофрении (дебильность): клиника и экспертиза. М., 1964. .
  9. Горшков В.В., Николаева Т.А. Указ. соч.7.
  10. Запрягаев Г.Г. Психологическая характеристика умственно отсталых подростков с трудностями поведения: дисканд. психол. наук. М., 1986.
  11. Фоменко О.Е. Воспитание у умственно отсталых учащихся нравственного отношения к окружающим: автореф. дисканд. пед. наук. М., 1991.
  12. Запрягаев Г.Г. Трудновоспитуемые учащиеся вспомогательной школы // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка: межвуз. сб. науч. тр. М., 1985.
  13. Дозорцева Е.Г. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (психологический аспект): дис канд. психол. наук. М., 1989.
  14. Кригер Г.А.,  Методическое пособие по курсу “Основы правоведения”, М., 1986, стр. 207.
  15. Лукашева Е.А. “Право, мораль, личность”, М., 1993, стр. 260.
  16. Мицкевич А.В., Обухов В.М., "Методика правового воспитания учащихся", М., 1982, стр. 222.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Семья может заблокировать криминогенное влияние многих негативных факторов социальной жизни. Родители способны пресечь формирование отрицательных взглядов и привычек у детей, скорректировать сти...

«Профилактика правонарушений несовершеннолетних» для обучающихся 9 классов

    Изучение  элективного  курса  «Профилактика    правонарушений несовершеннолетних»  направлено на  формирование навыка   правовой культ...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

РОЛЬ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Статья на тему: "РОЛЬ  ПРАВОВЫХ  ЗНАНИЙ  В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С  НАРУШЕНИЕМ  ИНТЕЛЛЕКТА"....