Методическая разработка открытого мероприятия "Масленица"
методическая разработка (10 класс) на тему

Методическая разработка открытого мероприятия "Масленица" содержит сценарий мероприятия, обоснованы цели и задачи, указано оборудование. Сценарий основан на традициях празднования Масленицы, будет полезен и взрослым, и подросткам. В приложениях содержится интереснейший материал, который можно использовать по Вашему усмотрению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого мероприятия «Масленица».

Почему Масленица называется Масленицей?

Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица».

По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название — «Масленица».

По другой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. По этой  же причине Масленицу называют Сырной неделей.

 А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником.

История праздника

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица - это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек,  плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).

 Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха»,  «объедуха», «ясочка».

Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами,  песнями, плясками, играми, а самое  главное - с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.

 Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Чучело Зимы – главный символ Масленицы

Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками-жавоpонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

 Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный  праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

 Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит - финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.

А вот еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). «Судаpыню-Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего «Судаpыня-Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.

Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали,  всякое старье - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра.

 У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя. В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда.

Празднование Масленицы имеет духовно-нравственное и просветительское назначение, призвано внести весомый вклад в дело оздоровления морального климата в нашем обществе, скорейшего решения проблем, связанных с нравственным кризисом.

ЦЕЛИ:

  1. Воспитание у подростков чувства патриотизма и любви к родному краю.
  1. Привитие интереса к русским традициям при проведении праздника Масленица. 
  2. Воспитание нравственности на основе русских национальных традиций, аутентичных образов русского фольклора.
  3. Воспитание ответственного отношения к сохранению традиций своих предков.
  1. Формирование у обучающихся представления о национальных традициях.

  1. Воспитание у обучающихся чувства любви и уважения к традициям, гордости за свою страну.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать высоконравственный подход к вопросу поддержания народных традиций. 
  1. Развивать способности коммуникативного общения.
  1. Развивать положительные эмоции и чувства.
  1. Воспитывать у несовершеннолетних осознания доли собственного участия в поддержании народных традиций. 
  2.  Включение максимального количества обучающихся в коллективную творческую деятельность.
  3. Укрепление связи между поколениями.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная компьютерная презентация «Масленица», костюмы для ведущих, чучело «Масленицы», блины, мультфильм «Ишь ты, Масленица!»

Методические рекомендации

Предлагаемая разработка ориентирована на возраст от 14 лет и старше. Особенностью проведения данного мероприятия является необходимость развития понятия «Народные традиции» в России, формирования представления о своих корнях. Для сопровождения текстовой информации используется  мультимедийная  презентация, отражающая содержание темы.

Сценарий объединяет в себе традицию и дополняется новыми конкурсами и соревнованиями. Проведение праздника запомнится и подросткам, и взрослым.

Сценарий

мероприятия, посвященного празднованию Масленицы

1-я ведущая. Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными ветрами и темными ночами. Но вот появилось солнце, яркое, веселое, и мы поняли, что наступила Весна. А Весну, как дорогую гостью, надо встречать!

2-я ведущая. Здравствуйте, люди добрые! Благодарю вас, что пришли по старинному народному обычаю Зиму-матушку проводить и Весну-красну встретить. Еще у древних славян был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. Народ любил ее и величал ласково: честная Масленица, веселая касаточка, перепелочка,  переберуха, ясочка.

1-я ведущая. Но где же она, наша Масленица? Сейчас мы сделаем вам Масленицу.

Две помощницы на глазах у зрителей делают чучело Масленицы, поясняют, что его изготавливали из соломы, надевали старую женскую одежду.

Обе ведущие. 

Косточки у ней перепелиные,

И тельце грешневое,

Уста сахарные!

Тридцати она братьям сестра,

Сорока бабушкам внучка,

Трех материна дочка,

И шелковая на ней сорочка,

Сафьяновые сапожки,

Царские сапожки.

Вот какая красавица наша Масленица. Дорогая наша Масленица, Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двухполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, латки красные;

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные.

Входят три гостя.

1-й гость. 

А мы Масленицу встречали,

На горушке побывали,

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали.

2-й гость. 

И уж на неделю гульба,

На весь мир напечены хлеба,

И народом площадь полна.

Врыты столы широкие,

Накатаны горы высокие,

Качели уже качаются,

Детвора в балаган не вмещается.

Едет Масленица,

Едет сырная, Разгульная, а не смирная!

Прощайся, народ, с тоской!

Праздник общий, мирской!

Сажают Масленицу в сани, говорят:

Запряжу я коня вороного,

Посажу я кума молодого!

Масленица — курносейка,

Покатай-ка нас хорошенько.

3-й гость. 

И все-таки самый важный —

Праздник семейный, домашний.

Ведется порядком строгим давно.

Не нами, а умными заведено.

1-я ведущая. Масленица была самым веселым, разгульным праздником. В народе говорили: «Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить». Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой беде. Самая примечательная черта праздника — обжорство. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны,

Горы блинов,

Лишь бы скорее приехала она,

Честная, веселая, широкая боярыня!

2-я ведущая. Масляная неделя начиналась с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки был свой, но во всех случаях они должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными. А вот как раньше пекли блины.

Выходят 6 девушек-хозяек.

1-я хозяйка. Я поставлю тесто на снеговой воде, когда взойдет месяц.

Месяц ты месяц,

Золотые рожки!

Выглянь в окошко,

Подуй на опару.

2-я хозяйка. А я пойду вечером готовить тесто к речке.

3-я хозяйка. А я к колодцу.

4-я хозяйка. Я пойду к озеру и буду ждать, когда появятся на небе звезды.

5-я хозяйка. Я первый блин вынесу на двор и положу на землю в дар Весне, чтобы солнце скорее пригревало поля.

6-я хозяйка. Иди, сынок, с блином на огород.

Все хозяйки поют песню:

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет,

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Разносят блины гостям.

Один из гостей. 

Прощай, Зима, холодная,

Приходи, Лето красное!

Соху мне, борону —

Я пахать пойду!

Вбегает мальчик, подбегает к хозяйкам, жалобно причитая.

Мальчик.

Тин-тинка, подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Хозяйки угощают его блином, он убегает радостный.

1-я ведущая. Знаете ли вы, почему на Масленицу готовят именно блины? Этот обряд связан с огнем. У нас Солнце обожествлялось издревле, и, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь Солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило-Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг. На стену, доску прикрепляется изображение веселого Солнца. К нему обращались так:

Свет и Сила, Бог Ярило!

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше!

Даруй, Бог Света, Теплое лето.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

Краснопогодное, Лето хлебородное.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше!

2-я ведущая. Много игр и забав было во время веселой масленичной недели. Обычно это была игра в снежки или борьба за место на санках, нередко играли за взятие снежного городка, проводились кулачные бои. Вспомните, в каком произведении события происходят во время праздника Масленицы?

(Ответ: Лермонтов М. Ю. «Песня про купца Калашникова»).

«...Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

И приехал царь со дружиною,

Со боярами и опричниками,

И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах спаянную

Оцепили место в двадцать пять сажень,

Для охотницкого бою одиночного,

И велел тогда царь Иван Васильевич

Клик кликать звонким голосом:

«Ой, уж где вы, добрые молодцы?

Вы потешьте царя нашего батюшку!

Выходите-ка во широкий круг;

Кто побьет кого, того царь наградит;

А кто будет побит, тому Бог простит».

1-я ведущая. Проводились игры в мяч. Его пинали ногами, но победителем считался тот, кто выхватывал его из общей свалки и доносил до определенного места. Сейчас и мы попробуем.

Проводится игра «Донеси мяч до места».

1-я ведущая. У нас вышло! А раньше выглядело примерно так... «Осатаневшие бойцы уже ничего не видят и не слышат, они все поглощены мыслью о мяче и сыплют удары направо и налево. Постепенно над местом побоища поднимается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью. Победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, становится героем дня. Играли обычно на льду вдоль реки, деревня против деревни. К исходу поединка относились очень серьезно. Считалось, что вместе с мячом выигрывается благоденствие на весь год до следующей Масленицы. Были в этих играх и свои строгие правила: нельзя было вкладывать в кулак тяжести, бить лежачего, ниже пояса или по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание».

2-я ведущая. А теперь давайте посоревнуемся со взрослыми и поиграем в игру «Просо». Все взрослые — педагоги, мамы, папы, бабушки — одна команда, а вы, ребята, другая. Команды встают, взявшись за руки, в две линии — лицом друг к другу.

Взрослые. А мы просо сеяли, сеяли.

(Ровной линией движутся к ребятам).

Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.

(Пятясь, возвращаются па исходное место).

Ребята.  А мы просо вытопчем, вытопчем.

(Теперь подростки движутся к взрослым).

Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем.

(Пятясь, возвращаются на исходное место и т. д.).

Взрослые. А чем же вам вытоптать, вытоптать?

Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать?

Ребята. А мы коней выпустим, выпустим,

Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим!

Взрослые. А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем

Ой, дид-ладо, в плен возьмем, в плен возьмем.

Ребята. А мы коней выкупим, выкупим!

Взрослые. А чем же вам выкупить, выкупить?

Ребята. Мы дадим вам сто рублей, сто рублей!

Взрослые. Нам не надо сто рублей, сто рублей!

Ребята. Мы дадим вам тысячу, тысячу!

Взрослые. Нам не надо тысячи, тысячи.

Ребята. А чего вам надобно, надобно?

Взрослые. А нам надо девицу, девицу!

Ребята. У девицы имя есть, имя есть.

Взрослые. Ее имя (совещаются)... Ирочка. Сейчас мы всех Ирочек заберем!

Все девочки Иры разбегаются и стараются разбить сцепленные руки взрослых. Если девочки пробьют «стенку», то уведут в свою команду любого взрослого. Если нет, то сами остаются. Игру продолжит та команда, в которую участников прибавится больше. 

— В нашем полку прибыло, прибыло!

— В нашем полку убыло, убыло!

— В нашем полку скачется, скачется!

— В нашем полку плачется, плачется!

1-я ведущая. В эту праздничную неделю принято было ходить в гости.

Стук в дверь. Входят теща с зятем.

Зять. Теща, это я, зять, в гости пришел.

Теща, люли, поджаривай блины.

2-я ведущая. Так обычно приговаривали зятья, входя в дом к теще.

Теща (угощает зятя блинами, приговаривая). 

Теша для зятя пирог пекла.

В этом пироге три осьмины муки,

Соли да крупы на четыре рубля,

Лучку да мачку на семь рублей,

Маслица с яйцом на восемь рублей.

Думала теща — семерым пирог не съесть!

А зятюшка сел — да с присеста и съел.

Прогоняет его веником.

1-я ведущая. Вспомните, ребята, пословицы и поговорки: «Не все коту масленица», «Идти к теще на блины». Что они означают?

(Ребята объясняют).

2-я ведущая. Не только в простых крестьянских семьях, но и в дворянских свято чтили народные традиции. Об этом пишет А. С. Пушкин, рассказывая о семье Лариных:

«Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод.

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три.

Им квас, как воздух, был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюдо по чинам».

Ну а где праздник, там всегда веселье: песни, пляски.

Ведущие уходят.

На сцене — студенты. Ребята играют на народных инструментах — ложках,  балалайках и поют:

Как у наших у ворот

Собирается народ.

Все-то с ложками

Да с трещотками.

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

Гуси в гусли,

Утки в дудки,

Чечетки в трещотки,

Чайки в балалайки.

Играют, играют, всех потешают.

Входят ведущие, гости, которые везут на санях Масленицу.

1-я ведущая. Воскресенье — это последний день Масленицы. Сударыню Масленицу взгромождали на сани, а в сани впрягались трое молодых парней, которые возили ее по улицам. Затем угощали блинами саму Масленицу:

 Широкая Масленица,

Блинами богатая.

Пошто села в сани,

Не гуляешь с нами?

2-яведущая. А Масленица отвечает:

Я гуляла с вами,

Теперь сета в сани.

Пела и плясала,

Больно я устала,

Кончилось весельице,

Беритесь за делице.

Направляйте сошенку

Выехать на пашенку,

А со мной проститеся,

Чаем угоститеся.

1-й гость.

Масленка, Масленка,

Гостья нагостилась,

С зимушкой простилась.

С крыши капели,

Грачи прилетели.

Воробьи чирикают,

Они весну кликают.

2-й гость.

Прошла Масленица,

Кончилось гуляньице,

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

Прощай, зима холодная.

Приходи, лето красное!

Прощай, зима холодная,

Приходи, лето красное!

Прощай, зима холодная,

Приходи, лето красное!

1-я ведущая. А сейчас мы посмотрим мультфильм «Ишь ты, Масленица!»

2-я ведущая. Дорогие гости! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем. Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам. Ну, а теперь, по русскому обычаю — чай с блинами! Приглашаем всех к столам.

Все присутствующие угощаются блинами и чаем.

1-я ведущая. Подкрепились? А теперь – все на улицу» Дружно сожжём чучело «Масленицы»!

Все выходят на улицу, где состоится торжественное сжигание чучела «Масленицы».

Список использованных интернет-ресурсов 

  1.  Сайт «Calend.ru»
  2. Википедия – свободная энциклопедия
  3. Сайт «UfaBanket.ru»
  4. Сайт «Поздравок.ru»
  5. Сайт «kulina.ru»
  6. Сайт «prazdnitsa.ru»
  7. Сайт «moikompas.ru»
  8. Сайт «newyear.sachkov.ru»
  9. Сайт «prazdnik.by»



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

ПРО ПРАЗДНИК МАСЛЕНИЦУ

           Масленица – очень веселые, озорные и вкусные дни. Каждый день хочется наполнить солнцем, вниманием и радостью.

            Масленица (седмица сырная). 

            История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.

            Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.

             С принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. По своему обычаю, церковь «назначила» на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути.

            Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник - встреча Масленицы, во вторник - заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Заканчивается Сырная седмица прощеным воскресеньем, когда верующие просят друг у друга прощения. Поэтому масленичной традицией считается посещение родственников, друзей - чтобы попросить прощения за возможные нанесенные обиды, примириться. А потом без обид и с миром вступить в Великий пост.

           Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа). С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно «на горке» - на какой-нибудь возвышенности.

            Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах. В этих песнях Масленицу обзывают (в связи с великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами. Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.

Приложение 2. 

Блины

Идеи оформления блинов к празднику

Любое блюдо, к которому хозяйка приложит свои умения и фантазию приобретает новую жизнь. Каждый день можно сделать чуточку интереснее, если радовать родных. Один из способ разнообразить семейные вечера - преподнести им вкусный, красивый, индивидуальный ужин. В масленицу таким ужином могут стать блины. Рецепт приготовления блинов у каждого свой. Приведем некоторые из них:

Рецепт № 1 (на дрожжах).

Вам понадобится: 

  1. 300 грамм пшеничной муки;
  2. 0,5 литра молока;
  3. 20 грамм свежих дрожжей или 5-6 грамм (чайная ложка) сухих;
  4. 1 яйцо;
  5. 2-3 столовые ложки растительного масла;
  6. 1-2 столовые ложки сахара;
  7. 0,5 чайной ложки соли.

Приготовление: 

Для опары берем чуть больше половины (примерно три четверти) молока и нагреваем его до температуры 36-40 градусов. Если жидкость будет слишком горячей или слишком холодной, то дрожжи прекратят свою жизнедеятельность. Поэтому проверяем температуру молока и когда оно станет приятно теплым, но не горячим, добавим в него дрожжи. Тщательно размешиваем, растворяя дрожи в молоке. Если вы используете сухие дрожжи, то правила их использования посмотрите на пакетике, т.к. некоторые виды дрожжей нужно сначала оставить минут на 10 для набухания.

Добавляем всю муку, соль и половину сахара, тщательно вымешиваем тесто, чтобы не было комков. По консистенции тесто для блинов должно быть, как густая сметана. Миску с опарой накрываем салфеткой и ставим в теплое место для подхода, примерно на 30-40 минут. За это время опара подойдет, т.е. увеличится в два-три раза. Поднявшуюся опару перемешиваем, добавляем оставшийся сахар, яйцо и масло. Важно, чтобы и яйцо, и растительное масло были комнатной температуры. Тщательно вымешиваем тесто, чтобы оно было гладким и блестящим, без комков. Теперь, небольшими порциями начинаем добавлять теплое молоко. После каждой порции жидкости тесто нужно тщательно вымесить. Когда вы добавите все молоко, тесто по консистенции будет похоже на кефир. Получившееся тесто снова оставляем для подъема на полчаса в теплом месте.

Когда время истечет, еще раз размешиваем вновь подошедшее тесто и, зачерпывая со дна миски, маленькими порциями выливаем его на горячую сковородку, слегка смазанную маслом.

Жарим блины с двух сторон.

Рецепт № 2 (сладкие)

Вам понадобится: 

  1. 2 стакана муки,
  2. 1 стакан молока,
  3. 5 яиц,
  4. 1 чайная ложка соды,
  5. 0,5 стакана сливок,
  6. 50 г сливочного масла,
  7. 0,5 стакана сахара

Приготовление. 

Масло порубить кубиками и растереть с желтками. Добавить половину количества молока. Муку просеять через сито и, помешивая, добавить к смеси. Влить соду, гашеную уксусом. Всю массу хорошо взбить, доливая понемногу оставшееся молоко. Отдельно взбить сливки и белки до образования пенистой массы, аккуратно смешать с тестом. Испечь.

Рецепт № 3 (сырные).

Вам понадобится: 

4 ст. пшеничной муки

4 ст. молока

4 яйца

40 г дрожжей

300 г сыра (любого)

1 ч. л. сахара

соль - по вкусу

Приготовление. 

Молоко подогреть, положить дрожжи, сахар, соль, муку, вымесить тесто, добавить желтки и поставить на 20 мин. в теплое место. Затем натереть сыр на крупной терке, добавить взбитые белки, все перемешать и выпекать, подать горячими с маслом к кофе.

Идеи оформления:

1. Сиропом, сгущенным молоком, джемом можно разрисовать блинчик на тарелке ребенка.

2. Блины с начинкой будут смотреться оригинальнее, если свернуть блинчик рулетом вместе с начинкой и разрезать наискосок.

3. Можно выложить блины, как коржи для торта, вперемежку с начинкой и подавать, как кусочки торта.

4. Начинку можно выложить на середину блина и завернуть в виде мешочка или конверта.

5. Из блинов формой можно вырезать фигуры и подавать к столу не привычные всем круглые блины, а блины в форме цветка, сердца или солнца.

6. Украсить блины можно ягодами, свежими или замороженными, взбитыми сливками, сметаной, медом, фруктами.

7. Вы произведёте впечатление на гостей, если заранее приготовите трафарет и потом по нему нанесёте рисунок (сахарной пудрой, джемом, сметаной) на блин.

Приложение 3. Потехи

Петровский маскарад

А еще на масленицу возят по городу большой корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, идут ряженые.

В 1722 году Петр великий дал в Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжало множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных шестью лошадями, шедшими гуськом, одна за другою и украшенных побрякушками. В других санях ехал «Князь-папа», облеченный в мантию красного бархата, подбитую горностаем, в ногах его восседал Бахус на бочке. За ним - свита, замыкаемая шутом, который сидел в санях, запряженных четырьмя свиньями.

Шествие самого флота возглавлял Нептун, сидевший в колеснице с трезубцем руках, запряженной двумя сиренами. В процессии находился и «Князь-кесарь» Ромодановский - он занимал место в большой лодке, которую тащили два живых медведя. А в конце этой процессии следовала громада - 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 года Петербурге. Он имел три мачты и вооружение до последнего блока!

На этом корабле, везенном шестью лошадьми, восседал сам Петр I, в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал ими как бы на море. За эти кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, бывшей в костюме голландской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски.

За гондолою следовали настоящие участники маскарада, известные под именем «неугомонной обители». Они сидели в широких и длинных санях, сделанных наподобие головы дракона, и наряжены были журавлями, волками, лисами медведями, представляя в лицах эзоповы басни. Такое чудное и яркое маскарадное шествие через Тверские ворота протянулось в Кремль при пушечных выстрелах, где и закончилось великолепным фейерверком и пиршеством.

Но после кончины Петра великого прекратились маскарады до воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, которая очень любила наряжаться, так как к ней очень шел мужской наряд.

Катальные горы

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, и с них - то катались не только, но и сама императрица, съезжавшая «стоя на лыжах». Забава эта осталась в России на долгие-долгие годы, и мало кто уже помнил, что катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Катальные горы строились с затейливыми башенками, на которых развивались затейливые флаги, а вдоль гор вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними - статуи из льда и снега.

Вспоминая свое девство, в начале ХХ века И.С.Шмелев так описывал катания с ледяных горок: «В субботу, после блинов, едем кататься гор. Зоологический сад, где устроены наши горы - они из дерева и залиты льдом: Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие «Дилижаны» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом.  Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билеты, на которых написано – «С обоих концов - по разу». Народ длинным хвостом у кассы. Масленица погожая…

По накатанному лотку втаскивают веревками ввернувшиеся с другой горы высокие сани с бархатными скамейками, - «Дилижаны», - на шестерых. Сбившиеся с ног катальщики, статные молодцы, ведущие «Дилижаны» с гор стоя на коньках сзади, веселы и в меру пьяны. Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате, «на корыте».

Зажигают иллюминацию. Рычат гулкие горы пустотой. Катят с бенгальскими огнями, в искрах. Гудят в бубны, пищат гармошки…»

Медвежья потеха

Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления.

Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень.

Эта народная забава несколько раз упоминалась в «домострое», осуждающем ее как одно из «бесовских угодий», «богомерзких дел». Но, несмотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей.

С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями. В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара.

Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: «Михайло Потапыч» или «Матрена Ивановна», «почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин».

Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.

Вечным спутником Михайло Потапыча был «коза бодатая», которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. «Коза» выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки.

Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю «побороться». Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака.

Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с «козой», выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или «козой».

Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского «ловчего пути», так и «любители-непрофессионалы».

Поскольку медведь - главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная «речь» (рев, ворчание) - все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина.

Петрушечные комедии


               В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.

Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, в других секрет обаяния комедии видели именно в ее сценичности, в том, что формы игры здесь были незамысловатые, простые и понятные, поэтому они легко воспринимались широкими массами всех возрастов и всех уровней развития.

Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос.


Кулачные бои

Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами «на кулачках» - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: «Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться».

Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью.

В старину было три вида кулачных боев. Самым лучшим и интересным считался бой «Один на один».

Практиковался и бой «Стенка на стенку», когда запасных бойцов каждая «стена» уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак.

А реже всего допускался бой «сцеплялка – свалка», который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками «сцеплялки».

БАЛАГАНЫ

Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаганы - это главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя далеко не всегда доступное увеселение.

Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний.

Слово «балаган» первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение «временная, разборная торговая постройка».

Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века.

На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты.

Приложение 4

Игры

«Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

«Горелки»

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

«Звонарь»

Ход игры. Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идетпо кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется.

Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек.

После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные ими грающие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило - тот становится водящим.

Игра с Солнцем

Ход игры. В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят ,расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей. «Слава Солнцу! Сла-ва на не-бе солн-цу вы-со-ко-му, сла-ва! Сла-а-ва!»

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих – «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Подари платочек симпатии

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Снежный тир

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Перетягивание каната

Все знают это традиционную русскую забаву. Пусть на Масленицу она будет не совсем традиционной. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Приложение 5

Конкурсы

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой - грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек - ноги. По команде игрок – «тачка» ложится на землю, делая упор на руках, а «водитель» берет своего партнера за ноги, чтобы корпус «тачки» был параллелен земле. «Тачка», двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая «тачка».

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Приложение 6 Сказка «Горячие блины для Зимушки зимы»

У-у-у, у-у-у, - завывал ледяной ветер. Он пронизывал насквозь и заставлял ежиться людей даже в теплых шубах и шапках. Мать с сынишкой Ваней шли пешком по заснеженной дороге из города к себе в деревню. Мать качалась от порывов ледяного ветра. Мальчик, сначала весело скакавший по дороге, вскоре замерз и притих.

         Вдруг на дороге из снежного вихря показалась прекрасная дама в белой пуховой одежде.

 - Мама, смотри, какая красивая тетя! Откуда она взялась? - воскликнул Ваня.

 - Тихо, сынок, это сама Зимушка-Зима. Молчи, поклонись и иди, - прошептала мать.

 - Не проходите мимо, люди добрые, пожалуйте ко мне в гости, или боитесь меня? - усмехнувшись, спросила красавица Зима. Она махнула рукой, и из снежного вихря появился на дороге белый конь с санями.

 - Здравствуй, Зима. С радостью съезжу к тебе в гости, только сына к бабушке отведу. Маленький он еще, рано ему по гостям ездить - ответила, побледнев, мать.

 - Хорошо, жду тебя здесь, - согласилась Зима, - да смотри, не обмани меня.

 - Я мигом вернусь. Вон деревня наша на горке видна, - пообещала женщина и бегом припустилась в деревню.

 Бабушка уже поджидала их. К приезду дочки и внука, она замесила последнюю белую муку на сметане и поджарила огромный круглый горячий блин.

 - Заходите, заходите, мои родные. Садитесь, отведайте мой блинок. Он, как теплое солнышко, сразу вас согреет, - ворковала бабушка.

 - Ой, как вкусно пахнет! Я никогда такого блина не пробовал, - обрадовался мальчик.

         Женщина раздела и поцеловала сыночка. А сама постояла одну минутку и решительно сказала:

 - Пусть Ванечка кушает, а мне пора идти, я обещала.

         Бабушка расспрашивала и просила ее остаться, но женщина, вздохнув, распахнула дверь и исчезла в белой метели.

 Она шла по дороге и мысленно прощалась со своим домом. Вот и Зимушка-Зима показалась на дороге. Ледяным холодом повеяло от ее белоснежной повозки.

 В этот момент сзади раздался крик мальчика.

 - Подожди, мама, подожди, Зима! Я вам блин горячий несу.

 Мальчик второпях забыл надеть пальтишко и от холода стучал зубами, но сказал громко и рассудительно:

 - Нельзя же в гости без подарка ездить. У Зимы дома, наверное, холодно, а бабушкин блин теплый и круглый, как солнышко. Он согреет вас.

         Посмотрела Зима на блин и вдруг улыбнулась. Сразу вьюга затихла, и теплом повеяло.

 - Ладно, живите, весну встречайте, а мне пора на Север лететь, - сказала Зима и исчезла.

 - Мама, почему Зима мой блин не взяла? Она на нас обиделась? - спросил мальчик.

 - Нет, сынок! Она просила тебя скушать этот блин в ее честь, - засмеялась мама.

         Ванюша ничего не понял, но блин съел с удовольствием.

С той поры и появился обычай Зимушку-Зиму блинами горячими и круглыми как солнышко провожать. Чтобы не сердилась она и напоследок людей не морозила.

Приложение 7            

Стихи и пословицы
Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

«ЗАИГРЫШ» беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

***

Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом,
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост  встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!

***

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

*** 

Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
Пьёт, гуляет вся станица,
Ест блины куском большим:
Со сметаной и нардеком,
С рыбой, мясом и икрой.
Шире праздник с каждым веком,
Не назвать его игрой.
Понедельник - день для встречи,
В гости все к друзьям идут.
А во вторник - песни, пляски.
Заигрышем день зовут.
В среду - стол от угощений
Ломится: ешь, пей, казак!
А в четверг - день примирений...
«Тёщин день» - зовётся так.
Мирится свекровь с снохою,
Тёща зятю руку жмёт.
Споры кум забыл с кумою,
В гости всяк к себе зовёт.
Хороводы водят девки,
Парни едут на санях.
С яра снежного подлетки
Мчатся с горок на ногах.
Казаков урядник бравый
Зазывает для игры.
Рано утром он, лукавый,
Навтыкал в сугроб лозы.
На конях разгорячённых
Её рубят казаки:
На скаку на полном саблей
Её режут дончаки.
В стороне казачек важных
Неспокойный курагод.
Они в снег платки бросают -
Пусть наездник подберёт...
Ну а в пятницу - гулянье,
Пир на улицах идёт.
Атамана угощенье...
За столы спешит народ.
От блинов горячих жарко,
Медный самовар пыхтит.
Каждый весел без подарка.
Тройка шумная летит.
Кони ряженые скачут,
Стон полозьев, песни, смех.
Казаки под бубен пляшут,
Старики счастливей всех.
День субботний величаво
Посиделками зовут.
Хороводы с песней водят,
В гости без конца идут.
Воскресенье - день прощанья,
Проводы седой зимы.
В каждой хате целованья,
Год ждать новой Маслены.
Колокольный звон играет,
Всех к заутрене зовёт.
Молодой и старый знает:
Завтра пост в дома придёт.
После службы в поле выйдут
Все с поклоном казаки.
К Солнцу взор с молитвой вскинут
И попросят по-людски:
- Солнце красное, будь щедрым,
В поле семена согрей!
Будь, Господь, к нам милосердным:
Землю дождичком полей.
Дотемна идёт веселье,
Угощается народ,
До звезды до первой чтобы
Всем наесться наперёд.
Ираида Мордовина

***

Ой, Масленица, протянись!
За белую березу зацепись!
Сказали : Масленице семь годков,
А нашей Масленице семь деньков!
Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали - нашей Масленице
Семь годков,
А всего у Масленицы
Семь деньков.
Ой, Масленица-обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!

ПОЗДРАВЛЕНИЯ с Масленицей.

С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!

*** 

От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,
На сметане пышками,
Пирогами пышными,
Февралю - помашем,
Марту – «здравствуй» скажем.

***

Песня блинам.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Припев.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Припев.
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Припев.
На поднос блины кладет,
Их сама к столу несет.
Припев.
Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы.

Пословицы:        

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Без блинов - не Масленица.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Приложение 8

Идеи к празднику

Главным пригласительным билетом на праздник, будет стопка блинов. Блины должны принести все гости, а вы проведете конкурс «Вкусненькие блинчики».

Также найдите старое ваше ненужное платье, или костюм и косынку. Вам понадобится это для изготовления чучела «Зимы». Готовить чучело вы будете все вместе, так намного интереснее и веселее. Еще купите приз победителю конкурса «Вкусненькие блинчики» это может быть сковорода для блинов

        Когда друзья будут подходить, обменивайте их блины на номерок участника. А блины выставляйте на стол для участия в конкурсе. Будут оцениваться вкусовые качества, вид и главное начинка для блинов.

Всех гостей усаживайте за стол и начинайте отмечать праздник. По очереди начинайте пробовать все блины и запивать безалкогольными напитками. Главное раздайте участникам по листку, в котором они будут проставлять оценки блинам. После того как определились три лидера гонки, продолжайте конкурсы дальше.

Для следующего конкурса, пусть лидеры гонки возьмут себе в помощь по одному человеку из гостей праздника. Дайте им одинаковое задание. Например, со словами блин, зима, масленица друзья - придумать стихотворение. Дайте участникам время, а пока можете просто потанцевать.

Когда участники конкурса будут готовы, проверяйте их задание. Участник должен красиво выйти и продекламировать стихи, ничуть не хуже, как это делал, например Владимир Маяковский. Все гости оцениваю сам стих, рифму и подачу его с импровизированной сцены.

Также можно предложить участникам поучаствовать в конкурсе «Соблазнительная реклама» прорекламировать их блинчики так, чтобы остальным захотелось попробовать только их блинчики. Участницам могут помогать остальные гости, а можете предложить участникам конкурса все сделать самим, от идеи до исполнения.

Теперь пришло время делать чучело Зимы. Выходите все во двор и займитесь ее изготовлением. Мужчины выполняют грубую мужскую работу. Делают чучело зимы и крепят его на шест. А девушки наряжают чучело и раскрашивают его.

Теперь разжигайте костер и устанавливайте чучело зимы. Когда оно будет гореть, устройте дикие танцы вокруг огня. Почувствуйте радость от того, что готовы встречать весну, что просыпаетесь от зимней спячки и готовы к новым ощущениям и событиям в вашей жизни.

После того как чучело зимы сгорело, можете устроить танцы у огня и прыжки через костер. Только соблюдайте осторожность, чтобы не спалить ничего в округе и самим не пораниться. Теперь пришло время подводить итоги конкурса «Вкусненькие блинчики» и награждать победителей конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Сохранение тембровой окраски мелодической линии на протяжении всего музыкального произведения...

Методическая разработка открытого урока по немецкому языку "Старый немецкий город"

Данная методическая разработка создана с целью приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка, расширить кругозор учащихся, научить детей рассказывать о городе, в частности, в умении назвать и ...

Методическая разработка открытого занятия

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Методическая разработка открытого урока на тему "Artificial Intellect\'\'

Открытый урок для студентов технических специальностей на тему "Искусственный интеллект""....

Методическая разработка открытого урока в 5 классе

Представлена методическая разработка открытого урока для обучающихся общеобразовательных учереждений 5 - го класса...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"

Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...