Сценарий драматической постановки "А зори здесь тихие..."
методическая разработка по теме

МЕДИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

Я, как и все мои ровесники не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что больше не увидят  ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять, совсем юных девушек тоже не хотели войны!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dramaticheskaya_postanovka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Драматическая постановка

 «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»

по повести Б. Васильева

Действующие лица: Софья Гурвич, Галка Четвертак, Лиза Бричкина,

Евгения Комелькова, Рита Осянина, Федот Евграфыч Васков, Капитан Альберт Федотыч

Реквизит: сборник стихов, карта, фляжка, кружка,  бинокль, цветы,  вещь-мешки, ветки

Декорации: двойные кулисы, маскировочная сетка, искусственные елки, деревянные конструкции для изготовления скальных пород, мраморная плита с фамилиями погибших, бугорок  на  погосте,

Костюмы: военная форма

Оборудование: музыкальный центр, микрофоны

Цель: 

  • формирование героического сознания  воспитанников и соотношения  цены великой победы;

  • воспитание патриотизма, гордости за подвиг многонационального советского народа, уважения и благодарного отношения к героизму русских женщин.

Картина 1. Память

Музыкальный акцент

Тема «Финальная»

Капитан-ракетчик пробирался сквозь багровую листву густого леса, теребя букетик свежих хризантем и прижимая к сердцу маленькую мраморную плиту. Оказывается он  разыскали могилу … И  нашел ее по каким-то своим приметам.

Здесь, оказывается, тоже воевали... Капитан  быстро установил мраморную плиту и молчаливо приклонил колено…

Картина 2. Тревога

Осянина. Товарищ комендант!.. Товарищ старшина!..

Хлопал сонными глазами:

Васков. Что?

Осянина.  Немцы в лесу!

Васков. Так... Откуда известно?

Осянина.  Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках...

Васков. Команду — в ружье: боевая тревога!

Старшина метнулся в дом. Натянул сапоги, накинул гимнастерку, второпях, как при пожаре.

Картина 3. Подготовка

Васков.  Ну,  стройте людей.

Осянина.   Построены, товарищ старшина.

Васков. Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими в лес, лови немцев с автоматами.  Вольно!

Осянина.  Женя, Галя, Лиза...

Васков. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить — не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...

Осянина.  Умеют.

Васков. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Гурвич.   Я знаю.

Васков. Что — я? Что такое я? Докладывать надо!

Гурвич.  Боец Гурвич.

Васков. Как по-ихнему — руки вверх?

Гурвич. Хенде хох.

Васков. Точно. Ну, давай, Гурвич...

Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.

Васков. Идем надвое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. Р-разойдись!..

Картина 4. Сборы

Музыкальный акцент

Тема «А зори здесь тихие»

Васков. Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, — значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому, как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть — одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. В случае обнаружения противника или чего непонятного... Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

Захихикали

Васков. Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть.

Гурвич.  Я умею.По ослиному: и-а, и-а!

Васков. Ослы здесь не водятся. Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.

Показал, а они засмеялись. Васков не понял, но и сам улыбки не сдержал.

Васков. Так селезень утицу подзывает.Ну-ка, попробуйте.

Крякали с удовольствием.

Васков. Идем на Вопь-озеро. Глядите сюда.

Столпились у карты

Васков. Ежели немцы к железке идут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают: значит, мы раньше их там будем. До места нам верст двадцать — к обеду придем. И подготовиться успеем. Все понятно, товарищи бойцы?

Все. Понятно...

Васков. Тогда в путь.

Музыкальный акцент

Тема «Щербатый месяце»

Картина 5. Привал

Васков.  Ну что, товарищи бойцы, умаялись?

Бричкина.  Умаялись...

Васков.  Ну, отдыхайте покуда. Дальше легче будет: до сухой березы добредем — и шабаш.

Осянина. Нам бы помыться.

Васков.  На той стороне протока чистая, песчаный берег. Хоть купайтесь. Ну, а сушиться, конечно, на ходу придется.

Четвертак.  А мне как же без сапога?

Васков. А тебе чуню сообразим. Только уж за болотом, не здесь. Потерпишь?

Четвертак.   Потерплю.

Гурвич. И вечный бой, покой нам только сниться…

Васков.  Товарищи бойцы, я решил встретить врага и предложить ему сдаться. В случае сопротивления одного убить, а второго все ж таки взять живым.

Комелькова.  Все ясненько.

Васков. А ясненько, на позициях лежать как мыши. Первым я с ним говорить буду.

Гурвич. По-немецки.

Васков. По-русски, а вы переведете, коли не поймут. Ежели вы и в бою так высовываться будете, то санбата поблизости нет и мамань тоже. Все. И не спать,  вести наблюдение.

Разошлись по позициям. Васков залег и сразу задремал.

Картина  6. На позициях

Музыкальный акцент

Тема «Воспоминание»

Васков.  Немцы?..

Осянина.    Где?

Васков. Фу, леший... Показалось.

Осянина. Подремлите, Федот Евграфыч.

Васков. Ну, что ты Осянина, это я так, сморило меня. Будет мне вечный сон, ежели фрицев проворонили.

Пошел проводить осмотр боевых позиций.

Музыкальный акцент

Тема «Возвращение старшины. Пение птиц»

Васков. Сразу видно, бывалый ты человек Лизавета. Хорошо устроилась. Ничего не заметила.

Бричкина. Тихо пока.

Васков. Ты все примечай. Хорошо-то как!

Бричкина. Будто и войны нет.

Васков. (Поет) Лизи, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета?

Бричкина.  А у нас поют…

Васков. После споем с тобой Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споем.

Ушел.

Гурвич читала за своим камнем книжку. Бубнила нараспев, точно молитву, и Федот Евграфыч послушал, прежде чем подойти

Гурвич. Рожденные в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть...

Васков. Кому читаешь-то? Кому, спрашиваю, читаешь?

Гурвич. Никому. Себе.

Васков.  А чего же в голос?

Гурвич.  Так ведь стихи.

Васков. А-а... (полистал ). Глаза портишь.

Гурвич. Светло, товарищ старшина.

Васков. А в голос, все-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай. Поглядывай, боец Гурвич.

Музыкальный акцент

Тема «А зори здесь тихие»

Васков.  Ты чего скукожилась, боец Четвертак?

Четвертак.  Холодно...

Протянул руку ко лбу…

Васков. Жар у тебя, товарищ боец. Чуешь?

Федот Евграфыч вытащил, фляжку. Плеснул в кружку.

Четвертак.  А что это?

Васков.  Микстура.  

Четвертак.  Ой, что вы, что вы...

Васков.   Приказываю принять!

Четвертак.   Нет, что вы...

Васков.   Пей, без разговору!..

Четвертак.  Ну, что вы, в самом деле! У меня мама — медицинский работник...

Васков.  Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?

Музыкальный акцент

Тема «Финальная»

Васков.   Может, зря сидим?

Осянина. Может, и зря.

Васков.   Однако не думаю. Если ты фрицев тех с пеньками не спутала, конечно.

Осянина. Тише! Слышишь?

Васков.    Птицы кричат... Сороки!.. Сороки-белобоки шебаршат, Рита.

Осянина. Значит, идет кто-то, беспокоит их. Не иначе — гости.

Васков. Осянина, подымай бойцов. Мигом! Но скрытно, чтоб ни-ни!

Картина 7. Проводы Лизаветы

Тема «Финальная»

Подтянулись бойцы. Молча разошлись по местам, залегли.

Васков. Ну, идите же, идите, идите...

Гурвич. Три... пять... восемь... десять... Двенадцать... четырнадцать... пятнадцать, шестнадцать... Шестнадцать, товарищ старшина...

Васков.  Вижу. Это же даже лучше, что шестнадцать их. Поняла? Бричкина, дорогу назад хорошо помнишь?

Бричкина. Ага, товарищ старшина (рванула)

Васков.  Погоди, Лизавета, не гоношись. Главное дело — болото, поняла? Бродок узкий, влево-вправо — трясина. Ориентир — береза. От березы прямо на две сосны, что на острове.

Бричкина.  Ага. (рванула)

Васков. Погоди. Доложишь Кирьяновой обстановку. Мы тут фрицев покружим маленько, но долго не продержимся, сама понимаешь.

Бричкина. Значит, мне сейчас идти?

Васков. Дуй, Лизавета батьковна.

Васков. Плохо, девчата, дело. Стало быть, шестнадцать их. Шестнадцать автоматов — это сила. В лоб такую не остановишь. И не остановить тоже нельзя, а будут они здесь часа через три.  На помощь можно к ночи рассчитывать, не раньше. А до ночи, ежели в бой ввяжемся, нам не продержаться. Ни на какой позиции не продержаться, потому как у них шестнадцать автоматов.

Гурвич.  Продержимся, ежели, конечно, Бричкина вовремя прибежит.

Осянина. Прибежит. Она быстрая.

Картина 8. Смерть в болоте

Музыкальный акцент

Тема «Щербатый месяц»


Бричкина бежала, что было мочи. А в болоте всей тяжестью наваливалась на шест, пытаясь  не упасть в холодную жидкую грязь. И вдруг…

Бричкина.  Помогите!.. На помощь!.. Помогите!..

Бричкина.    А следующей будет Доброта,
Хотя я и не первый год в пехоте,
Погибну  глупо – не с гранатою на танк,
Утону я  в Равнодушия болоте.

Картина 9. Ожидание

Старшина биноклем обшаривал кустарник

Васков. Чуешь? Подвела немца культура: кофею захотел.

Осянина.   Почему так думаете?

Васков. Дымком тянет, значит, завтракать уселись. Только все ли шестнадцать?..

Подсчитать их придется, Маргарита, не отбился ли кто. Слушай вот что. Ежели стрельба поднимется — уходи немедля, в ту же секунду уходи. Забирай девчат, и топайте прямиком на восток, аж до канала. Там насчет немца доложишь, хотя, мыслю я, знать они об этом уже будут, потому, как Лизавета Бричкина вот-вот должна до разъезда добежать. Все поняла?

Осянина.   Нет, А вы?

Васков. Ты это, Осянина, брось. Мы тут не по грибы-ягоды ходим. Уж ежели обнаружат меня, стало быть, живым не выпустят, в том не сомневайся. И потому сразу же уходи. Ясен приказ?

Васков. Что отвечать должна, Осянина?

Раздался крик

Осянина. Ясен…

Васков. Вроде Гурвич крикнула?..

Осянина.   Нет, Показалось.

Васков.  Комелькова, за мной. Остальным здесь ждать.

Картина 10. Смерть Гурович

Музыкальный акцент

Тема «Возвращение старшины»

Принесли мертвую Гурвич.

Васков.  Вот ты, почему крикнула. Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза: грудь помешала... Погубил я тебя. Полежи тут покуда, Сонечка.

Васков.  Я в бой отправил лучшие войска
Любовь, Надежду, Доброту и Волю.
Какое счастье, что они еще пока
Согласны выходить со мною в поле.

Они пойдут, как смертники, вперед,
За переделку мира тщетно биться,
Но ВСЕ СТО ЛЕТ я знаю наперед
В каком порядке, что потом случится.

Васков. Некогда трястись, Комелькова. За мной, бегом.

        

Картина 11. Отмщение

Васков.  Отдышись. Близко. Тут они. Двое их. Пригнись. Рядом пройдут. Вон за той скалой будь. Как они с этой сосной поравняются шуми чем-нибудь не раньше, не позже… Стрелять нельзя, остальные сбегутся. Давай.

Музыкальный акцент

Тема «Драка»

Побежала за бугор. Поравнявшись с немцами, бросила камень. Завязалась у Евграфыча драка с немцами. Одного Сразу Васков уложил, а второго Комелькова  прикладом по голове прикончила.

Васков. Молодец, Комелькова... Благодарность тебе... объявляю... Ну вот, Женя. На двоих, значит, меньше их стало...

Женька вдруг бросила винтовку и, согнувшись, пошла за кусты, шатаясь, как пьяная. Упала в кустах и рыдала…

Васков. Наших сама найдешь или проводить?  К Соне идите…

Картина 12. Прощение

Музыкальный акцент

Тема «Воспоминание»

Галя Четвертак закричала, было, затряслась, Соню увидев.

Осянина.  Без истерик тут!..

Васков. Прощайтесь.

И Галя смолкла. Стала на колени возле Сониной головы, тихо плакала

Осянина.  Отличница была. Круглая отличница — и в школе и в университете.

Васков. Да. Стихи читала. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы — внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. А они по этой ниточке  ножом... Берите.

Комелькова с Осяниной за плечи взяли, а Четвертак — за ноги. Понесли, оступаясь и раскачиваясь, и Четвертак все ногой загребала. Неуклюжей ногой, обутой в заново сотворенную чуню. А Федот

Евграфыч с Сониной шинелью шел следом.

Васков.  Стойте. Кладите тут покуда.

Васков.  За ноги ее подержи.

Осянина. Зачем?

Васков.  Держи, раз велят! Да не здесь — за коленки!..

Васков  сдернул  сапог с Сониной ноги.

Осянина.  Зачем? Не смейте!..

Васков.  А затем, что боец босой, вот зачем,

Четвертак. Нет, нет, нет!

Васков.  Не в цацки же играем, девоньки. О живых думать нужно: на войне только этот закон. Держи, Осянина. Приказываю, держи.

Сдернул второй сапог, кинул Гале Четвертак

Васков.   Обувайся. И без переживаний давай: немцы ждать не будут. Значит так, все лишнее здесь оставим, а оружие взять с собой. Пошли.

Картина 13. Бой

Осторожно  шли, без шума, да опять, видно, к себе больше прислушивались, потому что чудом на немцев не нарвались.

 Васков. Рассыпайтесь!

Музыкальный акцент

Тема «Бой»

Сколько тот бой продолжался, никто не помнил…

Галя Четвертак настолько испугалась, что и выстрелить-то ни разу не смогла.

Осянина. Задело вас?

Васков. Нет, камушками посекло. Спасибо тебе младший сержант, за секундочку, что мне дала. Чудом спаслись, как в сказке.

Комелькова.  Я везучая. 

Картина 14. Поиски

Васков.   В поиск со мной идет боец Четвертак. Здесь — Осянина старшая. Задача: следом двигаться на большой дистанции. Ежели выстрелы услышите — затаиться приказываю. Затаиться и ждать, покуда мы не подойдем. Ну, а коли не подойдем — отходите. Скрытно отходите через наши прежние позиции на запад. До первых людей; там доложите.

Четвертак, вещмешок и шинельку здесь оставишь. За мной идти след в след и глядеть, что делаю. И, что б ни случилось, молчать. Молчать и про слезы забыть.

Шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

Васков.   Тебе сколько лет-то?

Четвертак.  По правде? 17.

Васков.   Наврала что ли в военкомате?

Четвертак.  Наврала, что родителей немцы убили. Но ведь были же у меня родители.

Васков. Фамилию в детдоме дали.

Четвертак.  Ага, завхоз придумал.

Васков. А что, хорошая фамилия. Мал золотник да дорог. Двоих мы там прищучили, Галя! Двоих — стало быть, двенадцать осталось. А это нам не страшно, товарищ боец. Это нам, считай, пустяки!.. В куст! И замри!..

По тропинке настороженно шли немцы

Картина 15. Смерть бойца Четвертак

С шумом раздались кусты, и из них порскнула вдруг Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

Четвертак. Ма - ма - -а-а-а-а-а-а-

Коротко ударил автомат

Музыкальный акцент

Тема «Воспоминание»

Четвертак.   Любовь погибнет первой. Наповал,
Сраженная твоим холодным взглядом.
Напрасно бинтовала и  лечила я
Мне, мертвой, ничего уже не надо.

Картина 16. Встреча

Васков понял, что остался один. Идти не было сил, и он привстал на колени, чтоб напиться из лужи

Комелькова. Федот Евграфыч... Федот Евграфыч!.. Товарищ старшина!..

Кинулся к ним: тут, в воде, и обнялись. Повисли на нем обе сразу, целуют — грязного, потного, небритого

Васков.   Ну что вы, девчата, что вы!..

Васков.    Эх, девчонки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика?

Комелькова.  Не хотелось, товарищ старшина...

Васков.   Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат. Вот так Федотом и зовите. Или Федей, как маманя звала...

Осянина.  А Галка?..

Васков.   Погибли наши товарищи смертью храбрых. Четвертак — в перестрелке, а Лиза Бричкина в болоте утопла. Выходит, что с Соней вместе троих мы уже потеряли. Это так. Но ведь зато сутки здесь, в межозерье, противника кружим. Сутки!.. И теперь наш черед сутки выигрывать. А помощи нам не будет, и немцы идут сюда. Там и бой пора будет принимать. Последний, по всей видимости...

Картина 17. Смерть девчат

Музыкальный акцент

«Скрежет автоматов, разрывы грана»

Васков. Пригнись.

И снова автоматы, и разрывы гранат…

Комелькова. Скорее!.. Рита!..

Осянина лежала в луже крови

Васков.Чем?

Осянина.  Граната...

Васков. Тряпок! Белье давай!

Женька трясущимися руками уже рвала свой мешок, уже совала что-то легкое, скользкое...

Васков. Да не шелк! Льняное давай!..

Комелькова. Нету...

Васков. А, леший! (потянулся к мешку)  Затянул, как на грех...

Осянина.   Немцы... Где немцы?

Женька секунду смотрела на нее в упор, а потом, схватив автомат, кинулась к берегу..

Старшина разорвал рубаху и стал бинтовать.

Васков.  Ничего, Рита, ничего... Он поверху прошел: кишки целые. Заживет...

Музыкальный акцент

«Скрежет автоматов, разрывы грана»

Осянина.  Иди... туда иди...   Женька там…

Васков спрятал ее под еловым ветками,  и ушел.

Комелькова  пела «Катюшу»

Комелькова.   Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой…Ну, идите сюда, идите… Выходила на берег Катюша … Эй, вы … уносила песню за собой… за Риту (кидает гранату), выходила на берег Катюша… за Галку(кидает гранату),  уносила песню за собой … за Софью(кидает гранату),  за Лизу...

Музыкальный акцент

«Скрежет автоматов, разрывы грана»

Вскоре вернулся Васков. Разбросал ветки, молча сел рядом, обхватив раненую руку, покачиваясь…

Васков.   А в этот раз она как-будто знала,
Что это будет очень трудный бой,
Но, как всегда, опять своих спасала,
Погоню увлекая за собой.

И там в конце безжалостно, в упор,
Сжимая камень, на врагов едва привстав,
Была расстреляна… и с этих пор
Надеяться я тоже перестал.

Музыкальный акцент

Тема «Воспоминание»

Осянина.   Женя погибла?

Он кивнул.

Осянина.  Женя сразу... умерла?

Васков. Сразу. Не победили они нас, понимаешь? Я еще живой, меня еще повалить надо!..

Он замолчал, стиснув зубы, закачался, баюкая руку.

Осянина.  Болит?

Васков. Здесь у меня болит. Здесь свербит, Рита. Так свербит!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

Осянина.   Ну, зачем так... Все же понятно, война...

Васков. Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли! Что ж это вы со смертью их оженили, а сами целенькие?

Осянина.  Не надо. Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали.

Васков. Да… Ты полежи покуда, я вокруг погляжу. А то наткнутся — и концы нам.

Он достал наган, зачем-то старательно обтер его рукавом.

Васков. Возьми. Два патрона, правда, осталось, но все-таки спокойнее с ним.

Осянина.   Погоди! Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут — Альбертом. Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал.

Васков. Не тревожься, Рита, понял я все.

Осянина.   Спасибо тебе.

Васков. Я сейчас разведку проведу и вернусь.  К ночи до свих доберемся.

Осянина.  Иди. Завали меня ветками. И обязательно дойди.

Васков. Вместе дойдем (пошел )

Музыкальный акцент

«Выстрел»

Васков.  Когда же с Волей мы останемся вдвоем
Она, внимательно следя за боем,
Так ВОВРЕМЯ подавит их огнем
И даст секундочку, чтоб заменить обойму.
И я умру…с последним сожаленьем:
“Опять сестричек положил зазря…”
Не будет ветерка ни дуновенья,
И только тихая поднимется заря.

Музыкальный акцент

«Жди меня»

Бойцы исполняют песню

Характеристики героев

Лиза Бричкина – дочь лесника, скромная, говорит на «о». Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.

Рита Осянина – вдова, есть сын, серьезная, надежная, ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.

Евгения Комелькова – первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье, которую потом расстреляли.Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.

Софья Гурвич – любит читать стихи, ее родители, скорее всего, погибли в минске. она в это время училась в москве, готовилась к сессии. в отряде она была переводчицей.

Галя Четвертак -  не знает своих родителей, ее подкинули в детский дом, но Галя говорила всем, что ее мама — медицинский работник.

Васков – говорит на «0», всегда строг с подчиненными,  но справедлив, 30 лет отраду, пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет.

….. первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: “Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила”. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.
Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.
У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.
Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Девочки рождаются не для войны"внеклассное чтение по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Уважение и преклонение перед подвигом российского народа  в ВОв, уважение к памяти павших. Поиски ответа на вопросы:"Почему можно  назвать героической гибель каждой из девушек? В чём же сила...

Сценарий инсценировки отрывка повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"

Отрывок повести Б. Васильева "А зори здесь тихие" (сцена после бани). Инсценирвка была подготовлена и показана на концерте "Солдат войны не выбирает", посвященном месячнику оборонно-массовой работы....

Сценарий литературной постановки "А зори здесь тихие" (По повести Б. Васильева)

Литературная постановка посвящена 70-летию годовщины победы в Великой Отечественной войне. Участиники - ученики 11 класса....

Сценарий спектакля по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..."

Сценарий спектакля по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..."...

Драматическая постановка 75 лет Победы А зори здесь тихие

Сценарий драматической постановки фрагмента произведения "А зори здесь тихие"по мотивам повести Б. Васильева...

Литературно-музыкальная композиция "А зори здесь тихие-тихие..."

    Литературно-музыкальная композиция посвящена  женщинам, которые наравне с мужчинами добывали победу. В сценарии действующими лицами стали герои повести Бориса Васильева &laqu...


 

Комментарии

МЕДИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

Выражаю благодарность воспитанникам актерской студии Центра "Ариадна" за участие в планировании, подготовке и постановке бессмертной повести "А зори здесь тихие..." Б. Васильева. Спасибо за память о лучших сынах и дочерях Отечества погибших на полях сражений, защищая просторы нашей великой Родины.
Педагог дополнительного образования С.В. Медикова