Из опыта работы специалистов по социальной работе с молодёжью МБУ "МЦРСиМ "Доверие" с семьями и несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в КДНиЗП
опыты и эксперименты

Из опыта работы специалистов по социальной работе с молодёжью МБУ "МЦРСиМ "Доверие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_s_semyami_i_nesovershennoletnimi_oktyabr.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Из опыта работы с семьями и несовершеннолетними,

состоящими на учете в КДНиЗП

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы хотели бы поделиться своим опытом работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися под сопровождением более 2-х лет, рассказать о методах и инструментарии, который мы используем при составлении межведомственных планов индивидуально-профилактической работы и о том, что помогает нам добиться эффективной реализации межведомственных планов.  

СЛАЙД 2

Кратко о нашей работе. Специалисты центра «Доверие» проводят индивидуально - профилактическую работу с несовершеннолетними, которые нигде не учатся и не работают, а также с неблагополучными семьями, имеющими детей дошкольного возраста. Кроме того,  работают с  семьями, в отношении которых открыты случаи нарушения законных прав и интересов несовершеннолетних, и семьями, находящимися под социально-педагогическим сопровождением (как мы привыкли называть «под динамическим наблюдением»).  

СЛАЙД 3

В процессе подготовки информации к сегодняшнему мероприятию, мы с коллегами провели анализ эффективности профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, которые состоят на учете в КДНиЗП более двух лет. В ходе обсуждения, почему не всегда удаётся добиться эффективности реализации плана, выделили следующие причины:

- индивидуально-профилактическая работа с семьей начинается, когда у одного из членов семьи, либо у обоих, уже сформирована алкогольная или наркотическая зависимость. Семьям, где требуется медицинская помочь, специалистам по социальной работе с молодёжью работать очень сложно. Зачастую данные семьи агрессивно настроены, не замотивированы, игнорируют существующие проблемы в семье. Положительной динамики, конечно же, можно достичь, однако, это требует много времени, усилий и включения узких специалистов, следовательно, увеличивается срок реализации планов;

- в семьях, где у родителей или несовершеннолетних наблюдаются признаки психиатрических отклонений или уже имеется медицинский диагноз, добиться положительной динамики также крайне сложно. Когда у человека изменено восприятие мира и причиной является медицинская проблема, помочь ему и пройти все фазы изменений, практически невозможно;

- одной из причин долгого сопровождения семей является также появление нового члена семьи – рождение ребенка. Мы прекрасно понимаем, что с рождением ребенка, увеличиваются риски и, как практика показывает, срок реализации межведомственного плана тоже увеличивается.

- по несовершеннолетним, которые находятся под сопровождением более 2 лет, можем сказать, что они имеют 9 классов образования, им по 16-17 лет. Это уже «взрослые» подростки со своими взглядами, мнением, у которых не полностью сформирована ответственность за совершенные правонарушения, наблюдаются глубокие проблемы во взаимоотношениях с родителями,  отсутствует мотивация к продолжению получения образования. Если несовершеннолетний передается из образовательной организации для сопровождения в наш центр со всеми вышесказанными проблемами, то добиться положительной динамики в короткий срок не представляется возможным, чаще всего такие несовершеннолетние сопровождаются до совершеннолетия.

 Следует отметить, что семей и несовершеннолетних, с которыми работают специалисты по социальной работе с молодёжью более 2-х лет, не много. На сегодняшний день в отделе под сопровождением находятся 35 семей и несовершеннолетних, относящих к категории социально-опасного положения, и только две семьи и двое несовершеннолетних, находятся под сопровождением более 2-х лет.

СЛАЙД 4

Что касается составления межведомственных планов, могу отметить, что для получения положительного результата или стойкой ремиссии, необходимо провести качественную диагностику, комплексную оценку семейной ситуации, и только потом приступать к планированию.

Планирование – это процесс, в ходе которого тщательно продумывается оптимальная последовательность действии для того, чтобы достигнуть определенной цели или решить определенную проблему, до того, как мы начинаем действовать. Важно ставить достижимые конкретные цели. Например: мы понимаем, что вылечить от алкогольной зависимости порой невозможно, но поставить задачу – увеличить периоды ремиссии между алкогольными срывами и добиться оформления социальных пособий – вполне реально.

Следует отметить, что наши специалисты в коррекционно-реабилитационной деятельности активно используют знания, полученные во время обучения технологии раннего выявления семейного неблагополучия. Наша работа носит семейно-ориентированный характер, т.е. семья всегда находиться в центре внимания. Для составления аналитической части межведомственного плана, помимо таких методов, как наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, метод экспертной оценки, анализ документов, специалисты также пользуются диагностическими инструментариями, с которыми научились работать во время обучения. Использование таких диагностик, как «Генограмма», «Экокарта», «Комплексная оценка семейной ситуации» позволяет составить общую характеристику семьи, а также выявить личностные, социальные, экономические и средовые факторы, повышающие различные риски, а также выделить сильные стороны членов семьи и выявить ресурсы, которые можно привлечь и использовать, чтобы снизить этот риск. Наша задача заключается в проведении качественной диагностики причин семейного неблагополучия, выявлении проблем, чтобы далее грамотно сформулировать цели, задачи и эффективно составить план.

При формулировке целей и задач помним, что они должны быть как представление о желаемом результате, на достижение которого направлены действия специалистов. Например, выявленная социально-правовая проблема семьи – совершение матерью административного правонарушения, задача индивидуальной профилактической работы будет:  мать не совершает повторных правонарушений, знает об их последствиях.

Сформулированные цели и задачи должны быть: конкретны – описывать «конкретное конечное состояние»; измеряемы, достижимы и ориентированы на результат, т.е. должны включать некоторые легко распознаваемые критерии, с помощью которых мы можем измерить их достижение. Описание измеряемых целей является одной из наиболее трудных частей в процессе планирования индивидуальной профилактической работы. Например: антисанитария в квартире. Мы не можем поставить перед собой цель, связанную с чистотой в доме, измеряемой количеством допустимой грязи. Практическим решением является формулирование цели, которое включает много видимых критериев, которые ассоциируется с чистотой, например: «пол должен быть очищен от грязи, пыли, клочков бумаги, еды и мусора». В этом случае цель предоставляет реалистичный и измеряемый критерий для оценки чистоты в доме. Также каждая цель должна иметь установленный срок для ее достижения. Четкие временные границы целей показывают, когда, в какие сроки, какой результат должен быть достигнут. В межведомственном плане напротив каждого программного мероприятия мы указываем конкретные сроки исполнения и результат.  

После того, как сформулированы цели и задачи индивидуальной профилактической работы, специалист, сопровождающий семью или несовершеннолетнего, предлагает включить в план специалистов субъектов профилактики, которые также смогут решить данную цель или задачу, согласовывает с ними программные мероприятия, составляет межведомственный план и для утверждения направляет в комиссию по делам несовершеннолетних.

СЛАЙД 5

Все мы прекрасно знаем, что одним из направлений в составлении межведомственных планов, в организации эффективной профилактической работы и решении проблемы девиантного поведения несовершеннолетних является взаимодействие с учреждениями системы профилактики. В настоящее время мы смело можем отметить, что у нас налажено взаимодействие со специалистами КДНиЗП, с инспекторами по делам несовершеннолетних, с социальными педагогами школ, специалистами центра «Гармония», детской поликлиники, детского дома «Семья» и др.

Также в составлении межведомственных планов в части формулирования социально-психологических, психологических проблем семьи, мы консультируемся с психологами нашего отдела. Психологи при необходимости помогают в разборе трудных случаев, связанных с работой с семьями и несовершеннолетними, проводят с нами мероприятия, направленные на профилактику профессионального выгорания.

С целью повышения информационной грамотности специалистов в профессиональной деятельности в отделе регулярно проводятся методические объединения и встречи со специалистами учреждений системы профилактики. В этот году состоялись встречи со специалистами управления социальной защиты населения г. Ноябрьска, социального фонда России, и специалистом ПНД.

Также необходимо отметить, что в нашем отделе работают специалисты с большим стажем и опытом работы в сфере профилактики семейного неблагополучия, готовые оказать помощь друг другу.

В заключении своего выступления хочется отметить, что работа с людьми, особенно работа с немотивированными людьми, очень тяжелый труд. Только благодаря объединению усилий специалистов всех субъектов профилактики, поддержке коллег, можно повысить эффективность индивидуально-профилактической работы и получить качественный желаемый результат. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность специалистам смежных структур за сотрудничество.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление социальным педагогом карточки н/л, состоящего на профилактическом учете

Социальные педагоги в своей работе часто сталкиваются с проблемой оформления личных карточек обучающихся "группы риска", где отражалась бы вся профилактическая работа СП службы школы.  Хочу...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА Комплексной реабилитации несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА Комплексной реабилитации несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете....

Программа реабилитации несовершеннолетнего, состоящего на профилактических учетах

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним в целях предупреждения антиобщественных действий несовершеннолетних, совершения повторных общественно опасных деяний, преступлений....

Карточка кураторства над детьми, состоящими на профилактическом учете

Удобно для контроля за работой кураторов и занятости детей в период каникул...

План работы социально-психологической службы с учащимися МБОУ "СОШ №5", состоящими на профилактическом учёте в органах и учреждениях сиситемы профилактики

Документ содержит план работы социально-психологической службы с учащимися МБОУ "СОШ №5", сотоящими на профилактическом учёте в органах и учреждениях системы профилактики...

Отчет классного руководителя по итогам работы за четверть с несовершеннолетним , состоящим на внутришкольном учете

​В файле находится бланк отчета классного руководителя о работе, проведенной в течении четверти с обучающимся, состоящим на внутришкольном учете.Далее в приложении примерные формы работы с обучающимся...

Социальная карта семьи, состоящей на профилактическом учете

Социальная карта семьи, состоящей на профилактическом учете...