Городской фестиваль «Вернисаж идей» специалистов социально-психологической службы образовательных учреждений г. Симферополя. 19.04.2023
методическая разработка

Развивающие игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают ребенка к мышлению и творчеству. Методика Воскобовича рассчитана на формирование логического мышления и наглядное объяснение сложных для детей вещей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_voskobovich.docx329.92 КБ
Файл voskobovich_-_vstupitelnoe_slovo.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс социального  педагога  МБОУС(К)ОШ «Надежда» Новиковой  Л.А.                                   на тему: «Практическое использование игровых комплексов «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

1 этап – подготовительно-организационный

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю мастер-класс на тему: «Практическое использование игровых комплексов «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик»   В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию развивающих игр  В. В. Воскобовича в образовательной деятельности.

Задачи:

- повысить мотивацию педагогов к использованию развивающих игр в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ;

- показать практическую значимость игрового комплекса «Коврограф Ларчик»;

- развитие творческой активности педагогов.

2 этап - основной

 Очень актуальным является применение в педагогическом процессе развивающих игр. Данный подход эффективно отражён в игровом пособии «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» В.В. Воскобовича.

   Развивающие игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают ребенка к мышлению и творчеству. Методика Воскобовича рассчитана на формирование логического мышления и наглядное объяснение сложных для детей вещей. Универсальный, многофункциональный игровой комплекс «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» являются взаимодополняющими,  соответствуют ФГОС. Рассчитаны на детей от младшего дошкольного возраста до младшего школьного возраста, в том числе детей  с ОВЗ, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, интеллекта и пр. Упражнения с элементами игрового комплекса позволяют моделировать развивающие игровые ситуации и занятия по всем образовательным областям, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, умению ориентироваться на плоскости в клетку и в пространстве, считать, сравнивать, делать логические выводы.     Применение «Коврографа» в работе с учениками способствует развитию у них психических процессов (внимания, памяти, мышления и воображения), осуществлению целенаправленного сенсорного развития (цвет, форма, величина), логико-математического развития (классификация, сериация, пространственные отношения и др.), ознакомлению с окружающим миром, совершенствованию речи и обучению чтению, а также развитию творчества. Он  помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями, учит строить геометрические контуры.

 В основе методики лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность - индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала. 

Дети, которые регулярно посещают коррекционные занятия с включенными играми  Воскобовича, быстрей приобретают умения:

• проанализировать информацию;

• сравнивать;

• отлично справляться с ориентировкой на плоскости;

• считать и читать;

• отличать и называть геометрические фигуры;

• распознавать цвета;

• сосредотачивать внимание на протяжении длительного периода;

• выполнять поставленные задачи;

• заканчивать начатое дело.

Можно назвать только один минус этой авторской технологии – многие пособия не представляется возможным сделать своими руками. Их необходимо покупать только в специализированных магазинах. Стоимость игр, как правило, довольно высокая.

     В комплекте есть разноцветные веревочки, позволяющие обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры, измерять величину предметов. Имеется 2 комплекта разноцветных кружков. Они используются как конструктивный, счетный и сенсорный материал.                                             Образные пространственные карточки «лев-павлин - пони-лань» используются для формирования и развития пространственных представлений ребенка.  Имеются и другие элементы.

  Количество игровых упражнений может быть значительно больше, а игры – разнообразнее, ведь педагоги могут использовать свой дидактический материал (картинки, схемы, геометрические фигуры и многое другое), создавать собственные из ковролина  различных цветов. Это игровое пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности педагога, подходит как для индивидуальных, так и для групповых занятий, а также идеален для работы с небольшими подгруппами детей.

Как правильно играть

Занятия по методике В.В. Воскобовича должны проводиться только после предварительной подготовки. Взрослый должен сначала ознакомиться с методическими рекомендациями, а потом предлагать ребенку игру. Согласно отзывам, в процессе занятий дети обычно сосредоточены, предпочитают что-то делать руками, и мало говорить. Поэтому во время занятий по методике Воскобовича необходимо расспрашивать детей, что каждый делает, почему выбрал именно такую фигуру, можно просить придумать свой сюжет или пересказать сказочное задание. Желательно каждые десять минут  менять деятельность: выполнять задания, сделать короткий перерыв, затем вернуться к выполнению заданий.

  Участникам мастер-класса городского фестиваля «Вернисаж идей» представлен видеосюжет занятия социального педагога Л.Новиковой «Использование коврографа в работе с учащимися с ОВЗ  МБОУС(К)ОШ «Надежда»г. Симферополя.

3 этап - проведение имитационной игры

А сейчас я предлагаю поучаствовать в приключении слоника Ляп-Ляп.

В качестве наглядного примера предлагаю рассмотреть игровую ситуацию:

«Магазин» (5-7лет)

Задачи:

- активизация словаря детей по изучаемой теме;

- развитие умения находить предметы по цвету и форме;

-развитие у детей логического мышления, навыков ориентировки в пространстве;

- развитие мелкой и общей моторики;

- закрепление правил поведения в общественном месте.

Материалы и оборудование: игровое поле «МиниЛарчик», комплект «Разноцветные квадраты», геометрические фигуры, комплект «Круговерт и стрелочка», комплект «Карточки отрицания», зажимы, персонаж «Слоник Ляп-Ляп».

Игровая ситуация:

Мама Слоника Ляп-Ляп заботится о его здоровье и считает, что ему необходимо есть больше фруктов и овощей. Сегодня у нее много домашних дел, поэтому она попросила Слоненка сходить в  «Овощной магазин» одного. Ляп-Ляп задумался, какие фрукты и овощи ему нужно купить. Мама загадала ему загадку с помощью волшебных кругов.

Задание:

От имени Слоника Ляп-Ляп с закрытыми глазами вращать стрелочку. В первом круге выбрать, какой формы будут фрукты и овощи (не перечеркнуты), а во втором (перечеркнуты) – какого цвета. (Например, в области «Фигура»- стрелочка показала «треугольник», а в области «Цвет» - «не синий»). Значит, нужно купить  фрукты и овощи треугольной формы, не синего цвета. (Пояснение для педагогов: в области «Фигура» и «Цвет» можно выкладывать любое количество карточек, начиная с 2 штук).

Слоненок купил в магазине: красную клубнику, зеленый редис, оранжевую морковь.

Примечание: «Магазин» может быть любой в зависимости от темы проекта или лексической темы («Овощи», «Фрукты», «Обувь», «Головные уборы» и т.д.).

4 этап – рефлексия

Мой мастер класс подошёл к концу. Я бы хотела вас попросить оценить его.  Перед вами на столе лежат смайлики (весёлый и грустный). Поднимите их. Если вам было интересно (Весёлого смайлика) если вы заскучали (Грустного смайлика).

Спасибо за внимание!

Список литературы

1. Развивающие игры Воскобовича [Текст]: Методические рекомендации к игровым комплексам «Коврограф «Ларчик» и «МиниЛарчик» от 3-12лет, под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко, О.М.Вотиновой – С-П., 2021.

2. Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры – СПб., 2000 г.

3. Карелина С. Н. Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича / С. Н. Карелина // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 6. - С. 23-27.

4. Кондратьева Л. А. Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" / Л. А. Кондратьева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 12-16.

5. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников "Сказки фиолетового леса": сред. дошк. возраст / Т. Г. Харько. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. - 191 с.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html (Дата обращения 18.12.2018).

7.Сошнина Е.С., Иванова П.В., Иванова Д.В. Использование коврографа «Ларчик» в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста // Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Липецк, 20 апреля 2020 г. С. 103-107. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42750609

8. Интернет-ресурсы.

9. Фото игрового комплекса В.В.Воскобовича – «Коврограф «Ларчик».

  https://s3.eu-north-1.amazonaws.com/edu-sites.ru/usmanovanatulua_1274/articles/63d7923ce2f95.jpg



Предварительный просмотр:

Фестиваль специалистов социально-психологической службы образовательных учреждений г. Симферополя «Вернисаж идей»

Новиковой Л.А.                                                                                                                                  социальный педагог МБОУС(К)ОШ «Надежда»

   Развивающие игры Воскобовича — это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают ребенка к мышлению и творчеству. Методика Воскобовича рассчитана на формирование логического мышления и наглядное объяснение сложных для детей вещей. Универсальный, многофункциональный игровой комплекс «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» являются взаимодополняющими,  соответствуют ФГОС. Рассчитаны на детей от младшего дошкольного возраста до младшего школьного возраста, в том числе детей  с ОВЗ, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, интеллекта и пр. Упражнения с элементами игрового комплекса позволяют моделировать развивающие игровые ситуации и занятия по всем образовательным областям, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, умению ориентироваться на плоскости в клетку и в пространстве, считать, сравнивать, делать логические выводы.

  Применение «Коврографа» в работе с учениками способствует развитию у них психических процессов (внимания, памяти, мышления и воображения), осуществлению целенаправленного сенсорного развития (цвет, форма, величина), логико-математического развития (классификация, сериация, пространственные отношения и др.), ознакомлению с окружающим миром, совершенствованию речи и обучению чтению, а также развитию творчества. Он  помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями, учит строить геометрические контуры.

В комплекте есть разноцветные веревочки, позволяющие обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры, измерять величину предметов.

Имеется 2 комплекта разноцветных кружков. Они используются как конструктивный, счетный и сенсорный материал.

Образные пространственные карточки «лев-павлин - пони-лань» используются для формирования и развития пространственных представлений ребенка.  Имеются и другие элементы.

Количество игровых упражнений может быть значительно больше, а игры – разнообразнее, ведь педагоги могут использовать свой дидактический материал (картинки, схемы, геометрические фигуры и многое другое), создавать собственные из ковролина различных цветов.

В качестве наглядного примера предлагаю рассмотреть игровые ситуации.

Видеосюжет.

Данные универсальные средства обладают рядом особенностей :

- Многофункциональность каждый из них решает множество образовательных задач

- Широкий возрастной диапазон участников игры – от самых маленьких до младших школьников

- Образность и мотивация. Коврограф ларчик и миниларчик сопровождают неповторимые образы-персонажи, с которыми ребенок «проживает» всю игровую ситуацию

-Образность и универсальность- игровые задания сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику, логику, осваивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, овладевать образностью речи.

- Сказочность- все игровые ситуации сопровождают сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождением верного решения.

-Вариативность- наличие в каждом игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания все новых и новых способов их разрешения.

-Незавершенность игровых действий – использование разнообразных игровых заданий, задач, требующих все новых неоднозначных решений

-Творческий потенциал- реализация всех задумок, составление множества образов, соединение их в истории и сказки, обыгрывание.

Возможность разнообразного использования – как в НОД, детских центров, так и индивидуальной работе с детьми, а так же в домашних условиях.

В состав игрового комплекса есть главные персонажи «Слон Лип-Лип, и «слоник Ляп-ляп».

Слон это крупное животное, а коврограф довольно внушительных размеров, и кому как не слону его нести. К коврографу ларчик всё липнет, а прикреплять это страстное увлечение Слона, поэтому его так и прозвали «Лип-лип», у слоника такая же страсть, но он маленький, и как у всех малышей, не всегда у него всё получается, бывают «ляпы», поэтому его и прозвали Ляп-ляп. Эти герои любят яркие впечатления, приглашать гостей к себе в гости.

Так же в комплекте есть разноцветных веревочки – (демонстрация веревочек). Как вы считаете, какие образовательные задачи можно решить с помощью этих веревочек? Можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры, измерять величину предметов.

2 комплекта разноцветных кружков (демонстрация) – Для чего, как вы думаете? они позволяют использовать их как конструктивный, счетный и сенсорный материал.

Комплект «круговерт и стрелочка», стрелочка-помогает построить окружности четырех размеров с помощью «веревочек», а элемент «стрелочка» указывает направление движения.

образные пространственные карточки «лев-павлин- пони-лань» -Как вы думаете, почему именно такое расположение зверей на коврографе? Эти карточки используются для формирования и развития пространственных представлений ребенка.

И другие элементы: «разноцветные квадраты», «забавные буквы», «забавные цифры», «разноцветные гномы», комплект букв, цифр, знаков, на прозрачной основе, «кармашки», «касса трехрядная», комплект «зажимы»

Уважаемые коллеги, пришло время вам творчески поработать. Обратите внимание, на ваших столах лежат пособия «Мини-ларчик», схеме занятия и программные задачи для детей среднего дошкольного возраста. Сейчас ваша задача – составить игровую ситуацию с использованием мини-ларчика, потом его представить всем. Н

Программные задачи:

Для 1 группы:

1)Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между» и грамотно употреблять их в речи

2)Закреплять пространственные отношения «справа»-«слева», счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством, определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение упорядочивать предметы по заданному признаку, представления о круге, квадрате и треугольнике.

Для 2 группы:

1)Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения

2)Закреплять умение считать в пределах 4, соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов.

Представления полученных конспектов.

Спасибо, уважаемые коллеги. Для того, чтобы ваши знания, полученные в мастерской, по дороге домой не растерялись, я приготовила каждому сундучок, куда вы можете сложить ваши драгоценности- знания, умения, эмоции, которые вы получили в ходе нашей мастерской. Запишите, пожалуйста, на сундучке, то, что вы сегодня забираете с собой. По желанию, озвучьте содержимое вашего сундучка. Всем спасибо за работу.

    

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Информационно-методическая поддержка специалистов воспитательных служб образовательных учреждений Кировского района через сайт методиста по работе с классными руководителями

Размещенный в сети Internet по адресу http://school-ddut.ru сайт целостно отражает деятельность методиста по работе с классными руководителями образовательных учреждений района, содержит методические ...

Обязательная документация специалистов социально-психологической службы

Перечень обязательной документации социального педагога средней общеобразовательной школы, перечень материалов кабинета соцпедагога,перечень основных нормативно-правовых документов....

Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе специалистов социально – психологической службы по профилактике безнадзорности и правонарушений

Метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе специалистов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния. Любая область психологии будь то с...

Статья журнала Вестник МГТУ-МАСИ Организация работы специалистов социально-психологической службы образовательного учреждения с детьми группы риска

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКАР.Е. Барабанов, А.В. Дергачев, Е.В. Костюшина, Д.И. ЧистовскийАннотация. Статья ...

Выступление на городском заседании Школы молодого специалиста социальных педагогов образовательных учреждений г. Симферополя "Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении"

Цель выступления - познакомить молодых социальных педагогов с алгоритмом работы социально-психологической службы школы с детьми и семьями, которые включены в Банк данных Комиссии по делам несовершенно...