"Социальное сопровождение воспитанников учреждения закрытого типа, защита их прав и интересов"
статья

Ольга Михайловна Лазарева

 Основной целью работы педагогов  с трудными подростками в спецшколе является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная реабилитация подростков и создание благоприятных условий для адаптации и жизнеустройства воспитанников, их саморазвитие и социализация личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2019g_sotsialnoe_soprovozhdenie_kamen.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное   сопровождение  воспитанников учреждения закрытого типа,  защита  их прав и интересов

 

                                         Социальный педагог  Лазарева О.М. (г. Камень-на-Оби)     

  В жизни человека нет более сложного этапа развития, чем подростковый возраст. Драма подростков, попавших в специальные учреждения закрытого типа, будь – то спецшкола, центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, школа-интернат или специальное училище, усугубляется принудительными мерами воздействия на них, однополой средой в течение длительного времени, строго регламентированной и однообразной деятельностью, правилами режима содержания, оторванностью от дома и родных и многими другими причинами. Осуществить снижение «болезненности», трудности адаптации подростков в учреждении можно с помощью тактично-ненавязчивого социально-педагогического сопровождения, в ходе которого внимание уделяется психологической помощи всем участникам процесса сопровождения. Процесс же сопровождения заключается в получении  подростком навыков, способствующих   регулировать и преодолевать собственные жизненные трудности, по принципу: «Иди вперед! Мы рядом».

 Контингент обучающихся закрытого учреждения  в своем большинстве, своевольны, зачастую упрямы, раздражительны, замкнуты, асоциально активны, стремятся к самостоятельности, переоценивают свои возможности и др.

 Основной целью работы педагогов  с трудными подростками в спецшколе является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная реабилитация подростков и создание благоприятных условий для адаптации и жизнеустройства воспитанников, их саморазвитие и социализация личности. В своей работе   руководствуюсь Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 года № 120-ФЗ, Уставом Учреждения, Положением о порядке   приема,  перевода и выпуска обучающихся, Положением о посещении родителями (законными представителями)  детей в специальном учебно-воспитательном учреждении, «Порядком   взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений  н/летних, вернувшихся  из учреждения закрытого типа»  (спецшколы и КДН с выпускниками), «Порядком направления воспитанников на каникулы»  и другими нормативными документами.

  Должность социального педагога  в Алтайской краевой специальной общеобразовательной школе закрытого типа  была введена в ноябре 2002 года. В этой  должности я работаю в спецшколе непрерывно семнадцатый учебный год. Для реализации  социального сопровождения  подростков  закрытого учреждения  мною выбрано несколько  направлений:  диагностическое,  организационное, правовое, охранно-защитное, профориентационное,  дополнительное образование, аналитическое. Отдельным и основным направлением в работе является взаимодействие  с законными представителями, взаимодействие с родителями и родственниками детей.  Моя деятельность  осуществляется в тесной взаимосвязи  со всеми службами учреждения,  а также  со специалистами за пределами учреждения: Центр временной изоляции  несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних, ПДН, опека, школы, откуда прибыли дети,  соцзащита,  служба судебных приставов, территориальные центры помощи семье и детям, военкомат Каменского района,  пенсионный фонд, Каменский  многопрофильный образовательный центр, отделение по вопросам миграции  МО МВД  России «Каменский».

Диагностическое направление

За  последние пять лет  в среднем  за  учебный год в школе обучается  31 человек.   Количество детей  меняется  в связи с поступлением  и выпуском по окончании срока. В течение календарного  года в школу  поступает в среднем 10 человек, выпускается  8-9 человек.

  «Административные территории, откуда прибыли несовершеннолетние в Алтайскую специальную общеобразовательную школу закрытого типа» за период с 1 января 2016 года по 22 мая 2019г.  (таблица)

Я составила  статистический отчет   за предыдущие 3 года и 5 месяцев текущего года:

 к нам поступили несовершеннолетние из 6 городов Алтайского края- Барнаул 9 человек, Заринск-5, Новоалтайск-3, Рубцовск-2, Камень-на-Оби и Бийск по 1человеку, итог 21 подросток из городов. Из 15 районов прибыло 19 человек: Хабарский -3, Заринский -2, Красногорский -2, остальные по 1. Можно сделать вывод, что лидирует Заринск.

Несовершеннолетние   поступают в спецшколу по Постановлению или по Решению  суда для реабилитации и коррекции противоправного поведения, так как  ранее совершили противоправные действия, бродяжничали и уклонялись от учебы.  

Социальный педагог принимает  ребенка в учреждение, ведет «Журнал учета поступлений  обучающихся». Первым  знакомится  с новичком, с документами личного дела, изучает его материалы, составляет «Социальную карту  подростка». В ней отражены все основные сведения о подростке, его семье,  определен социальный статус, индивидуальные особенности личности,  дата прибытия, срок, дата выпуска.  Обязательно фото в личное дело, в  карту.  Социальный педагог  диагностирует  социальную  и педагогическую запущенность  подростка,  совместно с коллегами  устанавливает  причины и источники правонарушений ребенка.

      Проанализировав причины направления подростков в учреждение закрытого типа, можно отметить, что    несовершеннолетние до поступления в школу совершали преступления различных классификаций.   В основном это кражи - 94% и  бродяжничество - 84%, но в этом учебном году на первом  месте хищение- 83%,  кража- 80%,  бродяжничество -66%. Далее по 20%  умышленное повреждение имущества, незаконное проникновение в жилище и причинение телесных повреждений;   насильственные действия сексуального характера-17%,   угон транспортных средств - 14%,  угроза убийством и хулиганство по 6%,  поджог и вымогательство -2%.  Употребляли табачные изделия - 40%, алкоголь - 26%,  токсические вещества – 9%- эти показатели уменьшились, но добавилось употребление  наркотических веществ (насвай) -6%.

  Вызывающее общественное поведение подростков, нарушающее нормы и правила поведения, отклоняющиеся от нормы поведенческие симптомы чаще всего являются следствием или отражением семейного воспитания. Причины кроются в семье.

Сведения о семье учащихся за  текущий учебный год следующие: полная семья – у 10 детей (из них у  троих  - отчим),  неполная материнская семья – у 19, из неполной  отцовской - 2,  без попечения родителей –2, под опекой  бабушки – 2 детей.  Материальное положение:     малообеспеченная – 30 семей, среднеобеспеченная – 2,  гособеспечение (из д/дома)  - 2, обеспеченная семья - 1.

  Из многодетной семьи -15детей (было больше 55%). Один из родителей умер  у 6 детей. Эти дети получают пенсии по потере кормильца, 3 детей получают пенсию «ребенок-инвалид».

 Дети, у которых  родители   имеют судимость – 10,  недавно освободились у одного ребенка мать, у второго отец и дед. В настоящее время находятся в МЛС  мать у одного, отец у одного, брат у двух  подростков.

  Как правило, в таких семьях формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Условия жизни в таких семьях превышают предел адаптационных возможностей  и  вызывают хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, потере мотивации к обучению, создает питательную среду для прямых асоциальных  влияний, к совершению подростками преступлений и правонарушений, так как  многие семейные нарушения делают подростков более склонными к делинквентному поведению, что подтверждается вышеприведенными статистическими данными: в нашей школе содержатся дети именно из таких семей.

По приказу директора, в соответствии с заключением ЦПМПК,  подросток  зачисляется в соответствующий класс по  указанной программе обучения.  В этом учебном году    в спецшколе обучались по основной общеобразовательной программе 46 % детей, по адаптированной программе с задержкой психического развития – 20%,  по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью – 34%. Труд педагогов направлен на развитие личности растущего человека, что предполагает процесс его постепенного успешного вхождения во взрослую социальную среду и адаптацию в ней — иными словами, успешную социализацию. Это, в конечном счете,  и является целью деятельности учреждений закрытого типа. Педагогическое воздействие должно изменить приоритеты личности девиантного подростка с негативных на позитивные.

  Организационное направление

   

  По прибытии подростка знакомим с Правилами внутреннего распорядка для воспитанников учреждения,  режимом в учебное  и внеурочное время, с системой  поощрений, чтобы заработать баллы и получить разрешение на выход в город,  быть отпущенным  на каникулы, с положением   «О посещении родителями», нормативно-правовыми положениями, регламинтирующими  воспитательный процесс.

  Метод поощрения можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Он закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Поощряя,  педагог должен стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

   Регулярно провожу  профилактические беседы на тему  «Последствия самовольных уходов»  по предупреждению  самовольных уходов  с территории спецшколы.  Вся работа направлена на устранение имеющихся отклонений в поведении подростка. Самоопределение начинается  при адаптации, когда подросток активно усваивает действующие в данной общности нормы, соответствующие им формы поведения и средства деятельности.

   В качестве меры поощрения воспитанников за добросовестное отношение к труду и учебе, за хорошее поведение, возможен выход в город, возможен краткосрочный  отпуск  по месту жительства родителей в соответствии с «Порядком направления воспитанников на каникулы». Подросток обращается  с заявлением. Вопрос обсуждается вначале с   воспитателем ребенка, психологом школы,  с родителями, затем - на педсовете школы. Если педсовет  утвердил кандидатуру обучающегося,  делаю запрос   в   ПДН,  КДН и ЗП  по месту жительства родителей «О возможности (невозможности) пребывания на каникулах».  Только с учетом  положительных заключений  всех сторон,  издается приказ по школе   о  возможности  пребывания воспитанника на каникулах.   Получить такую возможность – это очень весомый для подростка стимул, чтобы  его заработать, нужно очень постараться.  Каникулы  дадут возможность    проверить  эффективность  пребывания подростка в спецшколе, сделать выводы, наметить новые перспективы.

Правовое направление

Основным направлением работы является информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых  государством и обществом для  данной возрастной группы. Оно основывается  на том, что подросток  их просто не знает или игнорирует. Проводятся беседы по теме «Ты не прав, если не знаешь своих прав»   с целью  формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения, дает возможность пересмотреть свои  противоправные поступки, сделать выводы.  Беседа «Моя ответственность перед законом»  имеет целью  профилактику преступлений  среди несовершеннолетних, воспитанию правового сознания учащихся,  ознакомление  с  Законом Алтайского края «Об ограничении  пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края», так как  многие  его нарушали, а родители привлекались к административной ответственности.  

В холле учреждения  оформлен стенд  «Уголок правовых знаний» по правовому  воспитанию  школьников, лист «Информационная и консультативная помощь»  для подростков, где указаны   телефоны  специалистов в учреждении, в городе, в крае.

 Ежегодно   провожу  урок правовых знаний  «Что должен знать призывник» для  старшеклассников, готовлю  документы для военкомата на   несовершеннолетних, сопровождаю   их на комиссию.  

Подростки, достигшие  возраста 16-ти лет, обязательно  проходят  призывную комиссию в Каменском военном комиссариате,  их ставят  на учет, вручают   «Удостоверение призывника».  Раз в год организована экскурсия в воинскую часть города Камень-на-Оби. Все это способствует стать законопослушным гражданином.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)  и родственниками детей.

С первого дня поступления подростка в учреждение, устанавливаю связь с родителями (законными представителями) сначала по телефону, в присутствии прибывшего ребенка, знакомлюсь с родителями, выясняю отсутствующие в личном деле сведения. Затем  в письменном виде отправляю «Извещение о прибытии» подростка дате прибытия, в какой класс и по какой программе зачислен, указываю  адрес, телефон для связи,  дату   выпуска по окончании срока. Извещение отправляю родителям (законным представителям), в комиссию по делам несовершеннолетних, в ПДН, в школу. В дальнейшем связь поддерживается на протяжении всего срока содержания подростка в учреждении.

  Основной причиной асоциального поведения подростков является семейное воспитание, поэтому в план работы  входит взаимодействие с родителями, родственниками и законными представителями. Главной целью  взаимодействия с родителями  является установление   доверительных отношений между детьми, их семьями и педагогами,  воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, налаживание детско-родительских отношений для того, чтобы социализация несовершеннолетних после выпуска была успешной.            

Один раз в год,  в марте месяце, в последнее воскресенье, в актовом зале  учреждения проводится общешкольное родительское собрание, где   присутствуют все, включая детей.  Подготовку и проведение  проводят заместитель директора по воспитательной работе,  старший воспитатель, социальный педагог, классные руководители.  Дети ждут родителей, готовят  номера художественной  самодеятельности, выставку свих поделок. Родители могут посмотреть, в каких условиях находится ребенок,    пообщаться с педагогами,   обратиться за консультативной помощью, за справками, копиями документов детей. Польза от общения обоюдная!  

Все учащиеся учреждения имеют право на общение с родителями. Две трети родителей (родственников) посещают детей. Условия для посещения созданы,  на проходной  школы  оборудованы  благоустроенные гостевые комнаты.  Для родителей оформлен информационный стенд. Свидание воспитанников с близкими людьми и родителями имеет  положительное влияние на успешное прохождение реабилитационного курса по коррекции противоправного поведения.   Так как не все родители поддерживают связь с ребенком, мы налаживаем связь  через инспектора ПДН и КДН по месту жительства, выясняем причину, даем возможность посредством телефонных переговоров восстановить отношения.

  Охранно-защитное направление

Одна из важных задач, которую выполняет социальный педагог в учреждении закрытого типа – представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника.

По прибытии подростка в учреждение,  оформляю  временную регистрацию по месту его нахождения, изучаю документы, оформляю гражданство РФ, подросткам в 14 лет оформляю   паспорт, сопровождаю в паспортно-визовую службу для получения паспорта,  открываю  счет в сбербанке  для перечисления  пенсии по потере кормильца, пенсии  ребенка-инвалида детства,  алиментов,  осуществляю  мониторинг жилья. У 37 %  детей жилье куплено под материнский капитал, находится в долевой собственности, некоторые родители  снимают жилье или живут у родственников, либо имеют жилье, но документы не оформлены.

 Детям, оставшимся без попечения родителей, уделяется особое внимание:

  • своевременно вношу изменения и дополнения в «Анкету ребенка», поддерживаю связь с родственниками, опекой;
  • на детей, оставшиеся без попечения родителей, по достижении им 14 лет,  подготовлены документы в «Региональное  жилищное управление», они включены в Список на получение льготного жилья;
  •   работаю со службой судебных приставов по взысканию алиментов с родителей-должников,  поступление денежных средств воспитанникам контролирую  один раз в квартал;
  • в январе  каждого года на детей, родители которых лишены родительских прав,  составляю  «Отчет  опекуна»  за  предыдущий год о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом по форме №423, утвержденной Постановлением Правительства РФ.

Условия жизни  детей, оставшихся без попечения родителей, в закрытом учреждении, контролируются органами опеки администрации Каменского района  не менее двух раз  в год.  Со специалистом  опеки составляем  «Акты проверки условий жизни подопечных соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также  выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав,  исполнению своих обязанностей».

   Не были оставлены без внимания выпускники из малообеспеченных семей. Начиная с 2010 года, мною была налажена связь  с  Территориальным центром  социальной помощи  семье и детям Железнодорожного района города Барнаула, а с 2015 года - с Территориальным центром  социальной помощи  семье и детям города Бийска. Оказывалась адресная материальная помощь нашим выпускникам, у которых малообеспеченные семьи. Им выдавался «Социальный рюкзак выпускника» стоимостью 32 тысячи  рублей, в котором собраны все необходимые вещи:     одежда и  обувь по сезонам,   предметы  гигиены, сотовый  телефон. Всё это необходимо для  дальнейшей социализации выпускника в обществе. К сожалению, в декабре 2017 года  акция прекратилась.   Мы будем рады, если снова появится подобная помощь.

  Спецшкола рассчитана на предоставление основного общего образования, т.е. 9 классов, а срок пребывания по Постановлению суда обучающегося еще не закончился, либо не достает  несколько месяцев, чтобы завершить учебный процесс. Поэтому  по продлению/сокращению срока пребывания    ежегодно  провожу работу по следующему алгоритму.  

Подросток   обращается с ходатайством о продлении срока  до конца учебного года, либо  для  завершения учебного процесса в спецшколе до окончания 9 классов,  некоторые продлевают срок, потому что знают о  неблагополучной  обстановке дома, чувствуют   неуверенность за свои поступки после выпуска.  

Далее необходимо  этот вопрос решить с родителями (законными представителями), получить от них письменное заявление.  Ставлю в известность КДН,  запрашиваю  справку о составе семьи, об изменениях в семье.

После этого  готовлю  документы  и обращаюсь с ходатайством  в КДН и ЗП  администрации города Камень-на-Оби,  получив  совместное заключение,  готовлю необходимые документы,   исковое заявление в Каменский городской    суд, жду повестку, сопровождаю  несовершеннолетнего все по тому же принципу «Иди вперед! Мы рядом!».  

 За последние  8 лет   воспитанниками было подано 35 подобных обращений. Данная работа является одним из  самых эффективных методов работы по формированию ответственного отношения подростка к планированию своей дальнейшей жизни, принятию  самостоятельных решений, взрослению.

    В этом учебном году в школе 5 девятиклассников- из них 4 продлили срок,  чтобы завершить учебный процесс.  

    Если срок остается значительный, от 4 месяцев и более,  мы  вынуждены перевести обучающегося  в специальное профессиональное училище закрытого типа.  Это всегда болезненная для подростка, его родителей и для нас всех процедура: сначала обсуждаем на педсовете, принимаем решение о переводе, за тем обращаемся в КДН, потом в суд, до получения путевки – в ЦВСНП.   За последние 5 лет в спецучилище переведены  4 обучающихся.  В 2019-20 учебном году 9 классов закончат 10 человек, из них  двоих  вынуждены будем перевести в спецучилище (срок остается больше года),  3 – сократить срок, 5 – продлить.

    Подготовка к выпуску начинается за 3 месяца до окончания срока  обучающегося, вывешиваю «График выпуска», совместно с  воспитателем, классным руководителем, медработником готовим  «Выпускную характеристику».  За 2  месяца до окончания срока  в КДН и ЗП  по месту жительства   отправляю  «Уведомление о выпуске» и «Выпускную характеристику» учащегося с целью уточнения места жительства родителей и учебного заведения, в котором продолжит обучение выпускник. Специалисты  по месту жительства  должны собрать и предоставить  в наш адрес  информацию  по следующим позициям:

  • где будет жить выпускник (варианты проживания, если психологический климат в семье будет оказывать  деструктивное воздействие);
  • где будет учиться выпускник;
  • где будет работать выпускник, если не будет учиться;
  • варианты конструктивного проведения досуга.

В  отдел полиции для инспекторов  ПДН   отправляем  характеристику выпускника по  особой форме   с фотографией, сведениями, рекомендациями  для дальнейшей  профилактической работы  не позднее дня выпуска из учреждения. Маршрут постинтернатной адаптации (МПА) – это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия, и направленных на успешную социальную адаптацию  выпускника вне стен специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних. Цель  – психологическая подготовка членов семьи, школы к возвращению подростка из закрытого учреждения, создание комфортных условий для проживания ребенка, улучшение морально-нравственного климата в семье, рекомендации  по  дальнейшей работе с подростком.  Таким образом, и семья,  и    государственные учреждения привлекаются к процессу реабилитации.

Дополнительное образование

Кружок «Творческая студия»  я веду столько же лет, сколько  работаю социальным педагогом. Программа  кружка является  одним из вариантов творческой  самореализации  подростков, у которых  узкий круг интересов, поверхностное  представление  об окружающем мире, комфортных  бытовых условиях,  тяга к вредным привычкам.  

Обучение  воспитанников  по дополнительной программе создает  благоприятные  условия для  интеллектуального  и духовного  воспитания  личности  ребенка,  социально-культурного  и профессионального  самоопределения, социализации личности, профилактики  девиантного поведения. Умение использовать  руки и пальцы жизненно важно  для формирования  мышления. Ребятам  нравится больше  что-то делать своими руками, чем слушать.  Они изучают мир действиями.  Сам процесс ручного труда  приносит радость, дает возможность  выразить себя в творчестве,  проявить  свою фантазию, вкус, мастерство и смекалку.

    Практическое значение работы в «Творческой студии»  прежде всего в том,  чтобы помочь учащимся  выполнить  подарок  к празднику своими   руками, самостоятельно изготовить  игрушку,  сувенир,  панно, вышивку, а также получить  навыки самообслуживающего  труда. В школе оборудован кабинет  творческих работ  учащихся, где выставляются лучшие работы школьников – призеров различных конкурсов. В этом году работы моих кружковцев  «Рождественская звезда» заняли I место  в городе и в окружном конкурсе, II место в крае,   к юбилею В.М.Шукшина -   III место в городском конкурсе,  в конкурсе «Рождество Христово» и  «Пасхальный сувенир»  заработали сладкие призы.  

                                 Профориентационное направление

  Занимаемся дальнейшим устройством  выпускников, оказывает помощь в выборе  профессии и учебного заведения, рассказывает о том, что должен знать абитуриент при поступлении. Используем «Справочник по профессиональным образовательным организациям»  Алтайского края.

Детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождаем в учебное заведение для подачи документов на поступление,  заботимся о том, чтобы  было  предоставлено общежитие и соблюдались все социальные гарантии  для этой категории детей.

 Аналитическое направление

Социальный педагог  первым  принимает  ребенка в учреждение и последним провожает при выпуске.  

После выпуска подростков администрацией спецшколы регулярно отслеживается  их адаптация в социуме через взаимодействие с КДН и ЗП, ПДН, образовательными учреждениями по месту проживания путем анкетирования. «Анкета о результатах  наблюдения за несовершеннолетними, возвратившимися из специальной школы»  доработана  мною на основе  шаблона,  состоит из трех разделов. Первый  заполняется  спецшколой и содержит сведения о выпускнике,  сколько  времени он содержался  в школе, когда и куда выбыл. Второй раздел заполняется  в комиссии по делам несовершеннолетних при администрации  по месту жительства несовершеннолетнего и   содержит  следующие пункты:

  • по какому адресу проживает  в настоящее время;
  • чем занимается в настоящее время (где учится, где работает, или не учится и не работает);
  • как проводит свободное от учебы время;
  • осуществляется ли над проверяемым ребенком шефство;
  • наказан ли он за правонарушение в административном порядке  (как и когда);
  • привлечен ли он к уголовной ответственности или находится под следствием (когда/ по какой статье/ за что);
  • осужден (дата суда/статья/мера наказания);
  • причины совершения повторного правонарушения;
  • другие характерные сведения о проверяемом подростке.

Третий раздел заполняется самим выпускником специальной школы - отзыв бывшего воспитанника о специальной школе:

а) отношение к учебному процессу, дисциплине

б) отношение к бытовым условиям, досугу

в) взаимоотношения в коллективе (со сверстниками/взрослыми)

г) что понравилось в спецшколе

д) что не понравилось в спецшколе

е) получил (не получил)  «социальный рюкзак».

Получив ответ,   анализирую  полученные данные,  составляю  отчет,  подвожу  

  итоги анкетных наблюдений за выпускниками  специальной школы:

За календарный год

выбыло:

2014г.-

10 чел.

АК -  7

КК.- 2

р.Алтай-1

2015г.-

9 чел.

Алт.кр

2016г.-

9 чел.

Алт.кр

2017г-

7чел.

Алт.кр

2018г-

10чел.

Алт.кр

Учатся      в           школе

4

3

4

4

5

Учатся в вечерней школе

---

2

---

---

-

Учатся на дому

1

---

--

1

Учатся    в  ПУ, колледже

3

2

2

1

2

Работают

---

1

---

---

Не учатся, не работают

---

---

---

--

1

Выбыли в  д/дом, интернат

---

1

1

--

--

Переведены в СПУ закрытого типа

2

---

--

1

1

Повторно в спецшколе закр.типа

----

1

 

 --

---

1

 Нет ответа на Анкету                        

--

1

--

--

--

За календарный год привлечены к

     уголовной ответственности                            

АК-1

 КК-2

 

АК-2

 КК-2

 

АК-2

КК -2

АК-3

КК-1

АК- 4

Р.Алт.-1

Всего:

3

4

4

4

5

Результаты  за 5 лет: по окончании срока пребывания в учреждении  все выпускники, не закончившие 9 классов,   продолжили обучение в школе, либо на дому.  Закончили  9 классов -17 человек, один привлечен  к уголовной ответственности сразу после выпуска, 2 человека – подрабатывают,  поступили в ПУ, колледж -10,  четыре  обучающихся, закончивших 9 классов, переведены в специальное училище закрытого типа до окончания срока, установленного судом до направления в спецшколу.  Спецшкола не  предоставляет  профессиональное образование.  В детский дом   выбыли 2 детей, оставшихся без попечения родителей.  У одного из них мать восстановилась в родительских правах, забрала сына в кровную семью.

По запросам правоохранительных органов на   бывших выпускников различного года выпуска, привлеченных к уголовной ответственности  в текущем календарном году, невозможно   установить процентное соотношение  «выпущенных»   и  «привлеченных».  Поэтому я веду учет  по количеству человек, привлеченных. В среднем, за год  от 3 до 5, (в том числе из Красноярского края, республики Алтай)    это всегда печальная статистика. Делаем для себя выводы: в работе с воспитанниками  необходимо  делать упор на воспитание законопослушного гражданина, на воспитание правовой культуры с приглашением специалистов правоохранительных органов; продолжить работу по взаимодействию педагогов с родителями.

Отзывы выпускников о школе в большинстве положительные: «хорошие бытовые условия, интересные мероприятия, спортивные занятия, кружки и конкурсы, отзывчивые и понимающие педагоги, хорошее питание.  Не нравились утренние пробежки, далеко от родителей, скучали по дому».

    Пребывание подростка в учреждении закрытого типа  способствует  устранению негативного влияния на него окружающих  факторов - семьи, улицы, а также предупреждению повторных правонарушений. Помещение   несовершеннолетнего  с девиантным поведением в спецшколу  закрытого типа дает возможность остальным  законопослушным детям  и педагогам спокойно  учиться и работать. Подростку  в спецшколе  дается   шанс пересмотреть свое  неадекватное поведение, поработать  над своими ошибками, забыть о вредных привычках, встать на путь исправления. Если  он это осознает, то успех обеспечен. Условия в учреждении созданы. Вся работа по профилактике девиантного поведения  направлена на позитивные изменения  личности  воспитанника, основана на сочетании принципов убеждения и добровольности  с принципами принуждения  и обязанности с использованием  методов поощрения и наказания. Таким образом, деятельность  педагогов  с трудными детьми  направлена на социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная реабилитация подростков и создание благоприятных условий для их адаптации и жизнеустройства, саморазвития и социализации личности.

Положительные примеры: выпускник 2011 года (Свиридов Геннадий) кандидат в мастера спорта по лыжам, закончил педколледж, заочно получил высшее образование;

Выпускник 2012 года, (Раздъяконов Никита) мастер спорта по греко-римской борьбе, высшее образование;

Выпускник 2013 года (Андреев Будулай)  – вожатый в  всероссийском лагере «Артек», закончил педколледж, заочно получает высшее образование.

Один из выпускников  (Ионов Василий Юрьевич) работает учителем в нашей школе с 1988 года,  отслужил в армии, работал в режиме, воспитателем, получил высшее образование, работает учителем, педстаж   25 лет – оформляет льготную  выслугу.

 


      
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей, защита их прав и интересов

В статье отражена система профессиональной деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению и поддержке детей, защите их прав и интересов в рамках реализации «За...

Защита прав и интересов ребёнка в деятельности социального педагога

На современном этапе развития нашего общества подмена духовных ценностей материальными приводит  к всё большему расслоению на два социально-противоположных класса: богатых и бедных. Нельзя не зам...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...

"Социальное сопровождение профилактической работы в образовательном учреждении закрытого типа"

Профилактика немедицинского потребления психоактивных веществ  обучающимися образовательных  организаций, проблема  сохранения здоровья  обучающихся, привитие навыков здорового обр...